СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СЖИГАНИЕМ ТОПЛИВА В ПОРШНЕВОМ ДВИГАТЕЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2011 года по МПК F23N5/12 

Описание патента на изобретение RU2438070C1

Изобретение относится к системам контроля и управления процессами воспламенения и сгорания топлива, конкретно к системам контроля и управления процесса сгорания углеводородного топлива в камерах сгорания ДВС.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ контроля и управления сгоранием топлива путем измерения и сравнения с эталонным значением ионного тока в пламени и регулирования подачи топлива, причем измерение и сравнение между собой величин ионного тока производят в зоне завершения сгорания топлива, поддерживая отношение величины измеренного ионного тока к величине ионного тока при коэффициенте избытка воздуха α, равном единице, в диапазоне 0,6-0,75. Ионизационный датчик содержит два изолированных друг от друга электрода, одним из которых является камера сгорания двигателя, причем с целью измерения ионного тока в зоне завершения сгорания топлива второй электрод, изолированный от камеры сгорания металлический стержень, устанавливается в наиболее удаленной от свечи зажигания зоне камеры сгорания (патент РФ №2309334, F23N 5/12, дата публикации 27.10.2007, патентообладатель Тольяттинский государственный университет).

Недостаток известного технического решения заключается в том, что кпд при сгорании топлива относительно низко.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является повышение кпд при работе двигателя.

Технический результат заключается в повышении эксплуатационных характеристик.

Технический результат достигается тем, что в способе контроля и управления сжигания топлива в поршневом двигателе, включающем в себя регистрацию высоковольтного сигнала с электродов свечи зажигания, момента появления, существования и исчезновения сигнала ионного тока на отдельном электроде ионизационного датчика, проводят сравнение времени появления, существования и исчезновения ионного тока на отдельном электроде, вычисляют скорость распространения в основной и заключительной фазах сгорания делением расстояния от свечи зажигания на промежуток времени от искрового разряда на электродах свечи зажигания до возникновения или исчезновения ионного тока на отдельном электроде или путем деления расстояния между изолированными электродами на время существования ионного тока на отдельном электроде, а интенсивность протекания скоростей химических реакций сгорания определяют сравнением величины ионного тока при работе двигателя на любом составе топливовоздушной смеси с величиной ионного тока при работе на стехиометрическом составе топливовоздушной смеси.

Устройство для контроля и управления сжиганием топлива в поршневом двигателе, включающее полость изменяемого объема цилиндра, поршень, головку цилиндра с установленной в нее свечой зажигания и комплексом ионизационных датчиков, одним из электродов которого является корпус двигателя, имеет комплекс ионизационных датчиков, который содержит не менее восьми изолированных от деталей корпуса двигателей электродов, расположенных по окружности на расстоянии, диаметрально противоположном друг другу в изделии, которое также служит прокладкой между головкой цилиндра и корпусом двигателя.

Конструкция заявляемого технического решения показана на чертежах, где на:

фиг.1 показано устройство для контроля и управления сжиганием топлива в поршневом двигателе, вид сверху;

фиг.2 показано устройство для контроля и управления сжиганием топлива в поршневом двигателе, в разрезе.

Заявляемое техническое решение может быть реализовано в конструкции устройства для контроля и управления сжиганием топлива в поршневом двигателе, включающем цилиндр 1, поршень 2, форсунку 3, свечку зажигания 4, ионизационные датчики 5, корпус двигателя 6, прокладку 7, электронный блок управления 8.

Устройство для контроля и управления сжиганием топлива в поршневом двигателе устроено следующим образом.

Ионизационные датчики 5 в количестве не менее шести, содержащие несколько изолированных друг от друга электродов, один из которых, отрицательный, - окантовка прокладки 7 головки блока цилиндра 1 (корпус двигателя 6), другие, положительные, - изолированные от корпуса двигателя металлические стержни (ионизационные датчики 5), устанавливаются в прокладку 7 головки блока цилиндра 1 по окружности таким образом, что ионизационные датчики 5 находятся на диаметрально противоположном расстоянии друг от друга.

Устройство для контроля и управления сжиганием топлива в поршневом двигателе работает следующим образом.

В электронный блок управления 8 ДВС закладывается «эталонный» сигнал, который для различных скоростных и нагрузочных режимах различен. Данный «эталонный» сигнал соответствует работе ДВС при минимальной токсичности отработавших газов и наилучшей топливной экономичности. Протекание процесса сгорания регистрируется ионизационными датчиками 5, а информационным параметром является величина средней скорости распространения фронта пламени, изменение которой влечет за собой изменение процесса сгорания. В процессе сгорания фронт пламени, достигнув положительного электрода - металлического стержня (ионизационные датчики 5), замыкает электрическую цепь между электродами ионизационного датчика 5, окантовкой прокладки 7 головки блока цилиндра 1 (корпус двигателя 6) и металлическими стержнями (ионизационные датчики 5), в которой появляется ионный ток. Зарегистрированный ионизационным датчиком 5 сигнал обрабатывается электронным блоком управления 8 и сравнивается с «эталонным» для данного скоростного и нагрузочного режима сигналом. Если зарегистрированный сигнал отклоняется от «эталонного» в большую сторону, электронный блок управления 8 подает команду исполнительному механизму (топливная форсунка 3) на увеличение длительности подачи топлива. Далее происходит подача топлива и вновь зарегистрированный сигнал сравнивается с «эталонным». В случае если зарегистрированный сигнал отклоняется от «эталонного» в меньшую сторону, электронный блок управления 8 подает команду форсунке 3 на уменьшение длительности подачи топлива. Затем происходит подача топлива и вновь зарегистрированный сигнал сравнивается с «эталонным».

Таким образом, применение изобретения позволяет повысить эффективность работы двигателя.

Похожие патенты RU2438070C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СГОРАНИЯ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Шайкин Александр Петрович
  • Ивашин Павел Валентинович
  • Смоленский Виктор Владимирович
  • Бобровский Игорь Николаевич
RU2584085C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА В ДВС И ИОНИЗАЦИОННЫЙ ДАТЧИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Ахремочкин Олег Александрович
  • Баринов Владимир Викторович
  • Ивашин Павел Валентинович
  • Коломиец Павел Валерьевич
  • Шайкин Александр Петрович
RU2309334C1
Устройство измерения, контроля и диагностики процесса сгорания в камере двигателя внутреннего сгорания 2016
  • Бобровский Игорь Николаевич
  • Смоленский Виктор Владимирович
  • Смоленская Наталья Михайловна
  • Павлов Денис Александрович
RU2620477C1
СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Дудышев В.Д.
  • Завьялов С.Ю.
RU2135814C1
СПОСОБ ЗАЖИГАНИЯ ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Дудышев В.Д.
RU2160380C2
СПОСОБ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ И СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ЗАЖИГАНИЯ 2015
  • Дудышев Валерий Дмитриевич
RU2579337C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СЖИГАНИЕМ ТОПЛИВА И ИОНИЗАЦИОННЫЙ ДАТЧИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Шайкин А.П.
  • Русаков М.М.
  • Егоров А.Г.
  • Горчаков Л.Н.
  • Алфеев А.А.
  • Репрынцев В.Н.
  • Смышляев Г.А.
RU2096690C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2576099C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ 2015
  • Болотин Николай Борисович
RU2574197C1
УСТРОЙСТВО ЛАЗЕРНОГО ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2016
  • Болотин Николай Борисович
RU2634300C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 438 070 C1

Реферат патента 2011 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СЖИГАНИЕМ ТОПЛИВА В ПОРШНЕВОМ ДВИГАТЕЛЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к системам контроля и управления процесса сгорания углеводородного топлива в камерах сгорания ДВС. Способ контроля и управления сжигания топлива в поршневом двигателе включает в себя регистрацию высоковольтного сигнала с электродов свечи зажигания, момента появления, существования и исчезновения сигнала ионного тока на отдельном электроде ионизационного датчика и вычисление скорости распространения в основной и заключительной фазах сгорания. Интенсивность протекания скоростей химических реакций определяется сравнением величины ионного тока при работе двигателя на любом составе топливовоздушной смеси с величиной ионного тока при работе на стехиометрическом составе топливовоздушной смеси. Устройство для контроля и управления сжиганием топлива в поршневом двигателе имеет комплекс ионизационных датчиков, не менее восьми, изолированных от деталей корпуса двигателей электродов, расположенных по окружности на расстоянии, диаметрально противоположном друг другу в изделии, которое также служит прокладкой между головкой цилиндра и корпусом двигателя. Таким образом, применение изобретения позволяет повысить эффективность работы двигателя. Повышение эксплуатационных характеристик двигателя является техническим результатом изобретения. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 438 070 C1

1. Способ контроля и управления сжигания топлива в поршневом двигателе включает в себя регистрацию высоковольтного сигнала с электродов свечи зажигания, момента появления, существования и исчезновения сигнала ионного тока на отдельном электроде ионизационного датчика, отличающийся тем, что проводят сравнение времени появления, существования и исчезновения ионного тока на отдельном электроде, вычисляют скорость распространения в основной и заключительной фазах сгорания делением расстояния от свечи зажигания на промежуток времени от искрового разряда на электродах свечи зажигания до возникновения или исчезновения ионного тока на отдельном электроде или путем деления расстояния между изолированными электродами на время существования ионного тока на отдельном электроде, а интенсивность протекания скоростей химических реакций сгорания определяется сравнением величины ионного тока при работе двигателя на любом составе топливовоздушной смеси с величиной ионного тока при работе на стехиометрическом составе топливовоздушной смеси.

2. Устройство для контроля и управления сжиганием топлива в поршневом двигателе, включающее полость изменяемого объема цилиндра, поршень, головку цилиндра с установленной в нее свечой зажигания и комплексом ионизационных датчиков, одним из электродов которого является корпус двигателя, отличающееся тем, что комплекс ионизационных датчиков содержит не менее восьми изолированных от деталей корпуса двигателей электродов, расположенных по окружности на расстоянии, диаметрально противоположном друг другу в изделии, которое также служит прокладкой между головкой цилиндра и корпусом двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2438070C1

СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СГОРАНИЯ ТОПЛИВА В ДВС И ИОНИЗАЦИОННЫЙ ДАТЧИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Ахремочкин Олег Александрович
  • Баринов Владимир Викторович
  • Ивашин Павел Валентинович
  • Коломиец Павел Валерьевич
  • Шайкин Александр Петрович
RU2309334C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СЖИГАНИЕМ ТОПЛИВА И ИОНИЗАЦИОННЫЙ ДАТЧИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Шайкин А.П.
  • Русаков М.М.
  • Егоров А.Г.
  • Горчаков Л.Н.
  • Алфеев А.А.
  • Репрынцев В.Н.
  • Смышляев Г.А.
RU2096690C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ГАЗА В ГАЗОВОЙ СМЕСИ, А ТАКЖЕ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ГАЗА 1995
  • Петер М.Ван Геловен
RU2143679C1
JP 2007040697 А, 15.02.1997
JP 7248309 А, 26.09.1995
US 6356199 В1, 12.03.2002
US 4704536 А, 03.11.1987.

RU 2 438 070 C1

Авторы

Ивашин Павел Валентинович

Коломиец Павел Валерьевич

Даты

2011-12-27Публикация

2010-08-25Подача