Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности к агрегатам, предназначенным для основной и предпосевной обработки почвы.
Известен полунавесной почвообрабатывающий агрегат, включающий сницу, раму с транспортными и опорными колесами, состоящую из центральной и боковых секций, соединенных между собой посредством механизмов привода из рабочего положения в транспортное и обратно, с последовательно установленными рабочими органами в виде сборных рыхлительных лап, дисковых выравнивателей и спиральных прутковых катков (Проспект фирмы LEMKEN, ФРГ, Модель Smaragd 800).
Недостатком данной конструкции является жесткая фиксация сницы с рамой в рабочем положении, что приводит к передаче вертикальных колебаний трактора во время движения на раму агрегата и ухудшению выровненности обработанного поля; кроме того, комплектование агрегата сборными рыхлительными лапами позволяет обрабатывать качественно только стерневые поля после уборки, а на предпосевной обработке не обеспечивается ровное посевное ложе.
Наиболее близким техническим решением к предложенному является почвообрабатывающий агрегат, включающий сницу, соединенную шарнирно с рамой, на которой установлены опорные колеса, культиваторные лапы, транспортные колеса, дисковые выравниватели, спиральные прутковые катки и устройства складывания рамы (Патент RU №2256312, А01В 49/02, Бюл. №20, 2005).
Культиваторные лапы могут устанавливаться двух вариантов - сборные рыхлительные или стрельчатые плоскорежущие, что позволяет осуществлять агрегатом как основную, так и предпосевную обработку поля.
Недостатком данной конструкции почвообрабатывающего агрегата является компоновка рамы, состоящей из средней и двух боковых секций, что не позволяет увеличить ширину захвата агрегата, поскольку при увеличении размера секций ухудшается копирование рельефа поля и не обеспечивается постоянная глубина обработки по всей ширине захвата; кроме того, расположение транспортных колес только на средней секции рамы приводит к провисанию боковых секций при выглублении агрегата на разворотах в конце гона и снижает его маневренность.
Целью изобретения является повышение качества обработки почвы, расширение функциональных возможностей агрегата, повышение производительности труда.
Поставленная цель достигается тем, что в почвообрабатывающем агрегате, содержащем сницу, соединенную шарнирно с рамой, состоящей из средней и шарнирно присоединенных боковых секций, на которой установлены опорные колеса, стойки с закрепленными на них сменными рабочими органами, транспортные колеса, дисковые выравниватели, спиральные прутковые катки и механизмы складывания боковых секций рамы, сница присоединена к понизителю рамы и связана гидроцилиндром, закрепленным на раме и соединенным штоком с пазом на кронштейне сницы, а к боковым секциям присоединены посредством продольных горизонтальных шарниров крайние секции с возможностью их разворота гидроприводом из рабочего положения в транспортное и обратно, при этом боковые и крайние секции рамы снабжены транспортными колесами, имеющими привод для перевода их в транспортное или рабочее положение.
На фиг.1 изображен предлагаемый почвообрабатывающий агрегат, вид сверху, на фиг.2 - вид сбоку, на фиг.3 - вид сзади в рабочем положении, на фиг.4 - вид сзади в рабочем положении со щелевателями, на фиг.5 - вид сзади в транспортном положении.
Почвообрабатывающий агрегат (фиг.1) состоит из сницы 1, средней секции рамы 2, боковых секций 3 и крайних секций 4, опорных колес 5, стоек со сменными рабочими органами 6, которые могут устанавливаться трех вариантов - сборные рыхлительные или стрельчатые плоскорежущие лапы, щелеватели, транспортных колес на средней секции рамы 7 и на боковых секциях 8, дисковых выравнивателей 9 и спиральных прутковых катков 10.
Присоединение сницы к понизителю рамы (фиг.2) и связь с гидроцилиндром 11, закрепленным на раме и соединенным штоком с пазом на кронштейне сницы позволяет устанавливать на стойки 6 щелеватели, которые имеют увеличенную глубину обработки, и для обеспечения просвета между почвой и рабочими органами в транспортном положении необходимо гидроцилиндром поднимать передок рамы на достаточную высоту. Кроме того, такая конструкция позволяет освобождать сницу во время работы и не передавать вертикальных колебаний трактора на агрегат, обеспечивая тем самым постоянную глубину обработки.
Присоединение к боковым секциям 3 посредством продольных горизонтальных шарниров 12 крайних секций 4 с возможностью их разворота гидроприводом 13 из рабочего положения в транспортное и обратно позволяет увеличить ширину захвата агрегата, обеспечивая при этом хорошее копирование рельефа поля (см. фиг.3) и высокую производительность, а при установке щелевателей, поскольку они имеют большее, чем плоскорежущие лапы, удельное сопротивление, уменьшать ширину захвата агрегата за счет разворота крайних секций рамы и укладки их над боковыми (см. фиг.4), что, в свою очередь, не дает агрегату подпрыгивать в процессе работы, благодаря этому нет необходимости в использовании дополнительных пригрузов - достаточно собственного веса.
Снабжение боковых и крайних секций рамы транспортными колесами 8, имеющими привод 14 для перевода их в транспортное или рабочее положение, позволяет при разворотах агрегата в конце гона уменьшить давление транспортных колес на почву за счет увеличения их числа и исключить образование колеи на разворотных полосах, кроме того, обеспечить постоянный транспортный просвет по всей ширине захвата агрегата и повысить его маневренность.
Почвообрабатывающий агрегат присоединяется сницей 1 к прицепной скобе трактора и подключается гидросистема для управления гидроцилиндром 11, гидроприводом 13 разворота дополнительных секций, приводом 14 транспортных колес на боковых рамах, приводом 15 транспортных колес на средней раме и механизмом складывания боковых секций рамы 16.
Исходное положение почвообрабатывающего агрегата изображено на фиг.2. Агрегат опущен и опирается на почву колесами 5 и катками 10, стрельчатые плоскорежущие лапы 6 и дисковые выравниватели 9 заглублены, транспортные колеса 7 и 8 находятся в плавающем положении, а сница 1 освобождена.
При движении почвообрабатывающего агрегата стрельчатые лапы 6 подрезают сорняки и пласт почвы и производят его крошение, дисковые выравниватели 9 измельчают сорную растительность и разгребают образовавшиеся после прохода лап гребни, спиральные прутковые катки 10 дополнительно крошат почву, выравнивают поверхность поля и формируют уплотненную прослойку. В конце гона с помощью гидросистемы трактора приводами 14 и 15 опускаются транспортные колеса 7 и 8, гидроцилиндром 11 разворачивается и фиксируется сница 1, агрегат выглубляется, а после разворота вновь опускается в исходное положение и процесс повторяется.
При транспортировке агрегат по дорогам для уменьшения его ширины предварительно крайние секции 4 разворачиваются гидроприводом 13, затем боковые секции 3 поднимаются в вертикальное положение механизмами складывания 16 относительно шарниров 17.
Представленная на фиг.2 комплектация агрегата стрельчатыми плоскорежущими лапами позволяет использовать его для подготовки почвы перед посевом и для обработки паров, при этом производится полное подрезание сорняков, а на поверхности почвы остается слой органических веществ, что предотвращает эрозию и перегрев почвы, испарение влаги.
Почвообрабатывающий агрегат с закрепленными на стойках сборными рыхлительными лапами используется для более глубокой обработки почвы, при этом происходит интенсивное рыхление и перемешивание пожнивных остатков с верхним слоем почвы.
В результате работы в поле тракторов и сельскохозяйственных машин происходит уплотнение почвы, что мешает глубокому прорастанию корневой системы растений и негативно сказывается на урожае. Применение агрегата с установленными щелевателями (см. фиг.4) позволяет разрыхлить нижний горизонт, сохраняя при этом максимальное количество пожнивных остатков на поверхности, улучшить водный и воздушный режим почвы.
Эксплуатация агрегата в хозяйствах Оренбургской области показала, что он обеспечивает качественную обработку почвы с высокой производительностью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2004 |
|
RU2256312C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2008 |
|
RU2495553C2 |
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2006 |
|
RU2318304C1 |
Комбинированный почвообрабатывающий агрегат | 2020 |
|
RU2730659C1 |
Комбинированный почвообрабатывающий агрегат | 1986 |
|
SU1428395A1 |
Многофункциональный почвообрабатывающий агрегат | 2021 |
|
RU2757623C1 |
ДИСКОВЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2007 |
|
RU2338350C1 |
ШИРОКОЗАХВАТНЫЙ КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2002 |
|
RU2220521C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2003 |
|
RU2247477C1 |
КУЛЬТИВАТОР СПЛОШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ | 2009 |
|
RU2388200C2 |
Почвообрабатывающий агрегат состоит из сницы, соединенной шарнирно с рамой, состоящей из средней и шарнирно присоединенных боковых секций, на которой установлены опорные колеса, стойки с закрепленными на них сменными рабочими органами, транспортные колеса, дисковые выравниватели, спиральные прутковые катки и механизмы складывания боковых секций рамы. При этом сница присоединена к понизителю рамы и связана гидроцилиндром, закрепленным на раме и соединенным штоком с пазом на кронштейне сницы. К боковым секциям рамы присоединены посредством продольных горизонтальных шарниров крайние секции рамы с возможностью их разворота гидроприводом из рабочего положения в транспортное и обратно. Боковые и крайние секции снабжены транспортными колесами, имеющими привод для перевода их в транспортное или рабочее положение. Изобретение обеспечивает повышение качества обработки почвы и расширение функциональных возможностей агрегата. 5 ил.
Почвообрабатывающий агрегат, включающий сницу, соединенную шарнирно с рамой, состоящей из средней и шарнирно присоединенных боковых секций, на которой установлены опорные колеса, стойки с закрепленными на них сменными рабочими органами, транспортные колеса, дисковые выравниватели, спиральные прутковые катки и механизмы складывания боковых секций рамы, отличающийся тем, что сница присоединена к понизителю рамы и связана гидроцилиндром, закрепленным на раме и соединенным штоком с пазом на кронштейне сницы, а к боковым секциям рамы присоединены посредством продольных горизонтальных шарниров крайние секции рамы с возможностью их разворота гидроприводом из рабочего положения в транспортное и обратно, при этом боковые и крайние секции рамы снабжены транспортными колесами, имеющими привод для перевода их в транспортное или рабочее положение.
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2004 |
|
RU2256312C1 |
ДИСКОВЫЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИЙ АГРЕГАТ | 2007 |
|
RU2338350C1 |
Способ доводки шариков | 1978 |
|
SU701771A1 |
US 5890546 A, 06.04.1999. |
Авторы
Даты
2012-02-10—Публикация
2010-07-12—Подача