Изобретение относится к шасси для самолетов и вертолетов с двумя боковыми стойками (в том числе многоколесными) и одной носовой или хвостовой стойкой.
Известны трехстоечные шасси, см., например, пат. России №2356794 или заявку №2011143540. Известны также шасси велосипедного типа с поворачивающимися колесными тележками, см. Интернет, Википедию, самолеты Б-52 и ТУ-95, для посадки с боковым скольжением при сильном боковом ветре. Однако шасси велосипедного типа обладают и некоторыми недостатками, вследствие чего они не получили широкого распространения.
Цель изобретения - расширение арсенала технических средств для посадки при боковом ветре.
ВАРИАНТ 1. Для этого данное трехстоечное шасси имеет боковые стойки шасси, синхронно поворачивающиеся в горизонтальной плоскости.
То есть когда самолет идет на посадку при сильном боковом ветре, он движется абсолютно прямо относительно воздуха, но наискосок относительно взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП). И поворот стоек на определенный угол, равный arcSin отношения боковой составляющей скорости ветра к посадочной скорости самолета, обеспечивает ориентацию колес точно по оси ВПП. Изобретение относится и к лыжному шасси.
Для облегчения летчику определения истинного направления полета относительно земли на лобовом стекле кабины напротив «командного» глаза может индицироваться вертикальная линия, соответствующая направлению колес стоек шасси. Прицеливаясь этой линией на ВПП, летчик посадит самолет точно по продольной оси ВПП.
ВАРИАНТ 2. Однако поворачивающиеся боковые стойки шасси дают и дополнительные возможности. Для этого данное шасси имеет боковые стойки, имеющие возможность независимо поворачиваться в горизонтальной плоскости в разных направлениях на один и тот же или на разный угол. При этом в безветренную погоду стойки следует поворачивать на один и тот же, но зеркальный угол. А при наличии бокового ветра стойки следует поворачивать на разные углы, то есть как бы дважды - сначала синхронно для компенсации бокового скольжения, а затем еще на один и тот же угол, но уже в противоположных направлениях.
Это дает возможность тормозить колесами при отказе основных механизмов колесных тормозов. Ставя колеса клином вперед или клином назад, мы заставляем их двигаться с большим проскальзыванием, что создает тормозящий момент, лишь немного уступающий штатному торможению. Самолет при этом плохо управляется и поэтому в этом варианте желательно иметь управляемую третью стойку шасси (носовую или хвостовую). А также если самолет имеет реверс двух или более двигателей, желательно уметь оперативно и дифференцированно управлять величиной реверса на случай, если эффективности рулевого колеса будет недостаточно.
Конструкции поворачивающихся колес известны во всем их многообразии, поэтому в графических материалах и примере конкретного выполнения изобретение не нуждается.
Устройство для поворота стоек практически не увеличивает вес шасси (на 0,1%), а механизм поворота стоек может быть очень маленькой мощности, ведь их поворот производится очень медленно и задолго до касания земли, а само шасси при этом находится не под нагрузкой. Поэтому мощность исполнительного механизма может исчисляться ваттами или даже долями ватта.
Работает 1 вариант шасси так: перед касанием ВПП колесами боковые стойки поворачиваются на заранее известный угол, и при касании ВПП самолет катится точно по ее продольной оси.
Вариант 2 шасси работает так: при обнаружении неисправности основных колесных тормозов на механизмы поворота боковых стоек шасси аварийно подается повышенное напряжение и стойки поворачивают клином.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАССИ СТАРОВЕРОВА | 2011 |
|
RU2514325C2 |
ШАССИ ДЛЯ ПОСАДКИ ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2471675C1 |
ПЕРЕДНЯЯ СТОЙКА ШАССИ /ВАРИАНТЫ/ | 2012 |
|
RU2513347C1 |
ВЕЛОСИПЕДНОЕ ШАССИ | 2012 |
|
RU2494011C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЗЛЁТА САМОЛЁТОВ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2583401C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРМОЖЕНИЯ САМОЛЕТА НА ПРОБЕГЕ И ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2011 |
|
RU2484279C1 |
САМОЛЕТ ДЛЯ ПОСАДКИ ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2400398C2 |
КРЫЛО СТАРОВЕРОВА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2480375C1 |
ШАССИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ /ВАРИАНТЫ/ | 2012 |
|
RU2592123C2 |
САМОЛЕТ | 2007 |
|
RU2352496C1 |
Изобретение относится к области авиации, более конкретно к шасси летательного аппарата. Летательный аппарат содержит боковые стойки и хвостовую или носовую стойки шасси, при этом боковые стойки шасси выполнены с возможностью синхронного поворота в горизонтальной плоскости или с возможностью независимого поворота в горизонтальной плоскости в разных направлениях на разный угол. Технический результат заключается в обеспечении более точной посадки летательного аппарата при боковом ветре. 2 н.п. ф-лы.
1. Трехстоечное шасси, содержащее боковые стойки и хвостовую или носовую стойки, отличающееся тем, что имеет боковые стойки шасси, синхронно поворачивающиеся в горизонтальной плоскости.
2. Трехстоечное шасси, содержащее боковые стойки и хвостовую или носовую стойки, отличающееся тем, что имеет боковые стойки, имеющие возможность независимо поворачиваться в горизонтальной плоскости в разных направлениях на разный угол.
БАЛАНСИРНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2089462C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РОТОРА МАШИНЫ | 2014 |
|
RU2560853C1 |
Крыло самолета со щелевым закрылком | 1940 |
|
SU64176A1 |
Машина для сборки и прикатки частей калош | 1929 |
|
SU23605A1 |
Авторы
Даты
2013-04-27—Публикация
2011-12-19—Подача