Изобретение относится к автоматике электрических сетей и предназначено для контроля короткого замыкания (КЗ) на участках, смежных с секционным выключателем, и запрета автоматического повторного включения (АПВ) вводных выключателей шин двухтрансформаторной подстанции.
Известен способ выявления поврежденного участка линии, секционированной отделителями на промежуточных подстанциях, снабженной выключателями на питающих концах, оснащенных устройством двукратного АПВ и АВР, заключающийся в фиксации бросков токов короткого замыкания (КЗ), определении устойчивого КЗ, и отключении с обеих сторон отделителей, ближайших к месту КЗ. При повреждении одного из участков по факту первого броска тока КЗ, отключают первый выключатель ввода, включают его от АПВ, отключают повторно при устойчивом повреждении, затем включают снова от АПВ, при этом на промежуточных подстанциях фиксируют ток КЗ и отключают во вторую бестоковую паузу АПВ отделитель, ближайший к месту КЗ, при этом отключение остальных отделителей в сторону выключателя ввода блокируют, затем от АВР включают второй выключатель ввода, фиксируют ток КЗ на оставшихся промежуточных подстанциях и отключат отделитель, ближайший к месту КЗ с другого конца поврежденного участка. При этом блокирование осуществляется по факту первого КЗ, а сигнал блокирования передается от конца участка к его началу и от начала к концу [патент SU №1236575, кл. H02J 13/00, 1986].
Недостатком известного способа является невозможность с его помощью получения информации о коротком замыкании на участках, смежных с секционным выключателем, и запрета на АПВ вводных выключателей двухтрансформаторной подстанции.
Задачей предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей способа путем применения его для контроля КЗ на участках, смежных с секционным выключателем, и запрета на АПВ вводных выключателей двухтрансформаторной подстанции.
Поставленная задача достигается благодаря тому, что с момента появления броска тока КЗ со стороны первого трансформатора начинают отсчет времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя первой секции шин и, если в момент окончания времени этой выдержки ток КЗ исчезнет, то устанавливают факт КЗ на смежном с секционным выключателем участке шин, питающихся от первого трансформатора, и вводят запрет на АПВ вводного выключателя первой секции шин, а если бросок тока КЗ появится со стороны второго трансформатора, то с момента его появления начинают отсчет времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя второй секции шин и, если в момент окончания времени этой выдержки ток КЗ исчезнет, то устанавливают факт КЗ на смежном с секционным выключателем участке шин, питающихся от второго трансформатора, и вводят запрет на АПВ вводного выключателя второй секции шин.
Суть предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 представлена структурная схема, содержащая элементы для реализации способа;
на фиг.2 - диаграммы сигналов на выходах элементов, показанных на фиг.1 при КЗ в точках 7 и 9 (см. фиг.1).
Схема (см. фиг.1) содержит: силовой трансформатор 1, вводный выключатель первой секции шин 2, головные выключатели линий 3, 4, 5, 6 первой секции шин, точку короткого замыкания 7, секционный выключатель шин 8, точку короткого замыкания 9, головные выключатели линий 10, 11, 12, 13, 14 второй секции шин, вводной выключатель второй секции шин 15, силовой трансформатор 16, датчик тока короткого замыкания (ДТКЗ) 17, элемент ПАМЯТЬ 18, элемент ЗАДЕРЖКА 19, элемент ОДНОВИБРАТОР 20, элемент НЕ 21, элемент И 22, ДТКЗ 23, элемент ПАМЯТЬ 24, элемент ЗАДЕРЖКА 25, элемент ОДНОВИБРАТОР 26, элемент НЕ 27, элемент И 28, регистрирующее устройство (РУ) 29.
Диаграммы сигналов на выходах элементов, показанных на фиг.1 при КЗ в точках 7 и 9 (см. фиг.1), имеют вид (см. фиг.2): 30 - на выходе элемента 17, 31 - на выходе элемента 18, 32 - на выходе элемента 19, 33 - на выходе элемента 20, 34 - на выходе элемента 21, 35 - на выходе элемента 22, 36 - на выходе элемента 23, 37 - на выходе элемента 24, 38 - на выходе элемента 25, 39 - на выходе элемента 26, 40 - на выходе элемента 27, 41 - на выходе элемента 28, 42 - в РУ 29, t1 - момент возникновения КЗ в точке 7, t2 - момент отключения тока КЗ, возникшего на первой секции шин, t3 - момент возникновения КЗ в точке 9, t4 - момент отключения тока КЗ, возникшего на второй секции шин.
Способ осуществляется следующим образом.
В нормальном режиме работы сети на выходах ДТКЗ 17 и 23 сигналов нет, поэтому схема находится в режиме контроля. При возникновении устойчивого КЗ в точке 7 на выходе ДТКЗ 17 появится сигнал (фиг.2, диагр.30, момент времени t1). Он поступит на вход элемента ПАМЯТЬ 18, запомнится им (фиг.2, диагр.31) и поступит на вход элемента ЗАДЕЖКА 19. В этом элементе сигнал задержится на время, равное времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя первой секции шин (фиг.2, диагр.32). Выйдя из элемента ЗАДЕРЖКА 19, сигнал поступит на вход элемента ОДНОВИБРАТОР 20. Он совершит одно колебание (фиг.2, диагр.33), и своим сигналом «сбросит» память с элемента 18 и поступит на первый вход элемента И 22. В этот момент времени вводной выключатель первой секции шин 2 отключит ток КЗ (фиг.2, момент времени t2), при этом исчезнувший выходной сигнал с элемента НЕ 21 в момент времени t1 с появлением тока КЗ, вновь появится (фиг.2, диагр.34), и поступит на второй вход элемента И 22, и обеспечит срабатывание этого элемента. На выходе элемента И 22 появится сигнал, который, поступив в РУ 29, обеспечит появление там информации о том, что возникло КЗ в точке 7. Одновременно этот сигнал поступит на вводной выключатель первой секции шин 2 и обеспечит запрет на АПВ этого выключателя. При возникновении устойчивого КЗ в точке 9 появится выходной сигнал на выходе ДТКЗ 23 (фиг.2, диагр.37), и схема начнет работать аналогично вышеописанной. И по окончании времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя 15 второй секции шин в РУ 29 появится информация о том, что возникло КЗ в точке 9 и на вводной выключатель второй секции шин 15 поступит сигнал запрета на его АПВ.
Таким образом, при использовании предлагаемого способа можно получать информацию о КЗ на смежных с секционным выключателем участках шин и вводить запрет на АПВ вводных выключателей этих шин.
Использование: в области электротехники. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей. Согласно способу фиксируют броски токов КЗ и измеряют время между ними, при этом, с момента появления броска тока короткого замыкания (КЗ) со стороны первого трансформатора начинают отсчет времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя первой секции шин и, если в момент окончания времени этой выдержки ток КЗ исчезнет, то устанавливают факт КЗ на первом смежном с секционным выключателем участке шин, питающихся от первого трансформатора, и вводят запрет на АПВ вводного выключателя первой секции шин. Если бросок тока КЗ появится со стороны второго трансформатора, то с момента его появления начинают отсчет времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя второй секции шин и, если в момент окончания времени этой выдержки ток КЗ исчезнет, то устанавливают факт КЗ на втором смежном с секционным выключателем участке шин и вводят запрет на АПВ вводного выключателя второй секции шин. 2 ил.
Способ контроля короткого замыкания (КЗ) на участках, смежных с секционным выключателем, и запрета автоматического повторного включения (АПВ) вводных выключателей шин двухтрансформаторной подстанции, заключающийся в фиксации бросков токов КЗ и в измерении времени между ними, отличающийся тем, что с момента появления броска тока короткого замыкания (КЗ) со стороны первого трансформатора начинают отсчет времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя первой секции шин и, если в момент окончания времени этой выдержки ток КЗ исчезнет, то устанавливают факт КЗ на первом смежном с секционным выключателем участке шин, питающихся от первого трансформатора, и вводят запрет на АПВ вводного выключателя первой секции шин, а если бросок тока КЗ появится со стороны второго трансформатора, то с момента его появления начинают отсчет времени выдержки срабатывания защиты вводного выключателя второй секции шин и, если в момент окончания времени этой выдержки ток КЗ исчезнет, то устанавливают факт КЗ на втором смежном с секционным выключателем участке шин и вводят запрет на АПВ вводного выключателя второй секции шин.
Способ выявления поврежденного участка линии | 1984 |
|
SU1236575A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОТКЛЮЧЕНИЯ И НЕУСПЕШНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОВТОРНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СЕКЦИОНИРУЮЩЕГО ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ В ЛИНИИ КОЛЬЦЕВОЙ СЕТИ | 2006 |
|
RU2304338C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ ПУНКТА АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЗЕРВА В КОЛЬЦЕВОЙ СЕТИ | 2001 |
|
RU2214667C2 |
Способ получения информации о резуль-TATE АВТОМАТичЕСКОгО пОВТОРНОгО ВКлю-чЕНия СЕКциОНиРующЕгО АппАРАТА | 1979 |
|
SU851644A1 |
ПРОИЗВОДНЫЕ ИМИДАЗОЛА В КАЧЕСТВЕ ИНГИБИТОРОВ ФОСФОДИЭСТЕРАЗЫ VII | 2000 |
|
RU2259199C2 |
Авторы
Даты
2012-04-10—Публикация
2011-02-28—Подача