Изобретение относится к области медицины, в частности к способам восстановления и гигиены голоса вокалистов и лиц речевых профессий. Предложенная вибрационная гимнастика может быть применена в период обучения вокалом, а также рекомендуется в качестве восстановительной терапии для лиц голосово-речевых профессий в условиях вокальных нагрузок вплоть до потери голоса. Выполняют вибрационную гимнастику индивидуально, желательно под руководством специалиста. Способ обеспечивает снятие утомления голосовых складок после речевых или вокальных нагрузок и поддержание здоровья и долголетия певческого аппарата.
Каждый голосовой аппарат устроен индивидуально и скрыт от глаза в толще мышц. Строение его настолько сложно, что далеко не каждый профессиональный певец полностью осмысливает принципы управления своим голосом. Некоторые певцы надолго могут сохранить красоту, силу и здоровье голоса до конца своих дней. Они постоянно упражняются и знают, как обращаться со своим инструментом, управлять им и, в случае необходимости, уметь его «вылечить».
На ухудшение состояние голоса влияют многие факторы. В их числе и неравномерная нагрузка или неправильно подобранный репертуар, разногласие с педагогом, пение в больном состоянии или пение «натурой», практически не осознавая механизма своего голосообразования.
В последнее время у лиц голосо-речевых профессий зачастую встречаются проблемы с голосом, увеличивается подверженность простудным и профессиональным заболеваниям, голосовой аппарат становится недостаточно выносливым, а иногда певческий голос и вовсе пропадает. Образование узелков голосовых складок (связок), к сожалению, встречается достаточно часто. Профессиональные певцы вынуждены даже менять профессию. Эти часто встречающиеся явления в целом представляют сложную медико-социальную проблему.
Для того чтобы такого не случилось, необходимо овладеть искусством управления своим инструментом. Но, к сожалению, для всех единой вокальной школы нет. Все школы разные и в основном они базируются на методах дыхательных, резонаторных и мышечных ощущений. Помимо этого, певческое обучение связано с музыкальным искусством, физиологией, психологией, акустикой, актерским мастерством. Это усложняет главную задачу певца - сохранить голос.
Известно, что практически все младенцы от рождения кричат достаточно громко и могут это делать достаточно продолжительно, чем обеспечивают своему голосу огромную нагрузку. Крик ребенка слышен всегда и везде, поскольку это звукообразование правильно сформировано самой природой. Оно тесно связано с работой гладкой мускулатуры, а именно прямых и косых мышц живота. От природы голосообразовательный механизм детей работает абсолютно правильно, но с течением времени врожденные рефлексы замещаются приобретенными. Подтверждением правильности звукообразования является, например, такой факт, что от крика, как правило, страдают не голосовые складки новорожденного, а мышцы живота. Когда ребенок кричит, мышцы брюшного пресса напряжены, они прекрасно удерживают «воздушный столб», т.е. обеспечивают голосу необходимую опору звука. Иногда появляются так называемые пупочные грыжи, возникающие в результате перенапряжения мышц. Голосовые складки при этом остаются в норме при огромной голосовой (от крика) нагрузке. Таким образом, задачей современных исследователей, медиков и педагогов является поиск или открытие некой восстановительной гимнастики, позволяющей сохранить природную постановку голоса, решить проблему голосовой усталости, потери голоса, предупредить голосовые проблемы, воспитать, укрепить, также вернуть голос.
Многими исследователями, педагогами и певцами предложены интересные гимнастики и тренинги. Если обратиться к постулатам итальянского пения, то мы узнаем, что, во-первых, пение рефлекторно, а это значит, что итальянская школа рассматривает пение как рефлекторный процесс или подсознательное проявление. Во время пения певец не может произвольно изменять свою манеру пения, а поет только благодаря своим певческим рефлексам, которые вырабатываются с помощью упражнений. Таким образом, процесс организации звука должен быть доведен до автоматизма для достижения наилучших показателей голоса. (Ср. Maragliano Mori R. Gliotto punti essenziali del sistema del bel canto, in "S. Cecilia". Roma IX (1960), n. 2. А также "I contrari" del belcantisti, in Maragliano Mori, op. cit, pp. 79-88).
Другой постулат итальянской школы основан на механике пения, которая призывает певца не эксплуатировать свои природные ресурсы голоса, поскольку они не всегда безграничны, а к необходимости выработать и развить в себе собственный механизм звукообразования любыми удобными для персонального восприятия способами. Многими авторами и педагогами многократно описаны характеристики так называемого «идеального» голоса, объемного, полетного, звучного, красивого и так далее до бесконечности. Как правило, главное внимание отводится устройству голосового органа в целом, который в отличие от других инструментов, производящих звук, целиком практически не видим человеческому глазу без специального оборудования. Следующее далее огромное количество теорий зачастую больше запутывает читателей, чем помогает, так как обучающиеся пению должны действовать практически «вслепую». Приведенные примеры упражнений, вокализов поражают количеством и разнообразием. Выбрать несколько полезных из огромного количества примеров не представляется возможным. Зачастую так и остается нерешенным вопрос, каким образом развить механизм звукообразования, выработать правильные певческие рефлексы, закрепить их и довести до автоматизма.
В патенте RU 2400208 раскрыт способ развития голоса при речи и пении, который включает вибрационное воздействие на пациента. Для этого пациента размещают на виброплатформе тренажера. Виброплатформа работает с частотой 25-50 Гц и амплитудой вертикального движения 2 или 4 мм. На работающей виброплатформе пациент выполняет речевые или вокальные упражнения в течение от 30 секунд до 10 минут. Способ повышает эффективность развития голоса при речи и пении за счет придания частотно-амплитудного модулирования скорости воздушного потока на выдохе при прохождении его через гортань.
Способ требует больших затрат для выполнения, использование виброплатформы практически недоступно большинству лиц голосо-речевых профессий.
Известен способ тренировки дыхания при обучении вокальной технике с двигательными нагрузками в танце, заключающийся в том, что тренировку дыхания осуществляют в два этапа. На первой ступени первого этапа под контролем ладоней рук проводят дыхательные упражнения по грудному типу дыхания. На второй ступени первого этапа дыхательные упражнения осуществляют по брюшному типу дыхания с одновременным пропеванием на одном дыхании определенных гласных и-э-а-о-у или их комбинаций: иа-иа-иа, йе-йе-йе. На втором этапе выполняют физические упражнения одновременно с пропеванием в голосовом диапазоне на одном дыхании под звучащие музыкальные фрагменты пиано, форте, диминуэндо, крещендо, легато, стаккато, а также при акценте на верхние и нижние ноты диапазона при брюшном типе дыхания [патент RU 2391083, 2010 г.]. Способ обучает технике речевого пения, совмещенного с активным движением в танце, а также восстанавливает голос после перенесенных респираторно-вирусных заболеваний.
Известны способы тренировки RU 3280760, RU 2215475, RU 2526883, где используется в определенном порядке чередование гласных звуков на выдохе. Но эти способы требуют использования специальной аппаратуры - анализаторов звука для контроля голоса и/или выполняются на речевом выдохе без использования певческого звука.
Известен способ вокальной тренировки дыхания RU 2499586, где на выдохе поют музыкальные фразы разной длины с напряжением мышц и сфинктеров нижней части тела и ног, мышц мягкого неба, глотки, языка, затем на вдохе через нос за счет резкого расслабления мышц и сфинктеров нижней части тела и ног. На первом этапе в позе устойчивой опоры на ноги поют музыкальную фразу при расслабленной грудной клетке и активном брюшном дыхании. При этом постепенно напрягают мышцы, а также сфинктеры нижней части тела, а после того, как на выдохе музыкальная фраза допета, одновременно расслабляют все мышцы и осуществляют пассивный вдох через нос. На втором этапе упражнения выполняют, не напрягая мышцы шеи. На третьем этапе при пении на выдохе струю воздуха направляют к твердому небу к месту прикрепления резцов и при озвучивании верхних резонаторов нижнюю челюсть максимально фиксируют, а верхнюю оставляют подвижной. При этом гортань принимает верхнее положение, а при озвучивании нижних резонаторов гортань опускают вниз, нижняя челюсть подвижна, подбородок при этом наклоняют к груди. На каждом этапе проводят 3-4 занятия. Способ позволяет проводить профилактику и лечение вегетосоматических дисфункций, активизировать работу мышечного аппарата и сфинктеров, снимает психоэмоциональное напряжение, улучшает речевые характеристики.
Указанный способ содержит такие беззвучные упражнения, как укладка языка в форме лодочки, напряжение мышц мягкого неба, поднятие его максимально высоким куполом, а также принудительное опускание гортани. Строгое соблюдение физических действий, таких как напряжение мягкого неба или максимальная фиксация челюсти, может привести к зажатости некоторых голосообразующих органов, что непременно отразится на певческом звуке.
Наиболее близким к данному изобретению является способ развития и настройки голоса RU 2361282, в котором ставится вопрос о повышении акустической эффективности голосообразующего аппарата, увеличение мощности звука, улучшение тембровых качеств голоса. Голос человека напрямую без посредников (физических усилий) связан с психикой от рождения. При рождении работает только гладкая мускулатура, произвольная мускулатура еще не созрела. По мере созревания произвольной мускулатуры она подключается к голосообразованию, вытесняя гладкую мускулатуру. Произвольная мускулатура отбирает у нас около 90 процентов богатства нашего голоса. Чтобы вернуться к природной модели голосообразования, с которой человек родился, надо убрать все напряжения дыхательной системы. Возврат к природной модели голосообразования происходит, когда работает гладкая мускулатура.
Предлагаемый способ осуществляется таким образом, что последовательно выполняют следующие операции: поджимают живот, расслабляют гортань так, чтобы она опустилась вниз, и делают короткий вдох носом, получая малое дыхание, тем самым вызывают высокое положение диафрагмы, оптимальное давление в бронхиальной системе. Опуская гортань вниз, образуют пустое пространство между корнем языка и гортанью, снимают зажим гортани, создают оптимальное соединение гортани с трахеей. Из трахеи и гортани образуют составную трубу - раструб, нижняя часть которого - источник звука, а верхняя, наподобие воронки, - проводник звука. Опуская гортань вниз, увеличивают пространство, соединяющее гортань и трахею и обеспечивают беспрепятственное прохождение звука изнутри. Осуществляют два взаимосвязанных и управляемых расширения составной трубы - гортани и челюсти, причем ведущее расширение - гортань, под нее подстраивают челюсть, тем самым вызывают одновременное звучание грудного и головного резонаторов. Придыхание во время фонации, фонацию на задержке выдоха, сброс воздуха после окончания фразы с одновременным коротким вдохом широкими ноздрями осуществляют автоматически.
Способ сложен в освоении настройки голосообразующего аппарата практически перед каждой музыкальной фразой по заранее данному образцу. Поджимание живота, опускание гортани, а также задержка выдоха занимают слишком много времени и практически неприменимы в условиях работы, например, у оперных певцов. Способ также слишком тяжел в освоении для лиц голосово-речевых профессий, которые руководствуются в пении акустическим, а не механическим принципом обучения звуковедению, когда ученик воспринимает информацию эмпирически, т.е. образно, а не выполняя четкие мышечные задачи, такие, как, например, попытаться увеличить пространство, соединяющее гортань и трахею. Поскольку, по мнению автора, голос стал управляться с помощью физических усилий организма и это явилось причиной ухудшения всех параметров голоса, то для того чтобы вернуться к природной модели голоса, существует необходимость научиться расслаблять все мышцы, связанные с фонацией. В изобретении же такой четкой «рецептуры» для выработки такого состояния не дается и не сказано, каким способом необходимо вырабатывать навык оптимального соединения трахеи с гортанью с расслаблением мышц артикуляционной системы.
Недостатком способа стоит отметить также отсутствие у автора модели сознательного управления голосом, включающей механические приемы и вокальные упражнения.
Задачей настоящего изобретения является разработка простого и универсального способа выполнения лечебно-восстановительной вокальной вибрационной гимнастики для лиц голосово-речевых профессий в условиях вокальных нагрузок вплоть до потери голоса.
Поставленная задача решается способом согласно настоящему изобретению. Способ лечебно-восстановительной вокальной вибрационной гимнастики, направленной в голосообразовании, состоит из комплекса шести вокально-ритмических упражнений, исполняемых на штрих Стаккато, который подразумевает под собой характерную работу голосовых складок (связок), когда ноты музыкальной фразы не связываются, а пропеваются кратко, отрывисто, отделяясь одна от другой посредством чередования активного певческого выдоха и пассивного вдоха в четком ритме. Первые 4 упражнения выполняются по квинтовому звукоряду, последние 2 на арпеджио, при этом используют сначала гласную «и» по восхождении мелодии вверх, затем гласную «а» при движении вниз, затем при повторном восхождении мелодии вверх опять гласную «и» и обратно вниз гласную «е», при этом каждое упражнение начинается на первой ступени лада, при его повторении прибавляют по полтона, поднимаясь по диапазону вверх и постепенно расширяя его объем до октавы, а по мере освоения комплекса до полутора-двух октав.
Технический результат при использовании изобретения - обеспечивается стойкий результат саморегуляции органов, участвующих в голосообразовании, профилактика заболеваний, развитие, улучшение и сохранение здорового голоса. Вибрационная гимнастика настраивает звукообразующие органы на красивый правильный звук, поскольку состоит из простых упражнений, доступных практически любому лицу голосово-речевых профессий и является комплексом, подготавливающим голосовой аппарат к автоматической впоследствии правильной певческой позиции всех мышц и органов, участвующих в голосообразовании. Способ направлен на стимуляцию работы голосового аппарата и внутренних органов и мышц, участвующих в голосообразовании.
Вибрационная гимнастика, выполняемая ежедневно, позволяет в короткие сроки довести до автоматизма процесс координации звукообразования, поскольку принцип вдоха и выдоха в быстром темпе обычно в течение 20 минут практически невозможно произвольно контролировать так как он выполняется звукообразующими органами автоматически, так, как это заложено самой природой.
Способ состоит из комплекса вокальных упражнений, основанных на четкой ритмической смене активного мягкого выдоха и пассивного вдоха. Упражнения выполняются приемом стаккато в определенном порядке, по определенному звукоряду и с определенным чередованием гласных согласно формуле изобретения. Для успешного результата желательно ежедневное выполнение предлагаемого 15-20 минутного комплекса упражнений, а также контроль педагога, владеющего этим способом, до освоения учеником вибрационной гимнастики.
Данный способ развития, воспитания и восстановления голоса организует работу мышц внутренних органов, не подлежащих нашей воле, а также настраивает, тонизирует и одновременно расслабляет и восстанавливает уставший голосовой аппарат. Вибрационная гимнастика является также способом профилактики заболеваний, возникающих в результате перенапряжения голосовых связок.
Предлагаемая вибрационная гимнастика справляется с данной задачей мгновенной настройки на красивый правильный звук, поскольку состоит из простых упражнений, доступных практически любому лицу голосово-речевых профессий и является комплексом, подготавливающим голосовой аппарат к автоматической впоследствии правильной певческой позиции всех мышц и органов, участвующих в голосообразовании. Вибрационная гимнастика, выполняемая ежедневно, позволяет в короткие сроки довести до автоматизма процесс координации звукообразования, поскольку принцип вдоха и выдоха в быстром темпе в течение 20 минут практически невозможно произвольно контролировать, поскольку он выполняется звукообразующими органами автоматически так, как это заложено самой природой.
Данная гимнастика неоднократно опробована на огромном количестве певцов. Стоит отметить, что за многолетнее существование вибрационной гимнастики не известно ни одного безрезультативного случая.
Здесь представлены наиболее яркие примеры.
Петр П., Заболевания верхних дыхательных путей.
П. занимался поиском упражнений, которая облегчила бы течение болезни. Он использовал данный комплекс, который выполнял ежедневно по 20 минут. Помимо улучшения состояния, П. заметил укрепление, стремительное развитие и выносливость собственного голоса.
Лариса А. Полная потеря голоса.
Певица оперного театра. Из-за стресса, произошедшего у нее от разорвавшегося поблизости снаряда, артистка абсолютно потеряла голос. Через полгода ежедневных занятий полностью восстановила голос и вернулась в театр.
Валерия Г. 77 лет.
Певица. Ежедневно занимаясь комплексом вибрационной гимнастики, в свои годы дает сольные концерты. Голос отличается свежестью, молодостью, силой, полетностью, объемом и красотой. Вибрационная гимнастика позволила сохранить молодость и здоровье голоса.
Ольга З. 29 лет. Быстрая утомляемость аппарата, отсутствие объема голоса.
Начала заниматься вибрационной гимнастикой в 28 лет. 3 раза в неделю в течение года. Значительно увеличился диапазон голоса. От РЕ 3-й октавы до ЛЯ 3-й октавы. От РЕ 1-й октавы до ЛЯ малой октавы. Голос укрепился, снизилась утомляемость, появилась сила и объем.
Ольга З. 35 лет. Певица. Оперный спектакль. Внезапная пропажа певческого разговорного голоса в результате острого ларингита.
Занятия вибрационной гимнастикой проводились в 10.00 и в 12.00 по 30 минут. Далее в 17.00, 18.00 и 19.00 по 15 минут а также во время спектакля между выходами на сцену. Возврат певческого голоса, отсутствие «больного» призвука. После спектакля отметилось частичное возвращение разговорного голоса.
Лаура. К. 30 лет. Частичная потеря голоса в нижнем диапазоне от ФА 1-й октавы вниз. Крайний верх - нестабильный, до ДО 3-й октавы. Тусклый тембр и повышенная утомляемость.
Занятия проводились нерегулярно, в среднем 1-2 раза в неделю в течение 2 лет. Постепенное возвращение голоса. Стабильный результат в нижнем диапазоне вплоть до СИ малой октавы. Верхний диапазон увеличился до ФА 3-й октавы. Голос приобрел свежесть и блеск. Отмечено снижение утомляемости.
Ульяна Л., 33 лет. Певица. Хоровой дирижер. Отсутствие сглаженности регистров, сильный «Баран» (тремоляция) в верхнем регистре, заглубленный горловой звук нижнего регистра. Повышенная утомляемость голоса при работе с хором. Сильные боли в верхнем отделе позвоночника.
Занятия проводились нерегулярно, 1-2 раза в неделю в течение 2-х лет. Отмечено четкое выравнивание диапазона. Голос избавился от тремоляции и приобрел натуральную вибрационную окраску. Нижние ноты грудного регистра стали более яркими. Работа с хором перестала утомлять голосовой аппарат, появилась также выносливость разговорного голоса. После занятий вибрационной гимнастикой моментально выявляется эффект расслабления шейного отдела позвоночника, прекращаются боли.
Нина, 15 лет. Полное отсутствие слуха и голоса.
Занятия проводились регулярно с 11 лет 1 раз в неделю. Через полгода развитие музыкального слуха. Через год становление диапазона от Ля малой октавы до Ля первой октавы. Через 2 года увеличение верхнего диапазона до РЕ 2-й октавы нижнего диапазона до ФА малой октавы. Через 4 года диапазон от ФА малой октавы до ДО 3-й октавы В результате становление полного «опертого», объемного мягкого голоса к 15 годам.
Как иллюстрируют данные примеры, вибрационная гимнастика способна не только решить многие проблемы с голосом, сохранить здоровье певческого аппарата, но еще и улучшить общее состояние организма. Отличием предлагаемого изобретения от других является доступность, эффективность, несмотря на простоту применения, минимальные затраты и отсутствие сроков нетрудоспособности лиц голосо-речевых профессий. Наилучший результат обеспечивают регулярные ежедневные занятия вибрационной гимнастикой и внешний контроль со стороны специалиста. Звуковые колебания, возникающие при применении вибрационной гимнастики, являются мощным биологическим фактором, стимулирующим работу внутренних органов и мышц и голосового аппарата.
Поскольку в пении принимают участие внутренние мышцы, в частности прямые и косые мышцы живота, нередко используется термин «дыхание животом». Вибрационная гимнастика обеспечивает работу внутренних мышц и органов, участвующих в процессе образования звука, координацию мышц голосообразующего аппарата и закрепление этой координации до стабильного автоматизма.
«Вибрационные упражнения» выполняются с помощью всем известного технического приема, который называется стаккато. Упражнение, спетое на стаккато, приносит максимальную пользу певцу. Благодаря дроблению фразы на отдельные ноты срабатывает «мышечная память». Этот метод можно сравнить с этюдами для фортепиано, где занятия начинаются с того, что в умеренном темпе каждая нота играется отдельно. Благодаря этому способу игры каждый палец как бы запоминает свое место. В данном конкретном случае происходит «впевание», то есть запоминание вокальными складками и мышцами тела правильного голосообразования. В результате работы над этими упражнениями скоро срабатывает «мышечная память». Певец занимается по принципу от простого к сложному. Звук, воспроизводимый на стаккато, удобен любому певцу. Используя этот прием, голос рано или поздно зазвучит более насыщенно. Звук постепенно будет перерождаться из стаккато в нон-легато или мартеллато. А в дальнейшем становится возможным пение «бельканто». Ведь труднее всего добиться идеальной кантилены на легато. Задача любого певца - выработать великолепное звуковедение и научиться управлять своим голосом. «Вибрационная гимнастика» - прекрасный помощник в этом, поскольку она позволяет постепенно «автоматизировать» процесс звукообразования. Данный комплекс подходит для каждого и позволяет в любом возрасте и голосовом состоянии улучшить вокальные данные. С помощью «Вибрационных упражнений» можно избавиться от многих вокальных проблем, укрепить и даже восстановить голос.
Данный способ вибрационной гимнастики осуществляется с помощью педагога, знакомого с данным комплексом упражнений. Учащийся принимает вертикальное положение стоя. Допускается положение сидя с выпрямленной спиной и немного раздвинутыми коленями для наиболее яркого ощущения напряжения прямых и косых мышц живота. При трудностях, возникающих при ощущении мышц живота, ученик может принять также положение лежа на абсолютно ровной поверхности для скорейшего овладения способом вибрационной гимнастики. Спина прямая. Одним из главных условий гимнастики является абсолютно расслабленное состояние тела, особенно лицевых мышц.
Движение, т.е. гимнастика внутренних органов, участвующих в звукообразовании, проводится через звук. Двигателем звукообразующих органов является ритм. Способ передачи этого ритма учащемуся заключается в простых шести вокально-ритмических упражнениях, представляющих из себя квинтовый звукоряд - по 1, 2, 3, 4 и 5 ступеням мажорного лада. Упражнения выполняются на стаккато.
Первое упражнение (Рис. 1).
Квинтовый звукоряд наверх и вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1. Вверх на гласную «И», обратно на гласную «А». Небольшая пауза. То же самое, еще раз вверх на гласную «И», обратно на гласную «Е». И так далее до РЕ 2-й октавы.
Второе упражнение (Рис. 2).
Квинтовый звукоряд наверх и вниз с повторением, но без паузы посередине: 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1. Вверх на гласную «И», обратно на гласную «А», следующее восхождение вверх на гласную «И», вниз на гласную «Е».
Третье упражнение (Рис. 3).
Квинтовый звукоряд наверх и вниз с пятикратным повторением первой ноты звукоряда: 1, 1, 1, 1, 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1. Вверх на гласную «И», обратно на гласную «А». Пауза. Повторение такого же круга 1, 1, 1, 1, 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1. Вверх на гласную «И», вниз на гласную «Е».
Четвертое упражнение (Рис. 4).
Упражнение такое же, как второе. Квинтовый звукоряд наверх и вниз с повторением без паузы посередине: 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1. Вверх на гласную «И», обратно на гласную «А», следующее восхождение вверх на гласную «И», вниз на гласную «Е».
Пятое упражнение (Рис. 5).
Упражнение на арпеджио 1, 3, 5, 12, 5, 3, 1. Вверх на гласную «И», обратно на гласную «А». Небольшая пауза. То же самое, еще раз вверх на гласную «И», обратно на гласную «Е».
Шестое упражнение (Рис. 6).
Упражнение на арпеджио с повторением: 1, 3, 5, 12, 5, 3, 1, 3, 5, 12, 5, 3, 1. Вверх на гласную «И», обратно на гласную «А», следующее восхождение вверх на гласную «И», вниз на гласную «Е».
Примечание к упражнениям
Все упражнения поются с повторениями, каждый раз прибавляя полтона вверх. С первого по четвертое упражнения сначала доводить до РЕ 2-й октавы. Далее, опять по степени освоения учеников каждого конкретного упражнения прибавляется полтона. На этом отрезке опять надо упражняться до тех пор, пока добавленные полтона не сравняются с предыдущими звуками, потом прибавить опять полтона и таким образом довести эти упражнения до полуторы октавы.
Два первых упражнения похожи друг на друга, разница лишь в том, что в первом упражнении после первого круга делается пауза, во втором упражнении паузы нет.
Третье упражнение знакомит учащегося с началом как бы вибрационного массажа звукообразующих органов, которое потом постепенно переносится на все остальные упражнения. Эта повторяющаяся нота невольно производит толчкообразные движения живота, начинающиеся с самого низа, звук берется не связно и не отрывисто. Каждую ноту звукоряда ритмически, но мягко волевым образом отделять ноты друг от друга, что «колеблет» звук. Эта вокальная ритмика неизбежно заставляет работать весь организм, участвующий в звукообразовании. Тяжесть, которая невольно ложится на связки во время пения, распределяется равномерно между всеми звукообразующими органами при таких упражнениях. Получается впечатление, будто звук развертывается из клубка снизу живота ровной линией, состоящей как бы из мелких частиц, связанных между собой. Эти мелкие частицы и заставляют вибрировать звукообразующие органы.
Пятое и шестое упражнения нужно начинать петь после двухнедельных занятий на первых четырех упражнениях, когда диапазон упражнений увеличится.
Необходимо выработать в строгом ритме вдох и выдох, так как ритмичное дыхание правильно организует работу всех звукообразующих органов.
Система упражнений устроена таким образом, чтобы активные звуки чередовалась с короткими моментами отдыха. Сначала темп может быть медленным. Постепенно темп работы может увеличиваться. Необходимо придерживаться четкого ритма. На этом же принципе от простого к сложному выбирается динамика и звуковое наполнение: сначала упражнение поется в облегченном варианте, затем более плотным звуком и наполнением. Основное внимание следует уделять ощущениям и слуховому восприятию штриха. Важно, чтобы во время отдыха не ощущалось никакого напряжения мышц.
При выполнении данных упражнений воздух специально набирать не нужно. Вместо обычного вдоха применять активный выдох вместе со звуком. Необходимо вспомнить прием работы механического ручного резинового насоса, которым надувают, например, большой гимнастический мяч. Надавливая на резиновую грушу - насос, воздух выходит из нее. Когда перестаешь на нее нажимать, автоматически набирается необходимый по количеству воздух. Тот же самый принцип нужно использовать при применении этого комплекса упражнений. Для того чтобы получить необходимое количество воздуха в легких, нужно не набрать воздух, а наоборот, активно выбросить. Организм сам наберет нужное количество в легкие воздуха, которое им необходимо для правильного звукоизвлечения. Чем активнее будет выдох со звуком, тем большее количество воздуха попадет в легкие.
При выполнении упражнений у поющего должно складываться ощущение, что каждый раз заново происходит новый набор дыхания. Это ощущение также можно сравнить с дыханием собаки. Необходимо ощутить естественные движения всего тела, поскольку оно участвует в звукообразовании.
Выдох вместе со звуком должен быть активен и хорошо рассчитан. Следует добиваться более точной атаки, то есть наибольшей краткости, отрывистости каждого отдельного звука. Это позволяет не опасаться форсировки звучания и перенапряжения связок. Здесь голосовые связки овладевают новым для них типом работы. Когда упражнения становятся привычными и впетыми, количество и насыщенность голосового тембра и сила голоса увеличиваются.
Длина каждой ноты должна быть естественно короткой. Не нужно пытаться искусственно удлинить ноту, особенно последнюю, чтобы не допустить увеличенного напряжения голосовых складок. При активном выдохе нота будет держаться ровно столько, сколько нужно голосовому аппарату. Когда упражнения становятся привычными и впетыми, количество и насыщенность голосового тембра и сила голоса увеличиваются. Постепенно, при сохранении такой атаки складки смогут удерживать большую нагрузку и с течением времени (у кого-то это займет несколько месяцев, у кого-то - полгода-год) будет совершается переход от стаккато к нон-легато. Выполняя данные упражнения, нужно стремиться к естественности. Тело при этом имеет естественное состояние и не требуется специально делать никаких движений животом.
При выполнении этих упражнений должно создаваться ощущение, что как будто прыгаешь на трамплине. Если такое ощущение не создается, можно воспользоваться гимнастическим шаром. Выполнять упражнения так: сесть на него и пружинить на мяче каждый раз, когда воспроизводится звук. Такой способ выполнения упражнений помогает освобождаться от лишнего мышечного напряжения. При приседании создается ощущение, что все мышцы освобождаются.
Для более успешного контроля движений живота предлагается выполнять упражнения в положении лежа. В этом положении мы невольно применяем этот тип дыхания.
Данный способ выполнения вокальной вибрационной гимнастики обеспечивает выработку певческой опоры, активизацию атаки смыкания и на этой основе - получение более насыщенного и плотного звука. Только освобожденный от лишнего напряжения голосовой аппарат можно нагружать дополнительно. Это - специальная гимнастика, способствующая волнообразной работе мышц брюшного пресса с фазами напряжения и расслабления. Это делает дыхание активным, крепким, но не закрепощенным. Атака звука вырабатывается абсолютно точная, без подъездов, с синхронным соединением активного дыхания и позиционной высоты звука. Именно поэтому в упражнениях используется прием стаккато, что заставляет активно сокращать мышцы голосового аппарата и одновременно мышцы брюшного пресса.
Данные упражнения приводят прежде всего к развитию яркости и выразительности тембра, формированию естественного вибрато. Стаккато позволяет расширить диапазон, увеличить количество голоса. Упражнения позволяют найти и развить певческую опору, овладеть звуком в начале, середине и особенно в конце музыкальных фраз. Упражнения позволяют активизировать атаку звука и хорошо соединять голос с телом. Самым главным достоинством этой гимнастики является возможность укрепить или восстановить голосовой аппарат. Вокальные упражнения дают возможность подготовить певца к исполнению произведения на высоком техническом и музыкальном уровне в сольном жанре. Серьезная художественная работа над голосом приносит и ученику, и педагогу большую творческую радость.
Ценность этого способа звуковой вибрационной гимнастики в том, что она проводится абсолютно естественным для человека образом без применения искусственных задержек воздуха или глубокого неестественного дыхания. Обычное дыхание человека происходит естественно и без остановок. Вдох сменяет выдох без четких границ. Вибрационная гимнастика проводится в более быстром ритме, чем естественное спокойное дыхание, но сохраняется принцип автоматического вдоха, что очень важно для лиц голосовых и речевых профессий.
В природе все совершается ритмично и организм человека так же, как и другие животные виды, существует как одно целое. Все части тела и органы человека тесно связаны между собой своими функциями и ритмами. Поскольку во время вибрационной гимнастики каждая нота невольно производит толчкообразные движения живота, начинающиеся с самого низа, звук берется не связно и не отрывисто. Каждая нота звукоряда ритмически, но мягко волевым образом, отделяется от другой. Эти ритмические действия производят «вибрационные колебания» звука. Эта вокальная ритмика неизбежно заставляет работать весь организм, который участвует в звукообразовании. Тяжесть, которая невольно ложится на связки во время пения, распределяется при таких упражнениях равномерно между всеми звукообразующими органами. Поскольку ритмические звуки данных упражнений активно задействуют низ живота, создается впечатление «опоры звука» во всем организме человека, состоящей как бы из мелких частиц, связанных между собой. Эти мелкие частицы и заставляют вибрировать звукообразующие органы.
Предлагаемый способ не нуждается в дополнительном оснащении. Единственное техническое оснащение - фортепиано. Гимнастика достаточно проста для изучения и использования. Необходимое условие - обучение способом вибрационной гимнастики на практике должен проводить педагог, ею владеющий. Вокальной гимнастикой учащиеся овладевают в разные сроки, начиная с 3 месяцев и до года. Но пользу приносит вибрационная гимнастика уже с первых дней занятий.
Изобретение относится к медицине, способам восстановления голоса с помощью лечебно-восстановительной вокальной вибрационной гимнастики. Проводят комплекс вокально-ритмических упражнений, выполняемых на стаккато, для чего ноты музыкальной фразы пропевают ритмично, кратко, отрывисто, не связывая их между собой, а отделяя одну от другой посредством чередования активного певческого выдоха и пассивного вдоха. Причем при восхождении мелодии вверх используют сначала гласную «и», а при движении вниз гласную «а». При повторном восхождении мелодии звукоряда вверх опять гласную «и» и обратно вниз гласную «е». Первые четыре упражнения выполняют по квинтовому звукоряду - по 1, 2, 3, 4 и 5 ступеням мажорного лада. Первое упражнение - квинтовый звукоряд наверх и вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1 пауза, затем повторение этого звукоряда. Второе - квинтовый звукоряд наверх и вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, повторение без паузы. Третье - квинтовый звукоряд наверх и вниз с пятикратным повторением первой ноты звукоряда: 1, 1, 1, 1, 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, пауза и повторение этого звукоряда. Четвертое упражнение, как второе. Пятое - звукоряд на арпеджио 1, 3, 5, 1 второй октавы, 5, 3, 1, пауза и повторение. Шестое упражнение на арпеджио с повторением: 1, 3, 5, 1 второй октавы, 5, 3, 1, 3, 5, 1 второй октавы, 5, 3, 1 и повторение. Далее по мере освоения каждого конкретного упражнения при его повторении прибавляют по полтона, поднимаясь по диапазону вверх и постепенно расширяя его объем до октавы, а затем - до полутора-двух октав. Способ обеспечивает стойкий результат саморегуляции органов, участвующих в голосообразовании, профилактики заболеваний, развитие, улучшение и сохранение здорового голоса, получение красивого правильного звука голоса, позволяет в короткие сроки довести до автоматизма процесс координации звукообразования. 6 ил., 8 пр.
Способ лечебно-восстановительной вокальной вибрационной гимнастики, включающий комплекс вокальных упражнений, отличающийся тем, что комплекс состоит из вокально-ритмических упражнений, выполняемых на стаккато, для чего ноты музыкальной фразы пропевают ритмично, кратко, отрывисто, не связывая их между собой, а отделяя одну от другой посредством чередования активного певческого выдоха и пассивного вдоха, причем при восхождении мелодии вверх используют сначала гласную «и», а при движении вниз гласную «а», и при повторном восхождении мелодии звукоряда вверх опять гласную «и» и обратно вниз гласную «е»,
при этом первые четыре упражнения выполняют по квинтовому звукоряду - по 1, 2, 3, 4 и 5 ступеням мажорного лада:
первое упражнение - квинтовый звукоряд наверх и вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, пауза, затем повторение этого звукоряда,
второе упражнение - квинтовый звукоряд наверх и вниз: 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, повторение без паузы,
третье упражнение - квинтовый звукоряд наверх и вниз с пятикратным повторением первой ноты звукоряда: 1, 1, 1, 1, 1, 2, 3, 4, 5, 4, 3, 2, 1, пауза и повторение этого звукоряда,
четвертое упражнение, как второе,
пятое упражнение - звукоряд на арпеджио 1, 3, 5, 1 второй октавы, 5, 3, 1, пауза и повторение,
шестое упражнение на арпеджио с повторением: 1, 3, 5, 1 второй октавы, 5, 3, 1, 3, 5, 1 второй октавы, 5, 3, 1 и повторение,
в дальнейшем, по мере освоения каждого конкретного упражнения, при его повторении прибавляют по полтона, поднимаясь по диапазону вверх и постепенно расширяя его объем до октавы, а затем - до полутора-двух октав.
СПОСОБ РАЗВИТИЯ И НАСТРОЙКИ ГОЛОСА | 2007 |
|
RU2361282C2 |
СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА, СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОМУ ПЕНИЮ, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА К ФОРМИРОВАНИЮ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОМУ ПЕНИЮ И ПОСТАНОВКИ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА | 2006 |
|
RU2389080C9 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ТЕХНИКЕ ПЕНИЯ И РЕЧИ С ПРИМЕНЕНИЕМ РЕЗОНАНСОМЕТРА | 2006 |
|
RU2352998C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОЛОСОВЫХ ДАННЫХ И СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ВОКАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ТЕХНИКЕ | 2008 |
|
RU2380760C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫХ ОСЛОЖНЕНИЙ У БОЛЬНЫХ С СИНДРОМОМ ЭНДОГЕННОЙ ИНТОКСИКАЦИИ НА ФОНЕ ОСТРОГО ГНОЙНОГО ПИЕЛОНЕФРИТА В ПЕРИОПЕРАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ | 2012 |
|
RU2499568C1 |
ТЮВАЕВ И.Б | |||
Вокальная стабильность и средства ее достижения// Вестник Новосиб | |||
гос | |||
театрал | |||
института, 2014, 5, с.90-93 | |||
TAMPLIN J | |||
A pilot study into the effect of vocal exercises and singing on dysarthric speech// NeuroRehabilitation, 2008, 23, 3, pp | |||
Станок для изготовления из дерева круглых палочек | 1915 |
|
SU207A1 |
Авторы
Даты
2017-03-13—Публикация
2015-08-20—Подача