Изобретение относится к области медицины, в частности к способам восстановления и гигиены голоса вокалистов. Способ может применяться в период обучения вокалу или в условиях после голосовых (вокальных) нагрузок (после выступлений на сцене) артистами вокального жанра самостоятельно или группами, а при необходимости под наблюдением специалиста.
В настоящее время в медицине применяются и являются доступными и эффективными способы воздействия на голосовой аппарат путем проведения дыхательных и физических упражнений. Само воздействие на голосовой аппарат имеет три цели - лечебную, восстановительную и обучающую.
Из медицинской и патентной литературы известны следующие способы воздействия на голосовой аппарат: С.Скаков «Метод К.П.Бутейко», Институт вековой медицины, 1992 г., Г.П.Малахов «Современные дыхательные методики», Донецк, «Сталкер», «Генеша», 2003 г., п. №2202831, Россия, МКИ G09B 15/00, 19/00, п. №2225188, Россия, МКИ А61Н 1/00, п. №2159602, Россия, МКИ А61Н 1/00, п. №2269994, Россия, МКИ А61Н 1/00, п. №2290910, Россия, МКИ А61Н 1/00, п. №2276599, Россия, МКИ А61Н 1/00, п. №2380760, Россия, МКИ G09B 15/00, п. №2290159, Россия, МКИ А61Н 1/00, А63В 23/00.
Данные способы лечебной гимнастики путем сознательной регуляции дыхания позволяют восстановить функции внутренних органов, повысить уровень душевного и телесного комфорта, восстановить духовно-телесную целостность организма, однако даже при воздействии на голосовой аппарат не обеспечивают быстрого снятия утомления голосового аппарата, так как направлены на нормализацию окислительно-восстановительных процессов в тканях и клетках, а следовательно, оказывают не столько избирательное влияние на отдельные органы и ткани, сколько общеоздоравливающее, повышающее работоспособность организма.
Кроме того, при осуществлении ряда способов, например метода Бутейко, требуется помощь врача-методиста. Несмотря на наличие подготовительного этапа, включающего расслабление мышц лица, во время основной части, упражнения выполняются в положении свернутых в трубочку напряженных губ. Расслабление мышц тела, шеи, конечностей производит врач-методист путем прикосновения к соответствующим частям тела. Необходимо ежедневно тренироваться, чтобы достигать нужного эффекта в нужный момент.
Наиболее близким способом является «Способ повышения работоспособности и снижения утомляемости» (п. №2146121, Россия, МКИ А61Н 1/00, приор.21.05.1996 г., опубл. 10.03.2000 г. бюл. №7, авт. В.П.Давиденко - прототип). Способ проводят в форме целительной паузы в обстановке учебно-трудовой деятельности путем попеременного натяжения и расслабления мышц в сочетании с попеременным выполнением комплексов успокаивающего и мобилизующего дыхания.
Способ позволяет снять избыточное нервно-мышечное напряжение, устранить нарушения проводимости, оптимизировать циркуляцию энергии в акупунктурной системе, повысить работоспособность путем сознательной регуляции длительности вдоха и выдоха, дыхательной паузы, что обеспечивается успокаивающим и расслабляющим (мышечное напряжение) рефлекторным воздействием, обусловленным сильным раздражением обонятельных полей, что приводит к позитивной регуляции ферментативного аппарата человека. Однако способ не обеспечивает целенаправленного устранения чрезмерного утомления голосового аппарата, в частности голосовых связок лиц речевых специальностей после профессиональных нагрузок, не решает вопроса возврата голоса вокалиста в речевую тесситуру.
Целью данного изобретения является создание рекреационного способа снятия утомления певческого (голосового) аппарата после нагрузок и сохранение его здоровья.
Поставленная цель достигается за счет выполнения комплекса рекреационных дыхательных упражнений и статических движений после окончания учебно-трудовой деятельности или перерыве в ней, причем снятие утомления производят в строгой определенной последовательности: сначала снимают напряжение с голосовых связок путем фонации, затем снимают напряжение с верхнечелюстного сустава путем точечного массажа, а затем снимают напряжение с мышц верхнего плечевого пояса и шеи путем расслабления, с диафрагмы путем пульсирующих толчков во время активного выдоха и в конце с межреберных и других мышц груди и живота путем гиперэкстензии.
Во время тренировок (занятий), выступлений (спектакли, концерты) голосовой аппарат подвергается огромным нагрузкам, вследствие которых возникает и накапливается напряжение на голосовых связках. Длительные или очень большие нагрузки приводят к потере здоровья голосового аппарата. Певцы об этом знают и, чтобы снять нагрузки с голосовых связок, стараются поменьше говорить или помолчать, т.е. временно не эксплуатировать голос. Это очень ограниченное представление о том, как привести в состояние покоя певческий аппарат, который был длительное время в напряжении. Для того чтобы привести певческий аппарат в норму необходимо снять мышечные зажимы, неизбежно возникающие при пении, нормализовать дыхание, вернуть диафрагму в исходное - «не певческое» положение, расслабить голосовые связки, обеспечив голосу обычную речевую тесситуру. Здоровье голоса представляет собой сложную систему взаимодополняющих компонентов, которые делятся на четыре главные части: профилактика, гигиена, реабилитация и мониторинг здоровья. Рекреационная (recreation - англ. восстановление путем отдыха от того или иного занятия) модель здоровья голоса человека приведена на схеме 1. Говоря о профилактике для певцов, в первую очередь, конечно, следует сказать о профилактике простудных заболеваний, так как они для вокалистов представляют большую опасность, чем для людей не голосовых специальностей. Сюда же следует отнести и профилактику инфекционных заболеваний, имеющих мишенью носоглотку и дыхательную систему, такие как грипп и острая респираторно-вирусная инфекция (ОРВИ). Но кроме гриппа и ОРВИ есть еще и множество неинфекционных заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, кишечной и других систем организма. Гигиена включает гигиену полости рта, гигиену тела, гигиену помещений для работы и отдыха, а также гигиену голоса. Реабилитация состоит из трех этапов: 1 этап - рекреационные мероприятия, 2 этап - фонопедическая реабилитация, 3 этап - фониатрическая реабилитация. Рекреационные мероприятия необычайно важны, так как по сути своей представляют тот рубикон, за которым начинаются уже не функциональные нарушения, проходящие, если дать голосу отдохнуть и попить белый кисель, а серьезные структурные, которые требуют занятий с фонопедом и/или фониатрического лечения (медикаментозного, физиотерапевтического и т.д.). Разработанный способ снятия утомления певческого аппарата включает дыхательные и физические упражнения. Упражнения подобраны так, что движения рук, шеи и головы направлены на расслабление мышц, принимающих участие в дыхании при фонации, а также пении. Универсальный рекреакционный комплекс состоит из семи упражнений.
Упражнение №1.
Лежа на полу или любой жесткой поверхности, закрыть глаза, расслабиться, почувствовать, что нижняя челюсть полностью расслаблена, рот приоткрыт.Набрав воздух, медленно выдыхать, издавая «утробный» звук а. Повторить два-три раза. Встать. Произнеся любую фразу, убедитесь, что голос стал ниже. Это и есть природный голос, который завышается при напряжении мышц как при разговоре, так и при пении. Этим упражнением освобождается голос, снимается напряжение с голосовых связок.
Упражнение №2.
В положении стоя исполнить глиссандо с самой верхней ноты диапазона до самой нижней. Повторить два-три раза. Это упражнение успокаивает связки полностью, безопасно «законсервирует» до следующего раза.
Упражнение №3.
Расслабить нижнюю челюсть, отпустив ее. В таком положении, при слегка приоткрытом рте, помассировать указательными пальцами верхнечелюстной сустав, сильно надавливая и делая движения по часовой стрелке. Уделить этому секунд 20-30. Оставшееся напряжение, которое возникает при нагрузке на этот сустав, обеспечивающий движение нижней челюсти, от этого точечного массажа с прессурой уходит.
Упражнение 4.
Исходное положение - ноги на ширине плеч. Плечи ссутулены. Шея расслаблена, голова повисла, едва касаясь подбородком груди. Руки расслаблено висят. Проверить, что в них нет напряжения. Ощутив полное расслабление верхнего плечевого пояса, начать медленно, вслед за руками, наклонятся вперед. Не торопиться. Сосредоточиться на ощущениях в позвоночнике. Необходимо ощущать его как натянутый лук. Предел опускания индивидуален и зависит от строения позвоночника, его функциональных возможностей. Если появилось напряжение в ягодицах остановиться. Зафиксировать тело в таком положении секунд на 15. Затем медленно сделать 3-4 движения головой типа «да-да», потом 4-5 «нет-нет». Медленно, по той же траектории выпрямиться до исходного положения. Побыть в таком положении 3-5 секунд, затем не торопясь поднять голову, выпрямить плечи. Этот наклон начинает процесс снятия напряжения мышц верхнего плечевого пояса, шеи, живота и расслабление диафрагмы, которое завершается в следующих двух упражнениях.
Упражнение 5.
Ноги на ширине плеч, плечи расправлены, зафиксированы, спина прямая. Ладони рук, сложенные одна на другой, закрывают эпигастральную область. Носом сделать обычный вдох, ненадолго задержать дыхание, затем начать выдыхать через рот, выпуская воздух небольшими порциями, работая брюшным прессом. Сделав толчок брюшным прессом, задержать дыхание снова. Всего на выдох придется 5-6 таких пульсирующих толчков. На последнем, соответственно шестом или седьмом, выдохнуть оставшийся воздух (получается более длинный выдох, чем предыдущие 5-6). Выполнение этого упражнения обеспечивает практически полное расслабление диафрагме. Рекомендуется двух-, трехкратное повторение. Следующее упражнение завершит процесс и обеспечит ее стабилизацию.
Упражнение 6.
Глаза закрыты. Ноги на ширине плеч, носки стоп смотрят наружу. Руки, согнутые в локтях и перекрещенные, находятся на уровне нижнего края ребер. Вдох осуществить носом, одновременно, на вдохе, руки плавно через стороны поднимать вверх, принимая параллельное положение ладонями внутрь. Задержать дыхание и потянуться указательными пальцами вверх. На выдохе ртом указательными пальцами описать круг, руки опускают через стороны. Повторив упражнение 2-3 раза и убедившись, что дыхание успокоилось и стало ровным и поверхностным, можно быть уверенным в том, что диафрагма пришла в норму. Остались межреберные и некоторые другие мышцы груди и живота, участвующие в пении.
Упражнение 7.
Ноги расставить шире, чем в предыдущем упражнении. Правая рука, согнутая в локте, опирается на правый тазобедренный сустав. Левая рука висит свободно вдоль туловища. На вдохе (носом) прямая левая рука поднимается вверх, до соприкосновения с левым ухом. Выдох ртом с одновременным напряжением (гиперэкстензия мышц) руки, которая тянется вперед. Задержать дыхание на выдохе. В это время переместить ладонь правой руки на левую боковую поверхность. На вдохе расслабляются межреберные промежутки, а на выдохе - сокращаются. Сделать два вдоха и два выдоха. Затем повторить упражнение, поменяв руку, т.е. зеркально.
Для освоения разработанного рекреационного комплекса потребуется время, однако, освоив его, можно приводить певческий аппарат в полный порядок, что способствует сохранению его здоровья.
Результат действия разработанного способа на голосовой аппарат приведен в примерах.
Пример 1.
Светлана А., 21 год, студентка 3-го курса музыкального вуза, вокального отделения. Эмоционально лабильна, любое волнение, стресс вызывают появление ощущения нехватки воздуха, проявляющееся в том, что дыхания не хватает при произнесении или пропевании фразы, грудь «вздымается», плечи сковываются и рефлекторно поднимаются. Также отмечается учащение частоты сердечных сокращений - тахикардия (максимально до 118 ударов в минуту), гипергидроз (повышенное потоотделение) ладоней и стоп.
Студентка в течение нескольких дней самостоятельно осваивала рекреационный комплекс. Затем, по рекомендации педагога, начала регулярно использовать упражнение №4 и упражнение №5 как средство скорой помощи при волнении. После индивидуальных занятий выполняла рекреационный комплекс полностью, в последовательности 1-2-3-4-5-6-7.
Через неделю отметила первые объективные результаты улучшения состояния: чувство нехватки воздуха проходило после выполнения упражнения №4 и упражнения №5. Использование полного комплекса упражнений существенно сказалось на таких параметрах дыхания, как ровность дыхания, экономный вдох, ровный расход воздуха, обеспечивающий пропевание фразы целиком, а также на точности интонирования, особенно в начале арии/песни. Как следствие использования комплекса упражнений, студентка стала увереннее в своих технических возможностях, а бережное отношение к голосу, испытавшему излишнюю нагрузку во время занятия или выступления, обеспечило его «послушность». Студентка А. примерно через месяц сообщила о том, что такие явления, как тахикардия и гипергидроз стали заметно менее выраженными.
Пример 2.
Михаил П., 26 лет, артист-вокалист. Опыт работы в театре - 1 год 7 месяцев. Имеет неравномерную вокальную нагрузку: 4 раза в месяц по два спектакля в день: утром детский, продолжительностью 1 час 20 минут с антрактом 15 минут, второй - вечерний, продолжительностью 3 часа 15 минут с антрактом 20 минут. Во время утреннего спектакля уже отмечал к концу первого действия охриплость голоса, появление дополнительных шумов и призвуков. Обращался к фониатру, однако предписанные «домашние средства» в виде травяного чая с медом не приводили к желаемому результату.
После овладения комплексом рекреационных упражнений стал за кулисами во время ожидания выхода, а также во время антракта выполнять упражнение №2 и упражнение №5, а после спектакля - полный комплекс упражнений в стандартной последовательности.
Через полторы-две недели стал отмечать отсутствие охриплости голоса после первого действия спектакля, а также появления дополнительных шумов и призвуков. В результате релаксации связок звук вновь стал чистым, без призвуков. Оба спектакля стали проходить без симптомов утомления голоса: не смыкания связок.
Пример 3.
Евгений Д., 33 года, артист драматического театра, получил роль в музыкальном спектакле, которая предполагала как исполнение достаточно сложного музыкального материала, так и совмещение пения и танца. Во время репетиций выявились проблемы с дыханием, которое было учащенным и его не хватало на целую фразу; страдали и интонационные параметры, такие как удержание звука, ровность звучания и эмоциональная окраска голоса. После 30-40 минут репетиции голос становился хриплым, с посторонним призвуком.
Разучивание упражнений рекреационного комплекса и применение их после репетиций, вокальных занятий, а в последующем - после спектакля в традиционной последовательности нормализовали как страдающие из-за отсутствия устойчивой опоры звука параметры дыхания, так и звука. Результат применения рекреационного комплекса проявился отчетливо через 12-14 дней его постоянного использования.
Как видно из приведенных выше примеров, разработанный способ снятия утомления певческого аппарата способствует нормализации дыхания, что приводит к улучшению звука и интонирования во время учебно-трудовой деятельности. Упражнения, способствующие расслаблению голосовых связок, восстановлению дыхания и релаксации мышц плечевого пояса, груди и живота (включая диафрагму), позволяют артистам-вокалистам беспрепятственно в полном объеме выполнять поставленные перед ними вокально-технические и сценические задачи, сохраняя при этом здоровье и долголетии певческого (голосового) аппарата.
Изобретение относится к области медицины, гигиене голоса и может быть использовано при обучении вокалу или в условиях после сценических нагрузок артистами вокального жанра самостоятельно, в группах или под наблюдением специалиста. Выполняют комплекс рекреационных дыхательных упражнений и статических движений с самоконтролем после окончания учебно-трудовой деятельности или перерыве в ней. Последовательность упражнений может быть следующей: сначала снимают напряжение с голосовых связок путем фонации с использованием «утробного» звука «а» на выходе при расслабленной нижней челюсти, исполняют глиссандо с самой верхней ноты диапазона до самой нижней, затем снимают напряжение с верхнечелюстного сустава путем точечного массажа, затем - с мышц верхнего плечевого пояса и шеи путем статических движений на расслабление, с диафрагмы путем пульсирующих толчков во время активного выдоха, и с межреберных и других мышц груди и живота путем гиперэкстензии. Допускается иная последовательность упражнений. Способ обеспечивает снятие утомления певческого аппарата после нагрузок, улучшение звука и интонирования во время учебно-трудовой деятельности, сохранение здоровья и долголетия певческого аппарата. 3 пр., 1 ил.
Способ снятия утомления певческого аппарата, включающий выполнение комплекса рекреационных дыхательных упражнений и статических движений, самоконтроль, отличающийся тем, что упражнения выполняют после окончания учебно-трудовой деятельности или перерыве в ней, снятие утомления производят в следующей рекомендуемой последовательности: сначала снимают напряжение с голосовых связок путем фонации с использованием «утробного» звука «а» на выходе при расслабленной нижней челюсти, исполнения глиссандо с самой верхней ноты до самой нижней, затем снимают напряжение с верхнечелюстного сустава путем точечного массажа, а затем снимают напряжение с мышц верхнего плечевого пояса и шеи путем статических движений на расслабление, с диафрагмы путем пульсирующих толчков во время активного выдоха и в конце с межреберных и других мышц груди и живота путем гиперэкстензии, причем последовательность упражнений в комплексе может быть изменена.
ПЕКЕРСКАЯ Е.М | |||
Вокальный букварь | |||
- М., 1996, гл | |||
«Гигиена голоса», найдено [26.05.2011] из Интернет http://m-zerkalo.narod.ru/bibl/vokal100.htm, 17.06.2001 | |||
RU 2008138691 A, 10.04.2010 | |||
US 6761699, 13.07.2004 | |||
КЭСТОНГЭЙ Д.О | |||
Поддержание здоровья голосового аппарата, найдено [26.05.2011] из Интернет (добавлено 10.11.2009) |
Авторы
Даты
2012-03-20—Публикация
2010-11-12—Подача