СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ ЛОКОМОТИВА Российский патент 2011 года по МПК B61C17/12 B60R16/00 

Описание патента на изобретение RU2435686C2

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог, может найти применение при управлении машинистом железнодорожным транспортным средством с микропроцессорной системой управления.

Известен способ обнаружения неисправности транспортного средства, при котором задают уровень тока утечки, измеряют текущее значение тока утечки, сравнивают текущее значение тока утечки с заданным, в случае превышения током утечки заданного значения генерируют возбуждающий сигнал для переключения от первого заземления на второе заземление, причем второе заземление образует путь заземления при более низком напряжении, чем путь заземления, образованный первым заземлением для предотвращения потенциального увеличения начинающегося короткого замыкания на землю при выведении транспортного средства из строя (заявка на изобретение РФ №2006115864).

Указанный способ обнаружения неисправности обладает высокими показателями безопасности в части исключения такой аварийной ситуации как короткое замыкание. Однако способ управления не дает полной картины неисправности и рекомендаций обслуживающему персоналу по их устранению.

Известен способ обнаружения неисправности электроподвижного состава, при котором в случае неисправности происходит индикация блока сигнализации о неисправности, в зависимости от обстановки и характера неисправности оборудования электровоза машинист принимает решение по выбору способа устранения неисправности или последствий возникновения неисправности (см. Электровоз ВЛ85: Руководство по эксплуатации / Б.А.Тушканов, Н.Г.Пушкарев, Л.А.Позднякова и др. - М:. Транспорт, 1992. - 480 с: ил. табл. см. рис.12.3 на стр.289, а также стр.336-348).

Недостатком способа обнаружения неисправности является необходимость поиска неисправности путем «прозвонки» предполагаемых неисправных цепей.

Задачей изобретения является разработка способа обнаружения неисправности локомотива, при котором машинисту со стороны системы управления электроподвижного состава предоставляется информация в режиме «Советчик» с указанием возможного места неисправности и пути устранения последствий неисправности.

Поставленная задача решается тем, что способ обнаружения неисправности локомотива, при котором во время эксплуатации локомотива машинист периодически выполняет визуальный контроль состояния оборудования путем мониторинга технологической информации по блоку индикации информации микропроцессорной системой управления (МПСУ), расположенному на пульте в кабине электровоза, в случае неисправности, в зависимости от обстановки и характера неисправности оборудования электровоза машинист принимает решение по выбору способа устранения неисправности или последствий возникновения неисправности, дополнительно введены новые признаки, - предварительно заносят в память микропроцессорной системы управления электровоза массивы признаков неисправностей и соответствующие им участки электрической, пневматической схемы цепей и блоков электровоза, в случае возникновения неисправности вызывают на блоке индикации информации кадры с изображением топологических участков схем поврежденных цепей с указанием возможных причин неисправности.

Новым в способе является то, что при помощи имеющихся штатных средств локомотива - микропроцессорной системы управления и датчиков: тока, напряжения, давления, температуры, скорости и т.п., способ позволяет идентифицировать характер неисправности и установить участок неисправной цепи.

Положительный эффект изобретения проявляется в том, что предлагаемое техническое решение позволяет сократить время поиска неисправности и автоматически определять неисправную цепь. При этом способ диагностики неисправности сводит до минимума поиск неисправности машинистом и дает возможность получения информации с рекомендациями по устранению неисправности. Кроме того, предлагаемый способ позволяет сократить время простоя локомотива при устранении неисправности.

На фиг.1 представлено изображение диагностической информации на блоке индикации в виде кадра состояния неисправной цепи преобразователя собственных нужд (ПСН) электровоза.

На фиг.2 представлено изображение диагностической информации на блоке индикации в виде кадра состояния неисправной цепи быстродействующего выключателя электровоза.

На фиг.3 представлен общий вид блока индикации пульта машиниста электровоза.

Способ реализуют следующим образом.

Во время эксплуатации или наладки локомотива машинист периодически выполняет визуальный контроль состояния оборудования. Этот визуальный контроль состоит в мониторинге (наблюдении) технологической информации по блоку индикации информации (дисплею) микропроцессорной системы управления, расположенному на пульте машиниста в кабине локомотива (электровоза). В случае неисправности, в зависимости от обстановки и характера неисправности оборудования электровоза машинист принимает решение по выбору способа устранения неисправности или последствий возникновения неисправности. Такими решениями могут служить непосредственное устранение неисправности, вызов по радиостанции резервного локомотива и другие, в соответствии с должностными инструкциями. На стадии проектирования и наладки электровоза (предварительно) заносят в память микропроцессорной системы управления электровоза массивы признаков неисправностей и соответствующие им участки электрической, пневматической схемы цепей и блоков электровоза, могущие возникнуть в процессе его работы. Во время работы локомотива, например электровоза, сигналы с блок-контактов релейно-контакторной аппаратуры и диагностических проводов электронного оборудования поступают на входы МПСУ, извещая тем самым о текущем состоянии цепей электровоза: нормальном (исправном) состоянии оборудования электровоза, или, наоборот, о его неисправностях. Массивы данных в виде уровней напряжения сигналов, поступающих на входы МПСУ, хранятся в памяти МПСУ. Массивы данных представляют собой зависимость состояния конечной нагрузки цепи от состояния промежуточных элементов (блокировок), или совокупности сигналов. В процессе работы электровоза эти массивы состояния сравнивают с фактическим состоянием контактов, фактическими сигналами, поступающими на входы МПСУ. В случае поступления на вход МПСУ сигналов, соответствующих аварийным (предаварийным) состояниям, или комбинациям сигналов, соответствующим неисправности или аварийному (предаварийному) режиму, в соответствии с алгоритмами управления оборудования с выходов МПСУ получают сигналы состояния оборудования. При работе или наладке оборудования локомотива в случае возникновения неисправности вызывают на блоке индикации информации кадры с изображением топологических участков схем поврежденных цепей с указанием возможных причин неисправности.

При этом комбинация блокировок позволяет составить и отобразить на мониторе различные участки цепей электровоза с указанием участка неисправности. Одновременно, на дисплее пульта машиниста, при нажатии машинистом клавиши вызова режима «Советчик» появляется схематическое изображение участка неисправной цепи с текстово-графическими комментариями. Также со стороны МПСУ приводятся рекомендации по идентификации неисправностей и пути их устранения.

При запуске электровоза в рабочее состояние или в процессе его работы, в случае наличия неисправности происходит автоматическая индикация на экране монитора о наличии неисправности электровоза. После этого, по усмотрению машиниста, для детального уточнения характера неисправности машинист нажимает на панели блока индикации (дисплея) технологическую клавишу, например, клавишу 3 (фиг.3). После этого на дисплее должен появиться кадр с изображением неисправной цепи. Нажатием клавиши перебора кадров или достигают поиск необходимого кадра с местом неисправности.

Неисправность цепи (например, ее разрыв) изображается на дисплее в виде разомкнутого контакта.

Так, например, состояние контактов (фиг.1) дополнительно с цветовым акцентированием неисправных элементов указывает на возможные участки неисправности ПСН.

Разрыв (открытый контакт) реле КА1 (фиг.2) свидетельствует о его срабатывании по причине возникновения аварийного режима в защищаемой цепи.

Изображенное на дисплее состояние силовых контактов находит свое схематическое отражение, благодаря сигналам датчиков: тока, напряжения, давления, температуры, скорости и т.п., а также блокировочным контактам электрических и электронных аппаратов, подключенных на вход МПСУ.

Таким образом осуществляется контроль состояния практически всех цепей электровоза.

В качестве дисплея пульта машиниста может быть использован дисплей типа GERSYS ВС5741 (см. GERSYS GmbH Hans-Urmiller-Ring 46 с D-82515 Wolfratshausen, Germany. Телефон: +49(0)8171 9986-6. Факс: +49(0)8171 9986-86. E-mail: info@gersys.de. Http: www.gersys.de).

На фиг.3 представлен общий вид дисплея GERSYS с технологическими кнопками по его краям. Функциональные значения кнопок представлены в техническом описании указанного дисплея.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволяет улучшить эффективность диагностики оборудования электровоза.

Согласно предлагаемому изобретению, совокупность известных и вновь введенных в предлагаемом локомотиве признаков позволяет решить задачу, на которую направлено изобретение, обеспечив при этом получение требуемого технического результата.

Похожие патенты RU2435686C2

название год авторы номер документа
ЛОКОМОТИВ 2007
  • Солтус Константин Павлович
  • Солтус Татьяна Павловна
RU2331535C1
СПОСОБ ПРЕДАВАРИЙНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗА 2008
  • Бережной Александр Леонидович
  • Пустоветов Михаил Юрьевич
  • Солтус Константин Павлович
RU2379205C1
СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2013
  • Кривошеев Антон Владимирович
  • Кузнецова Кристина Александровна
  • Аминодов Михаил Григорьевич
  • Емельянов Сергей Михайлович
  • Никитин Дмитрий Анатольевич
RU2584852C9
МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ 2023
  • Мурашкин Александр Владимирович
  • Шумаев Алексей Сергеевич
RU2813221C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ КОМПЛЕКСНАЯ 2019
  • Галеев Альберт Иванович
  • Воробьев Сергей Валерьевич
  • Вепров Игорь Юрьевич
  • Абсалямов Руслан Аликович
  • Рылов Кирилл Александрович
  • Антропов Александр Николаевич
RU2732495C1
СИСТЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ О НЕСАНКЦИОНИРОВАННОМ ПРОНИКНОВЕНИИ, ВОЗГОРАНИИ И ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ТЯГОВОГО И МОТОР-ВАГОННОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2014
  • Кривошеев Антон Владимирович
  • Кузнецова Кристина Александровна
  • Аминодов Михаил Григорьевич
  • Емельянов Сергей Михайлович
  • Никитин Дмитрий Анатольевич
RU2635910C2
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ РОДА ТОКА 2006
  • Солтус Константин Павлович
  • Бережной Александр Леонидович
RU2316434C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОВОЗОМ ОДНОФАЗНО-ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТРАНЗИСТОРНЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ВОЗБУЖДЕНИЯ 2023
  • Савоськин Анатолий Николаевич
  • Пудовиков Олег Евгеньевич
  • Чучин Антон Александрович
  • Михальчук Николай Львович
  • Попов Юрий Иванович
RU2824412C1
СПОСОБ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Липа Кирилл Валерьевич
  • Белинский Алексей Анатольевич
  • Лянгасов Сергей Леонидович
  • Аболмасов Алексей Александрович
  • Мельников Виктор Александрович
  • Лакин Игорь Игоревич
RU2626168C2
ЛОКОМОТИВНАЯ СИСТЕМА РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 2016
  • Абрамов Олег Валерьевич
  • Марченков Алексей Васильевич
  • Комков Евгений Васильевич
  • Рагузин Кирилл Алексеевич
RU2641402C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 435 686 C2

Реферат патента 2011 года СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТИ ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к подвижному составу железных дорог, более конкретно к способу обнаружения неисправности локомотива. Способ обнаружения неисправности включает предварительный ввод в память системы массивов признаков неисправностей и соответствующие им участки электрической, пневматической схемы цепей, блоков локомотива и периодический визуальный контроль состояния оборудования. Система представляет собой микропроцессорную систему управления локомотивом. Визуальный контроль состояния оборудования осуществляется путем мониторинга технологической информации по блоку индикации информации микропроцессорной системы управления. Блок индикации информации системы управления расположен на пульте в кабине локомотива. В зависимости от обстановки и характера неисправности оборудования локомотива, машинист принимает решение по выбору способа устранения неисправности или последствий возникновения неисправности. В случае возникновения неисправности, на блоке индикации информации возникают кадры с изображением топологических участков схем поврежденных цепей с указанием возможных причин неисправности. Достигается предоставление машинисту информации о неисправности локомотива. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 435 686 C2

Способ обнаружения неисправности локомотива, состоящий в том, что во время эксплуатации локомотива машинист периодически выполняет визуальный контроль состояния оборудования путем мониторинга технологической информации по блоку индикации информации микропроцессорной системы управления, расположенному на пульте в кабине локомотива, в случае неисправности, в зависимости от обстановки и характера неисправности оборудования локомотива машинист принимает решение по выбору способа устранения неисправности или последствий возникновения неисправности, отличающийся тем, что предварительно заносят в память микропроцессорной системы управления локомотива массивы признаков неисправностей и соответствующие им участки электрической, пневматической схемы цепей и блоков локомотива, в случае возникновения неисправности вызывают на блоке индикации информации кадры с изображением топологических участков схем поврежденных цепей с указанием возможных причин неисправности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2435686C2

ЛОКОМОТИВ 2007
  • Солтус Константин Павлович
  • Солтус Татьяна Павловна
RU2331535C1
RU 2006124561 A1, 20.01.2008
RU 2006115864 A1, 20.11.2007.

RU 2 435 686 C2

Авторы

Солтус Константин Павлович

Стекольщиков Дмитрий Владимирович

Даты

2011-12-10Публикация

2009-03-03Подача