Изобретение относится к области медицины, а конкретно детской неврологии и психиатрии. Данный способ может быть использован для первичного скрининга психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков с психосоматическими заболеваниями.
Невротические нарушения широко распространены у детей и подростков и играют значительную роль в развитии соматической патологии (1). Их выявление и устранение способствуют более эффективному лечению соматических заболеваний. Для диагностики психического напряжения и невротических тенденций психотерапевтами широко используются специализированные тесты и шкалы (2). Однако в большинстве случаев пациенты с жалобами невротического спектра в первую очередь обращаются к педиатрам и терапевтам, которым необходимо обладать инструментом для первичной диагностики разнообразных невротических нарушений. Кроме того, при обследовании детей важно, что бы текст применяемого опросника был адаптирован к возрастным особенностям.
Целью создания изобретения является улучшение первичной диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков с психосоматической патологией.
Эта цель достигается тем, что вопросы теста адаптированы к детскому возрасту, ответы распределяют по девяти шкалам, сумма баллов в которых отражает степень выраженности вегетативных дисфункций, астенизации, расстройств сна, нарушений аппетита, проявлений депрессивного спектра, повышенной тревожности, фобий, патологических привычных действий, экстрапунитивной агрессии, высокие значения по 1-4 шкалам указывают на целесообразность консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а по 5-9 шкалам - на необходимость консультации психотерапевта или детского психиатра.
Сравнение предлагаемого способа с другими известными в области медицины способами показало его соответствие критериям изобретения. Способ реализуется следующим образом: на приеме родителей пациента просят заполнить анкету, включающую 45 вопросов:
1. Часто жалуется на боли в животе
2. Сильно устает к концу дня
3. Засыпает медленно и с трудом
4. Отмечается очень плохой аппетит
5. Нередко бывает чувство стыда, позора или вины
6. Очень тревожен
7. Легко пугается
8. Грызет ногти
9. Нередко бывают вспышки злости
10. Часто жалуется на головные боли
11. С трудом сосредотачивается, часто отвлекается
12. Спит беспокойно
13. Излишне разборчив в еде
14. Часто плачет
15. Боится неудачи
16. Боится за свое здоровье
17. Сосет палец, грызет карандаши (ручки и т.п.)
18. Легко злится, выходит из себя
19. Бывает часто рвота
20. Сильно раздражается и устает от шума
21. Утром встает неохотно, не отдохнувшим, не бодрым
22. Иногда без причины отказывается от любимой еды
23. Испытывает чувство неполноценности
24. Когда волнуется, то чрезмерно потеет, краснеет или бледнеет
25. Боится темноты или засыпать без света
26. Часто моргает или зажмуривается
27. Часто конфликтует или дерется с детьми
28. Часто бывает головокружение
29. Жалуется на тяжесть в теле или чувство разбитости
30. Снятся страшные или плохие сны
31. Похудел за последнее время
32. Считает, что другие ребята смеются над ним
33. Часто ему трудно решиться на что-либо
34. Боится одиночества или чужих людей
35. Есть привычка подергивать углом рта, рукой, плечом и т.п.
36. Стал более грубым и дерзким по отношению к взрослым
37. Часто жалуется на боли в разных частях тела
38. Стал менее выносливым
39. Выглядит сонливым днем
40. Ограничивает себя в еде, утверждая, что находится на диете
41. Выглядит грустным, безрадостным
42. Старается быть всегда тихим
43. Боится, что с ним или с близкими может что-то случиться.
44. Слишком часто ходит в туалет или бывает недержание мочи или стула (днем или ночью)
45. Если разозлится, плохо контролирует свои действия.
Перечисленные вопросы отражают наличие психического напряжения и невротических тенденций по девяти шкалам:
За каждый утвердительный ответ начисляется один балл, в случае получения высоких (более 2 баллов, то есть более 50%) значений по любой из 1-4 шкал указывают на целесообразность консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а по любой из 5-9 шкал - на необходимость консультации психотерапевта или детского психиатра.
Клинический пример 1. К педиатру на прием обратился пациент С., 14 лет, с жалобами на боли после еды в эпигастрии, тошноту, головные боли. Врач попросил родителей мальчика заполнить опросник, при анализе которого выяснилось, что у мальчика часто болит голова, бывают головокружения, отмечается снижение аппетита, утром он встает неохотно, плаксив, нередко испытывает необоснованное чувство стыда, неполноценности, считает, что другие ребята смеются над ним.
Подсчет числа симптомов показал, что у ребенка имеется по четыре признака вегетативных дисфункций и проявлений депрессивного спектра, поэтому ему необходима консультация психотерапевта.
Психотерапевтом был выставлен клинический диагноз депрессивного расстройства, который соответствовал результату предварительного тестирования, назначена психотерапия, амитриптилин по 10 мг/сут. По окончании курса лечения у мальчика появилась уверенность в своих силах, улучшилось настроение, ему легче стало общаться со сверстниками. Купирование симптомов депрессивного спектра сопровождалось исчезновением болевого и диспепсического синдромов.
Клинический пример 2. В гастроэнтерологический Центр обратилась пациентка У., 10 лет, с жалобами на боли в животе, тошноту, отрыжку. В ответах на вопросы родители указали, что девочка сильно устает к концу дня, жалуется на тяжесть в теле и чувство разбитости, часто плачет, с трудом сосредотачивается на выполнении заданий.
Анализ жалоб выявил наличие астенизации, поэтому девочке назначена консультация невропатолога. Невропатолог подтвердил диагноз астенического синдрома, порекомендовал временно снизить нагрузки, увеличить продолжительность сна, назначил курс адаптогенов (элеутерококк) и витаминов. В результате проведенного лечения перечисленные симптомы исчезли, у девочки улучшились настроение и успеваемость.
Использование предлагаемого опросника способствует выявлению важных патогенетических механизмов психосоматических, в том числе гастроэнтерологических расстройств, сокращению сроков и стоимости лечения, уменьшению трудопотерь и пропусков занятий, улучшает прогноз заболеваний. Диагностика и последующее лечение психического напряжения и невротических тенденций - важный элемент профилактики социальной дезадаптации, суицидального поведения.
Предлагаемый способ диагностики возможно и целесообразно использовать терапевтами, педиатрами, врачами общей практики и гастроэнтерологами на амбулаторном приеме и в условиях стационара для скрининга психического напряжения и невротических тенденций, преимущественно у детей и подростков.
Источники информации
1. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. - М., 1997. - 198 с.
2. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. Руководство для врачей и научных работников./Под ред. Беловой А.Н., Щепетовой О.Н. - М., "Антидор", 2002. - 439 с.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2000 |
|
RU2168312C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ | 2013 |
|
RU2539400C1 |
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | 2015 |
|
RU2599345C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА РАЗВИТИЯ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ОСЛОЖНЕНИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ У ПАЦИЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ ЛЕЧЕНИЕМ | 2017 |
|
RU2648875C1 |
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ОБОЖЖЕННЫХ ДЕТЕЙ | 2011 |
|
RU2445129C1 |
Способ определения психосоциальной адаптации пациентов с ишемической болезнью сердца к хронической сердечной недостаточности | 2022 |
|
RU2794026C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ | 2009 |
|
RU2402268C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) | 2007 |
|
RU2328977C2 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ | 2020 |
|
RU2741226C1 |
Изобретение относится к области медицины, а конкретно детской неврологии и психиатрии. Родитель ребенка заполняет анкету, содержащую 45 вопросов, которые отражают наличие психического напряжения и невротических тенденций, распределенных по девяти шкалам согласно бланку для ответов, приведенному в описании, отражающих степень выраженности вегетативных дисфункций, астенизации, расстройств сна, нарушений аппетита, проявлений депрессивного спектра, повышенной тревожности, фобий, патологических привычных действий, экстрапунитивной агрессии. Каждый утвердительный ответ оценивают в один балл и при получении более двух баллов по шкалам 1-4 диагностируют невротические тенденции, а по шкалам 5-9 - психическое напряжение. При этом выявление невротических тенденций указывает на целесообразность консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а выявление психического напряжения - на необходимость консультации детского психиатра или психотерапевта. Способ расширяет арсенал средств для дифференциальной диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.
Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации | |||
/Под ред | |||
А.Н.Беловой, О.Н.Щепетовой | |||
- М.: Антидор, 2002, с.58-61 | |||
СПОСОБ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ | 2000 |
|
RU2160047C1 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2000 |
|
RU2168312C1 |
Способ дифференциальной диагностики панических атак и психогенных припадков | 1990 |
|
SU1757644A1 |
БУРЛАЧУК Л.Ф., МОРОЗОВ С.М | |||
Словарь-справочник по психодиагностике | |||
- С-Пб.: Питер, 1999, с.50-51. |
Авторы
Даты
2007-01-10—Публикация
2004-07-12—Подача