Изобретение относится к надувным лодкам четырех назначений - для развлекательных прогулок, для рыбной ловли, для любительского и профессионального дайвинга и для спасательных операций в бурном море.
Известны надувные лодки различных конструкций, см. а.с. 608695. Лодки с жестким пайолом тяжелы, быстрее изнашиваются, из них неудобно вычерпывать воду. Лодки с надувным или однослойным дном неудобны в эксплуатации - создают ощущение зыбкости под ногами. И те и другие при заливании волной становятся беспомощными, в частности - глохнет мотор.
Для устранения указанных недостатков применены два способа.
ИЗОБРЕТЕНИЕ 1. Лодка имеет самоотливной кокпит, для чего днище выполнено в виде баллона с несколькими внутренними вертикальными воздухопроницаемыми перегородками из ткани или пленки, высота которых больше высоты статической ватерлинии.
Транец на такой лодке прикреплен к ее корме и подкреплен сверху оттяжками, а снизу - сплошной водонепроницаемой лентой. Эта лента является гидродинамическим продолжением днища и создает значительную долю подъемной силы при глиссировании, поэтому она должна быть хорошо натянута во время изготовления лодки.
Для улучшения срыва потока на корме при глиссировании нижняя часть кормовой части баллона имеет реданообразную накладку.
Для свободного слива воды из самоотливного кокпита в корме бортовые баллоны полностью или частично отсутствуют, а образовавшийся проем между баллонами или между баллоном и транцем затянут сеткой (сетка должна крепиться к баллонам и/или к транцу быстросъемным креплением, например карабинами.
Пассажиры размещаются в лодке сидя, лежа и полулежа прямо на дне кокпита. Однако для водителя необходимо иметь более надежную и более высокую посадку. Поэтому лодка имеет в кокпите закрепленное надувное или жесткое сиденье, к которому прикреплена спинка, фиксируемая в нужном положении двумя оттяжками. Если лодка моторная, то в качестве сиденья очень удобно использовать бак для топлива соответствующей формы, притянутый к баллону ремнями переменной длины.
Для соответствия своему назначению лодка должна иметь достаточно большую ширину. В этом случае на боковом волнении лодка, представляющая собой по сути плотик с бортами, может испытывать некоторую деформацию. И хотя такой толстый баллон обладает большой жесткостью, желательно эту жесткость повысить.
ИЗОБРЕТЕНИЕ 2. Для этого надувное днище лодки имеет внутренние вертикальные воздухопроницаемые перегородки и имеет одну или две горизонтальные воздухопроницаемые перемычки, параллельные верхней и/или нижней поверхностям днища и примыкающие к ним, причем суммарная ширина этих горизонтальных перемычек меньше ширины днища.
Верхняя и нижняя поверхности днища имеют в надутом положении волнообразную форму, что позволяет им сравнительно свободно «уширяться» за счет сглаживания этих волн. А горизонтальные воздухопроницаемые перемычки внутри баллона имеют форму плоскости и поэтому не могут растягиваться. Что и обуславливает высокую жесткость такой конструкции.
Такое днище кажется технологически очень сложным, однако это не так. Если применить прошивку на швейной машине и термостойкий материал для перемычек (дешевую мешковину, кирзу или брезент), то такое днище легко клеится и сваривается.
На фиг.1 показано поперечное сечение лодки, где: 1 - днищевый баллон, имеющий внутри семь вертикальных перегородок 2, и одну горизонтальную перемычку 3, параллельную нижней поверхности днищевого баллона. Сверху по краям приклеены бортовые баллоны 4.
На фиг.2, 3 показана технология изготовления днища. Сначала вертикальная перегородка 2 пришивается к полоске гидроткани 5. Затем также она пришивается одним швом к горизонтальной перемычке 3 и к другой полоске гидроткани 5. После чего обе полоски 5 приклеиваются или привариваются к верхней и к нижней поверхностям днищевого баллона 1. Также крепятся края горизонтальной перемычки к бортовым частям баллона 1.
Рекомендуется сначала прошить все швы. А затем по одной приклеивать или приваривать все семь вертикальных перегородок. Соединение получится прочным и надежным. Технология с двумя горизонтальными перемычками ненамного сложнее, чем с одной перемычкой.
На фиг.4, 5 показано оснащение лодки. Транец 6 приклеивается к корме и фиксируется снизу лентой 7, а сверху - оттяжками 8. Сиденье 9 крепится к днищу (надувное может быть просто приклеено), а к нему крепится спинка 10, которая фиксируется в нужном положении оттяжками 11. Между закруглениями бортовых баллонов и транцем крепится сетка 12.
Примерные размеры изображенной лодки: длина 3,1 м, ширина 2 м. толщина днища 30-36 см, диаметр бортовых баллонов 20-25 см.
Во время спасательных операций удобно поднимать людей из воды через относительно низкий борт. Для подъема грузных обессилевших людей следует отстегнуть одну из задних сеток и втягивать человека через корму. Изнутри на днище должны быть прикреплены петли для рук.
Во время дайвинга аквалангисты могут забираться в лодку с кормы, отстегнув сетку. Можно опустить с кормы веревочную лестницу.
С такой лодки очень удобно заниматься рыбной ловлей. Имеющееся сиденье можно развернуть в любую сторону, что особенно удобно делать, ели оттяжки спинки будут крепиться прямо к сиденью или к сиденью и к днищу. А кроме него можно в любом месте кокпита поставить один или несколько раскладных стульчиков, снабдив их ножки своеобразными «лыжами». А если для лыж предусмотреть петли на днище, то крепление стульев будет неподвижным, зато достаточно жестким.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2419573C1 |
НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2446978C2 |
НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2436703C2 |
НАДУВНОЙ КАТАМАРАН (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2440270C1 |
НАДУВНАЯ ЛОДКА /ВАРИАНТЫ/ | 2010 |
|
RU2424943C1 |
МОТОРНОЕ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО КАТАМАРАННОГО ТИПА | 2014 |
|
RU2575295C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ДНА ЛОДКИ | 2010 |
|
RU2429987C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
Надувной гидроцикл со стационарным транцем для подвесного мотора | 2016 |
|
RU2628278C1 |
СПОРТИВНАЯ ЛОДКА МОШКОНОВА | 1995 |
|
RU2093409C1 |
Изобретение относится к надувным лодкам. Надувная лодка повышенной жесткости с самоотливным кокпитом имеет надувное днище и бортовые баллоны. Днище выполнено в виде баллона с несколькими внутренними вертикальными перегородками, или днище имеет вертикальные и одну или две горизонтальные перегородки. Перегородки выполнены воздухопроницаемыми. Высота вертикальных перегородок больше высоты статической ватерлинии. Суммарная ширина горизонтальных перегородок меньше ширины днища. Достигается увеличение жесткости конструкции. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Надувная лодка повышенной жесткости с самоотливным кокпитом, содержащая надувное днище и бортовые баллоны, отличающаяся тем, что днище выполнено в виде баллона с несколькими внутренними вертикальными воздухопроницаемыми перегородками из ткани или пленки, высота которых больше высоты статической ватерлинии.
2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что транец лодки прикреплен к ее корме и подкреплен сверху оттяжками, а снизу - сплошной водонепроницаемой лентой.
3. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что нижняя часть кормовой части баллона имеет реданообразную накладку.
4. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что в корме бортовые баллоны полностью или частично отсутствуют, а образовавшийся проем между баллонами или между баллоном и транцем затянут сеткой, сетка должна крепиться к баллонам и/или к транцу быстросъемным креплением, например карабинами.
5. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что имеет в кокпите закрепленное надувное или жесткое сиденье, к которому прикреплена спинка, фиксируемая в нужном положении двумя оттяжками.
6. Надувная лодка повышенной жесткости с самоотливным кокпитом, отличающаяся тем, что имеет внутренние вертикальные воздухопроницаемые перегородки и имеет одну или две горизонтальные воздухопроницаемые перемычки, параллельные верхней и\или нижней поверхностям днища и примыкающие к ним, причем суммарная ширина этих горизонтальных перемычек меньше ширины днища.
Прибор для вычерчивания параллельных прямых линий | 1925 |
|
SU2970A1 |
Прибор для графического определения годовых слоев древесины | 1941 |
|
SU81469A1 |
US 7185600 B2, 06.03.2007. |
Авторы
Даты
2012-07-20—Публикация
2011-04-11—Подача