СПОСОБ ДОВОДКИ ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2013 года по МПК G01M15/00 G06Q99/00 

Описание патента на изобретение RU2474804C1

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателей до окончательного конструктивного облика.

Наиболее близким к заявленному является способ доводки двигателя, при котором разрабатывают вариант конструкции двигателя, проводят поузловые, полноразмерные и экспериментальные испытания разработанного двигателя, определяют вероятность безотказной работы по бинарному принципу, проводят ресурсные испытания двигателя, определяют по их данным вероятность безотказной работы двигателя, по значению которой принимают решение об окончательном конструктивном облике двигателя (например, Животкевич И.Н., Смирнов А.П. Надежность технических изделий. - М.: «Олита», 2003. - 472 с., стр.236; Ивченко Б.П., Мартыщенко Л.А., Монастырский М.Л. Теоретические основы информационно-статистического анализа сложных систем. - СПб.: Лань, 1997. - 320 с., стр.278-282).

Недостатком данного способа является узкая область применения в связи с тем, что данный способ доводки применяется только для модификации двигателя, а не для вновь разрабатываемой конструкции и, как следствие, требует больших материальных затрат для проведения минимального количества безотказных испытаний для определения окончательного конструктивного облика двигателя.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое решение, является расширение области применения данного способа доводки двигателя, в частности возможность использования данного способа для новых двигателей, не имеющих модификации, и сокращение количества зачетных испытаний, необходимых для определения окончательного конструктивного облика двигателя, и, как следствие, уменьшение материальных затрат на их проведение.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе доводки двигателя разрабатывают вариант конструкции двигателя, проводят поузловые, полноразмерные и экспериментальные испытания разработанного двигателя, определяют вероятность безотказной работы по бинарному принципу, проводят ресурсные испытания двигателя, определяют по их данным вероятность безотказной работы двигателя, по значению которой принимают решение об окончательном конструктивном облике двигателя.

Новым в предлагаемом способе является то, что после проведения поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, используя положительные данные этих испытаний, определяют коэффициент зачетности по наработке при зачете результата испытаний:

где τi_факт - фактическая наработка, полученная в i-м испытании; τi_пл - продолжительность; i-го испытания, определенная программой испытаний; определяют коэффициент зачетности испытания при положительном результате завершения программы испытаний при проведении экспериментальных работ на полноразмерном двигателе:

где М - число запланированных для зачета результата испытания частных целей испытаний; N - число невыполненных частных целей из М запланированных; χi - значение весового коэффициента каждой частной цели испытания;

строят по результатам расчета коэффициентов зачетности темп доводки двигателя, по данным проведенных поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний разработанного двигателя и по эксплуатационным данным серийной эксплуатации двигателя-прототипа строят априорное распределение Вейбулла, определяют оценку технического риска зачета указанного ограниченного числа испытаний с использованием коэффициентов зачетности, по которой совместно с темпом доводки двигателя принимают решение о доводке двигателя разработанной конструкции, при этом при принятии решения об окончательном конструктивном облике двигателя дополнительно используют темп доводки двигателя и оценку технического риска зачета указанного ограниченного числа испытаний.

На фигурах показаны:

фиг.1 - Блок-схема осуществления способа.

фиг.2 - Оценка темпа доводки двигателя.

фиг.3 - Оценка технического риска зачета серии ограниченного числа текущих испытаний двигателя окончательного конструктивного облика.

Заявленный способ осуществляется следующим образом.

Разрабатывают вариант конструкции двигателя (фиг.1) на основании требований заказчика, указанных в техническом задании, выполняются расчетные работы и обоснования программ, планов испытаний, планов на изготовление собственно двигателя, материальной части для обеспечения его испытаний (испытательное оборудование, приспособления и т.д.).

Выполняют поузловые, полноразмерные и экспериментальные испытания двигателя разработанного варианта конструкции (фиг.1).

Выполняют расчет коэффициента зачетности испытания (фиг.1) при наработке при зачете результата испытаний по формуле 1.

Зачетными являются результаты стендовых испытаний, проводимых по графику изменения режимов, установленных программой ресурсных или летных испытаний.

Результат испытания оценивают при достижении планируемой суммарной наработки изделия для испытаний, целью которых является выполнение программы по режиму ресурсных стендовых испытаний или продолжительность применения по прямому назначению для летных испытаний. В зачет принимают результаты испытания с суммарной наработкой не менее 80…90% от планируемой при выявлении останова испытания по некритическому виду отказа двигателя или отказу, не связанному собственно с конструкцией двигателя:

где τi_факт - фактическая наработка, полученная в i-м испытании;

τi_пл - продолжительность i-го испытания, определенная программой испытаний.

Выполняют расчет коэффициента зачетности экспериментальных испытаний при положительном результате завершения программы испытаний на полноразмерном двигателе по формуле 2 (фиг.1).

Коэффициент зачетности экспериментальных испытаний на полноразмерном двигателе представляет собой отношение суммы числа зачтенных частных целей программы испытания изделия, достигнутых в i-й части программы испытаний, к планируемым целям в данном испытании. Коэффициент зачетности испытания в вероятностном смысле представляет собой вероятность выполнения согласованной программы испытаний, которая заканчивается принятием решения о съеме двигателя с испытательного стенда:

где М - число запланированных для зачета результата испытания частных целей испытаний;

N - число невыполненных частных целей из М запланированных;

χi - значение весового коэффициента каждой частной цели испытания.

Значение весового коэффициента каждой частной цели испытания χi может представлять величину, равную 1, при равнозначном влиянии на результат общего зачета испытания или величину, отличную от значения N/M, в зависимости от влияния технической составляющей частной цели на общий планируемый результат испытания. Принятие решения о введении дробного зачета экспериментального испытания, значения весовых коэффициентов обосновывается исходя из физических характеристик эксперимента.

Приведение через коэффициент зачетности к статистически однородной выборке результатов испытаний и рассмотрение указанной генеральной совокупности совместно с перечнем внедренных мероприятий позволяет выполнить количественную оценку эффективности доводки конструкции двигателя, то есть оценить показатель темп доводки двигателя (фиг.2).

Количественная характеристика темпа доводки двигателя введена по аналогии с классическим методом последовательного анализа при оценке надежности партии однородных изделий, но без количественного оценивания линий браковки / приемки.

В идеальном случае каждое испытание должно иметь коэффициент зачетности 1 (фиг.2), равный «1». Это положение является целевым условием. Угол наклона φH линии тренда накопленной величины значения коэффициента зачетности в этом случае соответствует 45 градусам (фиг.2). Ось абсцисс представляет собой суммарное число проведенных испытаний, ось ординат - накопленная величина коэффициента зачетности испытаний. Эффективность доводки оценивается отношением угла наклона φi (i=1…K, где K - номер доводки двигателя) линии тренда накопленной величины коэффициента зачетности 2 (фиг.2) относительно идеальной (нормирующей) величины φн и изменением параметров тренда 3 (фиг.2).

На основе эксплуатационных данных серийной эксплуатации двигателя-прототипа строят априорное распределение Вейбулла с аргументом «коэффициент критичности», полученным в процессе доводки, экономически оценивают доступное число испытаний двигателя (2, 3, 4 или др.). Используя априорное распределение Вейбулла, выполняют вейбаесовую оценку технического риска зачета испытаний при нормирующей величине коэффициента зачетности k=kнорм=1 (целевое нормирующее условие) в соответствии с формулой 3:

где kнорм - нормирующая величина коэффициента зачетности;

ni - число зачтенных отказов в серии текущих испытаний;

NAS - число текущих испытаний (ограниченное число испытаний двигателя);

NP - число зачтенных априорных испытаний (предварительных испытаний при доводке двигателя без конструктивно и технологически схожего аналога и (или) - серии изделий (изделия), модернизацией которых (которого) получена рассматриваемая конструкция двигателя);

β - параметр формы априорного распределения Вейбулла (априорного или исходного распределения зачтенного числа предварительных испытаний);

- коэффициент зачетности по наработке при зачете результатов испытаний, определяемый по формуле 1;

- расчет коэффициента зачетности экспериментальных испытаний при положительном результате завершения программы испытаний на полноразмерном двигателе, определяемый по формуле 2.

- расчет коэффициента зачетности экспериментальных испытаний при положительном результате завершения программы испытаний на полноразмерном двигателе для двигателя предыдущей модификации, определяемый по формуле 2. Если разрабатываемая конструкция двигателя не имеет модификации, то тогда .

В том случае, когда в серии текущих ресурсных испытаний зачетных отказов нет, и, следовательно, каждый из коэффициентов зачетности отдельного испытания соответствует 1, а величина для определения консервативной 63%-ной нижней доверительной границы оценки RK(k) (в соответствии со свойствами распределения Вейбулла) значение принимается равным 1.

На основе оценки темпа доводки двигателя и оценки технического риска зачета испытаний принимают решение о доводке конструкции двигателя.

Если темп доводки двигателя представляет величину, близкую к 1 (близкую к идеальному случаю), а оценка технического риска выше 63%-ной нижней доверительной консервативной границы, то доводка двигателя в таком случае не требуется, в противоположном случае разработанный двигатель требует доводки конструкции. Далее расчет выполняется сначала (фиг.1). Это происходит до тех пор, пока темп доводки не будет удовлетворять нормирующим требованиям, а оценка технического риска не превысит нижнюю границу и, соответственно, не будет сформирован окончательный конструктивный облик двигателя.

Далее определяют вероятность безотказной работы по бинарному принципу (фиг.1).

Проводят ресурсные испытания двигателя по схеме Бернулли, минимальное число которых определяется нормирующим значением вероятности безотказной работы. Определяют по их данным вероятность безотказной работы двигателя.

При этом решение об окончательном конструктивном облике двигателя принимается на основе вероятности безотказной работы двигателя по результатам ресурсных испытаний, и, дополнительно, по темпу доводки двигателя и по оценке технического риска зачета указанного числа испытаний.

Таким образом, результаты оценки технического риска по фактическим результатам ограниченного числа поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний разработанного двигателя представляют собой степень уверенности в безотказности конструкции. По величине оценки технического риска судят о степени доведенности конструкции.

Оценка технического риска может быть предъявлена в государственных стендовых испытаниях совместно с оценкой вероятности безотказной работы, выполненной известными методами и зависящей от фактической суммарной наработки двигателя.

Похожие патенты RU2474804C1

название год авторы номер документа
Способ создания авиационных двигателей 2017
  • Голубев Владимир Викторович
  • Нусберг Роальд Юлианович
  • Фаворский Олег Николаевич
RU2726958C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭЛЕКТРОЭРОЗИОННОЙ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КОНТАКТОВ 2004
  • Измайлов В.В.
  • Новосёлова М.В.
RU2265862C1
СПОСОБ ЭКВИВАЛЕНТНО-ЦИКЛИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ПОРШНЕВЫХ ДВС 1997
  • Коровин А.С.
  • Максимов Н.И.
RU2140064C1
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2551246C1
СПОСОБ ДОВОДКИ ОПЫТНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
  • Шабаев Юрий Геннадьевич
RU2551019C1
Способ обеспечения прочности турбины газотурбинного двигателя 2020
  • Медяков Олег Евгеньевич
  • Новиков Артем Владимирович
  • Ямщикова Ольга Вячеславовна
  • Федоров Сергей Андреевич
RU2755450C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕСУРСА КОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ 2018
  • Киселевич Валерий Павлович
  • Константиновский Валентин Михайлович
  • Сухов Владимир Васильевич
RU2700799C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
RU2544638C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2551247C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ. СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПАРТИИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ (ВАРИАНТЫ). СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Киселев Андрей Леонидович
  • Селиванов Николай Павлович
RU2484441C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 474 804 C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ДОВОДКИ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области разработки двигателей, в частности к способам доводки двигателя (ДВС). Способ доводки ДВС заключается в разработке варианта конструкции ДВС, проведении поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, определении по их положительным результатам коэффициента зачетности по наработке при зачете результата испытаний, определении вероятности безотказной работы по бинарному принципу, проведении ресурсных испытаний ДВС, определении вероятности безотказной работы ДВС, принятии решения об окончательном конструктивном облике ДВС. При этом после проведения поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, используя положительные данные этих испытаний, определяют коэффициент зачетности по наработке при зачете результата испытаний и коэффициент зачетности при положительном результате завершения программы испытаний при проведении экспериментальных работ на полноразмерном ДВС. По результатам расчета коэффициентов зачетности строят темп доводки двигателя. По данным проведенных поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний разработанного двигателя и по эксплуатационным данным серийной эксплуатации двигателя-прототипа строят априорное распределение Вейбулла. Определяют оценку технического риска зачета указанного ограниченного числа испытаний с использованием коэффициентов зачетности. По оценке технического риска зачета и темпа доводки принимают решение о целесообразности доводки разработанной конструкции ДВС. Решение об окончательном конструктивном облике ДВС принимают по вероятности безотказной работы ДВС с дополнительным использованием темпа доводки и оценки технического риска зачета. Технический результат заключается в возможности использования данного способа для новых ДВС, не имеющих модификации, и сокращении количества зачетных испытаний. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 474 804 C1

Способ доводки двигателя, при котором разрабатывают вариант конструкции двигателя, проводят поузловые, полноразмерные и экспериментальные испытания разработанного двигателя, определяют вероятность безотказной работы по бинарному принципу, проводят ресурсные испытания двигателя, определяют по их данным вероятность безотказной работы двигателя, по значению которой принимают решение об окончательном конструктивном облике двигателя, отличающийся тем, что после проведения поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний, используя положительные данные этих испытаний, определяют коэффициент зачетности по наработке при зачете результата испытаний:

где τi-факт - фактическая наработка, полученная в i-м испытании;
τi-пл - продолжительность i-го испытания, определенная программой испытаний; определяют коэффициент зачетности испытания при положительном результате завершения программы испытаний при проведении экспериментальных работ на полноразмерном двигателе:

где М - число запланированных для зачета результата испытания частных целей испытаний; N - число невыполненных частных целей из М запланированных; Xi - значение весового коэффициента каждой частной цели испытания; строят по результатам расчета коэффициентов зачетности темп доводки двигателя, по данным проведенных поузловых, полноразмерных и экспериментальных испытаний разработанного двигателя и по эксплуатационным данным серийной эксплуатации двигателя-прототипа строят априорное распределение Вейбулла, определяют оценку технического риска зачета указанного ограниченного числа испытаний с использованием коэффициентов зачетности, по которой совместно с темпом доводки двигателя принимают решение о доводке двигателя разработанной конструкции, при этом при принятии решения об окончательном конструктивном облике двигателя дополнительно используют темп доводки двигателя и оценку технического риска зачета указанного ограниченного числа испытаний.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2474804C1

Животкевич И.Н
и др
Надежность технических изделий
- М.: Олита, 2003
Стеклографический печатный станок с ножной педалью 1922
  • Левенц М.А.
SU236A1
Ивченко Б.П
и др
Теоретические основы информационно-статистического анализа сложных систем
- СПб.: Лань, 1997, с.278-282
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА УСТАНОВИВШИХСЯ И НЕУСТАНОВИВШИХСЯ РЕЖИМАХ РАБОТЫ 2006
  • Голенцов Дмитрий Анатольевич
  • Божков Александр Иванович
RU2310180C1
Способ определения надежности деталей конструкции после ее ремонта 1986
  • Сыч Иван Петрович
SU1425508A1
US 7149659 В1, 12.12
Пломбировальные щипцы 1923
  • Громов И.С.
SU2006A1
WO 2005033649 А1, 14.04.2005
US 2002161544 А1, 31.10.2002.

RU 2 474 804 C1

Авторы

Сарычев Сергей Витальевич

Охотников Александр Анатольевич

Даты

2013-02-10Публикация

2011-08-29Подача