СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2018 года по МПК H02K1/32 H02K3/24 H02K9/16 

Описание патента на изобретение RU2664740C2

Заявляемое техническое решение относится к области электротехники и предлагается для использования в роторе крупной электрической машины, преимущественно турбогенератора с воздушным охлаждением.

Известна система вентиляции пазовой части обмотки ротора турбогенератора, в котором имеются наклонные вентиляционные каналы вдоль обеих боковых поверхностей обмотки, соединенные у дна паза [1]. Для создания напорного действия, обеспечивающего циркуляцию охлаждающего потока в вентиляционных каналах, открытых по подаче и отводу охлаждающего потока в воздушный зазор, используется специальная система элементов в пазовых клиньях - заборники и дефлекторы. Наличие на поверхности ротора выступающих в зазор заборников и дефлекторов приводит к увеличению механических потерь и уменьшению КПД машины.

Для заявляемого решения наиболее близкой является система вентиляции ротора турбогенератора [2], где в лобовых частях обмотки возбуждения между катушками установлены дистанционные распорки. На боковых поверхностях распорок, прилегающих к обмотке, выполнены волнообразные вентиляционные каналы. По входу охлаждающего потока волнообразные каналы открыты в пространство под лобовыми частями обмотки ротора, по выходу охлаждающего потока - через отверстия в пазовой части ротора в воздушный зазор. В пазовых частях обмотки возбуждения выполнены внутренние радиальные каналы, открытые по входу охлаждающего потока в подпазовые каналы, а по выходу - через отверстия в пазовых клиньях в воздушный зазор. В данной конструкции суммарное сечение входа в радиальные вентиляционные каналы обмотки в несколько раз превышает суммарное сечение входа в подпазовые каналы. Следствием такого соотношения сечений является значительная неравномерность расхода воздуха через радиальные каналы по длине паза. При этом средняя скорость воздуха в радиальных каналах невелика. Обусловленные этими факторами перегревы обмотки возбуждения приводят к необходимости уменьшать допустимую плотность тока в обмотке и, как следствие, ограничивать повышение единичной мощности турбогенератора или увеличивать количество используемой меди и, соответственно, массу и габариты машины.

Цель изобретения состоит в повышении допустимой плотности тока в обмотке ротора и повышении единичной мощности электрической машины без увеличения ее габаритов и массы.

По первому варианту технического решения поставленная цель достигается за счет того, что в системе вентиляции ротора электрической машины с размещенной в пазах обмоткой возбуждения, подпазовыми каналами, волнообразными каналами для вентиляции обмотки возбуждения с выходом по охлаждающему потоку, открытыми в пазовой части ротора в воздушный зазор, между стенками упомянутых пазов и боковыми поверхностями обмотки возбуждения организованы пространства, разделенные по длине пазов на зоны, каждая из которых содержит волнообразный канал со входом по охлаждающему потоку, открытым в подпазовый канал. Волнообразные каналы могут быть организованы установкой радиально ориентированных дистанционных распорок в пространствах между стенками пазов и боковыми поверхностями обмотки возбуждения или путем выполнения на боковых поверхностях обмотки возбуждения радиально ориентированных выступов. В пределах паза волнообразные каналы, расположенные со стороны одной боковой поверхности обмотки возбуждения, могут быть смещены вдоль оси паза по отношению к волнообразным каналам, расположенным со стороны другой ее боковой поверхности.

По второму варианту технического решения поставленная цель достигается за счет того, что в системе вентиляции ротора электрической машины с размещенной в пазах обмоткой возбуждения, внутри которой выполнены вентиляционные каналы со входом по охлаждающему потоку, открытым в подпазовый канал, и выходом по охлаждающему потоку, открытым в воздушный зазор, упомянутые вентиляционные каналы выполнены волнообразными.

Для обоих вариантов технического решения размещение волнообразных каналов по длине паза может быть выполнено симметричным относительно середины паза.

Из уровня техники не выявлено:

наличие волнообразных каналов в пространстве между стенками пазов и боковыми поверхностями обмотки, а также волнообразных каналов внутри обмотки, соединение волнообразных каналов с подпазовыми каналами, смещение в аксиальном направлении волнообразных каналов вдоль боковых поверхностей обмотки со стороны разных стенок паза.

Предлагаемое решение поясняется чертежами, где на фигуре 1 представлено поперечное сечение ротора турбогенератора, вариант исполнения; на фигуре 2 - пазовая изоляция с дистанционными распорками; на фигуре 3 - сечение А-А фигуры 1; на фигуре 4 - поперечное сечение ротора, вариант исполнения; на фигуре 5 - вид Б на фигуре 4; на фигуре 6 - поперечное сечение ротора, вариант исполнения; на фигурах 7 и 8 вариантное исполнение сечений В-В фигуры 6. На чертежах обозначено: стрелка → - направление охлаждающего потока, знаки ⊙ и ⊗ - направление охлаждающего потока, соответственно, к нам и от нас.

Ротор (фиг. 1) турбогенератора содержит сердечник 1 с уложенной в пазы 2 обмоткой возбуждения 3. Пространство между стенками паза 2 и боковыми поверхностями обмотки 3 открыто по входу охлаждающего потока через отверстия 4 в подпазовой изоляции 5 в подпазовый канал 6, а по выходу - через отверстия 7 и 8, соответственно в пазовых клиньях 9 и прокладке 10 в воздушный зазор 11. Пространство между пазовой изоляцией 12 у стенок паза 2 и боковыми поверхностями обмотки 3 разделено по длине паза на зоны 13 (фиг. 2). Для вентиляции обмотки 3 в каждой зоне 13 организован волнообразный канал 14, открытый по входу охлаждающего потока в подпазовый канал 6, а по выходу - в воздушный зазор 11. Границы зоны 13 определяются входом охлаждающего потока в канал 14 и выходом охлаждающего потока из этого канала. Границы зон 13 для разных боковых сторон могут быть расположены симметрично или со смещением относительно продольной оси 15 паза. Канал 14 организован установкой между боковой поверхностью обмотки 3 и пазовой изоляцией 12 радиально ориентированных дистанционных распорок 16 переменного размера. Размещение каналов 14 для разных боковых сторон обмотки 3 выполнено со смещением входа (а1) и выхода (b1) канала 14 вдоль одной стороны обмотки по отношению к входу (a2) и выходу (b2) канала 14 вдоль другой ее стороны относительно продольной оси 15 паза. Согласно фигуре 3, размещение каналов 14 вдоль паза 2 симметрично относительно его середины - вертикальной оси 17.

Канал 14 может быть организован выполнением радиально ориентированных выступов 18 переменного размера на боковых сторонах обмотки 3 (фиг. 4 и фиг. 5 - без изоляции позиции 12).

Согласно фигуре 6, волнообразные вентиляционные каналы 19 выполнены внутри обмотки 3 ротора. Каналы 19 могут быть выполнены таким образом, что гребни волны - точки W1 и W2 - смещены в радиальном направлении (см. фиг. 7) или в аксиальном направлении (см. фиг. 8).

Наиболее оптимальным исполнением волнообразного канала 14 или 19 является четное количество гребней его волны, в частности два гребня в зоне 13 (S-образная форма канала).

При вращении ротора холодный воздух из подпазовых каналов 6 поступает в вентиляционные каналы 14 каждой зоны 13 (либо в вентиляционные каналы 19 внутри обмотки 3), проходит вдоль поверхностей обмотки 3, охлаждая ее, и выбрасывается из каналов 14 или 19 в воздушный зазор 11 между ротором и статором.

Применение в обмотке ротора волнообразных вентиляционных каналов позволяет установить оптимальное соотношение между суммарным сечением входа охлаждающего потока в вентиляционные каналы обмотки и суммарным сечением входа охлаждающего потока в подпазовые каналы. За счет этого охлаждение обмотки ротора становится более интенсивным, что позволяет ограничить перегревы обмотки и, в соответствии с поставленной целью, увеличить допустимую плотность тока в обмотке и повысить единичную мощность электрической машины без увеличения ее массы и габаритов.

Источники информации

1. Патент GB 1201790, Н02K 3/24, приоритет 27.12.1966, опубликовано 12.08.1970.

2. Патент JP H1169719, Н02K 9/04, приоритет 26.08.1997, опубликовано 09.03.1999.

3. Патент US 2728001 C1. 310-61, приоритет 20.07.1953, опубликовано 20.12.1955.

4. Патент US 2749457 C1. 310-64, приоритет 14.01.1953, опубликовано 05.06.1956.

5. Патент US 3322985 С1. 310-61, приоритет 05.05.1965, опубликовано 30.05.1967.

6. Патент US 3781581, Н02K 3/36, приоритет 05.01.1972, опубликовано 25.12.1973.

7. Патент US 6087745, Н02K 3/24, приоритет 19.10.1998, опубликовано 11.07.2000.

8. Патент US 7462962, Н02K 9/06, приоритет 13.06.2005, опубликовано 09.12.2008.

9. Патент GB 724506 C1. 35, приоритет 31.08.1953, опубликовано 23.02.1955.

10. Патент GB 938180, Н02K, приоритет 10.05.1961, опубликовано 02.10.1963.

11. Патент GB 1477248, Н02K 9/19, приоритет 30.05.1975, опубликовано 22.06.1977.

12. Патент EP 160887, Н02K 9/12, приоритет 08.05.1984, опубликовано 13.11.1985.

13. Патент EP 2031733, Н02K 3/24, приоритет 11.08.2008, опубликовано 04.03.2009.

14. Патент EP 2389719, Н02K 3/50, приоритет 10.11.2010, опубликовано 22.08.2012.

15. Международная заявка на патент WO 2012091601, Н02K 3/24, приоритет 30.12.2010, опубликовано 05.07.2012.

16. Международная заявка на патент WO 2013112067, Н02K 3/22, приоритет 26.01.2012, опубликовано 01.08.2013.

17. Авторское свидетельство SU 107473, Н02K 9/16, приоритет 05.11.1956, опубликовано 01.01.1957.

18. Авторское свидетельство SU 127738, Н02K 9/02, приоритет 16.06.1959, опубликовано 1960.

19. Авторское свидетельство SU 771804, Н02K 1/32, приоритет 28.03.1978, опубликовано 15.10.1980.

20. Авторское свидетельство SU 884037, Н02K 9/16, приоритет 18.03.1980, опубликовано 23.11.1981.

21. Технология крупного электромашиностроения. Турбогенераторы. Б.Г. Циханович и др. Ленинград, Энергоатомиздат, ЛО, 1989, стр.270.

22. А1-107. Session Cigre 2004. Performance Evaluation and Measurement of the 250 MVA class air-cooled turbogenerator.

Похожие патенты RU2664740C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2011
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2449451C1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2010
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2437195C1
СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2010
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2438224C1
Ротор турбогенератора с газовым охлаждением 1989
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Дубровин Юрий Николаевич
  • Филиппов Иосиф Филиппович
  • Яник Борис Стефанович
SU1700688A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2085004C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2011
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2474944C2
Электрическая машина с газовым охлаждением 1978
  • Дугинов Леонид Александрович
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Шелепов Валерий Алексеевич
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Азбукин Юрий Иванович
SU873337A1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2007
  • Антонюк Олег Викторович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Пафомов Юрий Владиславович
RU2350006C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Шалаев Владимир Григорьевич
RU2034392C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2009
  • Антонюк Олег Викторович
  • Гуревич Эльрих Иосифович
  • Карташова Татьяна Николаевна
  • Пафомов Юрий Владиславович
RU2396667C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 664 740 C2

Реферат патента 2018 года СИСТЕМА ВЕНТИЛЯЦИИ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к области электротехники, в частности к ротору крупной электрической машины с воздушным охлаждением. Технический результат - повышение допустимой плотности тока в обмотке ротора и повышение единичной мощности электрической машины без увеличения ее габаритов и массы. В роторе пространство между пазовой изоляцией у стенок паза и боковыми поверхностями обмотки разделено по длине паза на зоны. Для вентиляции обмотки в каждой зоне организован волнообразный канал, открытый по входу охлаждающего потока в подпазовый канал, а по выходу - в воздушный зазор. Канал организован установкой между боковой поверхностью обмотки и пазовой изоляцией радиально ориентированных дистанционных распорок переменного размера. Канал может быть организован выполнением радиально ориентированных выступов переменного размера на боковых сторонах обмотки. Волнообразные вентиляционные каналы внутри обмотки ротора организованы аксиальным смещением радиально ориентированных отверстий переменной глубины. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 664 740 C2

1. Система вентиляции ротора электрической машины, содержащая размещенную в пазах обмотку возбуждения, подпазовые каналы, волнообразные каналы для вентиляции обмотки возбуждения с выходом по охлаждающему потоку, открытым в пазовой части ротора в воздушный зазор, отличающаяся тем, что между стенками пазов и боковыми поверхностями обмотки возбуждения организованы пространства, разделенные по длине пазов на зоны, каждая из которых содержит волнообразный канал со входом по охлаждающему потоку, открытым в подпазовый канал.

2. Система вентиляции ротора электрической машины по п. 1, отличающаяся тем, что волнообразные каналы организованы установкой радиально ориентированных дистанционных распорок в пространствах между стенками пазов и боковыми поверхностями обмотки возбуждения.

3. Система вентиляции ротора электрической машины по п. 1, отличающаяся тем, что волнообразные каналы организованы путем выполнения на боковых поверхностях обмотки возбуждения радиально ориентированных выступов.

4. Система вентиляции ротора электрической машины по любому из пп. 1, 2 и 3, отличающаяся тем, что в пределах паза волнообразные каналы, расположенные со стороны одной боковой поверхности обмотки возбуждения, смещены вдоль оси паза по отношению к волнообразным каналам, расположенным со стороны другой ее боковой поверхности.

5. Система вентиляции ротора электрической машины по п. 4, отличающаяся тем, что размещение волнообразных каналов по длине паза выполнено симметричным относительно середины паза.

6. Система вентиляции ротора электрической машины, содержащая размещенную в пазах обмотку возбуждения, внутри которой выполнены вентиляционные каналы со входом по охлаждающему потоку, открытым в подпазовый канал, и выходом по охлаждающему потоку, открытым в воздушный зазор, отличающаяся тем, что вентиляционные каналы выполнены волнообразными.

7. Система вентиляции ротора электрической машины по п. 6, отличающаяся тем, что размещение волнообразных каналов по длине паза выполнено симметричным относительно середины паза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2018 года RU2664740C2

Аппарат для перемешивания фаз 1984
  • Ларионов Игорь Григорьевич
  • Волков Владимир Владимирович
  • Земсков Станислав Валерианович
SU1169719A1
US 3261995 A1, 19.07.1966
US 3171996 A1, 02.03.1965
JP 2000078781 A, 14.03.2000
Ротор электрической машины 1980
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Вартаньян Гурген Петросович
  • Филиппов Иосиф Филиппович
  • Дубровин Юрий Николаевич
  • Дроздова Лариса Александровна
SU884037A1
Индуктор электрической машины 1989
  • Барбашев Эдуард Валентинович
  • Васюков Сергей Афанасьевич
  • Душков Николай Сергеевич
  • Круглин Вадим Алексеевич
  • Рубинраут Александр Моисеевич
  • Самойлов Савосьян Федорович
  • Косяков Константин Юрьевич
SU1713021A1
Устройство для охлаждения ротора турбогенератора 1956
  • Арошидзе Ю.В.
  • Вартаньян Г.П.
  • Езовит Г.П.
  • Иванов Н.П.
  • Лютер Р.А.
  • Титов В.В.
  • Третьяков Н.М.
  • Хуторецкий Г.М.
  • Чернов Н.А.
SU107473A1
Ротор электрической машины 1978
  • Макагон Вячеслав Антонович
  • Збарский Леонид Александрович
  • Токаренко Анатолий Тихонович
  • Куцын Николай Андреевич
SU771804A1

RU 2 664 740 C2

Авторы

Гуревич Эльрих Иосифович

Шалаев Владимир Григорьевич

Даты

2018-08-22Публикация

2013-12-17Подача