Изобретение относится к электрическим испытаниям на восприимчивость к электромагнитному полю (ЭМП) изделий электрооборудования и/или электронных систем автотранспортных средств (АТС).
Из [1] известны испытания автомобильного электрооборудования и электронные системы на устойчивость к внешнему ЭМП. Применяемое в данных испытаниях ЭМП линейной поляризации воздействует непрерывно длительное время на все электрооборудование и электронные системы АТС в области частот от 25 МГц до 1 ГГц.
Недостатком испытаний является то, что электромагнитное воздействие проводится на четырнадцати фиксированных частотах, например: 27, 45, 65, 90, 120, 150, 190, 230, 280, 380, 450, 600, 750 и 900 МГц. Это не позволяет подробно исследовать электрооборудование и/или электронные системы АТС в заданной области частот на электромагнитную стойкость, так как в промежуточных диапазонах частот работоспособность электрооборудования и/или электронных систем АТС не проверяется.
Известен способ [2], основанный на испытаниях технических средств на повышенных режимах нагружения ЭМП.
Упомянутый способ имеет недостаток, заключающийся в том, что выдвигает повышенные требования к испытательным установкам, так как вызывает необходимость создания испытательного воздействия с амплитудой в 2 раза выше минимально-допустимого уровня электромагнитной стойкости изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС.
Этот недостаток устранен в способе [3] испытания электрооборудования и/или электронных систем АТС на восприимчивость к ЭМП. Его сущность заключается в том, что применяемое в данных испытаниях ЭМП заданного уровня воздействует на электрооборудование и/или электронные системы АТС с фиксированным шагом перестройки по частоте. Причем шаг перестройки по частоте зависит от конкретной области частот, в которой проводятся испытания.
Недостатком способа испытаний является то, что в областях частот от 10 до 200 МГц, от 200 до 1000 МГц и от 1000 до 18000 МГц шаг перестройки по частоте составляет 1 МГц, 20 МГц и 200 МГц соответственно, ввиду чего имеется вероятность пропуска диапазонов частот, где электромагнитная стойкость электрооборудования и/или электронных систем АТС меньше минимально-допустимого уровня.
Целью настоящего изобретения является создание способа испытаний изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС на восприимчивость к ЭМП, позволяющего полностью оценить электромагнитную стойкость электрооборудования и/или электронных систем АТС в заданном диапазоне частот ΔF∈ [fmin; fmax] и на основании результатов испытаний принять меры по их эффективной защите от ЭМП.
Указанная цель достигается способом испытаний изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС в заданном диапазоне частот ΔF∈[fmin; fmax], при котором испытуемые изделия электрооборудования и электронные системы устанавливают в бортовую сеть АТС или как отдельные изделия, или как отдельный комплекс объединенных систем, и испытуемые изделия электрооборудования и/или электронные системы АТС подвергают воздействию от одного или нескольких источников поляризованного ЭМП, в котором посредством источника ЭМП формируют ЭМП, параметры которого выбирают из условий:
где
hi - шаг перестройки воздействующего ЭМП по частоте в заданном диапазоне частот ΔF∈[fmin; fmax];
Q - параметр, задаваемый вначале испытаний из условия: 10≤Q≤100;
i=1, 2, 3,…;
- несущая частота воздействующего ЭМП, принадлежащая заданному диапазону частот ΔF∈[fmin; fmax];
ЕB - напряженность воздействующего ЭМП;
Еmin.доп - минимально-допустимый уровень электромагнитной стойкости изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС в заданном диапазоне частот ΔF∈[fmin; fmax].
Время воздействия ЭМП на заданной несущей частоте на изделия электрооборудования и/или электронные системы АТС задают, как правило, не менее 1 секунды.
ЭМП, создаваемое конкретным источником, может иметь или круговую, или эллиптическую, или линейную поляризацию.
Изобретение поясняется следующим чертежом.
На фиг.1 показан принцип поиска диапазонов частот, где характеристика электромагнитной стойкости изделий электрооборудования и/или электронных систем не соответствует минимально-допустимому уровню Еmin.доп.
Заявляемое техническое решение основано на том, что электромагнитное воздействие с заданным уровнем напряженности ЭМП Ев и шагом перестройки по частоте hi, в случае наличия паразитных резонансных контуров в электрооборудовании и/или электронных системах АТС, всегда попадает в полосы пропускания паразитных резонансных контуров, вызывая нарушение работоспособности изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС.
В качестве электромагнитного воздействия может быть применен, например, гармонический сигнал.
Для реализации изобретения выполняют следующие действия:
1. Задается значение из Q условия 10≤Q≤100;
2. Задается диапазон частот ΔF∈[fmin; fmax],, в которой испытуемые изделия электрооборудования и электронные системы, установленные в бортовую сеть АТС или как отдельные изделия, или как отдельный комплекс объединенных систем, и испытуемые изделия электрооборудования и/или электронные системы АТС подвергают воздействию от одного или нескольких источников поляризованного ЭМП, например от 20 МГц до 2 ГГц;
3. Рассчитывается шаг перестройки воздействующего ЭМП по частоте hi;
4. Задается минимально-допустимый уровень электромагнитной стойкости Еmin.доп изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС в заданном диапазоне частот ΔF∈[fmin; fmax], например значение Еmin.доп=30 В/м выбирается из нормативных документов;
5. Рассчитывается значение напряженности воздействующего ЭМП ЕB;
6. Устанавливают изделия электрооборудования и/или электронные системы либо в АТС, либо на испытательный стенд, который находится, например, в безэховой камере с комплектом систем, формирующих ЭМП;
7. Облучают от одного или нескольких источников ЭМП изделия электрооборудования и/или электронные системы АТС ЭМП с заданными параметрами на заданной несущей частоте в течение времени не менее 1 секунды;
8. После воздействия на изделия электрооборудования и/или электронные системы АТС ЭМП на заданной несущей частоте производят изменение несущей частоты на шаг hi, и операцию проводят заново согласно п.7, до тех пор, пока не произойдет полное испытание в диапазоне частот, например, от 20 МГц до 2ГГц.
9. Если по прошествии полного цикла испытаний не произошло нарушение работоспособности изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС, то испытуемые изделия (системы) признаются устойчивыми к ЭМП с заданными параметрами. В случае нарушения работоспособности испытуемых изделий (систем) определяется порог электромагнитной стойкости изделий (систем) на тех частотах , где произошло нарушение работоспособности, и в случае, если порог электромагнитной стойкости изделий (систем) меньше Еmin.доп, они признаются неустойчивыми к воздействию ЭМП с заданными параметрами, и принимаются меры по эффективной защите данных изделий (систем) от ЭМП до требуемого порога электромагнитной стойкости.
Источники информации
1. ГОСТ Р 41.10-99. «Совместимость технических средств электромагнитная. Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости. Технические требования, касающиеся широкополосных электромагнитных помех, производимых транспортными средствами, оснащенными искровым зажиганием». - М.: Изд-во стандартов, 1999.
2. Балюк Н.В. Мощный электромагнитный импульс: воздействие на электронные средства и методы защиты / Н.В.Балюк, Л.Н.Кечиев, П.В.Степанов. - М.: ООО «Группа ИТД», 2007. - 478 с.
3. ISO 11451-1. Автомобили - Электрические помехи, вызванные излучением электромагнитной энергии в узкополосном диапазоне - Методы автомобильных испытаний. - Часть 1. - Техническая поправка 1. - Издана 01.06.1996. - 1995.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки технических средств на соответствие нормативным требованиям по уровню излучаемого электромагнитного поля | 2017 |
|
RU2642018C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ПОЛЮ | 2015 |
|
RU2618835C1 |
Способ оценки технических средств на соответствие нормативным требованиям на помехоустойчивость | 2017 |
|
RU2642024C1 |
Способ испытаний автотранспортных средств на восприимчивость к излучаемому электромагнитному полю | 2020 |
|
RU2735001C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ПОЛЮ | 2016 |
|
RU2640376C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОРМАМ ПО УРОВНЮ ИЗЛУЧАЕМОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ | 2011 |
|
RU2474807C2 |
Автотранспортное средство, оснащённое бортовым радиотехническим комплексом | 2020 |
|
RU2742585C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И/ИЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ПОЛЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ | 2012 |
|
RU2499987C1 |
Способ испытаний светотехнических систем автотранспортных средств в условиях воздействия электромагнитного поля | 2023 |
|
RU2805344C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЙ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА | 2006 |
|
RU2445914C2 |
Изобретение относится к электрическим испытаниям на восприимчивость к электромагнитному полю (ЭМП) изделий электрооборудования и/или электронных систем автотранспортных средств (АТС) в заданном диапазоне частот, при котором испытуемые изделия подвергают воздействию от одного или нескольких источников поляризованного ЭМП, параметры которого выбирают из условий:
Здесь hi - шаг перестройки воздействующего ЭМП по частоте; Q - параметр, задаваемый вначале испытаний; fнi - несущая частота воздействующего ЭМП; Ев - напряженность воздействующего ЭМП; Еmin.доп - минимально-допустимый уровень электромагнитной стойкости изделий электрооборудования; fmin - наименьшая граничная частота в заданном диапазоне частот. Время воздействия ЭМП составляет не менее 1 секунды. ЭМП может иметь или круговую, или эллиптическую, или линейную поляризацию. Техническим результатом изобретения является создание способа испытаний изделий электронных систем на восприимчивость к ЭМП, что позволит более полно оценить их электромагнитную стойкость и принять меры по эффективной защите от ЭМП. 1 ил.
Способ испытаний изделий электрооборудования и/или электронных систем автотранспортных средств (АТС) на восприимчивость к электромагнитному полю (ЭМП) в заданном диапазоне частот ΔF∈[fmin; fmax], при котором испытуемые изделия электрооборудования и электронные системы устанавливают в бортовую сеть АТС или как отдельные изделия, или как отдельный комплекс объединенных систем, и испытуемые изделия электрооборудования и/или электронные системы АТС подвергают воздействию от одного или нескольких источников поляризованного ЭМП, отличающийся тем, что посредством источника ЭМП формируют ЭМП, параметры которого выбирают из условий:
где hi - шаг перестройки воздействующего ЭМП по частоте в заданном диапазоне частот ΔF∈[fmin; fmax];
Q - параметр, задаваемый вначале испытаний из условия: 10≤Q≤100; i=1,2,3,…;
fнi - несущая частота воздействующего ЭМП, принадлежащая заданному диапазону частот ΔF∈[fmin; fmax];
Ев - напряженность воздействующего ЭМП;
Emin. доп. - минимально-допустимый уровень электромагнитной стойкости изделий электрооборудования и/или электронных систем АТС в заданном диапазоне частот ΔF∈[fmin; fmax],
время воздействия ЭМП на заданной несущей частоте fнi на изделия электрооборудования и/или электронные систем АТС задают не менее 1 с, ЭМП, создаваемое конкретным источником, имеет или круговую, или эллиптическую, или линейную поляризацию.
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ РАДИОСИГНАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2184980C1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ | 1999 |
|
RU2164028C2 |
JP 2010261716 А, 18.11.2010 | |||
JP 2009297060 А, 24.12.2009 | |||
US 8022697 А1, 25.06.2009 | |||
US 6426813 B1, 30.07.2002 | |||
US 7397266 B2, 17.08.2008 | |||
US 5552715 A, 03.09.1996 | |||
KR 100228130 B1, 01.11.1999 | |||
KR 20090098820 A, 16.10.2009. |
Авторы
Даты
2012-03-27—Публикация
2010-12-27—Подача