Изобретение относится к медицине, в частности к средствам, вызывающим улучшение функций организма в целом, и может быть использовано в учебных учреждениях, а также учреждениях практического здравоохранения: стационарах, поликлиниках, санаториях, пансионатах.
Проблема здоровья подростков с каждым годом становится актуальнее. В настоящее время известны различные способы немедикаментозного оздоровления человека, основанные на различных сочетаниях физиотерапии, массажа и комплекса лечебной гимнастики. Однако все способы по отдельности не обеспечивают высокой терапевтической эффективности в оздоровлении подростков, так как оказывают мягкое рефлекторное воздействие на какую-то одну область.
Кроме того, все известные способы не учитывают особенности подросткового возраста. У подростков нервная система не всегда способна выдержать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходят в состояние торможения или, наоборот, в состояние сильного возбуждения. Именно в этом возрасте на подростка падает максимальная нагрузка в учебных заведениях. Нарушение индивидуального биологического ритма в подростковом возрасте приводит к ослаблению иммунитета, ухудшению психоэмоционального состояния, появлению хронических патологий. Таким образом, важно сохранить или восстановить по мере возможности тот природный биологический ритм, который каждому дан индивидуально.
Известен способ направленной регуляции психофизического состояния человека, описанный в заявке РФ №95113435 от 11.08.95. Способ заключается в том, что предварительно проводят рациональную психотерапию, вводят пациента в состояние медитации и выполняют точечный массаж лица, головы, конечностей и всего тела, в положении лежа, попеременно чередуя приемы точечного, классического и вибрационного массажа на фоне музыкального сопровождения.
Отрицательная сторона известного способа заключается в недостаточности перечисленных методов воздействия и сложности в осуществлении, так как требует вмешательства стороннего специалиста по массажу и не может быть осуществлен самостоятельно.
Известен способ направленной саморегуляции психофизического состояния, выбранный заявителем в качестве прототипа, включающий проведение рационального психологического настроя, массажа биологически активных точек ушных раковин и кистей рук, лечебной гимнастики с дыхательными упражнениями по методике Стрельниковой, упражнений для глаз, аутотренинга (патент на изобретение РФ №2196613).
Сущность способа заключается в следующем: проведение рациональной психотерапии, направленной на оздоровление человека, как целостной системы, проведении релаксации, при этом задают психологическую установку на совершенствование личностных и эмоциональных качеств, предлагают пациенту провести самоанализ для самопознания с выявлением и снятием факторов, блокирующих развитие конкретных качеств, позволяющих ему проявить свои способности в необходимых ему сферах, например развития лидерских и борцовских качеств, созидания на материальном уровне, информации, обеспечения приумножения благосостояния, достижения рекордов и совершения подвигов, высшего мастерства и системного подхода к делу, взаимоотношений, способности внутренней трансформации, педагогической и наставнической деятельности, профессиональных достижений, деятельности, требующей неординарных и нестандартных подходов и качеств, художественного творчества и проводят ролевые игры, позволяющие пациенту утвердиться в возможности развития и совершенствования этих качеств. Проводить данный способ может только специалист - психолог, самостоятельное проведение данной методики не может осуществляться. Однако данный способ не учитывает особенности подросткового возраста.
Опираясь на особенности подросткового возраста, необходимо осуществлять комплексный подход к проблемам здоровья подростков, т.е. способ оздоровления, использующий выборочно известные методики в определенной последовательности. Также комплекс упражнений должен быть подобран таким образом, чтобы подростки смогли бы проводить его самостоятельно без посторонней помощи после проведения обучения со специалистом.
Задачей предлагаемого способа является создание специального оздоровительного комплекса, улучшающего функциональное и психоэмоциональное состояние подростков путем восстановления и сохранения индивидуального биоритма.
Для достижения указанной задачи в способе восстановления и поддержания индивидуального суточного биологического ритма у подростков, включающем проведение самомассажа биологически активных точек кистей рук и ушных раковин, оздоровительной гимнастики, упражнений по методике Стрельниковой, упражнений для глаз и аутотренинга, согласно изобретению, проводят комплекс оздоровительной гимнастики, включающий самомассаж кистей рук, ушных раковин, чередование динамических физических упражнений, направленных на коррекцию нарушений осанки, с дыхательными упражнениями, включающими диафрагмальное, верхне-грудное дыхание и упражнения гимнастики Стрельниковой, заканчивают комплекс глазодвигательной гимнастикой с «пальмингом» и аутотренингом, комплекс выполняется в течение 15-20 минут.
Техническим результатом от использования предлагаемого изобретения является восстановление одновременно физического и психоэмоционального состояния организма, путем воздействия на моторно-висцеральные и мышечно-фасциальные связи и точки соответствия, характеризующие функциональное состояние внутренних органов. Так как данная методика разработана для подростков, то необходим и определенный подход, заключающийся в последовательном воздействии на организм молодого человека. Воздействие на организм начинается с восстановления физического состояния, а в конце психоэмоционального, что и обеспечивает решение поставленной задачи по восстановлению и сохранению индивидуального биоритма. Особенностью является то, что подростки после обучения под руководством специалиста (методиста), могут проводить эту методику самостоятельно.
Чтобы настроить организм на занятие, необходим определенный психологический настрой: правильная осанка, улыбка, положительные эмоции.
Самомассаж кистей рук и биологически активных точек ушных раковин позволяет перейти организму от состояния «сна» к состоянию бодрствования - это важно учитывать при применении к разным хронотипам («совам», «жаворонкам» и «голубям»). Комплекс процедур, связанных с массажем кистей рук и ушных раковин запускает механизм саморегуляции и самовосстановления, организует энергетический баланс, стимулирует или успокаивает вегетативную нервную систему, усиливает кровоснабжение и регулирует трофику тканей, нормализует деятельность желез внутренней секреции, снижается нервное и мышечное напряжение. При стимуляции этих зон возникает ответная реакция, нормализующая деятельность организма. Данный метод самомассажа выгодно отличается от других относительной простотой проведения, т.к. не надо находить определенные точки, а производить массаж определенной зоны - кисти рук и ушные раковины, а также физиологичностью, малой зоной воздействия.
Далее выполняется комплекс общеразвивающих и коррегирующих физических упражнений, составленных таким образом, что оздоровительное воздействие осуществляется как на отдельную систему, так и на весь организм в целом. Особое внимание уделяется коррекции осанки и взаимосвязи воздействия на внутренние органы, так как осанка, прежде всего, является показателем здоровья (нормальное функционирование внутренних органов напрямую зависит от состояния позвоночника) и физической формы. Возраст 15-18 лет - это завершающий период формирования осанки. С помощью коррегирующих упражнений увеличивается подвижность позвоночника, укрепляются формы и функции мышц, а также восстанавливаются висцеральные связи с внутренними органами. Предлагаемые упражнения помогают устранению дефектов тела, связанных с нарушением осанки, например уплощение груди, отстающие лопатки и др., а также в профилактике заболеваний и восстановления функций внутренних органов. Благодаря кортико-висцеральным связям общеразвивающие и коррегирующие упражнения нормализуют процессы регуляции сердечно-сосудистой системы, стимулируют функцию миокарда, что важно именно в пубертатный период. Физические упражнения по данному комплексу оказывают воздействие и на центральную нервную систему - изменяют тонус нервных центров головного мозга.
Для снятия нервной и физической нагрузки, а также для восстановления висцеральных связей позвоночных сегментов с внутренними органами, данный комплекс общеразвивающих и коррегирующих физических упражнений должен чередоваться с дыхательными техниками.
Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное. Верхнегрудное дыхание характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха (носовое дыхание и упражнения по методике Стрельниковой). Нижнегрудное дыхание характеризуется расширением грудной клетки в стороны на вдохе. Диафрагмальное дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Произвольно изменяя дыхание с помощью дыхательных упражнений, можно добиться более слаженной работы реберно-диафрагмального механизма дыхания с большим вентиляционным эффектом и с меньшей затратой энергии на работу дыхания.
Диафрагмальное (внутрибрюшное) дыхание следует выполнять предложенным в перечне упражнений способом. Диафрагмальное дыхание укрепляет дыхательную систему, сохраняя и повышая эластичность легких путем увеличения их объема, вентиляции и кислородного обмена, улучшается кровоснабжение сердечной мышцы, приводящее к повышению ее работоспособности. При диафрагмальном дыхании происходит естественный массаж внутренних органов, снимаются застойные явления, улучшается перистальтика кишечника, активизируются железы внутренней секреции.
Применяемые дыхательные упражнения по методу А.Н. Стрельниковой позволяют восстановить нарушенное носовое дыхание, улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, тонус организма, улучшает нервно-психическое состояние. Физические упражнения по данной методике оказывают воздействие на мышцы брюшной стенки и диафрагмы, изменяют внутрибрюшное давление и оказывают воздействие на моторную и секреторную функцию пищеварительного тракта. Грамотное сочетание данных физических упражнений с дыхательными техниками позволяет активизировать функцию внешнего и внутреннего дыхания, воздействовать на внутренние органы.
В завершающей части занятий после воздействия на все функции организма, проводят глазодвигательную гимнастику и аутотренинг. Гимнастика для глаз укрепляет глазные мышцы, улучшает зрение и кровоснабжение головного мозга, повышает психоэмоциональный фон, что является очень важным для подростков, у которых нагрузка на глаза значительная.
В завершении комплекса глазодвигательной гимнастики выполняют «пальминг», который снимает усталость с глаз, а в сочетании с аутотренингом, позволяет снять психоэмоциональное напряжение и усталость всего организма, достигнуть эмоционального и физического комфорта и равновесия.
Лучшее время для проведения данного комплекса с точки зрения восстановления биоритмов подростков - утреннее, ориентировочно 10-11 часов утра. У «жаворонков» пик активности приходится с 8 до 10 утра - по местному солнечному времени, «совы» - с 16 до 19 часов, а «голуби» (аритмики), которых в среднем большинство, характерны двумя пиками работоспособности: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов по местному, среднему солнечному времени. Поэтому было выбрано наиболее подходящее для всех хронотипов время занятий - это с 10 до 11 утра местного времени.
Продолжительность одного занятий 15-20 мин ежедневно, т.е. не требуется больших временных затрат, что является актуальным фактором для подростков, живущих в активном ритме. Для подростков данная продолжительность занятия является оптимальной - они с удовольствием отвлекаются от основных дел. Данный комплекс положительно отражается на работоспособности подростка, его самочувствии, эмоциях.
Оздоровительная методика по восстановлению суточного индивидуального ритма у подростков выполняется с музыкальным сопровождением, соответствующим возрасту занимающихся.
Положительной стороной предлагаемого способа является то, что он осуществляет поэтапное воздействие на организм подростков: сначала рефлекторное, затем непосредственное воздействие на внутренние органы и системы организма, затем воздействие, обеспечивающее релаксационный эффект. Способ позволяет одновременно нормализовать работу внутренних органов и опорно-двигательного аппарата при активном участии психоэмоциональной сферы. При комплектовании данного комплекса упражнений учтена взаимосвязь внутренних органов и позвоночника между собой, их взаимосвязь и влияние друг на друга.
Предлагаемая последовательность применения данного способа получена опытным путем в результате получения положительных результатов после проведения серии предлагаемых оздоровительных действий.
Патентные исследования не выявили способов, характеризующихся заявленной совокупностью признаков, следовательно, можно предположить, что указанный способ соответствует критерию «новизна».
Использование совокупности отличительных признаков также не известно из известного уровня техники, что говорит о соответствии критерию «изобретательский уровень».
Заявляемый способ может быть осуществлен в любом учебном или специализированном медицинском учреждении, следовательно, он соответствует критерию «промышленная применимость».
Способ, заключающийся в специально составленном комплексе упражнений, осуществляется следующим образом.
1. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 - руки через стороны вверх, подняться на носки, потянутся - вдох через нос; 2 - наклониться вниз, опустить руки, расслабиться - сделать шумный выдох через рот (3 раза).
2. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки перед собой согнуты в локтях. 1 - интенсивно растираем ладони до ощущения тепла (10-15 секунд);
3. Исходное положение то же - выполняем самомассаж кистей, производим растирание от ногтевых фаланг к лучезапястному суставу, при этом оказываем давление на каждую ногтевую пластину (20-30 секунд);
4. Исходное положение тоже - упражнение «аплодисменты» до ощущения «горячих ладошек» (20 секунд).
5. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч. Выполняем самомассаж ушных раковин большим и указательным пальцами, растираем снизу вверх от мочки уха к козелку и обратно, как бы перетираем (10 секунд);
6. Исходное положение то же - обхватываем ушную раковину большим пальцем сзади, остальными спереди, оттягиваем уши в сторону и вверх (10 секунд);
7. Исходное положение то же - обхватываем ушную раковину большим пальцем сзади, остальными спереди - тянем ушные раковины в сторону и вниз(10 секунд);
8. Исходное положение то же - круговые вращения ушных раковин вперед и назад(10 секунд);
9. Исходное положение то же - выполняем компрессию, сильно прижать ладони к слуховому проходу и резко отпустить(10 секунд), (упражнение выполнять, не допуская боли, при повреждении барабанной перепонки не выполнять).
10. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед. 1 -пальцы рук с силой сжимаем в кулак и с силой разжимаем, при этом пальцы разведены в сторону (10 секунд);
11. Исходное положение то же - руки сжаты в кулак, выполняем круговые вращения в лучезапястных суставах, упражнения выполняем с напряжением (10 секунд);
12. Исходное положение то же - встряхнуть руки, снять напряжение (5 секунд).
13. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед - кисти рук поднять вверх и поступательными движениями тянем кисти на себя (счет до 8);
14. Исходное положение то же - кисти рук опущены вниз, выполняем поступательные движения на себя (счет до 8);
15. Исходное положение то же - кисти рук выпрямлены, выполняем поступательные движения вовнутрь к большому пальцу (счет до 8);
16. Исходное положение то же - кисти рук выпрямлены, выполняем поступательные движения наружу к мизинцу (счет до 8);
17. Исходное положение то же - встряхнуть руки, расслабиться (5 секунд).
18. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки в сторону - круговые вращения в локтевых суставах наружу (10 секунд);
19. Исходное положение то же - круговые вращения в локтевых суставах вовнутрь (10 секунд);
20. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 - левое плечо поступательными движениями тянем максимально вниз, правое максимально вверх (на счет до 8); затем меняем - правое плечо вниз, левое вверх (на счет до 8);
21. Исходное положение то же - одновременно оба плеча тянем максимально вверх, спина прямая (на счет до 8); затем - вниз (счет до 8);
22. Исходное положение то же - встряхнуть плечи, расслабиться (5 секунд).
23. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, закрепить осанку, живот втянуть, плечи опустить, улыбнуться,
- круговые вращения плечевых суставов вперед (счет до 8); - назад (счет до 8);
24. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, выполняем дыхательные упражнения (дыхание через нос). 1 - указательным пальцем левой руки зажимаем левую ноздрю, через правую делаем полный медленный вдох; 2 - пауза, меняем руки; 3 - зажимаем указательным пальцем правой руки правую ноздрю, выполняем медленный полный выдох, затем вдох через правую ноздрю - пауза и выдох через левую ноздрю(2 минуты).
25. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 -наклон головы вперед поступательными движениями, скользим подбородком по груди вниз (счет до 8);
26. Исходное положение то же - голову наклоняем назад, втягиваем в себя (счет до 8);
27. Исходное положение то же - наклон поступательными движениями к левому плечу (счет до 8);
28. Исходное положение то же - наклон поступательными движениями к правому плечу (счет до 8). Плечи при этом не поднимаем.
29. Исходное положение то же - поворот головы поступательными движениями влево (счет до 8); Затем - вправо. Плечи неподвижны.
30. Исходное положение то же - макушкой тянемся вверх, плечами вниз - растягиваем шейный отдел позвоночника(5 секунд);
31. Исходное положение то же - круговые вращения головой в одну и другую стороны (движения выполняются медленно, не допуская боли, либо с фиксацией шейного отдела кистями рук; счет до 8 раз каждое движение).
32. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Выполняем дыхательные упражнения по Стрельниковой, короткий шумный вдох через нос (как «хлопок») - неконтролируемый свободный выдох через рот - наклоны головы вперед-назад, на каждый наклон выполнять короткий шумный вдох (по 4 наклона);
33 Исходное положение то же - наклон головы влево - вправо, на каждый наклон вдох (по 4 раза в каждую сторону);
34. Исходное положение то же - руки через стороны вверх, потянуться - вдох, наклонится - шумный выдох (3 раза).
35. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 - сжимаем грудную клетку вперед, руками помогаем, делаем короткий шумный вдох; 2 - выпрямиться - выдох; 3 - прогибаемся назад, голову в себя, руки назад - короткий шумный вдох; 4 - выдох (по 4 раза вперед и 4 раза назад).
36. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки прямые перед собой, кисти полусогнуты, ладонью вверх. 1 - разводим руки максимально в стороны назад, соединяем лопатки; 2 - возвращаем руки в исходное положение (50 раз, избегать резких движений, спина прямая, живот втянут, улыбка);
37. Исходное положение то же - встряхнуть плечи, расслабиться (5 секунд).
38. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны, согнуты в локтях, кисти развернуты в сторону. 1-е напряжением выпрямляем руки в стороны, кисти перпендикулярно полу («раздвигаем стены»), выполняем круговые вращения ладонями вперед (счет на 8 раз); 2 - назад (счет на 8 раз). В плечевых суставах движения отсутствуют; 3 - расслабиться (5 секунд).
39. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 -руками обнять себя на уровне груди, кисти лежат на лопатках; 2 -поступательными движениями сжимаем грудную клетку, пальцы движутся навстречу друг другу; голову прижать к груди; 3 - руки опустить, отвести назад, сцепить в замок, прогнуться, голову втянуть в себя, соединить лопатки (на счет 8 до максимального напряжения, затем расслабление; 3 подхода).
40. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки животе. Выполняем диафрагмальное дыхательное упражнение. 1 - при вдохе надуваем живот, вдох через нос, задерживаем дыхание на 5 секунд; 2 - делаем полный выдох через рот, губы трубочкой, живот втянуть, максимально напрячь и втянуть живот, помогая мышцами брюшного пресса, при этом также задерживаем дыхание на 5 секунд (5-7 раз в течение 2 минут).
41. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 -выполняем волнообразные движения всем корпусом, сгибаем колени вперед, затем таз, грудь, голову. Происходит максимальный прогиб в позвоночнике; 2 - то же в обратном порядке (30 секунд). Дыхание не задерживаем.
Это упражнение под названием «волна», которое, кроме массажа внутренних органов, подключает движение во всех отделах позвоночника, тем самым прорабатываются висцеральные связи, т.е. восстанавливается иннервация позвоночных сегментов с внутренними органами.
42. Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища; выполняем статическое напряжение нижних конечностей и живота; 1 - с силой на вдохе (через нос) сжимаем стопы, затем голень, бедра, ягодицы, живот (максимально втянуть); держим напряжение в течение 10-15 секунд; 2 - расслабиться, выдох (через рот), встряхнуть ноги (5 секунд), (3-5 подходов).
43. Исходное положение - стоя или сидя, глаза закрыть. Выполняем дыхательные идеомоторные упражнения. 1 - спокойный вдох через нос, стараемся уловить ощущения прохлады; 2 - выдох через нос, прочувствовали ощущения тепла (5-7 раз); затем мысленно перенесли наш «носик» в область щитовидной железы: 1 - вдох - ощущения прохлады; 2 - выдох - ощущения тепла (5-7 раз), заканчиваем упражнение на ощущении прохлады.
44. Начинаем глазодвигательную гимнастику. Исходное положение - стоя, выполняем движения глазными яблоками влево - в центр - вправо; (10 секунд);
45. Исходное положение то же - движение глазами - вверх - в центр - вниз (10 секунд);
46. Исходное положение то же - 1 - сильно зажмурить глаза; 2 - максимально раскрыть (4-5 раз).
47. Исходное положение то же - круговые вращения глазными яблоками в одну и другую стороны (по 7-8 секунд в каждую сторону);
48. Исходное положение то же - голову наклонить вниз, глазами рисуем круг на полу в одну и другую стороны (7-8 секунд в каждую сторону);
49. Исходное положение то же самое - голову запрокинуть назад - рисуем глазами круг на потолке в одну и другую стороны (7-8 секунд в каждую сторону).
50. Исходное положение то же. Снимаем напряжение с глаз - часто, часто моргаем (10 секунд). Все упражнения выполняем легко, без напряжения.
51. Исходное положение то же - указательные пальцы рук поднести к кончику носа, зафиксировать на нем взгляд (5 секунд), затем - разводим пальцы в стороны, боковым зрением фиксируем пальцы, пока они не исчезнут из поля зрения; указательные пальцы на переносицу, взгляд зафиксировали (5 секунд), затем - в стороны; пальцы к бровям, зафиксировать взгляд (5 секунд), затем - в стороны (5-7 подходов).
52. Исходное положение то же, глазами выполняем движение «бабочка». 1 - поднять глаза в верхний левый угол, затем взгляд через переносицу в правый нижний угол; 2 - поднимаем глаза в правый верхний угол, через переносицу вниз в левый нижний угол (4-5 раз).
53. Исходное положение то же. Снимаем напряжение с глаз - часто, часто моргаем (10 секунд). Все упражнения выполняем легко, без напряжения.
54. Исходное положение - сидя, удобно, расслабляемся, выполняем упражнение «пальминг»; 1 - растираем кисти рук, до появление тепла; 2 - закрываем глаза, накрываем их ладонями, так чтобы свет не проникал (в течение 1 минуты).
55. Выполняем аутотренинг, снимаем психоэмоциональное напряжение, отдыхаем, полностью расслабляемся на выдохе. Начинаем расслабляться с макушки, затем расслабляем мышцы лба, глаз, щек, носогубного треугольника, подбородка, мышц шеи, надплечий, мышцы плеч, предплечий, кисти рук. Дальше расслабляем мышцы грудной клетки, дыхание становится более свободным и спокойным, затем расслабляем мышцы спины, вдоль позвоночника снимаем напряжение с мышц шеи, грудного отдела позвоночника, с пояснично-крестцовой области, мышц таза, живота. Дыхание становится еще более спокойным и ровным. Переходим к мышцам ягодиц -расслабляем их, затем к мышцам бедра, голени и стопам. Все тело полностью расслаблено, отдыхаем - представляем себя на берегу моря, волны, песок, голубое небо, крики чаек - успокаиваемся (3-5 минут); Затем возвращаемся, вделаем вдох, руки через стороны, вверх - потянулись, руки опустили - выдох, улыбнулись, открыли глаза.
Оптимальное количество занятий составляет 10-14 занятий, однако для закрепления и сохранения необходимо заниматься в течение месяца, а еще лучше проводить регулярно.
Применение на практике заявляемого способа дает положительные результаты.
Было обследовано 134 студента, из них 118 девушек и 16 юношей.
Определен хронотип каждого подростка, при этом использовалась международная анкета Остберга, результаты которой показали, что среди 134 обследуемых - 78 человек (58%) являются «голубями» (аритмиками), 39 человека (29%) - «жаворонки» и 17 человек (13%) - «совы».
Проводилось научное исследование по составленным программам обследования суточного, недельного, месячного и годового биологического ритма подростков. Данное обследование проводилось с регулярной периодичностью: четыре раза в течение одного контрольного месяца в осенний, зимний, весенний периоды, в течение 2-х лет. Осуществлялся суточный биоритмологический контроль на выявление десинхроноза, который достаточно объективно отражает функциональное состояние организма учащегося. Проводились пятикратные измерения в течение дня. Исследовались: частота сердечных сокращений, число дыхательных движений, температура тела, артериальное давление, динамометрическое измерение силы кисти, а также оценивалось самочувствие, работоспособность, оценка аппетита и желание работать.
Полученные результаты исследований заносились в протокол и строились графики суточных колебаний, результаты которых показали: из 134 обследуемых у 110 человек (82%) выявлен скрытый и частичный десинхроноз - показатели самочувствия, работоспособности, оценки аппетита и желания работать они оценивали как «отлично» и «хорошо», но при этом происходили нарушения естественной фазовой синхронизации некоторых циркадианных ритмов (ЧДЦ, ЧСС, АД, температуры тела и динамометрии).
Примеры полученных результатов исследования по трем студентам разного хронотипа, представлены в диаграммах 1-3 (см. чертеж).
В диаграммах на оси «Y» принята следующая система координат:
1 - десинхроноз
2 - частичный десинхроноз
3 - сохранный биоритм.
На оси «X» отображены результаты проводимых исследований.
Таким образом, мы видим положительную динамику восстановления индивидуального биоритма после проведения оздоровительной методики.
Например: Егор С. - хронотип «жаворонок», на всем протяжении исследования до проведения методики у него наблюдался десинхроноз, при этом он жаловался на быструю утомляемость, повышенное сердцебиение, плохой сон, головную боль. После проведения оздоровительной методики наблюдается восстановление биоритма, при этом Егор отмечал улучшение самочувствия, повышение работоспособности, уменьшение головных болей, улучшение зрения.
Юлия М. - хронотип «голубь» (аритмик), при первом исследовании наблюдался десинхроноз, затем частичный десинхроноз, при этом она жаловалась на повышенную сонливость, быструю утомляемость, головокружение, снижение концентрации внимания, плохой аппетит. После проведения методики наблюдается восстановление индивидуального биоритма. Юля отметила улучшение самочувствия, повышение работоспособности.
Надежда В. - хронотип «сова», при первом исследовании отмечался сохранный биоритм, затем сбой и опять восстановление биоритма, при этом она жаловалась на головокружение и снижение зрения. После проведенной методики отмечается сохранный биоритм. Надежда отметила улучшение самочувствия и зрения.
Также при проведении диагностического исследования психоэмоционального состояния подростков были получены следующие данные. Согласно полученным результатам, 101 (76%) студентов имеют высокий уровень тревожности, 33 (24%) - средний. При этом мы видим примерно такой же показатель уровня эмпатии: 80 (60%) обследованных - очень высокий, 48 (36%) - высокий, 5 (4%) - средний. Более низкой является степень сформированности общеучебных и специальных умений: только у 75 (56%) обследуемых студентов она высокая, а у 58 (44%) - средняя. Самые низкие показатели выявлены по уровню развития силы воли: 33 (24%) - высокий, тогда как у 101 (76%) обследованных он средний. Несмотря на низкие показатели развития силы воли, уровень способности к саморазвитию у большинства студентов - 96 (72%) от общего количества обследуемых - высокий и у 38 (28%) он средний.
После проведения оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма, психоэмоциональное состояние студентов качественно улучшилось: уменьшилось общее количество студентов с высоким уровнем тревожности с 76% до 48%, при этом вырос показатель уровня способности к саморазвитию с 72% до 92%, и уровень силы воли с 24% до 40%. Данный факт свидетельствует о том, что авторская оздоровительная методика позволила повысить такие психические свойства личности как целеустремленность, уверенность в себе.
По данным исследованиям были сделаны следующие выводы.
В процессе адаптации к изменившимся условиям у подростков отмечаются частые нарушения (десинхроноз) привычных для них биологических ритмов, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья и успешности обучения. Для того чтобы адаптация протекала более успешно, необходимо с учетом индивидуальных особенностей проводить со студентами оздоровительные методики.
В рамках нашего исследования установлено, что разработанная оздоровительная методика позволяет привести в равновесие биоритмы студентов.
Предлагаемый способ ввиду его простоты выполнения может использоваться самостоятельно, а также в любых учебных и медицинских учреждениях, домах отдыха, а также использоваться в тренировочных комплексах для спортсменов.
Преимущества данной оздоровительной методики заключаются в следующем:
- реализация методики не требует больших временных затрат, что является актуальным фактором для подростков, живущих в активном ритме; к тому же улучшения настроения, самочувствия, повышения работоспособности отмечаются уже после первой недели проведения систематических занятий;
- реализация данной методики не требует специальных условий проведения: комплекс упражнений можно выполнять даже в учебной аудитории, на рабочем месте, при этом важно соблюдать основной принцип: системность и последовательность упражнений;
- оздоровительная методика составлена с учетом специфических особенностей физического, эмоционального, психического развития подростков, что позволяет добиться максимального положительного эффекта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ восстановления физического и психоэмоционального состояния пациентов после перенесенной коронавирусной инфекции | 2022 |
|
RU2786806C1 |
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2013 |
|
RU2523350C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2229869C2 |
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ | 2018 |
|
RU2691847C1 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2010 |
|
RU2452453C1 |
Способ восстановления пациентов, перенесших COVID-19, с помощью комплексной программы физической реабилитации | 2022 |
|
RU2788293C1 |
СПОСОБ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ПРИ ЛЕЧЕНИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ | 1997 |
|
RU2121382C1 |
Способ восстановления психоэмоционального состояния профессиональных танцоров и спортсменов | 2021 |
|
RU2823509C2 |
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ | 2000 |
|
RU2203645C2 |
Способ проведения физической реабилитации пациентов с неврологическими осложнениями после перенесённой коронавирусной инфекции Covid-19 | 2022 |
|
RU2786803C1 |
Изобретение относится к медицине, в частности к средствам, вызывающим улучшение функций организма в целом, и может быть использовано в учебных учреждениях, а также учреждениях практического здравоохранения: стационарах, поликлиниках, санаториях, пансионатах. Для восстановления и поддержания индивидуального суточного биологического ритма у подростков проводят комплекс оздоровительной гимнастики, включающий самомассаж кистей рук, ушных раковин, чередование динамических физических упражнений, направленных на коррекцию нарушений осанки, с дыхательными упражнениями, включающими диафрагмальное, верхнее-грудное дыхание и упражнения гимнастики Стрельниковой. Заканчивают комплекс глазодвигательной гимнастикой с «пальмингом» и аутотренингом, комплекс выполняют в течение 15-20 минут. Способ позволяет восстановить одновременно физическое и психоэмоциональное состояние организма, а также позволяет одновременно нормализовать работу внутренних органов и опорно-двигательного аппарата при активном участии психоэмоциональной сферы. 3 пр., 1 ил.
Способ восстановления и поддержания индивидуального суточного биологического ритма у подростков, включающий проведение самомассажа биологически активных точек кистей рук и ушных раковин, оздоровительной гимнастики, упражнений по методике Стрельниковой, упражнений для глаз и аутотренинга, отличающийся тем, что проводят комплекс оздоровительной гимнастики, включающий самомассаж кистей рук, ушных раковин, чередование динамических физических упражнений, направленных на коррекцию нарушений осанки, с дыхательными упражнениями, включающими диафрагмальное, верхнее-грудное дыхание и упражнения гимнастики Стрельниковой, заканчивают комплекс глазодвигательной гимнастикой с «пальмингом» и аутотренингом, комплекс выполняют в течение 15-20 мин.
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2196613C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА | 2007 |
|
RU2362535C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА | 2003 |
|
RU2269996C2 |
СУШКО Е.П | |||
Биоритмы у детей | |||
Здравоохранение Белоруссии | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
ЕРКИН Б.Г | |||
Биоритмологические аспекты реактивности детского организма | |||
Формирование здоровья и профилактика его нарушений у детей и подростков Дальневосточного региона | |||
Способ приготовления консистентных мазей | 1919 |
|
SU1990A1 |
Авторы
Даты
2013-02-10—Публикация
2011-05-27—Подача