СПОСОБ СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Российский патент 2007 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2290867C2

Изобретение относится к области медицины, а конкретно детской неврологии и психиатрии. Данный способ может быть использован для первичного скрининга психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков с психосоматическими заболеваниями.

Невротические нарушения широко распространены у детей и подростков и играют значительную роль в развитии соматической патологии (1). Их выявление и устранение способствуют более эффективному лечению соматических заболеваний. Для диагностики психического напряжения и невротических тенденций психотерапевтами широко используются специализированные тесты и шкалы (2). Однако в большинстве случаев пациенты с жалобами невротического спектра в первую очередь обращаются к педиатрам и терапевтам, которым необходимо обладать инструментом для первичной диагностики разнообразных невротических нарушений. Кроме того, при обследовании детей важно, что бы текст применяемого опросника был адаптирован к возрастным особенностям.

Целью создания изобретения является улучшение первичной диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков с психосоматической патологией.

Эта цель достигается тем, что вопросы теста адаптированы к детскому возрасту, ответы распределяют по девяти шкалам, сумма баллов в которых отражает степень выраженности вегетативных дисфункций, астенизации, расстройств сна, нарушений аппетита, проявлений депрессивного спектра, повышенной тревожности, фобий, патологических привычных действий, экстрапунитивной агрессии, высокие значения по 1-4 шкалам указывают на целесообразность консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а по 5-9 шкалам - на необходимость консультации психотерапевта или детского психиатра.

Сравнение предлагаемого способа с другими известными в области медицины способами показало его соответствие критериям изобретения. Способ реализуется следующим образом: на приеме родителей пациента просят заполнить анкету, включающую 45 вопросов:

1. Часто жалуется на боли в животе

2. Сильно устает к концу дня

3. Засыпает медленно и с трудом

4. Отмечается очень плохой аппетит

5. Нередко бывает чувство стыда, позора или вины

6. Очень тревожен

7. Легко пугается

8. Грызет ногти

9. Нередко бывают вспышки злости

10. Часто жалуется на головные боли

11. С трудом сосредотачивается, часто отвлекается

12. Спит беспокойно

13. Излишне разборчив в еде

14. Часто плачет

15. Боится неудачи

16. Боится за свое здоровье

17. Сосет палец, грызет карандаши (ручки и т.п.)

18. Легко злится, выходит из себя

19. Бывает часто рвота

20. Сильно раздражается и устает от шума

21. Утром встает неохотно, не отдохнувшим, не бодрым

22. Иногда без причины отказывается от любимой еды

23. Испытывает чувство неполноценности

24. Когда волнуется, то чрезмерно потеет, краснеет или бледнеет

25. Боится темноты или засыпать без света

26. Часто моргает или зажмуривается

27. Часто конфликтует или дерется с детьми

28. Часто бывает головокружение

29. Жалуется на тяжесть в теле или чувство разбитости

30. Снятся страшные или плохие сны

31. Похудел за последнее время

32. Считает, что другие ребята смеются над ним

33. Часто ему трудно решиться на что-либо

34. Боится одиночества или чужих людей

35. Есть привычка подергивать углом рта, рукой, плечом и т.п.

36. Стал более грубым и дерзким по отношению к взрослым

37. Часто жалуется на боли в разных частях тела

38. Стал менее выносливым

39. Выглядит сонливым днем

40. Ограничивает себя в еде, утверждая, что находится на диете

41. Выглядит грустным, безрадостным

42. Старается быть всегда тихим

43. Боится, что с ним или с близкими может что-то случиться.

44. Слишком часто ходит в туалет или бывает недержание мочи или стула (днем или ночью)

45. Если разозлится, плохо контролирует свои действия.

Перечисленные вопросы отражают наличие психического напряжения и невротических тенденций по девяти шкалам:

Номера вопросовНазвания шкал110192837вегетативные дисфункции211202938астения312213039расстройства сна413223140нарушения аппетита514233241депрессивные расстройства615243342повышенная тревожность716253443фобии и страхи817263544привычные действия918273645экатрапунитивная агрессия

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл, в случае получения высоких (более 2 баллов, то есть более 50%) значений по любой из 1-4 шкал указывают на целесообразность консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а по любой из 5-9 шкал - на необходимость консультации психотерапевта или детского психиатра.

Клинический пример 1. К педиатру на прием обратился пациент С., 14 лет, с жалобами на боли после еды в эпигастрии, тошноту, головные боли. Врач попросил родителей мальчика заполнить опросник, при анализе которого выяснилось, что у мальчика часто болит голова, бывают головокружения, отмечается снижение аппетита, утром он встает неохотно, плаксив, нередко испытывает необоснованное чувство стыда, неполноценности, считает, что другие ребята смеются над ним.

Подсчет числа симптомов показал, что у ребенка имеется по четыре признака вегетативных дисфункций и проявлений депрессивного спектра, поэтому ему необходима консультация психотерапевта.

Психотерапевтом был выставлен клинический диагноз депрессивного расстройства, который соответствовал результату предварительного тестирования, назначена психотерапия, амитриптилин по 10 мг/сут. По окончании курса лечения у мальчика появилась уверенность в своих силах, улучшилось настроение, ему легче стало общаться со сверстниками. Купирование симптомов депрессивного спектра сопровождалось исчезновением болевого и диспепсического синдромов.

Клинический пример 2. В гастроэнтерологический Центр обратилась пациентка У., 10 лет, с жалобами на боли в животе, тошноту, отрыжку. В ответах на вопросы родители указали, что девочка сильно устает к концу дня, жалуется на тяжесть в теле и чувство разбитости, часто плачет, с трудом сосредотачивается на выполнении заданий.

Анализ жалоб выявил наличие астенизации, поэтому девочке назначена консультация невропатолога. Невропатолог подтвердил диагноз астенического синдрома, порекомендовал временно снизить нагрузки, увеличить продолжительность сна, назначил курс адаптогенов (элеутерококк) и витаминов. В результате проведенного лечения перечисленные симптомы исчезли, у девочки улучшились настроение и успеваемость.

Использование предлагаемого опросника способствует выявлению важных патогенетических механизмов психосоматических, в том числе гастроэнтерологических расстройств, сокращению сроков и стоимости лечения, уменьшению трудопотерь и пропусков занятий, улучшает прогноз заболеваний. Диагностика и последующее лечение психического напряжения и невротических тенденций - важный элемент профилактики социальной дезадаптации, суицидального поведения.

Предлагаемый способ диагностики возможно и целесообразно использовать терапевтами, педиатрами, врачами общей практики и гастроэнтерологами на амбулаторном приеме и в условиях стационара для скрининга психического напряжения и невротических тенденций, преимущественно у детей и подростков.

Источники информации

1. Антропов Ю.Ф. Психосоматические расстройства у детей и подростков. - М., 1997. - 198 с.

2. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. Руководство для врачей и научных работников./Под ред. Беловой А.Н., Щепетовой О.Н. - М., "Антидор", 2002. - 439 с.

Похожие патенты RU2290867C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ 2000
  • Белокрылова М.Ф.
  • Семке В.Я.
RU2168312C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ 2013
  • Куприянова Ирина Евгеньевна
  • Дашиева Баирма Антоновна
  • Карауш Ирина Сергеевна
RU2539400C1
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 2004
  • Ромицына Елена Евгеньевна
RU2297180C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ АЛЕКСИТИМИИ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЮЩИМИСЯ РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 2015
  • Куприянова Ирина Евгеньевна
  • Карауш Ирина Сергеевна
  • Дашиева Баирма Антоновна
RU2599345C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА РАЗВИТИЯ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ОСЛОЖНЕНИЙ, ВЫЗЫВАЕМЫХ У ПАЦИЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМ ЛЕЧЕНИЕМ 2017
  • Силин Алексей Викторович
  • Лопушанская Татьяна Алексеевна
  • Коцюбинская Юлия Вадимовна
  • Михайлов Владимир Алексеевич
RU2648875C1
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ОБОЖЖЕННЫХ ДЕТЕЙ 2011
  • Хунафин Саубан Нурлыгаянович
  • Гизатуллин Тагир Рафаилович
  • Юлдашев Владимир Лабибович
  • Зинатуллин Радик Медыхатович
  • Хатмуллина Карина Радиковна
  • Садыкова Оксана Ришатовна
RU2445129C1
Способ определения психосоциальной адаптации пациентов с ишемической болезнью сердца к хронической сердечной недостаточности 2022
  • Жидяевский Александр Геннадьевич
  • Галяутдинов Геншат Саляхутдинович
  • Менделевич Владимир Давыдович
  • Нестерина Мария Кирилловна
RU2794026C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ 2009
  • Воронова Ольга Анатольевна
  • Герасимова Нина Михайловна
  • Фарленкова Елена Юрьевна
RU2402268C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССОВОГО РАССТРОЙСТВА (ПТСР) 2007
  • Бундало Наталья Леонидовна
RU2328977C2
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ ЛИЦ С ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬЮ 2020
  • Солдаткин Виктор Александрович
  • Мадорский Владимир Викторович
  • Сидоров Алексей Алексеевич
  • Мавани Дхавал Чандракант
  • Солдаткина Светлана Викторовна
RU2741226C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ СКРИНИНГ-ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Изобретение относится к области медицины, а конкретно детской неврологии и психиатрии. Родитель ребенка заполняет анкету, содержащую 45 вопросов, которые отражают наличие психического напряжения и невротических тенденций, распределенных по девяти шкалам согласно бланку для ответов, приведенному в описании, отражающих степень выраженности вегетативных дисфункций, астенизации, расстройств сна, нарушений аппетита, проявлений депрессивного спектра, повышенной тревожности, фобий, патологических привычных действий, экстрапунитивной агрессии. Каждый утвердительный ответ оценивают в один балл и при получении более двух баллов по шкалам 1-4 диагностируют невротические тенденции, а по шкалам 5-9 - психическое напряжение. При этом выявление невротических тенденций указывает на целесообразность консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а выявление психического напряжения - на необходимость консультации детского психиатра или психотерапевта. Способ расширяет арсенал средств для дифференциальной диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей. 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 290 867 C2

1. Способ скрининг-диагностики психического напряжения и невротических тенденций у детей и подростков, включающий проведение тестирования, отличающийся тем, что родитель ребенка заполняет анкету, содержащую 45 вопросов, которые отражают наличие психического напряжения и невротических тенденций, распределенных по 9 шкалам согласно бланку для ответов, приведенному в описании, отражающих: степень выраженности вегетативных дисфункций, астенизации, расстройств сна, нарушений аппетита, проявлений депрессивного спектра, повышенной тревожности, фобий, патологических привычных действий, экстрапунитивной агрессии; каждый утвердительный ответ оценивают в один балл и при получении более двух баллов по шкалам 1-4 диагностируют невротические тенденции, а по шкалам 5-9 - психическое напряжение.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что выявление невротических тенденций указывает на целесообразность консультации ребенка детским неврологом или психотерапевтом, а выявление психического напряжения - на необходимость консультации детского психиатра или психотерапевта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2290867C2

Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации
/Под ред
А.Н.Беловой, О.Н.Щепетовой
- М.: Антидор, 2002, с.58-61
СПОСОБ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ 2000
  • Крупенин Б.Л.
RU2160047C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОГРАНИЧНЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ 2000
  • Белокрылова М.Ф.
  • Семке В.Я.
RU2168312C1
Способ дифференциальной диагностики панических атак и психогенных припадков 1990
  • Дюкова Галина Михайловна
  • Воробьева Ольга Владимировна
  • Шепелева Илона Петровна
SU1757644A1
БУРЛАЧУК Л.Ф., МОРОЗОВ С.М
Словарь-справочник по психодиагностике
- С-Пб.: Питер, 1999, с.50-51.

RU 2 290 867 C2

Авторы

Носачев Геннадий Николаевич

Хайретдинов Олег Замильевич

Печкуров Дмитрий Владимирович

Уваровская Ольга Юрьевна

Даты

2007-01-10Публикация

2004-07-12Подача