Изобретение относится к электромагнитным испытаниям технических средств (ТС), в частности автотранспортных (АТС), на восприимчивость (помехоустойчивость) к внешнему воздействующему высокочастотному электромагнитному излучению (ЭМИ).
Из Правила №10 ЕЭК ООН, 2008 г., «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости» [Текст], Добавление 9, Пересмотр 3 - известен способ оценки АТС на восприимчивость к внешнему воздействующему высокочастотному ЭМИ. Оценка АТС на соответствие требованиям нормативной документации производится на основании проведения испытаний на восприимчивость к внешнему ЭМИ и сравнения результатов испытаний с критериальными показателями, например с предельно допустимыми значениями, установленными нормативной документацией (нормами).
Данный способ оценки гарантирует соответствие нормам только того АТС, которое было подвергнуто испытаниям. При этом на основании положительных результатов испытаний небольшого количества АТС невозможно гарантировать соответствие нормам каждого из АТС, изготовленных большой партией.
Из ГОСТ Р 51320-99 «Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех» - М.: Изд-во стандартов, 1999, известен способ оценки (ТС) на соответствие требованиям нормативной документации по результатам испытаний количественно ограниченной выборки ТС, величина которой определяется на основе биномиального распределения и зависит от объема оцениваемой партии. Заключение о соответствии ТС требованиям нормативной документации принимается, если количество ТС, не соответствующих требованиям, меньше количества С при выборке объемом М.
Недостатком такого способа является то, что для принятия решения о соответствии большой партии ТС требованиям нормативной документации необходимо провести испытания как минимум семи однотипных образцов ТС, что связано с затратами большого количества времени. Кроме того, данный способ не позволяет вычислить надежность/достоверность полученной оценки.
Из патента на изобретение RU 2474807, МПК G01M 17/00, G01R 29/08, опубл. 10.02.2013, бюл. №4, известен способ оценки количества АТС, не соответствующих требованиям, заключающийся в статистической обработке результатов испытаний.
Недостатком такого способа является то, что необходимо провести испытания большого количества АТС для гарантированно высокой надежности/достоверности полученной оценки.
За прототип изобретения принят известный из п. 10 ГОСТ Р 51320-99 «Совместимость технических средств электромагнитная. Радиопомехи индустриальные. Методы испытаний технических средств - источников индустриальных радиопомех». - М.: Изд-во стандартов, 1999, способ оценки ТС на соответствие требованиям нормативной документации, заключающийся в проведении испытаний в заданном диапазоне частот ΔF∈[ƒmin; ƒmax] и сравнении результатов испытаний с критериальными показателями (нормами). При этом обработку результатов испытаний осуществляют для фиксированных частот заданного диапазона, а испытаниям подвергают количественно ограниченную выборку ТС, величина которой определяется на основе нецентрального t-распределения и зависит от объема оцениваемой партии ТС.
При оценке ТС данным способом решение о соответствии ТС требованиям нормативной документации принимается при выполнении условия:
,
где S - выборочное среднее квадратическое отклонение результатов измерений, определяемое выражением
;
L - соответствующая норма;
- выборочное среднее арифметическое значение результатов измерений;
xm - значение измеренного параметра по отдельному техническому средству на частоте измерений;
М - объем выборки;
k - коэффициент нецентрального t-распределения, зависящий от М.
Недостатком данного способа является то, что принятие решения производится на основании результатов испытаний, проведенных на фиксированных частотах, тогда как из-за разброса технологических и конструктивных параметров ТС резонансные частоты испытываемых образцов могут не совпадать, что снижает надежность/достоверность оценки в заданном диапазоне частот.
Задачей изобретения является создание способа оценки большой партии однотипных ТС, например выпуск одной модели одинаковой комплектации за год, на соответствие требованиям нормативной документации на восприимчивость ТС к воздействию внешнего высокочастотного ЭМИ, обеспечивающего высокую надежность/достоверность оценки в регламентируемом диапазоне частот ΔF∈[ƒmin; ƒmax] по результатам испытаний малой выборки, например не более четырех ТС.
Задача решается в способе оценки ТС на соответствие требованиям нормативной документации, заключающемся в проведении испытаний в заданном диапазоне частот ΔF∈[ƒmin; ƒmax] количественно ограниченной выборки ТС и в сравнении обработанных результатов испытаний с предельно допустимым показателем качества.
Указанная задача решается тем, что испытания выполняют в заданном диапазоне частот и по их результатам вычисляют параметр, характеризующий качество большой партии выпускаемых ТС одной модели одинаковой комплектации, который определяется из выражения:
,
где Епр – предельно допустимая норма электрической составляющей воздействующего ЭМИ;
Е - электрическая составляющая воздействующего ЭМИ;
k≥2 - коэффициент, задаваемый перед испытаниями и показывающий во сколько раз воздействующее ЭМИ во время испытаний должно быть больше, чем предельно допустимый уровень ЭМИ.
mE - наиболее ожидаемое значение минимумов характеристик помехоустойчивости ТС, определяемое из выражения:
,
где n - количество испытуемых ТС;
- эффективная оценка mE, определяемая из выражения:
,
где Ei - минимум характеристики помехоустойчивости каждого i-го испытываемого ТС;
ta - коэффициент, соответствующий заданному уровню надежности определения mE, (для наименее допустимой надежности 80%, tα=1,886);
S - эффективная оценка разброса минимумов характеристик помехоустойчивости ТС, определяемая из выражения:
;
σE - разброс минимумов характеристик помехоустойчивости ТС, определяемый из выражения:
,
где - коэффициент, соответствующий заданному уровню надежности определения σЕ, (для наименее допустимой надежности 80%, ).
Партия выпускаемых ТС одной модели одинаковой комплектации считается соответствующей предельно допустимой норме в заданном диапазоне частот ΔF∈[ƒmin; ƒmax], если
Р≥Рпр,
где Рпр – предельно допустимый показатель качества. Как правило Рпр≥0,9.
Реализация изобретения и методика работы показаны применительно к АТС. Совершенно очевидно, что предложенный в изобретении способ может быть применен для оценки соответствия требованиям нормативной документации любых, отличных от АТС, ТС, подвергающихся в процессе своей работы воздействию ЭМИ в широком спектре радиочастот.
Изобретение поясняется следующим чертежом.
На фиг. 1 изображены характеристики помехоустойчивости АТС в диапазоне частот от 100 до 1000 МГц трех АТС одной модели одинаковой комплектации и показан принцип выбора амплитудных параметров для оценки соответствия требованиям восприимчивости (помехоустойчивости) к внешнему воздействующему высокочастотному ЭМИ в заданном диапазоне частот ΔF∈[ƒmin; ƒmax] большой партии выпускаемых АТС одной модели одинаковой комплектации, где
1 - минимум характеристики помехоустойчивости АТС №1;
2 - минимум характеристики помехоустойчивости АТС №2;
3 - минимум характеристики помехоустойчивости АТС №3;
4 – предельно допустимая норма.
Любое из ТС, тем более АТС, имеет некоторую вариативность конструкторско-технологических параметров, в частности геометрических размеров щелей и отверстий кузова, геометрических характеристик внутреннего пространства кузова, внутренней структуры и трассировки жгутов проводов, позиционирования блоков электрооборудования, электрических характеристик объектов электрооборудования, которые и определяют в заданном диапазоне частот ΔF∈[ƒmin; ƒmax] конкретную для данного АТС характеристику помехоустойчивости. Учитывая упомянутое, для оценки АТС на соответствие требованиям нормативной документации из полученных в результате испытаний значений характеристики помехоустойчивости берут только одно минимальное амплитудное значение характеристики помехоустойчивости каждого испытанного АТС из принятой к испытаниям выборки.
Для реализации изобретения выполняют следующие действия.
1. Задают предельно допустимую норму помехоустойчивости к внешнему воздействующему высокочастотному ЭМИ Епр, которая выбирается, как правило, из нормативной документации. В международной практике Епр=30 В/м.
2. Задают уровень внешнего высокочастотного ЭМИ, который в k раз должен превышать предельно допустимый уровень ЭМИ.
3. Экспериментально определяют характеристику помехоустойчивости в диапазоне частот ΔF∈[ƒmin; ƒmax] всех отобранных для испытаний АТС одной модели одинаковой комплектации.
4. После определения характеристик помехоустойчивости всех АТС выбирают в каждой характеристике минимальное значение Ei.
5. Вычисляют эффективные оценки наиболее ожидаемых значений минимумов и разброса минимумов S характеристик помехоустойчивости автотранспортных средств.
6. Задают уровень надежности для наиболее ожидаемых значений минимумов и разброса минимумов характеристик помехоустойчивости автотранспортных средств.
7. Исходя из заданного уровня надежности, задают коэффициенты ta и . Для наименее допустимой надежности 80% tα=1,886, а .
8. Вычисляют наиболее ожидаемые значения минимумов mE и разброса минимумов σЕ характеристик помехоустойчивости автотранспортных средств.
9. Определяют параметр Р, характеризующий качество большой партии выпускаемых АТС одной модели одинаковой комплектации.
10. Задается предельно допустимый показатель качества Рпр, который, как правило, выбирается из условия Рпр≥0,9.
11. Параметр Р сравнивается с предельно допустимым показателем качества Рпр.
12. Если Р≥Рпр, то партия выпускаемых АТС одной модели одинаковой комплектации считается соответствующей предельно допустимыми нормам ЭМИ в заданном диапазоне частот ΔF∈[ƒmin; ƒmax].
13. Если Р<Рпр, то партия выпускаемых АТС одной модели одинаковой комплектации считается несоответствующей предельно допустимым нормам восприимчивости к излучаемому высокочастотному ЭМИ в заданном диапазоне частот ΔF∈[ƒmin; ƒmax] и производится поиск наиболее восприимчивых к ЭМИ систем электрооборудования АТС и осуществляется их доработка с целью повышения их помехоустойчивости.
Предлагаемый в изобретении способ оценки ТС на соответствие требованиям нормативной документации на помехоустойчивость в заданном диапазоне частот позволяет оценить, с заданной достоверностью (надежностью), соответствие нормам большой партии ТС по результатам испытаний количественно ограниченной выборки ТС из данной партии, а в случае несоответствия ТС требованиям нормативной документации произвести поиск наиболее восприимчивых у ЭМИ систем ТС и осуществить их доработку с целью повышения их помехоустойчивости.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оценки технических средств на соответствие нормативным требованиям по уровню излучаемого электромагнитного поля | 2017 |
|
RU2642018C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОЛИЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ НОРМАМ ПО УРОВНЮ ИЗЛУЧАЕМОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ | 2011 |
|
RU2474807C2 |
Способ испытаний систем/устройств вызова экстренных оперативных служб автотранспортных средств | 2020 |
|
RU2740716C1 |
Способ испытаний навигационных систем автотранспортных средств | 2021 |
|
RU2761588C1 |
Способ мониторинга внешней электромагнитной обстановки | 2022 |
|
RU2781760C1 |
Способ адаптивного обеспечения помехозащищенности автотранспортных средств | 2023 |
|
RU2815009C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ОБОРУДОВАНИЯ И/ИЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ПОЛЮ | 2010 |
|
RU2446409C1 |
Способ стабилизации выходного напряжения вентильного магнитоэлектрического генератора | 2019 |
|
RU2714921C1 |
Способ испытаний антенных кабелей автотранспортных средств на помехозащищённость к электромагнитным помехам | 2019 |
|
RU2702407C1 |
Способ испытаний автотранспортных средств на восприимчивость к излучаемому электромагнитному полю | 2020 |
|
RU2735001C1 |
Изобретение относится к испытаниям технических средств. Способ оценки технических средств на соответствие требованиям на восприимчивость к внешнему воздействующему электромагнитному излучению заключается в проведении испытаний в заданном диапазоне частот количественно ограниченной выборки технических средств и в сравнении результатов испытаний с критериальными показателями. По результатам испытаний определяют параметр, характеризующий качество большой партии выпускаемых технических средств одной модели одинаковой комплектации. Повышается достоверность испытаний. 1 ил.
Способ оценки технических средств на соответствие требованиям нормативной документации на восприимчивость к внешнему воздействующему электромагнитному излучению, заключающийся в проведении испытаний в заданном диапазоне частот ΔF∈[fmin; fmax] количественно ограниченной выборки технических средств и в сравнении результатов испытаний с критериальными показателями, отличающийся тем, что по результатам испытаний определяют параметр, характеризующий качество большой партии выпускаемых технических средств одной модели одинаковой комплектации, который определяется из выражения
, где
Епр - предельно допустимая норма электрической составляющей воздействующего электромагнитного излучения;
Е - электрическая составляющая воздействующего электромагнитного излучения;
k≥2 - коэффициент, задаваемый перед испытаниями и показывающий во сколько раз воздействующее электромагнитное излучение во время испытаний должно быть больше, чем предельно допустимый уровень электромагнитного излучения.
mE - наиболее ожидаемое значение минимумов характеристик помехоустойчивости технических средств, определяемое из выражения
где n - количество испытуемых технических средств;
- эффективная оценка mE, определяемая из выражения
,
где Ei - минимум характеристики помехоустойчивости каждого i-го испытанного технического средства;
ta - коэффициент, соответствующий заданному уровню надежности определения mE;
S - эффективная оценка разброса минимумов характеристик помехоустойчивости технических средств, определяемая из выражения
σE - разброс минимумов характеристик помехоустойчивости технических средств, определяемый из выражения
,
где - коэффициент, соответствующий заданному уровню надежности определения σE,
при этом партия выпускаемых технических средств одной модели одинаковой комплектации считается соответствующей требованиям, если Р≥Рпр,
где Рпр≥0,9 - предельно допустимый показатель качества.
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И/ИЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ПОЛЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ | 2012 |
|
RU2499987C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ОБОРУДОВАНИЯ И/ИЛИ ЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ПОЛЮ | 2010 |
|
RU2446409C1 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МИКРОПРОЦЕССОРНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ЭЛЕКТРОМАГНИТНОМУ ИЗЛУЧЕНИЮ ГРОЗОВОГО РАЗРЯДА | 2012 |
|
RU2514316C1 |
RU 2009145416 A, 20.06.2011 | |||
Адаптивный коррелятор случайной импульсной последовательности | 1975 |
|
SU550648A1 |
УСТОЙЧИВОСТЬ К МАГНИТНОМУ ПОЛЮ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЧАСТОТЫ | |||
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ), июль 2004. |
Авторы
Даты
2018-01-23—Публикация
2017-02-07—Подача