РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБИНЫ Российский патент 2012 года по МПК F02C7/12 

Описание патента на изобретение RU2449145C1

Изобретение относится к роторам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен ротор высокотемпературной турбины, в котором диск турбины установлен на валу с помощью шлицевого соединения (патент RU №2386831).

Недостатком известной конструкции является ее низкая надежность, так как шлицевое соединение выполняется с малыми радиусами в шлицах, что приводит к повышенной концентрации напряжений.

Наиболее близким к заявляемому является ротор высокотемпературной турбины, в котором диск турбины установлен на валу с помощью фланцевого соединения (патент RU №2261350).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за наличия радиальных отверстий в кольцевой цилиндрической упругой перемычке, соединяющей кольцевой радиальный фланец диска с его ступицей. Повышенные напряжения растяжения, возникающие в ступице диска под действием центробежных сил, распространяются и по цилиндрической перемычке, что приводит к концентрации напряжений вокруг радиальных отверстий, предназначенных для прохода охлаждающего воздуха, и к снижению запасов прочности.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности ротора высокотемпературной турбины путем снижения напряжений во фланцевом соединении диска с валом турбины.

Сущность технического решения заключается в том, что в роторе высокотемпературной турбины с фланцевым соединением диска турбины с валом, состоящим из радиальных, соединенных резьбовым соединением фланцев диска и вала, а также из кольцевой упругой перемычки между ступицей диска и его фланцем, согласно изобретению перемычка выполнена конической и направлена от ступицы к оси ротора, а во фланце диска со стороны фланца вала выполнены С-образные пазы, соединяющие воздушные полости с внутренней и с внешней стороны от перемычки, при этом отношение D/D1=0,9…1,5, где:

D - диаметр внутренней поверхности перемычки в месте ее стыковки со ступицей диска;

D1 - диаметр внешней поверхности перемычки в месте ее стыковки с фланцем диска.

Диск ротора турбины крепится на валу фланцевым соединением с помощью резьбовых шпилек с передней и задней гайками. Осевые отверстия во фланце диска под шпильки являются концентраторами напряжений, и выполнение перемычки между ступицей и фланцем диска конической и направленной от ступицы к оси ротора позволяет отсечь возникающие в ступице диска при работе ротора турбины напряжения от фланца диска, что повышает циклическую долговечность фланца диска.

Выполнение во фланце диска со стороны фланца вала С-образных пазов, соединяющих воздушные полости с внутренней и с внешней стороны от перемычки, позволяет организовать охлаждение ступицы диска без выполнения отверстий в перемычках, что повышает циклическую долговечность перемычек диска и надежность ротора в целом.

При D/D1<0,9 - возможно поступление повышенных напряжений со ступицы диска на фланец, что приводит к снижению его надежности.

При D/D1>1,5 - увеличиваются осевые габариты соединения диска с валом.

На фиг.1 изображен продольный разрез ротора высокотемпературной турбины.

На фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.

Ротор высокотемпературной турбины 1 состоит из диска 2, зафиксированного фланцевым соединением 3 на валу 4. Фланцевое соединение 3 состоит из радиального кольцевого фланца 5 диска 2, зафиксированного с помощью осевой резьбовой шпильки 6, а также передней 7 и задней 8 гаек на радиальном кольцевом фланце 9 вала 4. Фланец 5 диска 2 соединен со ступицей 10 упругой конической перемычкой 11, направленной от ступицы 10 к оси 12 ротора 1. Перемычка 11 выполнена с внутренней 13 и с внешней 14 поверхностями, которые выполнены по образующей конуса. Радиальный фланец 5 диска 2 зафиксирован на фланце 9 вала 4 в радиальном направлении внешним 15 и внутренним 16 кольцевыми осевыми ребрами, и для организации охлаждения ступицы 10 и полотна 17 диска 2 фланец 5 со стороны фланца 9 вала 4 выполнен с С-образными пазами 18, число которых равно числу резьбовых шпилек 6 и с помощью которых воздушная полость 19 с внутренней стороны от упругой перемычки 11 соединена с воздушной полостью 20 с внешней стороны от перемычки 11.

Работает устройство следующим образом.

При работе ротора высокотемпературной турбины 1 перемычка 11, выполненная конической и поэтому имеющая повышенную радиальную жесткость, повышает радиальную жесткость ротора 1 в целом, что повышает его надежность. Охлаждающий воздух 21, протекающий по С-образным пазам, охлаждает фланцевое соединение 3 диска 2 с валом 4, что также повышает надежность ротора 1.

Похожие патенты RU2449145C1

название год авторы номер документа
РОТОР ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2453709C1
РОТОР ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2369746C1
Ротор турбины низкого давления (ТНД) газотурбинного двигателя (варианты), узел соединения вала ротора с диском ТНД, тракт воздушного охлаждения ротора ТНД и аппарат подачи воздуха на охлаждение лопаток ротора ТНД 2018
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Андреев Виктор Андреевич
  • Золотухин Андрей Александрович
  • Комаров Михаил Юрьевич
  • Кононов Николай Александрович
  • Крылов Николай Владимирович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2684355C1
ВАЛ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДИСКОВ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ПРОСТАВКА УЗЛА СОЕДИНЕНИЯ ДИСКОВ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2565133C1
ВАЛ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, УЗЕЛ СОЕДИНЕНИЯ ДИСКОВ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ПРОСТАВКА УЗЛА СОЕДИНЕНИЯ ДИСКОВ ВАЛА РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2565141C1
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Балабан Юрий Николаевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603375C1
РОТОР ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Сычев Владимир Константинович
  • Язев Владимир Михайлович
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2516983C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
ФЛАНЦЕВЫЙ КОМПОНЕНТ ДЛЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2017
  • Страк, Бруно, Э.
RU2742013C2
Узел соединения роторов компрессора и турбины газотурбинного двигателя 2020
  • Кузьмин Максим Владимирович
  • Ханин Александр Анатольевич
RU2755452C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 449 145 C1

Реферат патента 2012 года РОТОР ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОЙ ТУРБИНЫ

Изобретение относится к роторам высокотемпературных турбин газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Ротор высокотемпературной турбины состоит из диска турбины, соединенного с валом при помощи фланцевого соединения. Вал состоит из радиальных, соединенных резьбовым соединением фланцев диска и вала, а также из кольцевой упругой перемычки между ступицей диска и его фланцем. Перемычка выполнена конической и направлена от ступицы к оси ротора. Во фланце диска со стороны фланца вала выполнены С-образные пазы, соединяющие воздушные полости с внутренней и с внешней стороны от перемычки. Отношение диаметра внутренней поверхности перемычки в месте ее стыковки со ступицей диска к диаметру внешней поверхности перемычки в месте ее стыковки с фланцем диска составляет 0,9…1,5. Изобретение позволяет повысить надежность ротора высокотемпературной турбины путем снижения напряжений во фланцевом соединении диска с валом турбины. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 449 145 C1

Ротор высокотемпературной турбины с фланцевым соединением диска турбины с валом, состоящим из радиальных, соединенных резьбовым соединением фланцев диска и вала, а также из кольцевой упругой перемычки между ступицей диска и его фланцем, отличающийся тем, что перемычка выполнена конической и направлена от ступицы к оси ротора, а во фланце диска со стороны фланца вала выполнены С-образные пазы, соединяющие воздушные полости с внутренней и с внешней стороны от перемычки, при этом отношение D/D1=0,9…1,5,
где D - диаметр внутренней поверхности перемычки в месте ее стыковки со ступицей диска;
D1 - диаметр внешней поверхности перемычки в месте ее стыковки с фланцем диска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2449145C1

ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2261350C2
СИСТЕМА ДЛЯ АГРЕГАЦИИ МЕТАДАННЫХ СОБЫТИЙ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В МАГАЗИНЕ, ВЕРИФИКАЦИИ ДАННЫХ И ИХ АНАЛИЗА С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДАННЫХ И ЗАПУСКА СВЯЗАННОГО ДЕЙСТВИЯ 2018
  • Авлани, Дипеш
  • Тахени, Шон
  • Гиней, Карл
RU2772835C2
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2386831C1
FR 2940351 A1, 25.06.2010
US 7390170 B2, 24.06.2008
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ СТЕРЖНЕЙ 2004
  • Маккарти Майкл Уилди
RU2376504C2

RU 2 449 145 C1

Авторы

Сычев Владимир Константинович

Язев Владимир Михайлович

Кузнецов Валерий Алексеевич

Даты

2012-04-27Публикация

2010-12-14Подача