СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ УСТАЛОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Российский патент 2012 года по МПК A61B3/00 

Описание патента на изобретение RU2455922C2

Изобретение относится к области медицины, а именно к области функциональной диагностики, и может быть использовано при определении оптимальных режимов и условий обучения студентов технического вуза.

Традиционно учебные занятия в высших учебных заведениях, в том числе и в технических, построены на использовании парных занятий продолжительностью 90 минут, причем количество указанных парных занятий не должно превышать четырех. Следовательно, общее количество занятий в день для студента, не учитывая времени, затраченного на перерывы между занятиями, составляет не более 6 часов. Однако из практики обучения в высшем учебном заведении известно, что внимание студентов и восприятие ими учебного материала в процессе учебного занятия обычно ослабевают. Следовательно, желательно в процессе проведения занятия определять момент времени, когда внимание студентов ослаблено, и преподаватель напрасно тратит время на изложение нового материала.

Желательно для определения эффективного времени обучения студента технического вуза разработать экспресс-диагностику, которая легко могла бы быть использована в любом помещении, в котором происходят занятия студентов.

Известен (RU, патент 2191536) способ диагностики утомления. Согласно известному способу определяют пороговую чувствительность сетчатки каждого глаза, рассчитывают среднеарифметическую величину пороговой чувствительности сетчатки обоих глаз, сравнивают среднеарифметическую величину пороговой чувствительности сетчатки обоих глаз с величиной 100 мкА и диагностируют наличие утомления при среднеарифметической величине пороговой чувствительности сетчатки обоих глаз 100 мкА и более.

Недостатком известного способа следует признать его сложность, препятствующую использованию известного способа в качестве метода экспресс-диагностики.

Известен (RU, патент 2241377) способ диагностики общего утомления организма. Согласно известному способу определяют продолжительность восприятия камертона с частотой звучания 128 Гц для каждого уха в секундах, производят сложение двух полученных величин, сравнивают суммарную величину продолжительности восприятия камертона со значением 141 с и диагностируют наличие утомления при суммарной продолжительности восприятия камертона 141 с и более.

Хотя известный способ и является технически несложным, он все же не пригоден для использования в качестве метода экспресс-диагностики при определении времени утомления пользователя персональным компьютером.

Наиболее близким аналогом разработанного технического решения можно признать (RU, патент 2196510) способ оценки утомления человека с использованием световых раздражителей. Согласно известному способу генерируют световые мелькания, периодически измеряют критическую частоту слияния световых мельканий, по измеренным значениям вычисляют скорость изменения критической частоты световых мельканий и строят фазовую траекторию динамики критической частоты световых мельканий в координатах “значение критической частоты световых мельканий - скорость изменения критической частоты световых мельканий", при этом абсолютное значение критической частоты световых мельканий в данный момент отображают значением координаты по оси X, скорость изменения критической частоты световых мельканий отображают координатой по оси Y, при этом если скорость изменения положительна - точка находится над осью X, если отрицательна - под осью X, время наступления утомления и переутомления определяют по изменению направления фазовой траектории.

Недостатком известного способа применительно к определению времени окончания работы пользователя компьютером следует признать его сложность, препятствующую использованию известного способа в качестве метода экспресс-диагностики.

Техническая задача, решаемая посредством предлагаемого способа, состоит в оптимизации определения усталости студента технического вуза.

Технический результат, получаемый при реализации предложенного способа, состоит в оптимизации времени определения усталости студента технического вуза.

Для достижения указанного технического результата предложено использовать разработанный способ определения состояния усталости студента технического вуза. При реализации разработанного способа плавно уменьшают интенсивность светового потока, подаваемого от источника на место нахождения студента, одновременно при получении сигнала от студента об обнаружении изменения осуществляют объективное измерение освещенности, рассчитывают отношение разности исходного светового потока и светового потока, измеренного в момент обнаружения его снижения, к величине исходного светового потока и при величине отношения, превышающей 14% от первоначального значения, определяют достижение уровня утомляемости.

В ходе разработки предлагаемого способа было экспериментально установлено, что студент технического вуза в зависимости от состояния усталости способен по-разному реагировать на изменение освещения в рабочем помещении. В начале учебного дня при отсутствии усталости студент технического вуза достаточно быстро реагирует на изменения внешних условий в учебном помещении. Наиболее простым и легко реализуемым параметром, который может быть изменен в помещении, в котором происходят учебные занятия, является освещение. Кроме того, освещенность помещения по факту является, вероятно, единственным параметром учебного помещения, на изменение которого здоровые люди реагируют практически одинаково. Если на изменение звуковых или температурных параметров в зависимости от многих факторов люди реагируют по-разному, то изменение светового потока для людей с хорошим зрением или зрением, исправленным с использованием очков или контактных линз, приводит к практически одинаковой реакции.

Студенты технического вуза обозначают регистрацию изменения светового потока любым известным способом, допустимым для использования в помещении (нажимают на кнопку регистратора, зажигают лампочку, расположенную перед каждым из студентов, просто поднимают руку). Одновременно проводят с использованием приборов (фотометр, люксметр и т.д.) объективное измерение изменения светового потока. После получения сигнала от студента технического вуза об обнаружении им изменения светового потока определяют степень изменения светового потока, вычисляя отношение разности исходного светового потока и светового потока, измеренного в момент обнаружения, к величине исходного светового потока. Указанный расчет может быть легко автоматизирован.

В случае групповых занятий полученные от группы студентов сведения могут быть легко усреднены.

При определении пороговой величины, свидетельствующей о наступлении утомления студента технического вуза, согласно разработанному способу, использовали параллельные исследования состояния усталости студентов Архангельского государственного технического университета по предлагаемому способу и по способу, известному из RU, 2191536.

Первоначально определили по методике, известной из RU, 2191536, для каждого тестируемого пороговую величину, свидетельствующую о наступлении утомления студента технического вуза.

Параллельно участники проверки способа проходили проверку согласно разработанному способу. Для этого периодически через произвольные промежутки времени в аудитории плавно уменьшают (со скоростью 2,0÷2,7% увеличения в секунду) интенсивность светового потока, подаваемого от источника на место нахождения студента, не предупреждая студента об этом. Регистрацию степени изменения светового потока, при которой студент отмечает изменение величины светового потока, осуществляли по нажатию студентом на кнопку электрического звонка.

Пример 1. Тестируемый Д., 18 лет, первый курс. Согласно известному способу состояние усталости, препятствующее полноценной учебе, наступает на исходе третьей лекционной пары занятий. Световой поток уменьшали со скоростью 2,35% в секунду. На 6 секунде, соответствующей времени достижения порога усталости, студент заметил уменьшение интенсивности светового потока. Согласно разработанному способу это соответствует регистрации изменения величины светового потока на 14,1%.

Пример 2. Тестируемый А., 18 лет, второй курс. Согласно известному способу состояние усталости, препятствующее полноценной учебе, наступает на исходе пятого часа учебы. Световой поток уменьшали со скоростью 2,06% в секунду. На 7 секунде, соответствующей времени достижения порога усталости, студент заметил уменьшение интенсивности светового потока. Согласно разработанному способу это соответствует регистрации изменения величины светового потока на 14,4%.

Пример 3. Тестируемая И., 19 лет, третий курс. Согласно известному способу состояние усталости, препятствующее полноценной учебе, наступает в начале шестого часа работы. Световой поток уменьшали со скоростью 2,35% в секунду. На 6 секунде, соответствующей времени достижения порога усталости, студент заметил уменьшение интенсивности светового потока. Согласно разработанному способу это соответствует регистрации изменения величины светового потока на 14,1%.

Пример 4. Тестируемый П., 20 лет, четвертый курс. Согласно известному способу состояние усталости, препятствующее полноценной учебе, наступает на исходе шестого часа работы. Световой поток уменьшали со скоростью 2,03% в секунду. На 7 секунде, соответствующей времени достижения порога усталости, студент заметил уменьшение интенсивности светового потока. Согласно разработанному способу это соответствует регистрации изменения величины светового потока на 14,2%.

Результаты, полученные при тестировании аналогичным образом 39 студентов, подтвердили достижение указанного технического результата - определение максимально допустимого времени работы студента технического вуза и устранения значительного количества ошибок в его работе.

Похожие патенты RU2455922C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ УСТАЛОСТИ СТУДЕНТА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА 2009
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ежова Лариса Александровна
  • Ежова Анжелика Анатольевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Садаков Владимир Сергеевич
  • Циммерман Игорь Михайлович
RU2429780C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ УСТАЛОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ ПО ИЗМЕНЕНИЮ ОСВЕЩЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЯ 2009
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ежова Лариса Александровна
  • Ежова Анжелика Анатольевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Садаков Владимир Сергеевич
  • Циммерман Игорь Михайлович
RU2455926C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ УСТАЛОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 2009
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ежова Лариса Александровна
  • Ежова Анжелика Анатольевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Садаков Владимир Сергеевич
  • Циммерман Игорь Михайлович
RU2434580C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ 2006
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ильина Лидия Николаевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Дерен Валерий Александрович
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Селяков Николай Анатольевич
  • Самойлов Александр Сергеевич
  • Ратников Александр Юрьевич
  • Юрьев Дмитрий Николаевич
RU2317781C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ 2006
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ильина Лидия Николаевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Дерен Валерий Александрович
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Селяков Николай Анатольевич
  • Самойлов Александр Сергеевич
  • Ратников Александр Юрьевич
  • Юрьев Дмитрий Николаевич
RU2317778C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ ОКОНЧАНИЯ ЗАНЯТИЙ СЛУШАТЕЛЯ ЛИНГАФОННОГО КАБИНЕТА 2006
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ильина Лидия Николаевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Дерен Валерий Александрович
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Селяков Николай Анатольевич
  • Самойлов Александр Сергеевич
  • Ратников Александр Юрьевич
  • Юрьев Дмитрий Николаевич
RU2317780C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСТАЛОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА 2006
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ильина Лидия Николаевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Дерен Валерий Александрович
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Селяков Николай Анатольевич
  • Самойлов Александр Сергеевич
  • Ратников Александр Юрьевич
  • Юрьев Дмитрий Николаевич
RU2317773C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ УСТАЛОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПЕРСОНАЛЬНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ 2006
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ильина Лидия Николаевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Дерен Валерий Александрович
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Селяков Николай Анатольевич
  • Самойлов Александр Сергеевич
  • Ратников Александр Юрьевич
  • Юрьев Дмитрий Николаевич
RU2317779C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТА ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА 2006
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ильина Лидия Николаевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Дерен Валерий Александрович
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Селяков Николай Анатольевич
  • Самойлов Александр Сергеевич
  • Ратников Александр Юрьевич
  • Юрьев Дмитрий Николаевич
RU2317767C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА 2006
  • Ежов Анатолий Николаевич
  • Ильина Лидия Николаевна
  • Ежов Александр Анатольевич
  • Дерен Валерий Александрович
  • Щербаков Сергей Витальевич
  • Селяков Николай Анатольевич
  • Самойлов Александр Сергеевич
  • Ратников Александр Юрьевич
  • Юрьев Дмитрий Николаевич
RU2317768C1

Реферат патента 2012 года СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ УСТАЛОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Изобретение относится к области медицины, а именно к области функциональной диагностики. Плавно уменьшают интенсивность светового потока, подаваемого от источника на место нахождения студента. Одновременно, при получении сигнала от студента об обнаружении изменения, осуществляют объективное измерение освещенности. Рассчитывают отношение разности исходного светового потока и светового потока, измеренного в момент обнаружения его снижения, к величине исходного светового потока. При величине отношения, превышающей 14% от первоначального значения, определяют достижение уровня усталости. Способ расширяет арсенал средств для определения состояния усталости студента технического вуза. 4 пр.

Формула изобретения RU 2 455 922 C2

Способ определения состояния усталости студента технического вуза, включающий изменение условий генерирования светового излучения и регистрацию их студентами, отличающийся тем, что плавно уменьшают интенсивность светового потока, подаваемого от источника на место нахождения студента, одновременно при получении сигнала от студента об обнаружении изменения, осуществляют объективное измерение освещенности, рассчитывают отношение разности исходного светового потока и светового потока, измеренного в момент обнаружения его снижения к величине исходного светового потока и при величине отношения, превышающей 14% от первоначального значения определяют достижение уровня усталости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2012 года RU2455922C2

СПОСОБ ОЦЕНКИ УТОМЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 1999
  • Роженцов В.В.
RU2196510C2
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ПРОДУКТОВ ИЗ БУРЫХ ВОДОРОСЛЕЙ 2007
  • Одинец Алексей Глебович
RU2343724C1
Динамометр для испытания пряжи на разрыв 1929
  • Фроловский П.А.
SU20836A1
МУСТАФИНА Р.Г
и др
Показатели умственной работоспособности подростков в условиях различного режима обучения
- Казанский медицинский журнал, 2001, 82, 6, с.466-467
WILSON G.F
et al
Real-time assessment of mental workload using psychophysiological measures and artificial neural networks
Hum Factors
Способ и приспособление для нагревания хлебопекарных камер 1923
  • Иссерлис И.Л.
SU2003A1

RU 2 455 922 C2

Авторы

Ежов Анатолий Николаевич

Ежова Лариса Александровна

Ежова Анжелика Анатольевна

Ежов Александр Анатольевич

Щербаков Сергей Витальевич

Садаков Владимир Сергеевич

Циммерман Игорь Михайлович

Даты

2012-07-20Публикация

2009-09-14Подача