Изобретение относится к нефтехимии, конкретно к битумным вяжущим, и может быть использовано при получении асфальтобетонов для дорожных строительных работ.
Известно битумное вяжущее кровельного и гидроизоляционного назначения, включающее битум, полипропилен атактический, полипропилен изотактический, отходы полиэтиленового производства и наполнитель при следующем соотношении компонентов, мас.%:
см. RU Патент 2235817, МПК D06N 5/00, 2004.
Недостатками данного битумного вяжущего является то, что при его приготовлении изотактический полипропилен залипает на стенках технологического оборудования, что может привести к аварийным ситуациям.
Известно битумное вяжущее для получения асфальтобетонов для дорожного строительства, содержащее битум, бутадиен-стирольный термоэластопласт, индустриальное масло и тяжелые жирные кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:
см. RU Патент 2297990, МПК C08L 95/00, 2007.
Недостатками известного битумного вяжущего является то, что для его получения бутадиен-стирольный термоэластопласт необходимо предварительно растворять в минеральном масле. Кроме того, данный термоэластопласт достаточно дорогостоящий.
Наиболее близким к заявляемому изобретению по технической сущности является битумное вяжущее, содержащее битум, низкоокисленный атактический полипропилен средневязкостной молекулярной массы 22000-29000 при следующем соотношении компонентов, мас.%:
см. RU Патент 2181733, МПК C08L 95/00, 2002.
Недостатками известного битумного вяжущего являются высокая температура хрупкости, свидетельствующая о невысокой морозостойкости, недостаточная прочность асфальтобетона на его основе и высокий показатель водонасыщения, свидетельствующий о его недостаточной водостойкости.
Задачей изобретения является обеспечение высокими эксплуатационными характеристиками асфальтобетона на основе заявляемого битумного вяжущего, а именно прочностью, водостойкостью и морозостойкостью.
Техническая задача решается тем, что битумное вяжущее, содержащее битум, низкоокисленный атактический полипропилен, дополнительно содержит этерифицированный кремнезем формулы
,
где R - СН3, или C2H5, или i-С3Н7, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Решение технической задачи позволяет получить битумное вяжущее, обеспечивающее высокие экспуатационные характеристики асфальтобетона, а именно повысить прочность асфальтобетона при 20°С в среднем на 5-30%, прочность при 50°С - на 7-30%, понизить водостойкость асфальтобетона на 5-50% и улучшить его морозостойкость на 10-45%.
Кремнезем - диоксид кремния, который может быть модифицирован металлами, полимерами, поверхностно-активными веществами (ПАВ) и др. Кремнезем, поверхность которого модифицирована спиртами, получил название этерифицированный кремнезем. Информация о этерифицированном кремнеземе, используемом в заявляемом объекте, описана в нижеприведенных источниках, см. Химическое модифицирование поверхности минеральных веществ, Г.В.Лисичкин, Соросовский образовательный журнал, №4, 1996. - 52-59 с., см. также книга Р.Айлер "Химия кремнезема": Пер. с англ. - М.: Мир, 1982. Ч.2. - 567 с. Сведения об использовании этерифицированного кремнезема в качестве компонента битумного вяжущего отсутствуют.
Для приготовления битумного вяжущего используют вязкий дорожный битум марок БНД 60/90 и БНД 90/130, низкоокисленный атактический полипропилен с характеристиками, указанными в таблице 1, и этерифицированный кремнезем, формулы
,
где R - СН3, или С2Н5, или i-C3H7.
Свойства этерифицированного кремнезема приведены в таблице 2.
Изобретение поясняется на примерах. Примеры 1-3 по прототипу с использованием битума, что и в заявляемом объекте, см. таблицу 3.
Пример 1 по прототипу. В металлическую емкость, снабженную мешалкой, электрообогревателем и термометром, загружают 99,50 г (99,50 мас.%) дорожного битума марки БНД 60/90, нагревают емкость до 120°С и выдерживают при этой температуре до полного расплавления битума. Затем при перемешивании добавляют 0,50 г (0,50 мас.%) низкоокисленного атактического полипропилена. Смесь перемешивают 30 минут при той же температуре. У приготовленного битумного вяжущего определяют свойства. Примеры 2, 3, см. таблицу 3, выполняют аналогичным образом, меняя соотношения ингридиентов.
Пример 4 по заявляемому объекту. В металлическую емкость, снабженную мешалкой, электрообогревателем и термометром, загружают 99,00 г (99,00 мас.%) дорожного битума марки БНД 60/90, нагревают стакан до 120°С и выдерживают при этой температуре до полного расплавления битума. Затем при перемешивании добавляют 0,50 г (0,50 мас.%) низкоокисленного атактического полипропилена. Смесь перемешивают 30 минут при 120°С, к полученной смеси добавляют этерифицированный кремнезем в количестве 0,5 г (0,5 мас.%) и перемешивают 30 минут при той же температуре. У приготовленного битумного вяжущего определяют свойства.
Примеры 5-18, за исключением примеров 6, 10, 17, выполняют аналогично примеру 4, меняя соотношения ингридиентов.
Примеры 6, 10, 17 готовят с использованием битума марки БНД 90/130.
Примеры 4-18 соответствуют соотношению ингридиентов в заявляемых пределах их содержания в битумном вяжущем, см. таблицу 3.
Свойства битумного вяжущего определяют согласно ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные вязкие». Адгезионную прочность к минеральному материалу определяют по ГОСТ 11508-76 методом А - «пассивное» сцепление, сущность которого заключается в определении способности вязкого битума удерживаться на предварительно покрытой им поверхности минерального материала при воздействии воды. Теплостойкость заявляемых битумных вяжущих оценивают по их температуре размягчения методом КиШ согласно ГОСТ 11506-73. Температура размягчения соответствует верхнему пределу температуры эксплуатации. Температуру хрупкости определяют по методу Фрааса согласно ГОСТ 11507-78. Температура хрупкости - граница перехода из упругопластичного в упругохрупкое реологическое состояние.
Результаты, приведенные в таблице 3, показывают, что заявляемое битумное вяжущее по сравнению с прототипом имеет повышенную теплостойкость, пониженную температуру хрупкости, улучшенную адгезионную прочность к минеральному материалу, а именно примеры 4-9 по сравнению с примером 1 имеют повышенную на 2-10% теплостойкость, пониженную на 6-26% температуру хрупкости; примеры 10-12 по сравнению с примером 2 имеют повышенную на 6-11% теплостойкость, пониженную на 26-46% температуру хрупкости, примеры 13-18 по сравнению с примером 3 имеют повышенную на 2-16% теплостойкость, пониженную на 26-46% температуру хрупкости. Сравнение битумных вяжущих ведется при одинаковом соотношении в составе вяжущего битума и атактического полипропилена. Таким образом, примеры 4-18 демонстрируют расширение температурного интервала эксплуатации битумного вяжущего, а также повышение его адгезии к поверхности минерального материала.
мость, см, 25°С
3 - «удовлетворительно», пленкой вяжущего покрыто 75% поверхности частиц гравия;
4 - «хорошо», пленкой вяжущего покрыто 90% поверхности частиц гравия;
5 - пленкой вяжущего покрыто 95% поверхности частиц гравия.
Предлагаемое битумное вяжущее используют для приготовления горячих асфальтобетонных смесей по ГОСТ 9128-97. Испытания асфальтобетонных смесей проводят по общепринятым методикам согласно ГОСТ 12801-98. Состав и свойства асфальтобетонных смесей приведены в таблице 4. Примеры 1-18 таблицы 4 соответствуют составам битумного вяжущего 1-18 таблицы 3.
У асфальтобетонов на основе заявляемого битумного вяжущего повышается прочность, падает показатель водонасыщения. Это объясняется повышением адгезионной прочности заявляемого битумного вяжущего к минеральной части асфальтобетона. Хороший адгезионный контакт между частицами минерального наполнителя и битумным вяжущим исключает внедрение воды в пограничную область раздела фаз.
Щебень, фракция 2-7 мм - 55;
Песок, фракция 0-3 мм - 45;
Битумное вяжущее - 6;
Средняя плотность образцов - 2,13 г/см3;
Остаточная пористость асфальтобетона - 4 об.%.
Асфальтобетонные смеси на основе заявляемого битумного вяжущего по сравнению с прототипом демонстрируют улучшение свойств, а именно примеры 4-9 по сравнению с примером 1 имеют повышенный на 4-34% предел прочности на сжатие при 20°С, повышенный на 6-33% предел прочности на сжатие при 50°С, пониженное на 3-44% водонасыщение; примеры 10-12 по сравнению с примером 2 имеют повышенный на 7-18% предел прочности на сжатие при 20°С, повышенный на 6-30% предел прочности на сжатие при 50°С, пониженное в 1,63-2 раза водонасыщение; примеры 13-18 по сравнению с примером 3 имеют повышенный на 2-22% предел прочности на сжатие при 20°С, повышенный на 9-32% предел прочности на сжатие при 50°С, пониженное на 10-50% водонасыщение, см. таблицу 4.
Таким образом, заявляемое битумное вяжущее по сравнению с прототипом позволяет повысить прочность асфальтобетона при 20°С в среднем на 5-30%, прочность при 50°С - на 7-30%, понизить водостойкость асфальтобетона на 5-50% и улучшить его морозостойкость на 10-45%.
Поскольку прочность и водонасыщение являются основными показателями, определяющими долговечность асфальтобетонного покрытия, полученные результаты позволяют увеличить межремонтный срок эксплуатации асфальтобетонных дорожных покрытий на основе заявляемого битумного вяжущего. Снижение коэффициента температурочувствительности по сравнению с прототипом почти в 2 раза говорит о повышении деформационной устойчивости дорожных покрытий и повышении их стойкости к растрескиванию при сезонных температурных перепадах. Асфальтобетоны на основе заявляемого битумного вяжущего обладают большей морозостойкостью, так как происходит понижение температуры хрупкости заявляемого вяжущего по сравнению с прототипом, см. таблицу 3.
Таким образом, заявляемый объект позволяет получить асфальтобетон с повышенными прочностными характеристиками, повышенной водостойкостью, стойкостью к сезонным температурным перепадам, а значит и с увеличенным межремонтным сроком эксплуатации дорожных покрытий на его основе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БИТУМНО-ПОЛИМЕРНОЕ ВЯЖУЩЕЕ | 2000 |
|
RU2181733C2 |
Способ получения битумно-полимерного вяжущего | 2016 |
|
RU2629678C1 |
ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ ПЛАСТОБЕТОНОВ | 2009 |
|
RU2418019C1 |
СТАБИЛИЗАТОР ДЛЯ ЩЕБЕНОЧНО-МАСТИЧНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА | 2007 |
|
RU2348662C2 |
Состав полимерно-битумного вяжущего для асфальтобетонных покрытий | 2020 |
|
RU2734711C1 |
МОДИФИКАТОР ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ И ПОЛИМЕРНО-БИТУМНОЕ ВЯЖУЩЕЕ НА ЕГО ОСНОВЕ | 2015 |
|
RU2604217C1 |
БИТУМОПОЛИМЕРНАЯ МАСТИКА | 2012 |
|
RU2489463C1 |
Способ получения холодной асфальтобетонной смеси на основе модифицированной полимерно-битумной композиции | 2023 |
|
RU2824525C1 |
СОСТАВ БИТУМНОЙ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ | 2009 |
|
RU2407765C1 |
Способ получения вяжущего | 1990 |
|
SU1745739A1 |
Изобретение относится к нефтехимии, конкретно к битумным вяжущим, и может быть использовано при получении асфальтобетонов для дорожных строительных работ. Битумное вяжущее содержит битум, низкоокисленный атактический полипропилен и дополнительно этерифицированный кремнезем формулы
,
где R - СН3, или С2Н5, или i-С3Н7. Вяжущее получают при следующем соотношении компонентов, мас.%: битум 90,0-99,0; низкоокисленный атактический полипропилен 0,5-5,0; указанный этерифицированный кремнезем 0,5-5,0. Полученное битумное вяжущее обеспечивает высокие эксплуатационные характеристики асфальтобетона, такие как повышение прочности и уменьшение показателя водонасыщения. 4 табл., 18 пр.
Битумное вяжущее, содержащее битум, низкоокисленный атактический полипропилен, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит этерифицированный кремнезем формулы
,
где R - СН3 или С2Н5, или i-C3H2, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
БИТУМНО-ПОЛИМЕРНОЕ ВЯЖУЩЕЕ | 2000 |
|
RU2181733C2 |
Способ получения битумно-полимерного вяжущего | 1987 |
|
SU1479476A1 |
Битумполимерная композиция | 1991 |
|
SU1835413A1 |
ПОКРЫТИЕ | 2001 |
|
RU2225925C2 |
US 4829109 А1, 09.05.1989 | |||
АСФАЛЬТОБЕТОННАЯ СМЕСЬ | 1998 |
|
RU2149848C1 |
Авторы
Даты
2012-04-27—Публикация
2010-04-19—Подача