СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 2012 года по МПК H02K1/32 H02K3/51 H02K9/04 

Описание патента на изобретение RU2449451C1

Техническое решение относится к области электромашиностроения и касается вентиляции лобовых частей обмотки ротора крупной электрической машины, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением.

В роторе электрической машины [1] охлаждающий поток проходит вдоль вала в пространство под цилиндрической оболочкой, и через радиальные каналы оболочки, выполненные в области перегиба катушек, поступает в лобовую часть обмотки. Установленные между катушками радиальные распорки образуют протяженные зигзагообразные вентиляционные каналы вдоль боковых поверхностей катушек.

За прототип принята система вентиляции ротора электрической машины [2] с размещенными под лобовыми частями катушками обмотки и охватывающей вал оболочкой. Через пространство между оболочкой и валом охлаждающий поток поступает в пазовую часть ротора, через пространство над оболочкой - к лобовым частям обмотки ротора. Между боковыми поверхностями соседних катушек установлены радиальные распорки. В пространстве между оболочкой и нижними витками катушек с помощью продольных перегородок организованы зоны впуска и выпуска охлаждающего потока, сообщающиеся с протяженными вентиляционными каналами, выполненными в проводниках обмотки. Отвод охлаждающего потока от лобовых частей обмотки осуществлен в сторону бочки ротора.

Общим недостатком известных систем вентиляции ротора является то, что охлаждающий поток проходит вдоль катушек лобовых частей обмотки по длинным вентиляционным каналам малого сечения. Такие каналы обладают большим аэродинамическим сопротивлением и невысокой пропускной способностью. В этой связи известные системы вентиляции ротора оказываются неэффективны в применении к машинам большой мощности.

Задачей заявляемого решения является повышение эффективности охлаждения лобовой части обмотки ротора.

Технический результат заключается в увеличении единичной мощности электрической машины.

Поставленная задача решается тем, что в известной системе вентиляции ротора электрической машины, содержащей размещенную под лобовыми частями катушек обмотки оболочку, пространство между оболочкой и валом для подачи охлаждающего потока в ротор, радиальные распорки между боковыми поверхностями соседних катушек, вентиляционные каналы для охлаждения лобовых частей катушек, пространство между оболочкой и нижними витками лобовых частей катушек, разделенное установленными в нем продольными перегородками на зоны впуска охлаждающего потока в вентиляционные каналы и зоны выпуска охлаждающего потока из вентиляционных каналов, упомянутые продольные перегородки установлены напротив зубцов ротора с шагом в одно пазовое деление ротора, в оболочке в зонах впуска охлаждающего потока в вентиляционные каналы выполнены радиальные каналы с шагом в два пазовых деления ротора, при этом вентиляционные каналы выполнены в радиальных распорках и имеют U-образную форму.

Из уровня техники не выявлено:

- размещение продольных перегородок напротив зубцов ротора с шагом в одно пазовое деление ротора;

- выполнение радиальных каналов в оболочке с шагом в два пазовых деления ротора.

Изобретение поясняется чертежами, где на фигуре 1 представлен фрагмент поперечного сечения лобовой части ротора электрической машины, на фигуре 2 - вариант размещения продольных перегородок.

Ротор электрической машины, например турбогенератора, содержит оболочку 1 (см. фиг.1), охватывающую вал 2 с образованием пространства 3 для подачи охлаждающего потока в ротор. Между катушками 4 в лобовой части обмотки размещены продольные распорки 5 с U-образными вентиляционными каналами 6 для охлаждения катушек 4. В пространстве 7 между оболочкой 1 и нижними витками катушек 4 лобовой части обмотки напротив зубцов 8 ротора (фиг.2) установлены продольные перегородки 9 с шагом в одно пазовое деление ротора (τ). Перегородки 9 разделяют пространство 7 на зоны впуска 10 охлаждающего потока в вентиляционные каналы 6 и зоны выпуска 11 охлаждающего потока из вентиляционных каналов 6. В зонах впуска 10 в оболочке 1 выполнены радиальные каналы 12 с шагом в два пазовых деления ротора (2τ). Перегородки 9 могут быть размещены на оболочке 1 вдоль всей области установки распорок 5 до кольцевой перегородки 13. На чертежах движение охлаждающего потока обозначено стрелками.

Охлаждающий поток проходит в ротор под оболочкой 1 вдоль вала 2, часть его поступает на охлаждение лобовых частей катушек. Через радиальные каналы 12 в оболочке 1 поток попадает в зоны впуска 10, проходит по вентиляционным каналам 6, охлаждая лобовые части катушек, и выходит в зоны выпуска 11. Короткие U-образные каналы 6 обладают сравнительно небольшим аэродинамическим сопротивлением и повышенной пропускной способностью. Через них проходит больший охлаждающий поток, и эффективность охлаждения ротора электрической машины увеличивается. Выход потока из зон выпуска 11 может быть организован как в сторону торцевого закрытия лобовых частей катушки (например, установкой перегородки 13), так и в сторону пазовой части ротора.

Технические преимущества заявленной системы вентиляции заключаются в возможности повышения плотности тока в обмотке и, соответственно, увеличения мощности машины.

Источники информации

1. Патент DE 3700508, фирма Siemens, H02K 9/12, приоритет 09.01.1987, опубликован 21.07.1988.

2. Патент US 3005119, фирма General Electric, H02K, приоритет 05.08.1960, опубликован 17.10.1961.

3. Патент DE 1613196, H02K, приоритет от 23.01.1967, опубликован 21.01.1971.

4. Патент DE 4021861, фирма Siemens, H02K 9/00, приоритет от 09.07.1990, опубликован 16.01.1992.

5. Патент EP 1841042, фирма Hitachi, H02K 3/24, H02K 3/51, приоритет 27.03.2006, опубликован 03.10.2007.

6. Патент EP 1171938, фирма General Electric, H02K 1/32, приоритет 09.02.2000, опубликован 16.08.2001.

7. Патент EP 160887, фирма Kraftwerk Union AG - Siemens, H02K 9/12, приоритет 08.05.1984, опубликован 13.11.1985.

8. Патент US 6346754, фирма Hitachi, H02K 3/24, H02K 3/26, приоритет 26.05.2000, опубликован 12.02.2002.

9. Патент US 6087745, фирма Siemens, H02K 3/24, приоритет 19.10.1998, опубликован 11.07.2000.

10. Патент JP 52027504, фирма Hitachi, H02K 1/32, H02K 9/06, приоритет от 27.08.1975, опубликован 01.03.1977.

11. Патент EP 1850458, фирма Toshiba, H02K 3/24, H02K 9/08, приоритет от 28.04.2006, опубликован 15.11.2007.

Похожие патенты RU2449451C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2010
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2438224C1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2437195C1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2664740C2
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2007
  • Антонюк Олег Викторович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Пафомов Юрий Владиславович
RU2350006C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2009
  • Антонюк Олег Викторович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Пафомов Юрий Владиславович
RU2396667C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОХЛАЖДЕНИЯ 2013
  • Антонюк Олег Викторович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Прокофьев Алексей Юрьевич
RU2524168C1
Электрическая машина с газовым охлаждением 1982
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Пригоровский Игорь Александрович
  • Игнатьев Анатолий Денисович
  • Андреев Анатолий Владимирович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Филиппов Иосиф Филиппович
SU1056375A1
Бескорпусная электрическая машина 1989
  • Аргунов Юрий Васильевич
  • Возилкина Галина Петровна
  • Климов Николай Семенович
  • Масленников Константин Николаевич
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Шкуропатов Владимир Михайлович
SU1718341A1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2003
  • Шалаев В.Г.
RU2246786C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2011
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2474944C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 449 451 C1

Реферат патента 2012 года СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области электротехники и касается вентиляции лобовых частей обмотки ротора крупной электрической машины, в частности турбогенератора с воздушным охлаждением. Согласно изобретению ротор содержит оболочку (1), охватывающую вал (2) с образованием пространства (3) для подачи охлаждающего потока в ротор. Между катушками (4) в лобовой части обмотки размещены продольные распорки (5) с U-образными вентиляционными каналами (6) для охлаждения катушек (4). В пространстве (7) между оболочкой (1) и нижними витками катушек (4) лобовой части обмотки напротив зубцов (8) ротора установлены продольные перегородки (9) с шагом в одно пазовое деление ротора. Перегородки (9) разделяют пространство (7) на зоны впуска (10) охлаждающего потока в вентиляционные каналы (6) и зоны выпуска (11) охлаждающего потока из вентиляционных каналов (6). В зонах впуска (10) в оболочке (1) выполнены радиальные каналы (12) с шагом в два пазовых деления ротора. Технический результат, достигаемый настоящим изобретение, состоит в увеличении мощности электрической машины за счет увеличения плотности тока в обмотке ротора благодаря повышению эффективности охлаждения лобовой части обмотки ротора. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 449 451 C1

Система вентиляции ротора электрической машины, содержащая размещенную под лобовыми частями катушек обмотки оболочку, пространство между оболочкой и валом для подачи охлаждающего потока в ротор, радиальные распорки между боковыми поверхностями соседних катушек, вентиляционные каналы для охлаждения лобовых частей катушек, пространство между оболочкой и нижними витками лобовых частей катушек, разделенное установленными в нем продольными перегородками на зоны впуска охлаждающего потока в вентиляционные каналы и зоны выпуска охлаждающего потока из вентиляционных каналов, отличающаяся тем, что продольные перегородки установлены напротив зубцов ротора с шагом в одно пазовое деление ротора, в оболочке в зонах впуска охлаждающего потока в вентиляционные каналы выполнены радиальные каналы с шагом в два пазовых деления ротора, при этом вентиляционные каналы выполнены в радиальных распорках и имеют U-образную форму.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2449451C1

US 3005119 A, 17.10.1961
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2000
  • Шаров В.И.
  • Пафомов Ю.В.
RU2220491C2
Устройство для преобразования (повышения или понижения) напряжения постоянного тока 1950
  • Левин Г.Э.
SU89300A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1996
  • Шалаев Владимир Григорьевич
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
RU2101836C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2085004C1
DE 3700508 A1, 21.07.1988
Вибровозбудитель 1989
  • Варсанофьев Владимир Дмитриевич
  • Вильчинский Юлий Сегизмундович
  • Зернов Евгений Владимирович
  • Голоденко Валентина Дмитриевна
SU1613196A1
DE 4021861 A1, 16.01.1992
УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ СИГНАЛОВ 1988
  • Бутырин Виктор Анатольевич
  • Волков Александр Иванович
  • Жадько Игорь Иванович
  • Короткий Петр Ефимович
SU1841042A1
US 6204580 B1, 20.03.2001.

RU 2 449 451 C1

Авторы

Шалаев Владимир Григорьевич

Даты

2012-04-27Публикация

2011-04-01Подача