СИСТЕМА ПОДАЧИ ГАЗОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2012 года по МПК F02M21/02 

Описание патента на изобретение RU2443898C2

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам подачи топливовоздушной смеси в двигатель внутреннего сгорания.

Известна система подачи газа для газового и газожидкостного двигателя - патент RU №2039882 [дата подачи заявки 14.08.1992 г.], МПК F02M 21/04, содержащая источник газа, редукторы низкого и высокого давления, газовоздушный смеситель с диффузором и дроссельной заслонкой, впускной коллектор. Во внутренней полости впускного коллектора размещена труба со сквозными распределительными окнами, размещенными напротив каналов цилиндров двигателя.

Недостатком данной системы является увеличение сопротивления на впуске при решении задачи по повышению равномерности поступления газовоздушной смеси по цилиндрам двигателя.

Известна также система центрального впрыска газа для двигателя внутреннего сгорания - заявка на изобретение RU №97112804 [дата подачи заявки 10.07.1997 г.], МПК F02M 21/02, содержащая источник сжатого газа, газовый редуктор, электромагнитный газовый клапан с датчиком, дозатор газа, сообщенный с газовым клапаном и подключенный к газосмесительному устройству карбюратора-смесителя двигателя внутреннего сгорания, и переключатель вида топлива.

Однако при неоспоримых достоинствах система, при центральной подаче газа, не обеспечивает равномерность подачи газовоздушной смеси по цилиндрам двигателя.

Известна система впрыска сжатого природного газа для газовых двигателей - патент US 005329908 A [дата подачи заявки 19.07.1994 г.]. Система содержит источник сжатого газа, линии подвода топлива, газовый редуктор с электромагнитным отсечным клапаном, электромагнитные форсунки с аккумуляторами газа в теле форсунки, электронный блок управления (ЭБУ), контролирующий продолжительность впрыска сжатого газа в цилиндры.

Недостатком данной системы является наличие аккумуляторов газа в корпусе форсунки - в данном случае усложняется конструкция форсунки, и при этом размеры форсунки не позволяют аккумулировать запас газа, необходимый для поддержания постоянного давления впрыска.

Наиболее близким по технической сущности аналогом заявляемой системы (прототипом) является устройство подачи природного газа с внешним смесеобразованием в двигатель RU №2291316 [дата подачи заявки 03.08.2005 г.], МПК F02M 21/02, состоящее из источника газа, редуктора, электромагнитных управляемых клапанов и смесителей с числом последних, равным числу цилиндров двигателя.

Недостатком данного устройства является переменное давление газа перед газовыми форсунками ввиду особенностей работы газового редуктора, при пульсирующих потоках в каналах впускного коллектора.

Целью изобретения является повышение мощности двигателя за счет усовершенствования системы впуска газовоздушной смеси путем поддержания постоянного давления сжатого природного газа перед форсунками и синхронизации колебаний газовоздушной смеси путем обеспечения одинаковой длины впускных воздушных трубопроводов к каждому цилиндру двигателя.

Это достигается тем, что систему подачи газовоздушной смеси в прототипе, содержащую источник газа, управляемые электромагнитные газовые форсунки с числом, равным количеству цилиндров двигателя, линию подвода газообразного топлива, включающую трубопровод, редуктор и газовоздушные смесители с числом, равным количеству цилиндров двигателя, предлагается дополнить газовым аккумулятором расчетного объема на участке между газовым редуктором и управляемыми электромагнитными газовыми форсунками, электронным устройством управления моментом и количеством подачи топлива и установить впускной воздушный трубопровод с одинаковой длиной каналов к каждому цилиндру двигателя. При этом объем газового аккумулятора рассчитывается следующим образом.

Газовый аккумулятор находится между редуктором и газовыми форсунками, поэтому там постоянно поддерживается рабочее давление форсунок, создаваемое редуктором.

где VA - объем газового аккумулятора, м3;

ρA - плотность природного газа при рабочем давлении форсунки, кг/м3;

ρ0 - плотность природного газа при поступлении в цилиндры двигателя, кг/м3;

V0 - объем природного газа, необходимый для запаса в аккумуляторе, при плотности ρ0, м3.

В ходе выполнения работы были проведены испытания модернизированной системы питания автотракторного газодизельного двигателя - газодизельной модификации двигателя КамАЗ 7409.10 №889563.

На испытываемом двигателе был установлен ТНВД модели 335-10, со средней величиной цикловой подачи дизельного топлива VЦ.Д.=81,5 мм3/цикл. При работе по газодизельному циклу запальная доза дизельного топлива составляла в среднем 10% от номинального значения цикловой подачи. Оставшиеся 90% топлива замещались природным газом. При этом известно соотношение расхода дизельного топлива и природного газа:

1 л.д.т.=1,3 м3 природного газа.

Отсюда

VЦ.Г.=0,9×1,3×10-6×VЦ.Д.=0,000073 м3,

где VЦ.Г. - максимальная цикловая подача природного газа в один цилиндр двигателя при работе по газодизельному циклу.

Тогда

где - максимальная цикловая подача природного газа во все цилиндры двигателя при работе по газодизельному циклу;

n - количество цилиндров двигателя.

Далее вводим КЗ - коэффициент запаса газа в аккумуляторе.

При KЗ=10 отбор газа из аккумулятора в рабочие цилиндры двигателя за один цикл составляет 10% от общего количества газа, находящегося в аккумуляторе. С учетом подачи газа из редуктора в аккумулятор отклонение давления в газовом аккумуляторе от рабочего давления форсунки находится в пределах 3-5% в зависимости от быстродействия редуктора. Таким образом достигается существенное повышение равномерности подачи газовоздушной смеси в рабочие цилиндры двигателя. Эти расчеты были подтверждены полученными опытными данными (табл.1-3).

Для нахождения VA определим значения ρA и ρ0.

Плотность газа при рабочих условиях рассчитывается по ГОСТ 30319.1-96.

где р - давление газа при рабочих условиях, МПа;

Т - температура газа при рабочих условиях, К;

ρC - плотность газа при стандартных условиях, кг/м3;

ТC - температура окружающей среды при стандартных условиях, К;

рC - давление окружающей среды при стандартных условиях, МПа;

КC - коэффициент сжимаемости.

Коэффициент сжимаемости определяется по ГОСТ 30319.2-96.

Для автотракторного газодизельного двигателя ρC=0,6682 кг/м3.

Значения параметров рС и ТC при стандартных условиях по ГОСТ 2939-63:

рC=0,101325 МПа;

TС=293,15 К.

Тогда для рабочих условий форсунки (р=0,3 МПа и Т=350 К):

Для условий поступления природного газа в цилиндры двигателя (р=0,1 МПа и Т=360 К):

Тогда

Расчетный объем газового аккумулятора для модернизированной системы питания газодизельной модификации двигателя КамАЗ 7409.10 с ТНВД модели 335-10 составил 3,3 л. Таким же образом, используя уравнения (1), (2), и (3) можно рассчитать объем газового аккумулятора для любого автотракторного газового или газодизельного двигателя с другими параметрами.

Для подтверждения достоверности расчетов были проведены стендовые моторные исследования газодизельной модификации двигателя КамАЗ 7409.10 с ТНВД модели 335-10 без газового аккумулятора и с газовым аккумулятором различных объемов. В результате была получена зависимость температуры отработавших газов от конструкции системы питания двигателя. В таблицах 1, 2 и 3 приведены опытные данные, показывающие зависимость температуры отработавших газов в различных цилиндрах исследуемого двигателя от нагрузки и объема газового аккумулятора.

Таблица 1. Система питания без газового аккумулятора. М t t t t t t t t кг м °C °C °С °C °C °С °C °С 10 350 330 300 320 340 320 300 290 20 450 360 340 340 420 330 320 300 30 490 460 420 400 450 420 400 380 40 510 460 430 410 480 440 400 390 50 510 460 430 410 490 430 410 400 60 515 470 450 450 500 450 440 430 70 530 480 460 450 505 470 450 430

Таблица 2. Система питания с газовым аккумулятором, КЗ=5. М t t t t t t t t кг м °С °С °С °С °С °С °С °С 10 360 380 390 400 410 340 360 380 20 400 460 410 440 380 420 400 390 30 480 460 520 440 500 440 450 450 40 490 520 530 520 490 510 480 460 50 530 500 480 480 500 530 510 470 60 530 510 540 490 480 540 520 510 70 540 520 500 490 500 510 490 500

Таблица 3. Система питания с газовым аккумулятором, КЗ=10. М t t t t t t t t кг м °С °C °С °C °C °С °C °C 10 400 400 380 390 400 390 380 390 20 450 450 440 440 440 440 440 430 30 490 480 480 470 490 480 480 470 40 510 510 500 500 500 500 490 490 50 510 510 510 500 510 510 500 500 60 515 510 500 500 510 510 500 500 70 530 530 520 520 530 520 520 520

На фиг.1 показана конструктивная схема предлагаемой системы подачи газовоздушной смеси в двигатель.

Система подачи газовоздушной смеси в двигатель состоит из одноступенчатого газового редуктора 2, газового аккумулятора 3 расчетного объема, электромагнитных управляемых газовых форсунок 7, газовоздушных смесителей 5 с числом, равным количеству цилиндров двигателя. Система содержит также трубопроводы 4, соединяющие источник газа 1 с редуктором, редуктор с аккумулятором, аккумулятор с форсунками, через которые газ поступает в смесители, находящиеся во впускном воздушном трубопроводе 6, где создается смесь газа с воздухом. Редуктор посредством выходного отверстия соединен с входом аккумулятора, с другой стороны аккумулятор соединен с электромагнитными управляемыми форсунками, число которых равно числу цилиндров двигателя.

Сжатый природный газ из источника газа 1 поступает по трубопроводу высокого давления в одноступенчатый газовый редуктор 2, после которого с давлением, необходимым для оптимальной работы газовой форсунки, газ поступает в газовый аккумулятор 3, где находится неснижаемый запас газа под рабочим давлением форсунки. Данный запас позволяет компенсировать неравномерность подачи газа из газового редуктора к газовым форсункам на различных режимах работы двигателя. Из газового аккумулятора газ по линиям подвода газа к форсункам 4 поступает к электромагнитным газовым форсункам 7, контролируемым электронным устройством управления моментом и количеством подачи топлива по сигналам датчика частоты вращения коленчатого вала, датчика массового расхода воздуха и кислородного датчика (не показаны). Порции газа из электромагнитных форсунок попадают в смесители 5 и, предварительно перемешавшись с воздухом, поступающим из впускного воздушного трубопровода 6, попадают в цилиндры двигателя 8. Впускной воздушный трубопровод устанавливается с одинаковой длиной каналов к каждому цилиндру двигателя. Управление работой двигателя производится изменением положения дроссельной заслонки 9.

Похожие патенты RU2443898C2

название год авторы номер документа
Система питания газодизеля 1989
  • Чхаидзе Георгий Владимирович
  • Сикмишвили Темури Иванович
  • Богданов Захарий Саберджанович
  • Христианов Омир Александрович
SU1768786A1
ГАЗОТЕПЛОВОЗ С ГИБРИДНОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ 2018
  • Новиков Дмитрий Викторович
  • Сиротенко Игорь Васильевич
RU2689087C1
ГАЗОДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР С СИСТЕМОЙ УПРАВЛЕНИЯ И 16-ПОЗИЦИОННЫМ КОНТРОЛЛЕРОМ 2021
  • Буров Сергей Васильевич
  • Калиниченко Владислав Владимирович
RU2779213C1
Способ организации рабочего процесса газодизельного двигателя 2018
  • Савельев Геннадий Степанович
  • Кочетков Максим Николаевич
  • Овчинников Евгений Валентинович
  • Измайлов Андрей Юрьевич
  • Трубицын Андрей Владимирович
  • Уютов Сергей Юрьевич
RU2700866C1
СПОСОБ ПОДАЧИ ГОРЮЧЕГО ГАЗА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА В РАБОЧИЕ ЦИЛИНДРЫ ГАЗОДИЗЕЛЯ 2021
  • Асабин Виталий Викторович
  • Носырев Дмитрий Яковлевич
  • Курманова Лейна Салимовна
  • Петухов Сергей Александрович
  • Летягин Павел Викторович
RU2772450C1
СПОСОБ ПОДАЧИ ГОРЮЧЕГО ГАЗА В РАБОЧИЕ ЦИЛИНДРЫ ГАЗОДИЗЕЛЯ 2006
  • Бондаренко Леонид Маркович
  • Жданов Виталий Александрович
  • Никольский Николай Константинович
  • Сазонов Игорь Валентинович
  • Троицкий Анатолий Пантелеевич
  • Фролов Геннадий Владимирович
RU2319846C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2019
  • Пасечник Дмитрий Валентинович
RU2703893C1
Система питания двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Дикий Николай Александрович
  • Пятничко Александр Иванович
  • Калачев Сергей Ильич
  • Вознюк Иван Степанович
SU1777630A3
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОПОРШНЕВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2013
  • Хрящев Юрий Евгеньевич
  • Фавстов Владимир Сергеевич
  • Жаров Александр Викторович
  • Павлов Александр Анатольевич
RU2520787C1
СПОСОБ И СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ДВУХТОПЛИВНОГО ДВС 2017
  • Миронов Михаил Витальевич
RU2689658C1

Реферат патента 2012 года СИСТЕМА ПОДАЧИ ГАЗОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к системам подачи топливовоздушной смеси в двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Система подачи газовоздушной смеси для газодизельного ДВС содержит источник газа (1), управляемые электромагнитные газовые форсунки (7), электронное устройство управления моментом и количеством подачи топлива, линию подвода газообразного топлива, газовый аккумулятор (3) и впускной воздушный трубопровод. Линия подвода газообразного топлива включает трубопровод, редуктор (2) и газовоздушные смесители (5). Газовый аккумулятор (3) выполнен с возможностью компенсации неравномерности подачи газа и устанавливается на участке между газовым редуктором (2) и управляемыми форсунками (7). Объем газового аккумулятора (3) определяется по уравнениям: , , где VA - объем газового аккумулятора, м3, ρA - плотность природного газа при рабочем давлении форсунки, кг/м3, ρ0 - плотность природного газа при поступлении в цилиндры двигателя, кг/м3, V0 - объем природного газа, необходимый для запаса в аккумуляторе, при плотности ρ0 м3, - максимальная цикловая подача природного газа во все цилиндры двигателя, м3, ρ - плотность газа при рабочих условиях, кг/м3, p - давление газа при рабочих условиях, МПа, Т - температура газа при рабочих условиях, °К, ρC - плотность газа при стандартных условиях, кг/м3, ТC - температура окружающей среды при стандартных условиях, К, pC - давление окружающей среды при стандартных условиях, МПа, KC - коэффициент сжимаемости. Впускной воздушный трубопровод выполнен с одинаковой длиной каналов (6) к каждому цилиндру двигателя. Технический результат заключается в поддержании постоянного давления сжатого природного газа перед форсунками и синхронизации колебаний газовоздушной смеси. 1 ил., 3 табл.

Формула изобретения RU 2 443 898 C2

Система подачи газовоздушной смеси для газодизельного двигателя, содержащая источник газа, управляемые электромагнитные газовые форсунки с числом, равным количеству цилиндров двигателя, линию подвода газообразного топлива, включающую трубопровод, редуктор и газовоздушные смесители с числом, равным количеству цилиндров двигателя, отличающаяся тем, что система снабжена электронным устройством управления моментом и количеством подачи топлива и газовым аккумулятором расчетного объема, выполненным с возможностью компенсации неравномерности подачи газа и устанавливаемым на участке между газовым редуктором и управляемыми электромагнитными газовыми форсунками, причем объем газового аккумулятора определяется по уравнениям , ,
где VA - объем газового аккумулятора, м3, ρA - плотность природного газа при рабочем давлении форсунки, кг/м3, ρ0 - плотность природного газа при поступлении в цилиндры двигателя, кг/м3, V0 - объем природного газа, необходимый для запаса в аккумуляторе, при плотности ρ0, м3, - максимальная цикловая подача природного газа во все цилиндры двигателя, м3, ρ - плотность газа при рабочих условиях, кг/м3, р - давление газа при рабочих условиях, МПа, Т - температура газа при рабочих условиях, К, ρC - плотность газа при стандартных условиях, кг/м3, ТC -температура окружающей среды при стандартных условиях, К, рC - давление окружающей среды при стандартных условиях, МПа, КC - коэффициент сжимаемости, а впускной воздушный трубопровод выполнен с одинаковой длиной каналов к каждому цилиндру двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2443898C2

Захватное устройство 1948
  • Мальцев Ф.И.
SU83102A1
УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ ПРИРОДНОГО ГАЗА С ВНЕШНИМ СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕМ В ДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Агабабян Размик Енокович
  • Бебенин Евгений Викторович
  • Загородских Борис Павлович
RU2291316C1
KR 20040086110 A, 08.10.2004
US 2007125338 A1, 07.06.2007
JP 2004197751 A, 15.07.2004.

RU 2 443 898 C2

Авторы

Пенкин Алексей Леонидович

Капустин Александр Александрович

Беляев Константин Сергеевич

Даты

2012-02-27Публикация

2009-10-28Подача