ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДА Российский патент 2012 года по МПК B62M6/40 H02K21/28 H02K41/03 H02K16/00 H02K21/36 H02K57/00 

Описание патента на изобретение RU2440268C1

Изобретение относится к области электротехники, а именно к электрическим машинам, и может применяться в быту. Прототипом изобретения является "Электрическая машина с постоянными магнитами", патент RU №2353045 C1, опубликованный 20.04.2009 г. в Бюл. №11.

Данное изобретение позволяет упростить конструкцию электрической машины, используя магнитную энергию только одного магнита, что позволит изготавлять малогабаритные приводы для транспорта.

Технически это осуществляется следующим образом. Электропривод для велосипеда содержит одну или несколько магнитоэлектрических машин, находящихся на одном валу или сцепленных муфтами, каждая из которых имеет кольцевой статор с постоянным магнитом, выполненным в виде отрезка полого тора со щелью П или С-образной формы в поперечном сечении направленной в сторону изгиба, аксиально намагниченного и прикрепленного к внутренней поверхности статора, выполненного в виде полого цилиндра, закрытого основаниями и соединенного с валом машины через подшипники, ротор в виде массивного диска, жестко связанного с валом, на периферии которого на кронштейнах, свободно проходящих через щель постоянного магнита в его полость, крепятся один или два диаметрально противоположных электромагнита, концы обмоток которых соединяются с источником питания через токоведущие кольца и коллекторы, находящиеся на плоскости ротора, и щетки, размещенные на основании статора, при этом длина дуги электромагнита равна длине дуги постоянного магнита, при которой электромагнит или оба электромагнита могли бы размещаться вне полости постоянного магнита, причем на соседних магнитоэлектрических машинах статоры с постоянными магнитами и роторы с электромагнитами должны быть сдвинуты на некоторый угол относительно друг друга.

Конструктивно это выполняется следующим образом. На фиг.1 показана сборка из двух магнитоэлектрических машин 1, 2, находящихся на одном валу 3.На фиг.2 - составные части этих машин и их взаимное расположение. У каждой машины имеются статор 1-1, 2-1, ротор 1-2, 2-2, постоянные магниты 1-3, 2-3 и по паре электромагнитов 1-4, 2-4. Последние имеют длину дуги, равную длине дуги постоянного магнита (см.1-3, 1-4), расположены на диаметрально противоположных сторонах роторов с осями симметрии, перпендикулярными друг другу. Постоянные магниты расположены на противоположных сторонах статоров, при этом статор 2-1 вместе с постоянным магнитом 2-3 сдвинут на небольшой угол относительно статора первой машины 1-1. Такой сдвиг позволят исключить одновременное нахождение в устойчивом положении электромагнитов в обеих машинах. На фиг.3 показаны на первой машине ротор 1-2 с кронштейном 1-2-1 и частичные разрезы постоянного магнита 1-3 и статора 1-1, закрытого нижним 1-1-1 и верхним 1-1-2 основаниями и соединенных с валом 3 через подшипники 6. На верхнем основании статора 1-1-2 размещены щетки 5, входящие в соприкосновение с коллекторами 5, находящимися на роторе 1-2-2. Как видно на фиг.4, каждый коллектор имеет токопроводящую часть (белая) и изоляционную (черная), по которым скользят щетки 5, связанные с источником питания. Каждая токопроводящая часть коллектора соединена с обмоткой электромагнита 1-4-1 через токоведущие кольца 1-2-4. При этом каждое кольцо имеет соединения 1-2-3 как с одним, так и с другим коллектором, что позволяет менять полярность тока на обмотках электромагнитов в процессе вращения ротора. Электромагниты крепятся между кронштейнами 1-2-1 съемными соединениями 1-2-5, а их обмотки соединяются с токопроводящими кольцами 1-2-4 через штепсельные разъемы 1-4-3. Ротор 1-2 с кронштейнами 1-2-1, статор 1-1 с основаниями 1-1-1, 1-1-2 и корпус сборки выполнены из немагнитного материала.

Принцип действия электропривода. Как видно на фиг.4, изоляционные участки на коллекторах расположены на одной линии по радиусу коллектора напротив концов электромагнитов, заходя за плоскость торца на несколько градусов в обе стороны. Щетки также размещены на одной линии по радиусу ротора, имеют ширину, несколько меньшую ширины изоляционного участка, и расположены напротив одного из торцов постоянного магнита. При нахождении щеток на токопроводящем участке коллектора ток через токоведущие кольца 1-2-4 проходит на обмотки электромагнитов, например, справа налево, образуя магнитные полюса на концах электромагнита, одноименные с полюсами постоянного магнита или разноименные, заставляя электромагнит выталкиваться из полости постоянного магнита или втягиваться в нее. На другом участке коллектора направления тока на обмотках электромагнитов меняется на обратные, способствуя вращению ротора в ту же сторону. Направление вращения ротора можно изменить, поменяв полюсовку источника питания. Каждая магнитоэлектрическая машина может работать индивидуально, что существенно при выходе из строя одной из них. А так как эти машины могут работать и в режиме генератора, то одну из них можно использовать в качестве источника питания для другой машины в случае разрядки аккумулятора или для подзарядки его. Использование узких П-образных и прямоугольных в сечении постоянных магнитов и сердечников электромагнитов способствует компоновать неширокие по длине сборки машин. Заключенные в легкие каркасы, они могут прикрепляться к велосипедам, инвалидным и детским коляскам, к лодкам и другим плав-средствам. На фиг.5 и 6 показаны каркас или контейнер 8, в котором размещены сборка из двух машин 1-1, 2, нагруженная через управляемую муфту 9, звездочку 7, приводную цепь 12 на звездочку 11 заднего колеса велосипеда. Аккумулятор 10 размещается вблизи сборки машин и возможно в самом контейнере. Органы управления расположены на руле. Могут быть и другие варианты установки контейнера, но они не должны препятствовать ремонту колес и работе на педалях без электропривода.

Похожие патенты RU2440268C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ 2007
  • Бурмистров Евгений Александрович
RU2353045C1
ВЕТРОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ С ВЕРТИКАЛЬНОЙ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ ВИХРЕВОЙ АЭРОТУРБИНОЙ С ЦЕНТРОБЕЖНЫМИ ОГРАНИЧИТЕЛЯМИ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ АЭРОТУРБИНЫ 2008
  • Бурмистров Евгений Александрович
RU2392489C1
МОДУЛЬНО-ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА БЕЛАШОВА 2008
  • Белашов Алексей Николаевич
RU2368994C1
МОДУЛЬНО-ДИСКОВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА БЕЛАШОВА 2008
  • Белашов Алексей Николаевич
RU2368996C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2012
  • Пучкин Евгений Константинович
RU2509665C1
БЕСКОЛЛЕКТОРНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА БЕЛАШОВА 1998
  • Белашов А.Н.
RU2130682C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Дзиговский Андрей Иванович
RU2506689C2
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА БЕЛАШОВА 1996
  • Белашов Алексей Николаевич
RU2118036C1
ИМПУЛЬСНО-ИНЕРЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Шкондин Василий Васильевич
RU2285997C1
КОММУТАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2008
  • Орбан Жак
  • Радов Максим Юрьевич
  • Вдовин Алексей Юрьевич
  • Свиридов Евгений Михайлович
RU2467451C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 440 268 C1

Реферат патента 2012 года ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ ВЕЛОСИПЕДА

Изобретение относится к электродвигателям велосипедов. Электропривод содержит одну или несколько обратимых магнитоэлектрических машин, находящихся на одном валу (3) или сцепленных через муфты. Каждая машина содержит кольцевой статор (1-1), (2-1), на внутренней стороне которого установлен постоянный магнит (1-3), (2-3) в виде отрезка полого тора с С-образной щелью. На периферии ротора (1-2), (2-2) крепятся одна или две обмотки с возможностью перемещения в С-образной щели постоянного магнита. Длина дуги обмотки равна длине дуги постоянного магнита (1-3), (2-3). Обмотки связаны с источником постоянного тока через токоведущие кольца, щетки, расположенные на основании статора, и коллекторы. На соседних машинах статоры (1-1), (2-1) повернуты относительно друг друга. Решение направлено на упрощение и уменьшение размеров. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 440 268 C1

Электропривод для велосипеда содержит одну или несколько магнитоэлектрических машин, находящихся на одном валу или сцепленных через муфты, каждая из которых имеет кольцевой статор с постоянным магнитом, выполненным в виде отрезка полого тора со щелью П или С-образной формы в поперечном сечении, направленной в сторону изгиба, аксиально намагниченного и прикрепленного к внутренней поверхности статора, выполненного в виде полого цилиндра, закрытого основаниями и соединенного с валом через подшипники, ротор в виде массивного диска, жестко связанного с валом, на периферии которого на кронштейнах, свободно проходящих через щель постоянного магнита в его полость, крепятся один или два диаметрально противоположных электромагнита, концы обмоток которых соединяются через токоведущие кольца и коллекторы, находящиеся на плоскости ротора, и щетки, размещенные на основании статора, с источником питания, при этом длина дуги электромагнита равна длине дуги постоянного магнита, при которой электромагнит или оба электромагнита могли бы размещаться вне полости постоянного магнита, причем на соседних магнитоэлектрических машинах статоры с постоянными магнитами и роторы с электромагнитами должны быть сдвинуты на некоторый угол относительно друг друга.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2440268C1

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ 2007
  • Бурмистров Евгений Александрович
RU2353045C1
WO 9718125 A2, 22.05.1997
ГЕНЕРАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА 1996
  • Делерно Чарлз Чейл
RU2153756C2
WO 2009024080 A1, 26.02.2009
ВЕЛОСИПЕД 2001
  • Щербаков Сергей Анатольевич
  • Хортов В.П.
RU2223886C2

RU 2 440 268 C1

Авторы

Бурмистров Евгений Александрович

Даты

2012-01-20Публикация

2010-05-31Подача