СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЧАЛА САМОПРОИЗВОЛЬНОГО ОБРУШЕНИЯ СНЕЖНЫХ КАРНИЗОВ НА ЛАВИНООПАСНЫХ СКЛОНАХ Российский патент 2013 года по МПК E01F7/04 

Описание патента на изобретение RU2482241C2

Изобретение относится к области мероприятий, направленных на обеспечение безопасности работ при обрушении снежных карнизов на лавиноопасных склонах горнолыжных комплексов путем визуального их осмотра и определения длины консольной их части.

Снежные карнизы формируются на подветренной пригребневой части хребта за счет метелевого переноса. Снежный карниз представляет собой консольную балку, имеющую среднюю линию, выше которой снег испытывает растягивающие напряжения, а ниже - напряжения сжатия. Иногда достаточно нарушить целостность наиболее нагруженных растягивающими напряжениями верхних слоев карниза, чтобы обрушить его. Энергетический потенциал снежных карнизов огромен. Даже небольшие куски карниза объемом от единиц до нескольких десятков кубических метров при падении могут оказать на снежный покров динамическое воздействие более эффективное, чем взрыв артиллерийского снаряда или мины, и вызвать сход лавин.

Поскольку снежные карнизы чрезвычайно опасны, часто обрушаются и служат причиной возникновения снежных лавин, то их необходимо после каждой метели осматривать и промерять длину консоли, так как только по этому параметру можно судить об интенсивности карнизообразования. Поэтому на лавино- и карнизоопасных участках склонов рекреационных комплексов горного кластера лавинные службы по мере возможности постоянно следят за состоянием карнизов.

Известен способ прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах путем визуального их осмотра и определения длины консольной их части [Гутман Л., Ходакевич С., Антонович И. Передвижение по снежным и фирновым склонам // Техника альпинизма. Учебное пособие для начинающих альпинистов / Одобрено секцией альпинизма Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК Союза ССР. - М.: Государственное издательство «Физкультура и Спорт», 1939, - прототип].

Сам процесс прямого измерения длины консольной части снежного карниза с помощью соответствующих средств, стоя на гребне хребта, является крайне опасным мероприятием и может закончиться для лавинщиков трагически. Поэтому на практике длину консольной части снежного карниза определяют после каждой метели путем визуального осмотра (на глаз) с некоторого расстояния, что существенно снижает точность прогнозирования начала возможного самопроизвольного обрушения карниза, а следовательно, и безопасность проведения рекреационных мероприятий.

Техническим результатом от использования заявленного способа является повышение точности прогнозирования начала возможного самопроизвольного обрушения снежных карнизов, а также повышение эффективности и безопасности проведения рекреационных мероприятий.

Технический результат достигается тем, что в известном способе прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах путем визуального их осмотра и определения длины консольной их части согласно способу предварительно над лавиноопасным очагом, на карнизоопасном участке, выделяют линию гребня и маркируют ее вехами, а на наветренной части склона на расстоянии 3-10 м ниже линии гребня в грунт вбивают страховочные анкеры, затем после каждой метели, прикрепившись через страховочный пояс к страховочным анкерам, осматривают и промеряют длину консоли снежного карниза с помощью грузика и репшнура, для чего грузик, прикрепленный к концу шнура, перекидывают через край карниза, а затем вытягивают его на край карниза, после чего отмечают на репшнуре меткой точку предполагаемого пересечения с линией гребня и измеряют длину шнура на отрезке между этой меткой и грузиком, затем, сравнивая измеренную таким образом длину консольной части снежного карниза с предельно допустимым его значением для данного склона, прогнозируют начало самопроизвольного обрушения снежного карниза.

Технический результат достигается и тем, что в известном способе прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах установка вех и страховочных анкеров на гребне производится, преимущественно, в летний период.

На чертеже представлен схематично размещенный на гребне 1 хребта 2 снежный карниз 3. На чертеже вехи и страховочные анкеры обозначены, соответственно, позициями 4 и 5. Позицией 6 обозначена страховочная веревка, а позицией 7 - страховочный пояс. Лавинщик 8 с помощью страховочного пояса 7 и страховочной веревки 6 прикреплен к страховочному анкеру 5. Для измерения длины консоли снежного карниза 3 используется репшнур 9 с размещенным на конце грузиком 10.

Способ реализуется следующим образом.

На гребне 1 хребта 2 по наблюдениям за режимом снегонакопления в зимний период выявляют карнизоопасные участки, на которых визуально просматриваются снежные карнизы 3, обусловленные метелевым переносом. Данные участки разбивают на прямолинейные отрезки и отмечают на картах лавиоопасности территорий. В начале и конце прямолинейных отрезков на расстоянии 1-2 м от гребня 1 устанавливают вехи 4. Высота вех 4 должна быть не меньше высоты снежного покрова в данном месте. Вехи 4 нумеруют, раскрашивают через равные промежутки разноцветной краской. На каждый отрезок карнизоопасного участка составляют паспорт, содержащий морфометрические параметры верхней части гребня, номер участка и расстояние от ограничивающих вех 4 до гребня 1.

Если эти работы не удалось провести в весенне-летний период при отсутствии на гребне 1 снега, то выявить местоположение под снежным покровом линии гребня 1 можно с помощью лавинных зондов (не показаны).

Для обеспечения безопасности при маркировке линии гребня, закрытого снегом, на наветренном склоне в 10-15 м ниже предполагаемой линии гребня расчищают от снега площадку 1,5×1,5 м (не показана) и в грунт забивают страховочные анкеры 5. Лавинщик 8 с помощью страховочной веревки 6 и страховочного пояса 7 пристегивается к страховочному анкеру 5. После этого лавинщик начинает продвигаться к гребню 1, периодически пробивая снег зондом через каждые 40-50 см. Резкое увеличение глубины погружения зонда в снежную толщу указывает на переход линии гребня. Повторные зондирования в этом месте помогут точно определить границу гребня 1. В этом месте устанавливают в снежном покрове временный репер, указывающий на линию гребня. Аналогичные операции проводят через каждые 5-10 м. Операции по зондированию проводит группа лавинщиков численностью не менее 3 человек, из которых двое осуществляют дополнительную страховку.

Для того чтобы не допустить чрезмерного роста снежного карниза и самопроизвольного его обрушения, длину консольной ее части после каждой метели осматривают и промеряют. Для этого используется репшнур 9 и привязанный к его концу грузик 10, в качестве которого может быть использована, например, пластиковая бутылка с водой либо пакет со снегом. Если линия гребня промаркирована вехами 4, то измерить длину консоли снежного карниза 3 с помощью репшнура 9 и грузика 10 несложно. Для этого, стоя на безопасном расстоянии от гребня 1, грузик 10 перекидывают через край снежного карниза 3, а затем вытягивают его на край карниза. Затем на репшнуре 9 отмечают меткой точку предполагаемого его пересечения с линией гребня 1 и таким образом измеряют длину репшнура 9 на отрезке между этой меткой и грузиком 10. После этого полученный результат сравнивают с предельно допустимым значением длины консоли снежного карниза 3 для данного склона и таким образом прогнозируют начало возможного самопроизвольного обрушения снежного карниза на рассматриваемом лавиноопасном участке склона.

Предлагаемый способ обеспечивает достаточно высокую точность прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов и тем самым повышает эффективность и безопасность проведения рекреационных мероприятий.

Способ планируется использовать для обеспечения безопасности рекреационных мероприятий на территории горнолыжного комплекса «Роза Хутор» при подготовке и проведении XXII Зимних Олимпийских игр «Сочи-2014».

Похожие патенты RU2482241C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБРУШЕНИЯ СНЕЖНЫХ КАРНИЗОВ НА ЛАВИНООПАСНЫХ СКЛОНАХ 2011
  • Багов Азрет Мухамедович
  • Багов Мухамед Мацович
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
RU2482242C2
СПОСОБ МЕХАНИЗИРОВАННОЙ РАСЧИСТКИ СНЕГА И ОБРУШЕНИЯ СНЕЖНЫХ КАРНИЗОВ НА ГОРНОЛЫЖНЫХ КОМПЛЕКСАХ 2014
  • Кобзаренко Андрей Валерьевич
  • Кумукова Ольга Ахматовна
RU2573321C1
СПОСОБ ТЕСТИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СНЕЖНОГО ПОКРОВА НА ЛАВИНООПАСНЫХ СКЛОНАХ 2011
  • Багов Азрет Мухамедович
  • Багов Мухамед Мацович
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
RU2478930C1
СПОСОБ ТЕСТИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ СНЕЖНОГО ПОКРОВА НА ЛАВИНООПАСНЫХ СКЛОНАХ 2013
  • Багов Мухамед Мацович
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
  • Аджиев Анатолий Хабасович
  • Багов Азрет Мухамедович
RU2531852C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИРОСТА ТОЛЩИНЫ СНЕЖНОГО ПОКРОВА НА ЛАВИНООПАСНЫХ СКЛОНАХ 2011
  • Багов Азрет Мухамедович
  • Багов Мухамед Мацович
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
  • Цмокан Алексей Иванович
RU2476912C1
Анализатор снегонакопления 2015
  • Черунова Ирина Викторовна
  • Щеникова Екатерина Анатольевна
  • Бринк Иван Юрьевич
  • Стенькина Мария Петровна
  • Стефанова Екатерина Борисовна
  • Корнев Николай Владимирович
  • Черунов Павел Владимирович
RU2640752C2
СПОСОБ ИНИЦИИРОВАНИЯ СХОДА ЛАВИНЫ 2004
  • Коротков Юрий Андреевич
  • Амельчугов Сергей Петрович
  • Морозов Андрей Валентинович
RU2287041C2
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ СНЕЖНОГО ПОКРОВА В ЛАВИННЫХ ОЧАГАХ 2011
  • Аджиев Анатолий Хабасович
  • Андриевская Виктория Юрьевна
  • Багов Эльдар Джонович
RU2454651C1
СПОСОБ ИНИЦИИРОВАНИЯ СХОДА ЛАВИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Коротков Юрий Андреевич
  • Амельчугов Сергей Петрович
RU2284389C2
СПОСОБ ВЫЗОВА СБРОСА СНЕЖНЫХ ЛАВИН 2010
  • Миронов Арсений Дмитриевич
  • Вид Вильгельм Имануилович
  • Роднов Анатолий Васильевич
  • Калинин Юрий Иванович
  • Завершнев Юрий Александрович
RU2458201C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 482 241 C2

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЧАЛА САМОПРОИЗВОЛЬНОГО ОБРУШЕНИЯ СНЕЖНЫХ КАРНИЗОВ НА ЛАВИНООПАСНЫХ СКЛОНАХ

Изобретение относится к области мероприятий, направленных на обеспечение безопасности работ при обрушении снежных карнизов на лавиноопасных склонах горнолыжных комплексов путем визуального их осмотра и определения длины консольной их части. В способе прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах путем визуального их осмотра и определения длины консольной ее части предварительно над лавиноопасным очагом, на карнизоопасном участке, выделяют линию гребня и маркируют ее вехами, а на наветренной части склона на расстоянии 3-10 м ниже линии гребня в грунт вбивают страховочные анкеры. Затем после каждой метели, прикрепившись через страховочный пояс к страховочным анкерам, осматривают и промеряют длину консоли снежного карниза с помощью грузика и репшнура, для чего грузик, прикрепленный к концу шнура, перекидывают через край карниза, а затем вытягивают его на край карниза. После этого отмечают на репшнуре меткой точку предполагаемого пересечения с линией гребня и измеряют длину шнура на отрезке между этой меткой и грузиком, затем, сравнивая измеренную таким образом длину консольной части снежного карниза с предельно допустимым его значением для данного склона, прогнозируют начало самопроизвольного обрушения снежного карниза. Установка вех и страховочных анкеров на гребне производится, преимущественно, в летний период. Повышается точность прогнозирования, эффективность и безопасность проведения рекреационных мероприятий. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 482 241 C2

1. Способ прогнозирования начала самопроизвольного обрушения снежных карнизов на лавиноопасных склонах путем визуального их осмотра и определения длины консольной ее части, отличающийся тем, что предварительно над лавиноопасным очагом, на карнизоопасном участке, выделяют линию гребня и маркируют ее вехами, а на наветренной части склона на расстоянии 3-10 м ниже линии гребня в грунт вбивают страховочные анкеры, затем после каждой метели, прикрепившись через страховочный пояс к страховочным анкерам, осматривают и промеряют длину консоли снежного карниза с помощью грузика и репшнура, для чего грузик, прикрепленный к концу шнура, перекидывают через край карниза, а затем вытягивают его на край карниза, после чего отмечают на репшнуре меткой точку предполагаемого пересечения с линией гребня, и измеряют длину шнура на отрезке между этой меткой и грузиком, затем, сравнивая измеренную таким образом длину консольной части снежного карниза с предельно допустимым его значением для данного склона, прогнозируют начало самопроизвольного обрушения снежного карниза.

2. Способ прогнозирования по п.1, отличающийся тем, что установка вех и страховочных анкеров на гребне производится, преимущественно, в летний период.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2482241C2

ГУТМАН Л
и др
Продвижение по снежным и фирновым склонам
Техника альпинизма
Учебное пособие для начинающих альпинистов
- М.: Государственное издательство "Физкультура и спорт", 1939, гл
Техника передвижения по льду, снегу и фирну
Способ борьбы с лавинами 1985
  • Болов Владислав Рамазанович
SU1252425A1
Устройство для вызова схода лавин 1987
  • Савосько Владимир Данилович
SU1474207A1
Способ борьбы с лавинами 1988
  • Четвертнов Николай Александрович
SU1516563A1
Способ борьбы со снежными лавинами 1987
  • Четвертнов Николай Александрович
SU1789584A1
СПОСОБ ИНИЦИИРОВАНИЯ СХОДА ЛАВИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
  • Коротков Юрий Андреевич
  • Амельчугов Сергей Петрович
RU2284389C2
Бортодержатель для машин вертикального вытягивания листового стекла 1953
  • Суворов В.Н.
SU96131A1
JP 3663459 B2, 22.06.2005.

RU 2 482 241 C2

Авторы

Багов Азрет Мухамедович

Багов Мухамед Мацович

Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович

Даты

2013-05-20Публикация

2011-07-25Подача