СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ Российский патент 2004 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2229869C2

Изобретение относится к педагогике и предназначено для повышения эффективности обучения путем улучшения когнитивных функций учащихся в процессе занятий.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к интеллектуальному и профессиональному развитию своих членов. Растут требования к подготовке и квалификации специалистов, сделавших образование на протяжении жизни ключевым вопросом конкурентоспособности индивида и общества в целом. Возрастает роль образования, как фактора социализации на разных этапах жизни человека. В этой ситуации дети начинают целенаправленно обучаться с дошкольного возраста, а школа вынуждена увеличивать объем знаний, продолжительность занятий, начиная с первых классов, растет число обучающихся, перешагнувших порог социальной зрелости. Обучение становится существенной составляющей в жизни каждого человека, независимо от возраста. Так, в Германии на курсах повышения квалификации ежегодно обучается каждый третий наемный работник, в России 20 млн. специалистов выбрали для себя режим пожизненной учебной активности [Рабочая книга андрогога. /Под ред. С.Г.Вершловского. - СПб. - Тюмень: ТОГИРРО, 2000. - С.3].

Интенсификация обучения не сопровождается существенным изменением дидактических средств. Образовательные технологии, применяемые для обучения как школьников, так и специалистов в системе повышения квалификации, строятся на прямой трансляции текстов от преподавателя к слушателю и сопровождаются длительным пребыванием в вынужденной позе сидя. Все это неблагоприятно сказывается на здоровье учащихся. Многочисленные исследования выявили негативное влияние интенсификации учебного процесса на состояние здоровья учащихся [Проблемы валеологизации образовательной среды. Межрегиональный опыт, перспективы: Научно-методическое пособие/Научные редакторы: Э.М.Казин, Н.А.Заруба, Г.А.Кураев, С.И.Петухов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - С.3-5; Ананьева Н.А., Ямпольская Г.А. О необходимости особого контроля за физическим развитием девочек-школьниц. - Школа здоровья, №4, 1995. - С.44-53; Куинджи Н.Н., Поленова М.А. Влияние школы на состояние здоровья и формирование репродуктивной функции девочек-подростков. - Школа здоровья, №5, 1995. - С.54-65].

В настоящее время идет интенсивный поиск путей сочетания интенсификации образования и укрепления здоровья населения. В этом процессе теория соседствует с практикой. С одной стороны, в школьные образовательные программы включают изучение понятия здоровья, факторов, его формирующих, и путей его сохранения. С другой стороны, адаптируют условия воспитательно-образовательного процесса к психофизиологическим особенностям детей.

Один из приемов снижения негативного влияния длительной статической и психоэмоциональной нагрузки в течение учебного дня - малые формы физической активности. Они рекомендованы к применению на уроках для обеспечения гармоничного сочетания умственной и физической активности учащихся [Качан Л.Г. Проблемы педагогической валеологии и ее взаимосвязь с содержанием общего образования. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Кемерово, 1998. - С.16].

Недостатком является то, что физическая активность используется без учета состояния здоровья и степени усталости учащихся, она не направлена непосредственно на усиление когнитивных функций и, вследствие этого, с одной стороны не обеспечивает достаточно выраженного оздоровительного эффекта, а с другой не способна значительно повысить эффективность обучения. Простое чередование длительной стрессирующей интеллектуальной нагрузки в вынужденной позе с кратковременной физической нагрузкой малой интенсивности не способно оказать выраженное благотворное влияние на организм человека, активировать его когнитивные функции.

В то же время, существуют приемы, позволяющие улучшить когнитивные функции людей независимо от их возраста и рода занятий и одновременно благотворно влияющие на здоровье. Это самомассаж рефлексогенных зон: ушных раковин, пальцев, кистей, ногтей, волосистой части головы, лица, иадплечий [Орби Ж., Чан Х.-Х. Секреты китайской системы До-Ин. Исцеление кончиками пальцев/ пер. с англ. - К.: “София”, 1998. - С.26-53. Пак Чжэ By Су Джок ногтетерапия. - М.: Су Джок Академия, 2001. - С.49-57]; выполнение пальцевых гимнастик оздоровительной направленности, включающих мудры [Золотарев Ю.Г. Целительные мудры. Практические советы самооздоровления и самоспасения. Опыт применения. - СПб.: “ДИЛЯ”, 2000. - С.50-106], хасты [Курис И. Исцеляющий танец. Наука и религия, 1997, №6. - С.52-54, №10. - С.44-45], гимнастика Йосиро Цупуми [Коновалова Н.Г., Рукас Т.И., Архипова Л.И. Оздоровительные гимнастики и самомассаж в ДОУ: Учебное пособие. - Новокузнецк: ИПК, 2002. - С.72-143], гимнастика для глаз [Зрение: сохранение, нормализация, восстановление. Составитель Н.И.Кудряшова. - М.: “НТ-Центр”, 1995. - С.101-134], фейсформинг [Кантиени Б. Боремся с морщинами: как за 3 недели стать моложе на годы/Пер. с нем. - СПб: “Питер”, 1999. - С.10-13].

Недостатком перечисленных методик применительно к повышению эффективности обучения являются их оторванность от образовательного процесса, что нивелирует благотворное влияние на когнитивные функции в процессе занятий и большая продолжительность - в течение получаса и более. Далеко не каждый учащийся может и хочет себя организовать для проведения таких регулярных самостоятельных занятий.

Существует способ ускоренного обучения английскому языку [Заявка РФ №99119423/14, 7 МКИ А 61 М 21/00; А 61 К 33/00, Б.И. №17, 2001. - С.37-38], где наряду с мнемоническими приемами используется лечебно-профилактическое дыхание для повышения общей работоспособности организма учащегося, его психической и физической выносливости.

Недостатком способа является то, что для достижения успеха учащийся обязан освоить дыхательную гимнастику за 1-2 месяца до начала занятий английским языком и заниматься дыханием самостоятельно по 20-30 минут 3-5 раз в день. Такой объемный режим занятий подходит далеко не каждому учащемуся, поскольку подчиняет себе весь день. Кроме того, дыхание является важным, но не единственным фактором естественного оздоровления, позволяющим повысить общую работоспособность организма, его психическую и физическую выносливость.

Задача изобретения: повышение эффективности обучения путем стимуляции когнитивных функций, улучшения психоэмоционального и физического состояния субъектов образовательного процесса, предупреждение переутомления центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

Поставленная задача достигается следующей совокупностью признаков.

Изучение материала идет в соответствии с образовательной программой. В процессе проведения уроков и перемен осуществляются лечебно-профилактические мероприятия, отличающиеся тем, что в качестве лечебно-профилактических мероприятий проводят малые формы оздоровительной физической активности, направленные на стимуляцию когнитивных функций в течение уроков и перемен, включающие этапы активизации организма, снятие усталости глаз, восстановление осанки, улучшение кровоснабжения головного мозга, психоэмоциональной разрядки, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, снятия статического напряжения с аксиальной мускулатуры и мелких мышц кисти, оздоровительный этап. При обучении в течение уроков, когда свободны кисти рук, учащиеся выполняют мудру. При проведении обучения в первую смену этапы малых форм оздоровительной физической активности чередуются в такой последовательности: активизация организма, снятие усталости глаз, восстановление осанки, улучшение кровоснабжения головного мозга, психоэмоциональная разрядка, снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, активация организма. При проведении занятий во вторую смену этапы малых форм оздоровительной физической активности чередуются в следующей последовательности: способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, восстановление осанки, улучшение кровоснабжения головного мозга, снятие усталости глаз, снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры, психоэмоциональная разрядка, активизация организма, снятие усталости глаз, оздоровительные этапы выполняют произвольно.

При повышенном риске простудных заболеваний в малую форму оздоровительной физической активности включают этап, стимулирующий иммунитет с целью профилактики респираторных вирусных инфекций.

В коллективе обучаемых с нарушениями осанки или остеохондрозом, в каждый этап включают коррекцию осанки и формирование оптимального динамического стереотипа сидения.

Малые формы оздоровительной физической активности проводят детям дошкольного возраста в виде одного этапа в процессе урока и на каждой перемене, в младшей школе проводят два этапа в процессе урока и на каждой перемене, в средних и старших классах проводят один этап в процессе урока и на каждой перемене, учащимся ВУЗов и техникумов проводят один этап в течение урока или на перемене. В поствузовском образовании при продолжительности занятия 90 минут этапы проводят через 30 минут. Продолжительность этапа в течение урока 1,5-2 минуты, в течение перемены - 2-3 минуты.

Новизна способа:

В качестве лечебно-профилактических мероприятий проводят малые формы оздоровительной активности, стимулирующие когнитивные функции в течение уроков и перемен.

Малые формы оздоровительной активности включают этапы: активизация организма, снятие усталости глаз, восстановление осанки, улучшение кровоснабжения головного мозга, психоэмоциональная разрядка, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры и мелких мышц кисти, оздоровительный этап. При обучении в течение уроков, когда свободны кисти рук, учащиеся выполняют мудру. Подобрана последовательность выполнения этапов при проведении занятий в первую и во вторую смену.

При повышенном риске простудных заболеваний включают оздоровительный этап, стимулирующий иммунитет.

В коллективе обучаемых с нарушениями осанки или явлениями остеохондроза, в каждый этап включают коррекцию осанки и формирование оптимального динамического стереотипа сидения.

Малые формы оздоровительной двигательной активности проводят детям дошкольного возраста в виде одного этапа в процессе урока и на каждой перемене, в начальных классах проводят два этапа в течение урока и на каждой перемене, в средних и старших классах проводят один этап в процессе урока и на каждой перемене. Учащимся ВУЗов, техникумов, училищ и других учебных заведений проводят один этап в течение урока или на перемене. В поствузовском образовании при продолжительности занятия 90 минут этапы проводят через 30 минут. Продолжительность этапа в процессе урока составляет 1,5-2 минуты, на перемене - 2-3 минуты.

Для малых форм оздоровительной физической активности использованы упражнения и приемы самомассажа, позволяющие улучшить когнитивные функции людей независимо от их возраста и рода занятий, одновременно благотворно влияющие на здоровье. Непосредственно на когнитивные функции влияют мудры, хасты, самомассаж ногтевых пластин. Упражнения и приемы самомассажа, купирующие негативное действие процесса обучения на человека, позволяют сохранить в процессе занятий когнитивные функции на высоком уровне. Негативно влияет на когнитивные функции общая усталость организма. Поэтому использованы упражнения, активизирующие организм: самомассаж ушных раковин, кистей, пальцев, пальцевые гимнастики. Негативно влияет на когнитивные функции усталость глаз, так как во многом обучение ориентировано на зрительное восприятие, а занятия часто проходят при искусственном освещении. Поэтому использованы гимнастика для глаз, самомассаж задней поверхности шеи, затылка, надплечий. Занятия проходят в вынужденной позе. При этом формируется статическое напряжение аксиальной мускулатуры. Поэтому использованы упражнения на растяжение, самомассаж задней поверхности шеи, надплечий, волосистой части головы, кистей. Часто учащиеся много пишут, тогда формируется статическое напряжение мелкой мускулатуры кисти. Использованы пальцевые гимнастики, самомассаж кистей. Учеба традиционно носит стрессирующий характер и сопряжена с психоэмоциональным напряжением. Психоэмоциональной разрядке способствуют мудры, хасты, самомассаж ушных раковин, лица, головы, задней поверхности шеи, надплечий. Вследствие каждого из перечисленных воздействий страдает кровоснабжение головного мозга. Для профилактики этого использованы самомассаж волосистой части головы, лица, задней поверхности шеи, надплечий, пальцев, ногтевых пластин, упражнения на растяжение тканей задней поверхности шеи, надплечий, ритмичное напряжение и расслабление лобной и затылочной мышц.

Порядок чередования этапов определяется изменением состояния человека в течение учебного дня. В первую смену на первом уроке организм еще не полностью проснулся. Поэтому упражнения, обеспечивающие активацию организма и способствующие его пробуждению, адекватно стимулируют когнитивные функции. Большую часть года первые пары уроков идут при искусственном освещении, что утомительно для глаз и негативно влияет на усвоение предмета. Поэтому второй этап посвящается снятию усталости глаз. К моменту проведения следующего этапа уже начинает сказываться негативное влияние на осанку длительного пребывания в вынужденной позе.

Следовательно, третий этап включает упражнения по восстановлению осанки. Четвертый этап посвящен гимнастике и самомассажу, улучшающим кровоснабжение головного мозга, с целью снятия усталости, возникающей к этому времени. В процессе занятий психоэмоциональное напряжение нарастает у всех субъектов образовательного процесса. Это тормозит успешное освоение материала. Поэтому пятый этап посвящается психоэмоциональной разрядке. Ко времени проведения шестого этапа вновь начинает сказываться негативное влияние вынужденной позы, и шестой этап состоит из упражнений, снимающих статическое напряжение с аксиальной мускулатуры. К концу учебного дня у всех субъектов образовательного процесса накапливается усталость, что значительно снижает эффективность усвоения материала на последних уроках. Для профилактики этих явлений седьмой этап составлен из упражнений и приемов самомассажа, способствующих концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, а восьмая - активации организма.

Во вторую смену люди, приступающие к занятиям, еще полны мыслями об оставленных делах. Переключиться на учебу помогает первый этап, включающий упражнения, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности. Первые уроки второй смены по времени приходятся на минимум биологической активности организма, поддержание правильной осанки в это время достаточно затруднительно. Поэтому второй этап посвящается восстановлению осанки. Третий этап посвящен гимнастике и самомассажу, способствующим улучшению кровоснабжения головного мозга, с целью снятия усталости, возникающей к этому времени. К моменту проведения четвертого этапа накапливается усталость глаз. Большую часть учебного года занятия в это время идут при искусственном освещении. Поэтому этап состоит из гимнастики для глаз. Затем вновь дает о себе знать длительное пребывание в вынужденной позе. Пятый этап состоит из упражнений, снимающих статическое напряжение с аксиальной мускулатуры. Во вторую смену к концу учебного дня у всех субъектов образовательного процесса накапливается усталость, что снижает эффективность усвоения материала на последних уроках. Для профилактики этих явлений шестой этап составлен из упражнений и приемов самомассажа, способствующих концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, а седьмой - активации организма. Восьмой этап составлен из упражнений для глаз, поскольку во вторую смену приходится много работать при искусственном освещении, и глаза устают.

В прохладное время года, когда высока частота простудных заболеваний, вводят оздоровительный этап для стимуляции иммунитета.

При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение осанки, либо со взрослыми, страдающими остеохондрозом позвоночника в стадии субкомпенсации, необходимо поддерживать правильную осанку сидя. Это позволяет обеспечить нормальное кровоснабжение головного мозга, правильный дыхательный стереотип, что способствует поддержанию на высоком уровне когнитивных функций. Поэтому упражнения, корригирующие осанку, включают в каждый этап.

Конкретные физические упражнения и приемы самомассажа, используемые в процессе этапов, нацелены на увеличение активности организма, снятие психоэмоционального напряжения, статического напряжения с аксиальной мускулатуры и мелкой мускулатуры кистей, улучшение осанки, улучшение зрения, стимуляцию кровоснабжения головного мозга и, вследствие всего перечисленного, на стимуляцию когнитивных функций учащихся в процессе занятия и повышение эффективности обучения.

Способ осуществляется следующим образом.

Материал изучают в соответствии с образовательной программой, путем проведения уроков и перемен. Параллельно осуществляют лечебно-профилактические мероприятия, в виде этапов оздоровительной физической активности, направленных на стимуляцию когнитивных функций в течение уроков и перемен. Конкретные физические упражнения и приемы самомассажа, используемые в процессе этапов, зависят от времени суток, изучаемого предмета и состояния здоровья учащихся.

Малые формы оздоровительной физической активности проводят детям дошкольного возраста в виде одного этапа в процессе урока и на каждой перемене, в младшей школе проводят два этапа в течение урока и на каждой перемене. В средних и старших классах проводят один этап в процессе урока и на каждой перемене. Учащимся ВУЗов и техникумов проводят один этап в течение урока или на перемене. В поствузовском образовании при продолжительности занятия 90 минут этапы проводят через 30 минут. Продолжительность этапа в течение урока 1,5-2 минуты, в течение перемены - 2-3 минуты.

Включают этап активизации организма. Для активизации организма выполняют 2-3 упражнения в потягивании, самомассаж ушных раковин, лица, волосистой части головы, задней поверхности шеи, кистей и пальцев в течение 30-40 секунд, самомассаж ногтей в быстром темпе в течение 20-30 секунд, ритмичное напряжение и расслабление лобной и затылочной мышц 4-6 раз.

Этап снятия усталости глаз и улучшения зрения включает гимнастику для глаз: широко раскрыть и закрыть глаза 3 раза; крепко зажмуриться и открыть глаза 3 раза; легко поморгать глазами 6 раз. Медленно с выдохом сделать круг глазами по часовой стрелке. Повторить против часовой стрелки. Последние 2 упражнения повторить с закрытыми глазами. С закрытыми глазами написать носом круг в воздухе по часовой стрелке и обратно. Легко поморгать глазами 6 раз. Самомассаж задней поверхности шеи и надплечий в течение 30-40 секунд.

Этап восстановления осанки включает по 1-2 упражнения в потягивании, упражнения на растяжение мышц плечевого пояса, напряжение и расслабление аксиальной мускулатуры, ритмичное напряжение и расслабление лобной и затылочной мышц.

На этапе стимуляции кровоснабжения головного мозга выполняют самомассаж ушных раковин, волосистой части головы, задней поверхности шеи в течение минуты, ритмичное напряжение и расслабление лобной и затылочной мышц в течение 30 секунд.

Психоэмоциональная рязрядка может быть достигнута несколькими приемами. В частности, благотворно влияет на психическое состояние выполнение мудр “знания”, “земли”, “окно мудрости”, “зуб дракона”, “шапка Шакья-Муни”. Проведение самомассажа ушных раковин, лица, волосистой части головы, задней поверхности шеи, кистей и пальцев в течение 30-40 секунд, упражнения на растяжение мышц плечевого пояса, верхних конечностей 1-2 раза на каждую мышечную группу, особенно - в сочетании с медленным дыханием тоже способствуют психоэмоциональной разрядке.

Этап концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности включает выполнение мудр “знания”, “неба”, “жизни”, “земли”, “окно мудрости”. Затем выполняют упражнения пальцевой гимнастики Йосиро Цуцуми, направленные на стимуляцию памяти, сосредоточенности, внимательности. Упражнение для повышения памяти: большой палец поочередно складывают с кончиками остальных пальцев и, с силой нажимая, отгибают пальцы кнаружи по 20 раз, затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца тоже по 20 раз. Упражнения для повышения внимательности: 1) во время медленного выдоха поочередно сгибают пальцы, начиная с большого пальца правой руки, и заканчивают большим пальцем левой. Во время медленного вдоха разгибают пальцы в обратном порядке. Повторяют 6-10 раз с открытыми и с закрытыми глазами; 2) кончики прямых пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак, и наоборот. Повторяют быстро попеременно 20 раз. Для устранения умственного переутомления Цосиро Цуцуми предлагает самомассаж мизинцев и такое упражнение: подняв руки над головой, зацепить их друг за друга кончиками пальцев и потягивать попеременно вправо и влево, слегка наклоняясь, в течение 5 секунд. Повторяют по 3 раза в каждую сторону. Восстанавливает умственную трудоспособность самомассаж ладоней грецкими орехами в течение 20-40 секунд.

Этап снятия статического напряжения аксиальной мускулатуры включает упражнения в потягивании, упражнения на растяжение мышц плечевого пояса, верхних конечностей, особенно - в сочетании с медленным дыханием по 1-2 раза на каждую мышечную группу.

Этап снятия статического напряжения мелкой мускулатуры кистей включает самомассаж кистей, пальцев, ногтей в течение 20-40 секунд, выполнение 5-7 хаcт.

Учащиеся выполняют мудру в течение уроков, когда свободны кисти рук.

При проведении обучения в первую смену, для учащихся средних и старших классов на первом уроке проводят активизацию организма, на перемене - снятие усталости глаз, на втором уроке - восстановление осанки, на перемене - улучшение кровоснабжения головного мозга, на третьем уроке - психоэмоциональную разрядку, на перемене - снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры, на четвертом уроке - этап, способствующий концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, на перемене - активацию организма, на пятом уроке - снятие усталости глаз. При наличии большего количества уроков, этапы повторяют, начиная с третьего.

При проведении занятий во вторую смену этапы чередуются в следующей последовательности. На первом уроке - способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, на перемене - восстановление осанки, на втором уроке - улучшение кровоснабжения головного мозга, на перемене - снятие усталости глаз, на третьем уроке - снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры, на перемене - психоэмоциональная разрядка, на четвертом уроке - активизация организма, на перемене - снятие усталости глаз и так далее. Оздоровительный этап выполняют произвольно.

При повышенном риске простудных заболеваний включают оздоровительный этап, стимулирующий иммунитет. Этот этап включает самомассаж биологически активных точек, расположенных на голове, лице, шее, груди, кистях, поглаживание задней поверхности шеи, самомассаж ногтевых пластин.

В коллективе обучаемых с нарушениями осанки или остеохондрозом, в каждый этап включают упражнения для коррекции осанки и формирования оптимального динамического стереотипа сидения. Это упражнения в потягивании, чередовании напряжения и расслабления аксиальной мускулатуры, повороты и наклоны с прямой спиной.

С целью оценки эффективности способа проведено исследование. Оценивали уровень знаний, стрессированность, трудоспособность обучаемых в начале и в конце занятия. Для этого в начале и в конце занятия преподаватель проводил анонимное тестирование по изучаемой тематике и цветовой тест Люшера. Обследовано 3 группы курсантов ГИДУВа (60 человек), 3 группы курсантов ИПК (60 человек), 1 группа слушателей факультета повышения квалификации медицинского училища (30 человек), 9 класс общеобразовательной школы №55 (20 человек), подготовительная группа ДОУ №249 (20 человек.). По результатам этого исследования установлено, что использование малых форм оздоровительной физической активности в процессе занятий позволяет повысить степень усвоения материала, уменьшив стрессированность и сохранив высокую трудоспособность на протяжении всего занятия.

Пример 1. Занятие по прикладной биомеханике проводилось в первую смену преподавателем К. на курсах повышения квалификации преподавателей физической культуры. Исходно курсанты в среднем ответили правильно на 41% вопросов, стрессированность составила 3,5, а работоспособность - 5,7.

В ходе 6-часового занятия 1 смены с тремя уроками по 90 минут оздоровительную физическую активность проводили с интервалом в 30 минут. Были использованы следующие этапы.

На первом уроке, через 30 минут от начала - активация организма. Упражнения в потягивании: руки поднять над головой, потянуться в течение 5 секунд, расслабиться, не меняя положения рук, потянуться вверх правой рукой в течение 5 секунд, расслабиться, потянуться вверх левой рукой в течение 5 секунд, расслабиться, потянуться обеими руками вверх в течение 5 секунд, расслабиться, медленно опустить руки. Самомассаж ушных раковин: разогреть ладони трением, помассировать уплате раковины движениями ладони спереди назад и обратно. Разогреть трением кончики первых трех пальцев, щипцеобразно размять завитки ушей. Подергать себя за мочки ушей вниз, за верхушки ушей вверх, за завитки - в стороны. Разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони спереди назад и обратно. Каждое движение повторить 3-4 раза.

На первом уроке, через 60 минут от начала - гимнастика для глаз: широко раскрыть и закрыть глаза 3 раза; крепко зажмуриться и открыть глаза 3 раза; легко поморгать глазами б раз. Медленно с выдохом сделать круг глазами по часовой стрелке. Повторить против часовой стрелки. Последние 2 упражнения повторить с закрытыми глазами. С закрытыми глазами написать носом круг в воздухе по часовой стрелке и обратно. Легко поморгать глазами 6 раз.

На первой перемене - упражнения, восстанавливающие осанку из исходного положения стоя.

Руки вверх, в замок, ладонями кверху. Потянуться руками вверх 5 секунд, слегка покачаться в стороны по 2 раза в каждую. Опустить руки, расслабиться.

Прямые руки на уровне надплечий, ладони вверх, живот, ягодицы напряжены. Пружинистые движения руками назад 10 раз. Опустить руки, расслабиться.

Перекрестить локти согнутых рук перед грудью, во время медленного, спокойного выдоха потянуть руки от себя.

Прямые руки на уровне надплечий, ладони вниз, живот, ягодицы напряжены. Пружинистые движения руками назад 10 раз. Опустить руки, расслабиться.

Руки перед грудью, на уровне надплечий, кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой. С медленным, спокойным выдохом сильно втянуть живот и ягодицы, надавить пальцами друг на друга. Удерживать напряжение 7-10 секунд. Расслабиться.

Руки свободно опущены, ноги на ширине плеч. Повороты туловища вокруг своей оси 3-4 раза в каждую сторону.

На втором уроке, через 30 минут после начала - для улучшения кровоснабжения мозга делали самомассаж ногтевых пластин, включающий щелчки с легким ударом ногтем каждого пальца по поверхности стола 3-5 раз.

На втором уроке, через 60 минут после начала психоэмоциональная разрядка: самомассаж волосистой части головы, задней поверхности шеи, надплечий, упражнения для растяжения мышц плечевого пояса.

Граблеобразоное поглаживание волосистой части головы по радиусам; спиралевидное растирание в тех же направлениях; поглаживание; смещение апоневроза в тех же направлениях; поглаживание; легкое подергивание за волосы вверх.

Ладонное плоскостное поглаживание задней поверхности шеи сверху вниз.

Ладонное плоскостное поглаживание, растирание и разминание мышц надплечий. Каждое движение повторить 3-4 раза.

Захватить кисти рук за спиной так, чтобы одна рука оказалась сверху, а другая - снизу. Если пальцы рук не достают друг до друга, можно взять ручку, линейку, любой предмет. Слегка потянуть верхнюю руку вниз 3-5 раз. Наклониться в сторону нижней руки 2-3 раза. Повторить, поменяв положение рук.

Сесть на край стула. Руками захватить задний край сиденья. Слегка прогнуться до ощущения легкого, приятного растяжения. Повторить 2-3 раза.

На второй перемене упражнения, снимающие статическое напряжение с аксиальной мускулатуры.

Растяжение трапециевидной мышцы: наклон головы вперед по средней линии, ладони на затылок, расслабиться. Повторить, переместив голову чуть вправо, до ощущения легкого, приятного растяжения. Повторить, переместив голову чуть влево, до ощущения легкого, приятного растяжения. Дыхание медленное, спокойное. Каждое положение удерживать 6-10 секунд.

Чередование напряжения и расслабления затылочной и лобной мышц с интервалом 5-7 секунд 3-5 раз. Для контроля напряжения мышц слегка прикоснуться одной рукой ко лбу, другой - к затылку.

Самомассаж лобно-височной области, волосистой части головы: ладонное плоскостное поглаживание лба от средней линии к вискам медленно; ладонное плоскостное поглаживание лба снизу вверх; круговое растирание височных впадин основанием ладони, глубоко, медленно; поглаживание волосистой части головы ногтевыми пластинами всех пальцев от передней границы роста волос к задней. Каждое движение повторить 3-4 раза.

На третьем уроке через 30 минут после начала для концентрации внимания, сосредоточенности, мыслительной деятельности выполняли упражнения Йосиро Цуцуми.

Большой палец поочередно складывали с кончиками остальных пальцев и, с силой нажимая, отгибали пальцы кнаружи по 20 раз каждую пару, затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца тоже по 20 раз.

Во время медленного выдоха поочередно сгибали пальцы, начиная с большого пальца правой руки, и заканчивали большим пальцем левой. Во время медленного вдоха разгибали пальцы в обратном порядке. Упражнение повторяли 6 раз с открытыми и 6 раз с закрытыми глазами.

Кончики прямых пальцев правой руки подводили к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак, и наоборот. Повторяли быстро попеременно 20 раз.

Подняв руки над головой, зацепив их друг за друга кончиками пальцев, потягивали попеременно вправо и влево, слегка наклоняясь в стороны, в течение 5 секунд. Повторяли по 3 раза в каждую сторону.

На третьем уроке, через 60 минут после начала для активации организма выполняли самомассаж пальцев кистей рук массажными кольцами в течение 1,5 минут.

В конце занятия курсанты в среднем ответили правильно на 73% вопросов, стрессированность составила 3,0, а работоспособность - 5,8, т.е. курсанты увеличили свои знания на 32%, сохранив трудоспособность. Стрессированность несколько уменьшилась.

Пример 2. Занятие по прикладной биомеханике проводилось в первую смену преподавателем К. на курсах повышения квалификации преподавателей лечебной физической культуры. Исходно курсанты в среднем ответили правильно на 43% вопросов, стрессированность составила 4,5, а работоспособность - 6,7.

Шестичасовое занятие первой смены шло в обычном режиме. Оздоровительная физическая активность не использовалась.

В конце занятия курсанты в среднем ответили правильно на 59% вопросов, стрессированность составила 4,7, а работоспособность - 3,8, т.е. курсанты увеличили свои знания на 16%, почти в 2 раза понизив трудоспособность. Стрессированность практически не изменилась.

Сравнение результатов исследований, приведенных в первом и втором примерах, показывает, что усвояемость материала при использовании малых форм оздоровительной физической активности выше в 2 раза, чем при проведении занятия без них. Кроме того, использование малых форм оздоровительной физической активности позволяет снизить стрессированность и сохранить трудоспособность.

Пример 3. Занятие по валеологизации школьной жизни проводилось в первую смену на курсах повышения квалификации завучей и директоров школ. Все обучающиеся предъявляли жалобы на остеохондроз шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника в стадии субкомпенсации. Поэтому в каждый комплекс оздоровительной физической активности были включены упражнения, формирующие оптимальный динамический стереотип сидения. Исходно курсанты в среднем ответили правильно на 23% вопросов, стрессированность составила 6,7, а работоспособность - 5,8.

В ходе 6-часового занятия 1 смены с тремя уроками по 90 минут оздоровительную физическую активность проводили с интервалом в 30 минут. В каждый этап включали упражнения для коррекции осанки. Были использованы следующие этапы.

На первом уроке, через 30 минут от начала активация организма. Упражнения в потягивании: соединить кисти рук на затылке, зафиксировав голову в прямом положении, развести локти в стороны, слегка наклониться вправо, потянувшись левым локтем вверх и влево, вернуться в исходное положение. Слегка наклониться влево, потянувшись правым локтем вверх и вправо, вернуться в исходное положение. Не меняя положения рук, слегка повернуться влево и вправо. Опустить руки, расслабиться. Самомассаж ушных раковин: разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони спереди назад и обратно. Разогреть трением кончики первых трех пальцев, щипцеобразно размять завитки ушей. Подергать себя за мочки ушей вниз, за верхушки ушей вверх, за завитки - в стороны. Разогреть ладони трением, помассировать ушные раковины движениями ладони спереди назад и обратно. Каждое движение повторить 3-4 раза.

На первом уроке, через 60 минут от начала упражнения на растяжение разгибателей позвоночника, мышц плечевого пояса с гимнастикой для глаз. Упражнения выполнять с открытыми, затем - с закрытыми глазами по 2-3 раза каждое. Дыхание медленное, равномерное. Наклонить голову вперед, ладони положить на затылок, пальцы переплести. На вдох поднять глаза вверх, на выдох - вниз. Слегка развернуть голову и плечевой пояс влево. Правый локоть обращен вниз. На вдох перевести взгляд вверх и влево, на выдох - вниз и вправо. Слегка развернуть голову и плечевой пояс вправо. Левый локоть обращен вниз. На вдох перевести взгляд вверх и вправо, на выдох - вниз и влево. Медленно с выдохом сделать круг глазами по часовой стрелке. Повторить против часовой стрелки. С закрытыми глазами написать носом круг в воздухе по часовой стрелке и обратно. Легко поморгать глазами 6 раз.

На первой перемене: упражнения, восстанавливающие осанку из исходного положения стоя. Руки вверх, в замок, ладонями кверху. Потянуться руками вверх 5 секунд, слегка покачаться в стороны по 2 раза в каждую. Опустить руки, расслабиться. Прямые руки на уровне надплечий, ладони вверх, живот, ягодицы напряжены. Пружинистые движения руками назад 10 раз. Опустить руки, расслабиться. Перекрестить локти согнутых рук перед грудью, во время медленного, спокойного выдоха потянуть руки от себя. Прямые руки на уровне надплечий, ладони вниз, живот, ягодицы напряжены. Пружинистые движения руками назад 10 раз. Опустить руки, расслабиться. Руки перед грудью, на уровне надплечий, кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой. С медленным, спокойным выдохом сильно втянуть живот и ягодицы, надавить пальцами друг на друга. Удерживать напряжение 7-10 секунд. Расслабиться. Руки свободно опущены, ноги на ширине плеч. Повороты туловища вокруг своей оси 3-4 раза в каждую сторону.

На втором уроке, через 30 минут от начала упражнения по Фельден-крайзу, формирующие оптимальный стереотип сидения: сидя раскачивать тело во фронтальной и сагиттальной плоскости комфортной амплитуды по 8-10 раз, пока не будет замечена связь движения и дыхания. Выполнить 4-6 раскачиваний по кругу в обе стороны. Зафиксировать тело в наиболее комфортном положении с прямой спиной, расслабленными надплечьями. Для улучшения кровоснабжения мозга использовали самомассаж ногтевых пластин, включающий щелчки с легким ударом ногтем каждого пальца по поверхности стола 3-5 раз.

На втором уроке, через 60 минут от начала психоэмоциональная разрядка: самомассаж волосистой части головы, задней поверхности шеи, надплечий, упражнения для растяжения мышц плечевого пояса. Массаж включал граблеобразное поглаживание, спиралевидное растирание волосистой части головы; ладонное плоскостное поглаживание, растирание, разминание задней поверхности шеи и надплечий. Каждое движение повторить 3-4 раза. Из исходного положения сидя с прямой спиной выполняли следующие упражнения. Перекрестить локти согнутых рук перед грудью, во время медленного, спокойного выдоха потянуть руки от себя. Расслабиться. Сложить руки за спиной ладонь к ладони, развернуть надплечья, медленно сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Расслабиться. Сложить руки ладонь к ладони над головой, медленно, с выдохом потянуться основанием ладоней к темени, к основанию шеи, к правому и левому плечевым суставам. Вернуться в исходное положение, расслабиться.

На второй перемене упражнения, снимающие статическое напряжение с аксиальной мускулатуры. Растяжение трапециевидной мышцы: наклон головы вперед по средней линии, ладони на затылок, расслабиться. Повторить, переместив голову чуть вправо, до ощущения легкого, приятного растяжения. Повторить, переместив голову чуть влево, до ощущения легкого, приятного растяжения. Дыхание медленное, спокойное. Каждое положение удерживать 6-10 секунд.

Чередование напряжения и расслабления затылочной и лобной мышц с интервалом 5-7 секунд 3-5 раз. Для контроля напряжения мышц слегка прикоснуться одной рукой ко лбу, другой - к затылку. Самомассаж лобно-височной области, волосистой части головы: ладонное плоскостное поглаживание лба от средней линии к вискам медленно; ладонное плоскостное поглаживание лба снизу вверх; круговое растирание височных впадин основанием ладони, глубоко, медленно; поглаживание волосистой части головы ногтевыми пластинами всех пальцев от передней границы роста волос к задней. Каждое движение повторить 3-4 раза.

На третьем уроке, через 30 минут от начала для концентрации внимания, сосредоточенности, мыслительной деятельности выполняли упражнения Йосиро Цуцуми. С учетом особенностей контингента, первым выполняли упражнение, параллельно корригирующее осанку. Подняв руки над головой, зацепив их друг за друга кончиками пальцев, потягивали попеременно вправо и влево, слегка наклоняясь в стороны, в течение 5 секунд. Повторяли по 3 раза в каждую сторону.

Большой палец поочередно складывали с кончиками остальных пальцев и, с силой нажимая, отгибали пальцы кнаружи по 20 раз каждую пару, затем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца тоже по 20 раз. Во время медленного выдоха поочередно сгибали пальцы, начиная с большого пальца правой руки, и заканчивали большим пальцем левой. Во время медленного вдоха разгибали пальцы в обратном порядке. Упражнение повторяли 6 раз с открытыми и 6 раз с закрытыми глазами. Кончики прямых пальцев правой руки подводили к основанию мизинца левой руки, слегка сжатой в кулак и наоборот. Повторяли быстро попеременно 20 раз.

На третьем уроке, через 60 минут от начала для активации организма выполняли самомассаж пальцев кистей рук массажными кольцами в течение 30-40 секунд, предварительно выполнив следующие упражнения на коррекцию осанки и расслабление мышц надплечий. Захватить кисти рук за спиной так, чтобы одна рука оказалась сверху, а другая - снизу. Если пальцы рук не достают друг до друга, использовать ручку, линейку, любой предмет. Слегка потянуть верхнюю руку вниз 3-5 раз. Наклониться в сторону нижней руки 2-3 раза. Повторить, поменяв положение рук. Сесть на край стула. Руками захватить задний край сиденья. Слегка прогнуться до ощущения легкого, приятного растяжения. Повторить 2-3 раза.

В конце занятия курсанты в среднем ответили правильно на 54% вопросов, стрессированность составила 3,3, а работоспособность - 5,5, т.е. курсанты увеличили свои знания на 31%, сохранив трудоспособность.

Стрессированность уменьшилась в 2 раза. Курсанты отметили комфортные ощущения в спине, пояснице, межлопаточной области.

Пример 4. Занятие по биологии в 9 классе общеобразовательной школы проводила преподаватель М. Занятие проходило в декабре третьим уроком второй смены, согласно школьному расписанию. В это время в городе был зафиксирован рост числа простудных заболеваний. Поэтому в этап наряду с приемами, улучшающими кровоснабжение головного мозга, был включен самомассаж для стимуляции иммунитета и профилактики простудных заболеваний. Исходно школьники в среднем ответили правильно на 6% вопросов, стрессированность составила 7,7, а работоспособность - 3,9.

Массаж проводили подушечкой указательного пальца путем троекратного надавливания в течение 3 секунд с отрывом пальца между выполнением приемов. Интенсивность нажатия определялась наличием легкой, приятной боли. Использовали следующие точки: в яремной вырезке грудины; на внутренней поверхности кивательной мышцы, чуть выше середины передней поверхности шеи; между остистыми отростками седьмого шейного и первого грудного позвонков: по бокам от крыльев носа; выше внутренних краев бровей; перед козелком уха; в области сосцевидных отростков и в первом межпальцевом промежутке кисти.

Для улучшения кровоснабжения мозга использовали самомассаж ногтевых пластин, включающий щелчки с легким ударом ногтем каждого пальца по поверхности стола 3-5 раз. Этот массаж способствует повышению иммунитета, поэтому он тоже способствует профилактике инфекционных заболеваний.

В конце урока школьники в среднем ответили правильно на 42% вопросов, стрессированность составила 3,5, а работоспособность - 4,1, т.е. школьники запомнили 36% материала, изложенного на уроке, сохранив трудоспособность. Стрессированность уменьшилась более чем в 2 раза, трудоспособность чуть повысилась. В классах, где проводили этап профилактики простудных заболеваний, практически не было пропусков уроков детьми в связи с острыми респираторными заболеваниями.

Использование малых форм оздоровительной физической активности повышает эффективность усвоения знаний в среднем в 2 раза. В процессе обучения сохраняется стабильно высокая работоспособность. Стрессированность уменьшается в 2 раза и более. Уменьшается заболеваемость острыми респираторными инфекциями в холодное время года, не прогрессируют нарушения осанки у детей, реже обостряется остеохондроз позвоночника у педагогов.

Предлагаемый способ используется на базе Новокузнецкого ГИДУВа, ИПК г. Новокузнецка, Новокузнецкого медицинского училища и ДОУ №249.

Похожие патенты RU2229869C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУТОЧНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО РИТМА У ПОДРОСТКОВ 2011
  • Чечеткина Анна Владимировна
RU2474408C1
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ 2018
  • Корнеев Александр Олегович
  • Корнеева Мария Александровна
RU2685986C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА 2014
  • Макеев Сергей Алексеевич
RU2552666C1
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2019
  • Маркина Инна Владимировна
RU2728718C1
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ОСТРЫХ РЕСПИРАТОРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2013
  • Кривоногова Татьяна Сергеевна
  • Уварова Марианна Анатольевна
  • Бабикова Юлия Анатольевна
RU2523350C1
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ГЛАЗ 1997
  • Колпаков С.П.
  • Коган А.С.
RU2105534C1
СПОСОБ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ 2004
  • Мариниченко С.К.
RU2266093C2
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА 2004
  • Павлова Марина Юрьевна
  • Павлов Игорь Анатольевич
  • Макеев Борис Лаврович
RU2286760C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ 2008
  • Воронина Елена Валерьевна
RU2380074C2
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ЗАИКАНИЯ 2013
  • Мушкатина Валентина Николаевна
RU2556559C1

Реферат патента 2004 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

Изобретение относится к педагогике. Изучают материал в соответствии с образовательной программой. Проводят уроки и перемены, в течение которых осуществляют лечебно-профилактические мероприятия. В качестве лечебно-профилактических мероприятий проводят упражнения, направленные на активацию организма, снятие усталости глаз, восстановление осанки, психоэмоциональную разрядку, упражнения, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, снятия статического напряжения с аксиальной мускулатуры и мелких мышц кисти. В течение уроков, когда свободны кисти рук, выполняют пальцевую гимнастику. При проведении обучения в первую смену упражнения чередуют в последовательности: активизация организма, снятие усталости глаз, упражнения для восстановления осанки, психоэмоциональная разрядка, снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры, упражнения, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, активации организма. При проведении занятий во вторую смену упражнения выполняются в следующей очередности: упражнения, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, упражнения для восстановления осанки, снятие усталости глаз, снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры, психоэмоциональная разрядка, активизация организма, снятие усталости глаз. Способ позволяет повысить эффективность обучения, предупредить переутомление центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. 3 з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 229 869 C2

1. Способ обучения, включающий изучение материала в соответствии с образовательной программой, путем проведения уроков и перемен и осуществления во время уроков и перемен лечебно-профилактических мероприятий, отличающийся тем, что в качестве лечебно-профилактических мероприятий проводят упражнения, направленные на активацию организма, снятие усталости глаз, восстановление осанки, психоэмоциональную разрядку, упражнения, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, снятия статического напряжения с аксиальной мускулатуры и мелких мышц кисти, в течение уроков, когда свободны кисти рук, выполняют пальцевую гимнастику, при этом при проведении обучения в первую смену, упражнения чередуют в последовательности: активизация организма, снятие усталости глаз, упражнения для восстановления осанки, психоэмоциональная разрядка, снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры, упражнения, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, активации организма, а при проведении занятий во вторую смену упражнения выполняются в следующей очередности: упражнения, способствующие концентрации внимания, сосредоточенности и активации мыслительной деятельности, упражнения для восстановления осанки, снятие усталости глаз, снятие статического напряжения с аксиальной мускулатуры, психоэмоциональная разрядка, активизация организма, снятие усталости глаз.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при повышенном риске простудных заболеваний включают оздоровительный этап, стимулирующий иммунитет.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что в коллективе обучаемых с нарушениями осанки или остеохондрозом в каждый этап включают коррекцию осанки и формирование динамического стереотипа сидения.4. Способ по п.1, отличающийся тем, что лечебно-профилактические мероприятия проводят детям дошкольного возраста в виде одного этапа в процессе урока и на каждой перемене, в младшей школе проводят два этапа и на каждой перемене, в средних и старших классах проводят один этап в процессе урока и на каждой перемене, учащимся ВУЗов и техникумов проводят один этап в течение урока или на перемене, в поствузовском образовании при продолжительности занятия 90 мин этапы проводят через 30 мин, продолжительность этапа в течение урока 1,5-2 мин, в течение перемены 2-3 мин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2229869C2

RU 99119423 А, 20.06.2001
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2171502C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ И ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 1997
  • Ведерников Владимир Николаевич
RU2117995C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2000
  • Зотова Т.В.
RU2168770C1

RU 2 229 869 C2

Авторы

Коновалова Н.Г.

Даты

2004-06-10Публикация

2002-06-28Подача