ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ
Изобретение относится области практической психологии и обучения навыкам самоконтроля, особенно навыкам рационального питания.
УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ
Проблема избыточного веса и ожирения касается широких слоев населения с различным уровнем дохода в экономически развитых и развивающихся странах. Ущерб для здоровья, наносимый ожирением, сопоставим с вредом от курения и употребления алкоголя. Избыточный вес увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета второго типа, заболеваний органов пищеварения, печени и поджелудочной железы, ухудшает качество жизни, снижает самооценку и негативно влияет на продолжительность жизни.
Распространенность органических расстройств, вызывающих избыточный вес при нормальном пищевом поведении, незначительна и не превышает 1-2% от общего числа людей с избыточным весом. Основными причинами ожирения является избыточное питание и малоподвижный образ жизни.
Наиболее важной мишенью для устранения ожирения и коррекции избыточного веса является образ жизни и нерациональное пищевое поведение, в частности, компульсивное пищевое поведение, хроническое переедание, несбалансированное по калорийности и по компонентному составу питание.
Известные способы коррекции избыточного веса не приводят к долговременному эффекту, причем медикаментозные и хирургические методы лечения небезопасны, а применение интенсивных физических нагрузок противопоказано при многих хронических заболеваниях, в пожилом и преклонном возрасте. В противоположность этому, психологические методы практически не имеют противопоказаний, не вызывают отрицательных побочных эффектов и обладают высокой эффективностью (90% и выше). Таким образом, психологический тренинг, направленный на изменение пищевого поведения, в настоящее время является предпочтительным средством безопасной и долговременной коррекции веса.
Известные психотерапевтические и психологические способы коррекции веса побуждают пациента соблюдать эффективный режим питания и повысить уровень физической активности. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения от 1970 г, для нормализации массы тела предусматривается: дробное сбалансированное питание, предпочтительно 6 раз в день, ограничение энергетической ценности пищи, умеренные физические нагрузки, отказ от алкоголя, постоянный контроль (самоконтроль) веса тела.
Обычный арсенал психотерапевтических и психологических техник, применяющийся для этой цели, включает, в частности, гипноз, в том числе недирективный (эриксоновский), трансперсональную психотерапию, в том числе холотропное дыхание, различные виды косвенной психотерапии, в том числе семянотерапию, основанную на эффекте плацебо.
Известен способ коррекции веса, в котором психотерапевтическое воздействие осуществляют однократно в состоянии бодрствования и гипнотического сна, формируют отрицательные эмоции к злоупотреблению пищей с повышенной энергетической ценностью и назначают диету с энергетической ценностью 800-900 ккал в сутки в течение 8 недель (патент на изобретение РФ №2019996). Недостаток этого способа, препятствующий достижению указанного ниже технического результата, состоит в том, что у пациента формируется отвращение к высококалорийной пище, кроме этого длительная низкокалорийная диета приводит к возникновению сильного стресса и явлениям абстиненции.
Известен способ коррекции веса, в котором психотерапию проводят на фоне измененного состояния сознания, мотивацию снижения веса подкрепляют и усиливают вербальным внушением, аутогетересуггестивное воздействие осуществляют в состоянии бодрствования и в состоянии аутогенного погружения, для чего сообщают информацию о функции системы пищеварения, свойствах и составе пищевых продуктов, затем с учетом информации о личных особенностях и индивидуальном пищевом поведении пациента составляют формулы самовнушения и формируют вербальную программу безразличного отношения к пище, которую внушают в период аутогенного погружения, перед сном полученную информацию фиксируют посредством зрительно-моторной реакции в виде заполнения дневника и многократного написания левой рукой формул самовнушения, а после пробуждения формулы самовнушения воспроизводят с помощью идеомоторных движений руки, процедуры повторяют ежедневно в течение 7-10 дней, а в течение 6 месяцев продолжают ведение и анализ дневника и воспроизводят формулы самовнушения перед сном и после пробуждения (патент на изобретение РФ №2033199). Недостатком способа, препятствующим достижению нижеупомянутого технического результата, является его продолжительность и трудоемкость.
Известен способ лечения ожирения, включающий психотерапию и цветовое воздействие, в котором психотерапию проводят в кабине, окрашенной или освещенной оранжевым светом, пациенту предлагают пищу и одновременно включают настольные светильники по обе стороны столового прибора, с одной стороны красный, с другой - зеленый, таким образом, чтобы свет от них не падал на лицо пациента (патент РФ №2122441). Этот способ не позволяет достигнуть стойких изменений стереотипов пищевого поведения.
Известен способ лечения алиментарного ожирения, включающий в себя проведение психотерапии в состоянии медитации с последующим выведением пациента из этого состояния, в котором предварительно проводят психотерапию в состоянии бодрствования, для этого с помощью вербального внушения подкрепляют и усиливают мотивацию снижения веса, затем вводят пациента в состояние медитации, осуществляют аутогетеросуггестивное воздействие, внушают безразличное отношение к пище, вызывают анорексически-дисфагические ощущения, усиливают их механическим раздражением области передней проекции желудка и повторяют сеанс через 1-2 дня, последующий сеанс начинают с раздражения методом акупунктуры или акупрессуры рефлексогенных зон или точек гипоталамо-гипофизарной системы, вегетативной нервной системы и желудочно-кишечного тракта. В программу введения в медитативное состояние включают программу снижения веса, которую предварительно рассчитывают с учетом параметров снижения веса за первые два сеанса и повторяют аутогетеросуггестивное воздействие на фоне раздражения рефлексогенных зон (патент на изобретение РФ №2008028). Этот способ не позволяет достигнуть стойкого эффекта.
Известен способ психокоррекции ожирения, включающий гипносуггестивную психотерапию на фоне требуемого психоэмоционального состояния, ингибирование психологической зависимости, сопровождение вербальной информации световыми, и/или цветовыми, и/или звуковыми эффектами, в котором коррекцию проводят в форме трех ночных психотерапевтических сеансов продолжительностью от 8 до 10 ч каждый, чередуя их с 40-42 ч отдыха, каждый сеанс формируют из рациональной, суггестивной и релаксационной части; на первом сеансе методом рациональной психотерапии формируют у пациента целевые мотивации поведения, при этом используют вербальную информацию, содержание которой позволяет пациенту осознать психические причины появления избыточного веса, затем пациента вводят в транс и проводят аверсивную суггестивную психотерапию с модальностями позитивных и негативных образов; на втором сеансе контролируют и корректируют субъективные установки методом рациональной психотерапии, в трансовом состоянии формируют доминанту на похудание, на основе «системного структурного следа», запускают или вновь формируют «вегетативную память» здорового организма; на третьем сеансе методом рациональной психотерапии закрепляют положительный эффект лечения, затем осуществляют гипносуггестивное вербальное кодирование желаемого веса; и каждый сеанс заканчивают физической релаксацией пациента (патент на изобретение РФ №2218944 С1). Недостатком этого способа, препятствующим достижению нижеупомянутого технического результата, является сильная зависимость между эффективностью терапии и квалификацией, а также личностными характеристиками психотерапевта. Кроме того, депривация сна является мощным стрессовым фактором и может негативно влиять на лиц, находящихся в состоянии стресса.
Известен способ коррекции ожирения, включающий групповую и индивидуальную психотерапию и рефлексотерапию, в котором коррекцию проводят в три сеанса, первые два из которых осуществляют в ночное время; на первом сеансе последовательно проводят рациональную психотерапию, в течение которой заключают психотерапевтический контракт, предусматривающий разделение ответственности за лечение между врачом и пациентом, после этого осуществляют рациональную психотерапию, включающую в себя формирование отношения к проблеме и обсуждение принципов сбалансированного питания, затем одновременно с иглорефлексотерапией проводят недирективную гипносуггестивную психотерапию, направленную на активацию внутренних ресурсов, после этого проводят поведенческую психотерапию с формированием аверсии по отношению к продукту, вызывающему чрезмерный аппетит; вначале второго сеанса на рациональной психотерапии подчеркивают важность регуляции энергетического баланса, затем осуществляют иглорефлексотерапию и общий расслабляющий релаксационный транс, после этого проводят трансперсональную психотерапию с индукцией измененного состояния сознания и формируют стереотип поведения стройного человека, затем проводят недирективную гипносуггестивную терапию, направленную на формирование максимального удовлетворения от минимального количества пищи, после этого иглорефлексотерапию проводят одновременно с поведенческой аверсивной терапией; третий сеанс начинают с рациональной психотерапии, направленной на фиксацию нормального веса тела, затем проводят иглорефлексотерапию, после этого при проведении поведенческой психотерапии формируют доминанту по Ухтомскому, закрепляют результаты психотерапевтической коррекции; курс лечения составляет 5 суток, через 30-40 дней проводят сеанс поведенческой психотерапии, на котором проводят контроль и осуществляют моральную поддержку (патент РФ №2198000). Недостатком этого способа, препятствующим достижению нижеупомянутого технического результата, является сложность и инвазивность иглорефлексотерапии, а также сильное влияние личностных характеристик психотерапевта на эффективность лечения.
Известен способ психологической коррекции избыточной массы тела, включающий групповое и индивидуальное психотерапевтическое воздействие и рефлексотерапию, в котором коррекцию проводят в 7 сеансов; на первом индивидуальном сеансе выявляют причины избыточной массы тела и на основании этого формируют группы пациентов; на втором групповом сеансе проводят рациональную психотерапию и формируют отношение к проблеме внутренних конфликтов, связанных с избыточной массой тела, формируют навыки предпочтительного питания для естественного похудения, при помощи методик нейролингвистического программирования создают установки для снижения чувств голода и аппетита, проводят рефлексотерапию в виде акупрессуры для усиления тонуса мышц желудка; на третьем групповом сеансе проводят рациональную психотерапию и формируют разграничение между понятиями «голод» и «аппетит», тем самым формируя навыки питания стройного человека, проводят недирективную гипносуггестивную аверсивную терапию с созданием равнодушного отношения к продуктам, вызывающим чрезмерный аппетит, проводят сеанс акупрессуры и используют дыхательные техники с элементами трансперсональной психотерапии с индукцией измененного состояния сознания; на четвертом групповом сеансе посредством поведенческой терапии формируют мотивационные аспекты снижения массы тела и образа жизни стройного человека, затем проводят дыхательные техники с элементами трансперсональной психотерапии, завершают сеанс релаксационно-ресурсным трансом для закрепления полученного на сеансе опыта; на пятом групповом сеансе применяют методики поведенческой психотерапии для создания стереотипа питания и поведения стройного человека, проводят гештальт-терапию и формируют максимальное удовлетворение от меньшего количества пищи, а также катарсическую психотерапию; шестой индивидуальный сеанс проводят через 14 дней после окончания интенсивного курса психокоррекции, психолог методом рациональной и поведенческой психотерапии формирует дальнейший позитивный настрой на снижение массы тела, проводят методику трансового состояния, после чего проводят остеопатическое лечение; седьмой групповой сеанс проводят через 30 дней после окончания интенсивного курса, применяют методики личностно-ориентированной психотерапии, после этого при помощи методики эриксоновской терапии формируют позитивный настрой на достижение результата, формирование образа жизни и поведения стройного человека (патент РФ №2352363, выбранный в качестве ближайшего аналога). Недостаток аналога, препятствующий достижению нижеупомянутого технического результата, состоит в том, что общей длительности курса недостаточно для разрешения внутриличностных конфликтов с помощью рациональной и/или катарсической психотерапии, даже применительно к одному участнику группы. Заявленный способ отличается тем, что в нем психологическое консультирование включает в себя формирование так называемой «внутренней картины болезни» (Лурия А.Р.) по методу психосинтеза (см. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Рефл-бук, 1997, ISBN: 5-87983-027-6), что позволяет участнику не только осознать психические причины появления избыточного веса и свои ошибки, но и дисидентифицировать свою индивидуальность с проблемой избыточного веса, повысить самооценку и избежать возникновения чувства вины.
Еще один недостаток аналога, препятствующий достижению нижеупомянутого технического результата, состоит в нерациональной очередности следования его этапов. А именно, формирование мотивации начинают после нескольких сеансов поведенческой психотерапии. Это приводит к увеличению общей длительности курса. Заявленный способ отличается тем, что мотивацию клиента формируют до начала формирования основных навыков, необходимых для снижения веса. Для этого используют технику целеполагания, направленную на усиление мотивации для совершения действий, ведущих к желаемым изменениям (см., например, Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. 3-е изд., Москва, «Ось-89», 2007).
Еще один недостаток аналога, препятствующий достижению нижеупомянутого технического результата, состоит в том, что нескольких встреч недостаточно для эффективного воздействия на тонус мышц желудка посредством акупрессуры. Заявленный способ отличается тем, что вместо акупрессуры проводят семяно-су-джок технику, которую используют в качестве косвенной психологической техники, нивелирующей влияние личности психолога. Семяно-су-джок технику сочетают с медитативной техникой, направленной на смещение кинестетического внимания к левой эпигастральной области, что позволяет быстрее достичь ощущения первичной сытости.
Общим недостатком вышеупомянутых способов, основанных на психофизиологической корреляции, является их низкая эффективность и нестойкость достигаемого эффекта, тогда как недостаток способов, направленных на изменение пищевого поведения, состоит в том, что достигаемый эффект сильно зависит от личностных особенностей и квалификации терапевта.
Еще один общий недостаток вышеупомянутых способов выражается в том, что они могут приводить к возникновению субдепрессивных и астенических расстройств у некоторых пациентов. Нарушение пищевого поведения имеет различную этиологию у разных групп пациентов. У одних нарушение пищевого поведения возникает на фоне чрезмерных стрессов, а переедание является компенсаторным механизмом адаптации. У других избыточное потребление пищи является источником положительных эмоций, недополучаемых в жизни. На практике обе причины могут сочетаться друг с другом в разных пропорциях. Императивное ограничение потребления пищи может вызывать у таких лиц серьезные психосоматические нарушения и приводить к возникновению субдепрессивных расстройств.
Заявленный способ лишен этого недостатка, так как он предусматривает добровольное изменение стереотипов пищевого поведения, без директивного ограничения количества пищи и может применяться к негипнабельным людям.
РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Задачей настоящего изобретения является коррекция веса тела пациента, формирование навыков самоконтроля для поддержания достигнутого результата в течение длительного периода времени и снижение влияния личностных характеристик психолога на эффективность проводимой работы.
Поставленная задача достигается тем, что предложен способ снижения избыточного веса, в котором заключают психологический контракт, обязывающий человека соблюдать рациональный режим питания и проводят психологический тренинг, включающий в себя, по меньшей мере, четыре очных групповых сеанса общей продолжительностью от 4 до 7 дней, между которыми участник выполняет заочную самостоятельную работу, используя печатные методические рекомендации по психологии и профилактической диетологии рационального пищевого поведения, а также контрольную встречу, по меньшей мере, через 25 суток с начала курса, а при возникновении побочных эффектов и/или при выявлении нарушений режима питания после окончания очных сеансов назначают корректирующую и/или поддерживающую психокоррекционную встречу, причем психокоррекция клиентов с конверсионными, сенестопатическими и/или тревожно-депрессивными побочными эффектами включает сеансы трансперсональной психологии по Станиславу Грофу в сочетании с аудиовизуальной стимуляцией (АВС), психокоррекция участников с побочными эффектами в виде социальной дезадаптации включает сеансы психодрамы по Берту Хеллингеру, в которых котерапевты исполняют роли членов семьи клиента, психокоррекция участников с дефицитом мотивации включает в себя когнитивно-поведенческий тренинг в сочетании с АВС, а поддерживающая психокоррекция включает в себя дополнительные сеансы, на каждом из которых проводят психологическое консультирование, методом направленной визуализации индуцируют ИСС и закрепляют внушения в сопровождении АВС, индуцируют ИСС посредством трансперсональной психотехники по Колосову В.П., проводят цветовую медитацию, индуцируют медитативное ИСС в сочетании с АВС и закрепляют установки на результат по Узнадзе Д.Н.; в названном способе на каждом из сеансов проводят психологическое консультирование, причем на первом сеансе проводят презентацию целевых стратегий рационального пищевого поведения, на последующих сеансах поддерживают целевое пищевое поведение и/или корректируют поведение, отклоняющееся от целевого, а на последнем сеансе в качестве установки создают уверенность в самостоятельной реализации целевых стратегий, в ходе заочной самостоятельной работы в первом промежутке между сеансами актуализируют позитивные эффекты снижения веса, затем актуализируют позитивные эффекты переедания и избыточного веса и, наконец, формируют перечень альтернативных источников удовольствия, не связанных с потреблением пищи, на первом сеансе дисидентифицируют проблему избыточного веса с личностью участника тренинга методом психосинтеза, первые три сеанса проводят косвенную психотехнику, включающую в себя рефлекторное воздействие и убеждение клиента в том, что оно способствует снижению веса, на втором и третьем сеансах установку поддерживают индукцией измененного состояния сознания (ИСС) посредством техники управляемого дыхания, причем на втором сеансе дополнительно формируют аверсию в отношении воображаемого продукта, вызывающего невротическое влечение, а на третьем - в отношении реального продукта, вызывающего невротическое влечение, при условии дальнейшего использования его в рационе в процессе снижения веса, на каждом из сеансов, по меньшей мере, однократно в сочетании с АВС индуцируют ИСС методом направленной визуализации, посредством релаксации и/или медитации, при этом, по меньшей мере, на одном из этих сеансов закрепляют ранее предъявленные внушения и/или установки.
В частном варианте осуществления, группы формируют с использованием опросника DEBQ для выявления ограничительного, эмоциогенного и экстернального типов нарушения пищевого поведения, а результаты тестирования учитывают при проведении психологического консультирования и в диетологических рекомендациях. Диетологические рекомендации отличаются отсутствием запретов на выбор тех или иных продуктов, а снижение веса достигается, преимущественно за счет ограничении энергетической ценности пищи.
В одном частном варианте осуществления психологический контракт, обязывающий клиента, соблюдать рациональный режим питания, может обязывать участника, в частности, питаться, по меньшей мере, четыре раза в сутки, подсчитывать калорийность съеденной пищи, вести пищевой дневник, периодически измерять вес, не употреблять алкоголь в период снижения веса, ограничить интенсивность субъективно тяжелых физических нагрузок на период снижения веса и принимать поливитаминные пищевые добавки. Предпочтительно, когда психолог обосновывает необходимость каждого из этих условий.
Психологическое консультирование на первом сеансе включает презентацию целевых стратегий рационального пищевого поведения и может быть направлена на формирование отношения к проблеме избыточной массы тела.
Психолог может начинать первый сеанс с формирования «внутренней картины болезни» (Лурия А.Р.), рассказывая о физиологических и психологических причинах избыточного веса, о способах его снижения, об особенностях заявленного способа, объясняются приемы снижения веса и удержания оптимальной массы тела. Это позволяет человеку осознать психические причины появления избыточного веса и свои ошибки.
По методу психосинтеза (Ассаджиоли Р. Психосинтез. Рефл-бук, 1997, ISBN: 5-87983-027-6) психолог дисидентифицирует проблему избыточного веса с личностью участника, для чего может быть использован игровой подход, согласно которому проводится дисидентификация нормального тела человека с жировой ткани и предлагается бороться именно с абстрагированным жиром, а не с собой. Это позволяет повысить самооценку участников и избежать возникновения у них чувства вины.
Промежуток времени между психологическим консультированием и другими психотехниками в заявленном способе предпочтительно составляет не более 20 минут.
На каждом из первых трех сеансов проводят психологическое консультирование, включающее в себя рефлекторное воздействие и внушение вербальной установки о том, что оно способствует снижению веса, сокращению объема желудка, интенсификации обмена веществ и/или созданию иных физиологических предпосылок для снижения веса.
Основной целью косвенной психотехники являются эффект плацебо. Дополнительной целью косвенной психотехники является формирование ассоциативных связей между вербальной установкой и рефлекторным воздействием, которые могут использоваться на последующих этапах в сочетании с другими методами для повышения эффективности закрепления установок.
Предпочтительным способом рефлекторного воздействия является акупрессура. Акупрессуру предпочтительно осуществляют воздействием на точку СЮЙ-ЧИ или ХЭ-ГУ. Согласно одной из возможных методик, на точку СЮЙ-ЧИ или ХЭ-ГУ на одной из рук пластырем прикрепляют зерно гречихи, риса или другого растения и вращают указательным пальцем противоположной руки в течение одной или нескольких минут по часовой стрелке.
Предпочтительно, когда в заявленном способе акупрессуру дополнительно осуществляют между сменой психологических приемов.
На каждом из сеансов у участника, по меньшей мере, один раз индуцируют ИСС. Для индукции ИСС в заявленном способе используют только недирективные гипносуггестивные методы, такие как метод направленной визуализации (эриксоновской психологии) и управляемое дыхание.
На каждом из сеансов, по меньшей мере, одно ИСС сочетают с АВС. Параметры АВС всегда подбирают с учетом целей ИСС.
Предпочтительно, когда первое ИСС, индуцируемое на первом сеансе, представляет собой релаксационный сеанс, одной из основных целей которого является снятие стресса.
Длительность релаксационных и медитативных сеансов в заявленном способе предпочтительно составляет от 20 до 30 минут.
Является желательным, когда перед использованием нового психологического приема, психолог объясняет его основные принципы и механизмы влияния на поставленную цель. Например, перед первым погружением в ИСС, психотерапевты, могут объяснять, что ИСС является нормальным, естественным состоянием, которое человек испытывает каждый день, и приводят примеры естественного транса (езда в автобусе или просмотр интересного фильма с последующей дезориентацией во времени). Психолог может обратить внимание на то, что в состояние транса может войти любой здоровый человек и что в состоянии транса участник полностью контролирует себя и управляет собой.
Ранее сделанные установки предпочтительно закрепляют при сочетании ИСС с АВС. Эффективность закрепления повышается в положении тела человека стоя, спина прямая, ступни вместе, руки висят свободно вдоль туловища, подбородок приподнят, центр тяжести тела смещен на носки, взгляд приподнят вверх.
Предпочтительной установкой для первого сеанса является уменьшение объема желудка, для чего кинестетическое внимание концентрируют в районе эпигастрия и подтверждают ранее сделанную установку об уменьшении объема желудка.
Общее требование к заданиям для заочной самостоятельной работы состоит в том, чтобы они могли быть легко выполнены любым участником.
Целью заочной самостоятельной работы в первом промежутке между сеансами является построение достигаемой цели, и укрепление мотивации для этого пациент актуализирует положительные изменения, которые произойдут после снижения веса.
В частном варианте осуществления, в качестве заочной самостоятельной работы в первом промежутке между сеансами участник выписывает левой рукой в дневник, по меньшей мере, семь положительных изменений, которые произойдут после снижения веса.
Длительность каждого из сеансов в заявленном способе предпочтительно составляет от 4,5 до 5 ч.
Одной из целей психологического консультирования на втором и последующих сеансах является поддержка целевого пищевого поведения и коррекция отклоняющегося поведения. Психологическое консультирование может включать обсуждение чувств и эмоций, возникающих в процессе питания и подсчета калорийности, объяснение принципов сбалансированного питания, объяснение необходимости подсчета энергетической ценности пищи и соблюдения правил пищевого поведения согласно контракту, установку диапазона суточной калорийности в зависимости от индекса массы тела (ИМТ), возраста и характера работы. Психологическое консультирование может включать объяснение различий между голодом, аппетитом и чувством насыщения. Допускаются примеры из жизни участников. Голод представляет собой совокупность неприятных ощущений, проявляющихся в виде пустоты и спазмов желудка, в инстинктивном ощущении необходимости приема пищи, он возникает, когда энергетические запасы организма снизились ниже уровня, необходимого для равновесия, а аппетит представляет собой общее чувство приятных эмоциональных ощущений, которые связаны со стремлением человека к приему определенной пищи, он основан на желании получить приятные ощущения, которые сопровождают прием той или иной еды. В противоположность голоду аппетит возникает при достаточных энергетических запасах организма. Насыщение представляет из себя отсутствие желания есть, вызванное приемом пищи. По своей сути оно противоположно ощущению аппетита и голода.
Второй сеанс предпочтительно включает погружение участника в ИСС в сопровождении АВС для релаксации и активации внутренних ресурсов. На фоне ИСС психолог может активировать насыщенные положительными эмоциями жизненные события, использовать метафоры развития, подкреплять установки об усилении обменных процессов.
На втором и третьем сеансах используют элементы трансперсональной психологии, в частности управляемое дыхание (модификация холотропного дыхания по Станиславу Грофу. Перед первым использованием этого метода психолог рассказывает о нем, формирует мнение группы о том, что после данной процедуры снижение веса будет быстрее, и проводит сеанс, в течение которого участники управляют дыханием, делая ритмичные глубокие дыхательные движения. Эффективность метода усиливается в сочетании с музыкальным сопровождением, мелодическая структура, ритм и музыкальный размер которого близки к естественным ритмам дыхания и сердцебиения. Предпочтительная длительность управляемого дыхания, составляет не менее 1 часа.
Психолог должен стремиться предвосхитить появление у участников в процессе техники любых новых ощущений и переживаний, вызванных новыми для участников психологическими приемами, и связать эти переживания и ощущения с благотворными изменениями, которые происходят или могут происходить под воздействием этих приемов.
Второй сеанс включает аверсивную психологическую технику с элементами нейролингвистического программирования. Человек в своем воображении представляет продукты, вызывающие аппетит, а затем - объекты, вызывающие отвращение. Психолог может предложить участникам закрыть глаза и представить на левой ладони кусочек какого-либо продукта, вызывающего чрезмерный аппетит, а после успешной визуализации, сопровождающейся ощущением аппетита, дается задание представить на правой ладони предмет, вызывающий отвращение, например, раздавленную крысу. Внимание акцентируют не на чувстве отвращения к крысе, а на чувстве жалости по отношению к ней. После чего дают указание потереть ладони.
Проведение аверсивной психотехники после трансперсональной способствует преобразованию поведенческих стереотипов и изменяет отношение человека к продуктам, вызывавшим невротическое влечение.
Одной из задач заочной самостоятельной работы в промежутке между вторым и третьим сеансами является смягчение сопротивления, агрессии и недовольства участников, которое может быть вызвано физиологическими изменениями в организме клиентов. Для этого в качестве заочной самостоятельной работы между вторым и третьим сеансами предлагают актуализировать позитивные эффекты переедания и избыточного веса.
Психологическое консультирование на третьем сеансе направлено на поддержку целевого пищевого поведения и может включать контроль пищевого поведения каждого участника группы, поддержку успешных действий, обсуждение ошибочных действий всей группой и/или обсуждение путей решения проблем. Психологическое консультирование также может включать обсуждение чувств стыда и вины, нарушающих пищевое поведение, и применение техники диссоциации в их отношении. Психолог обсуждает положительные стороны ожирения и переедания и предлагает их альтернативные и безвредные эквиваленты.
Аверсивную психотехнику на втором и третьем сеансах предпочтительно проводят после проведения вышеупомянутой техники, связанной с интенсивным дыханием.
Еще более предпочтительно, когда аверсивную психотехнику на втором и третьем сеансах проводят после индукции ИСС, направленной на активацию внутренних ресурсов в сочетании с АВС.
Аверсивную психотехнику на третьем сеансе проводят с использованием реальных пищевых продуктов. При этом подчеркивается возможность дальнейшего использования этих продуктов в рационе. Таким образом, свобода человека в выборе рациона не ограничивается.
В качестве задания для заочной самостоятельной работы участникам предлагают найти значимые для них удовольствия и развлечения, не связанные с едой.
Психологическое консультирование на четвертом сеансе направлено на закрепление уверенности в самостоятельном продолжении процесса снижения массы тела и может включать в себя построение образа успешного человека, обогащение сферы интересов и увлечений, анализ системы отношений участников со значимыми людьми, сглаживание конфликтов в сфере социально-значимых отношений, повышение самооценки, усиление мотива снижения веса, оптимизацию категорий времени и денег в системе ценностей участников тренинга, помощь в выделении наиболее важных для них категорий для снижения веса.
Для индукции ИСС методом направленной визуализации на четвертом сеансе предпочтительно используют положительные результаты изменения пищевого поведения. В качестве установки внушают уверенность в самостоятельном достижении желаемого результата.
Закрепляют установку о достижении желаемого результата в ИСС в сопровождении АВС по методу Узнадзе Д.Н.
Контрольную встречу проводят, по меньшей мере, через 25 суток с начала курса, так как для закрепления нового привычного пищевого поведения требуется длительный перерыв. В случае возникновения трудностей повторно закрепляют установки вышеописанным методом.
Способ может включать один или несколько повторов одного или нескольких из вышеописанных сеансов или может включать один или несколько дополнительных сеансов, которые могут быть построены по вышеописанным схемам согласно независимому варианту осуществления способа, и включают индукцию ИСС в сочетании с АВС.
Как описано выше, одной из отличительных черт настоящего изобретения является применение АВС. Принцип аудиовизуальной стимуляции основан на одновременном интенсивном воздействии на несколько каналов и модальностей восприятия. В результате увеличения интенсивности стимулов усиливается мозговой кровоток и трофические процессы в нервной ткани, облегчается запоминание информации.
Воздействие осуществляют на частотах, близких к естественным частотам электрической активности головного мозга. При этом активность мозга синхронизируется с частотами, на которых осуществляют воздействие мелькающим светом и звуковыми пульсациями, такими как бинауральные биения. Бинауральная пульсация, возникает в результате подачи на каждое ухо звуков чистого тона, с небольшой разницей частот и воспринимается как плавно пульсирующий ритм.
Различные частоты электрической активности мозга соответствуют определенным физиологическим состояниям, таким как сон, бодрствование, напряженное внимание, релаксация и т.п. Таким образом, выбор одной или нескольких частот стимуляции позволяет целенаправленно изменять состояние психики.
В частности, частота 10 Гц, соответствующая альфа-ритму, создает состояние безмятежности, спокойной созерцательности, умиротворения, благополучия, расслабленного бодрствования, применение частот 6 Гц и 4,9 Гц, соответствующих тета-ритму, вызывает релаксацию, снижает критичность мышления, облегчает доступ к бессознательному, вызывает свободные ассоциации, позволяет легко усваивать информацию, применение частоты 14 Гц, соответствующей низким бета-волнам сенсомоторного ритма, способствует повышению пластичности процессов мышления, эта частота связана с состоянием покоя, восприятием собственного тела, координацией и активным состоянием внимания.
В качестве дополнительных модальностей могут быть использованы как цвет световых вспышек, так и последовательность смены цветов. Цветовое воздействие позволяет целенаправленно формировать эмоциональное состояние пациента. В частности, алый цвет обладает возбуждающим действием, повышает активность, чувственность, решительность. Бирюзовый цвет создает ощущение чистоты, прохлады. Голубой цвет успокаивает, излучает надежность, снижает напряжение, это цвет «спокойной эмоциональности», дает возможность быть вне границ общества, расширяет пространство. Желто-зеленый цвет способствует активности в социальных контактах, познанию нового. Желтый цвет повышает концентрацию внимания, способствует преодолению ограничений, расширению возможностей, быстроте принятия решений. Зеленый цвет помогает рассеивать негативные эмоции, приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться, обладает снотворным действием. Красный цвет обладает возбуждающим действием, повышает активность, сексуальность, усиливает работу желез внутренней секреции. Кремовый цвет оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке. Оранжевый цвет способствует подъему сил, энергичности, психологической гибкости. Розовый цвет вызывает чувство комфорта, ощущение доброты, романтичности, избавляет от навязчивых мыслей. Светло-фиолетовый цвет успокаивает при тревоге, символизирует интуицию, оказывает мягкое неинтенсивное воздействие. Светло-зеленый цвет обладает легким, гармонизирующим воздействием, рассеивает негативные эмоции. Светло-серый цвет способствует достижению освобожденного, возвышенного состояния, хорошо успокаивает, умиротворяет. Сине-зеленый цвет помогает рассеивать негативные эмоции, приносит спокойствие и умиротворенность, создает ощущение освежающей прохлады. Синий цвет способствует мечтательности, отрыву от реальности, погружению в размышления. Темно-бордовый способствует уверенности, волевой решительности, погружению в глубокое размышление. Темно-синий цвет вызывает погружение в себя, способствует сновидениям, грусти, вызывает потерю ощущения реальности, потребность физиологического покоя и удовлетворенности, это цвет сновидений. Фиолетовый цвет повышает чувственность, внушаемость. Черный цвет вызывает любопытство, ощущение загадочности, настороженности.
Модальности АВС выбирают таким образом, чтобы создать эмоциональное состояние, в наибольшей степени способствующее усвоению новых стереотипов поведения и установок.
Применение АВС в заявленном способе нивелирует влияние личностных особенностей и квалификации психолога на эффективность традиционных приемов психотехнологий, повышает восприятие участников тренинга, снижает их сопротивление внушению и усиливает эффективность воздействия сверхаддитивным образом.
Заявленный способ не вызывает отвращения к еде, формирует навыки и убеждения, позволяющие самостоятельно снижать массу тела и сохранять достигнутый результат. После завершения тренинга участник может самостоятельно контролировать массу тела и калорийность в определенных пределах до достижения желаемого результата, дробно питаться, отказаться от голодания, тяжелых физических нагрузок и пищевых запретов.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Нижеследующие примеры даются только для иллюстрации изобретательской идеи. Ничто в настоящем разделе описания не должно быть истолковано как ограничение объема притязаний. Должно быть понятно, что средний специалист, знакомый с идеями настоящего изобретения, может использовать его главные отличительные особенности и внести эквивалентные замены с достижением поставленной задачи и без отклонения от духа и области настоящего изобретения.
ПРИМЕР 1
В первый день формируют группу участников в возрасте от 18 до 65 лет, не имеющих противопоказаний для снижения веса. На предварительной психологической консультации психолог, по меньшей мере, 1,5 часа рассказывает о принципах снижения и сохранения нормального веса и заключает психологический контракт с группой, предусматривающий подсчет и записывание калорийности пищи, отказ от употребления алкоголя, дробное питание, по меньшей мере, 4 раза в сутки, ежедневный контроль веса, отсутствие каких-либо запрещенных продуктов, ограничение тяжелых физических нагрузок, соблюдение водного режима, прием поливитаминов.
Затем проводят точечный самомассаж, для чего на точку СЮЙ-ЧИ одной из рук гипоаллергенным пластырем прикрепляют зерно гречихи (риса и т.д.) и вращают указательным пальцем противоположной руки в течение одной минуты по часовой стрелке, одновременно с этим концентрируют кинестетическое внимание участников в области эпигастрия и в утвердительной форме сообщают, что это в последующем будет способствовать сокращению желудка и/или усилению обменных процессов.
Затем в течение 1 часа проводят диссоциацию по методу психосинтеза. Для этого проблему лишнего веса и ожирения дисидентифицируют с личностью человека. Психолог создает яркий образ проблемы и объясняет механизмы ее возникновения и развития, а затем показывает, что воздействие направлено только на борьбу с проблемой и не затрагивает личности участника.
После этого в течение 25 минут проводят сеанс направленной визуализации в сочетании с аудиовизуальной стимуляцией (2,5 мин 10 Гц, 2 мин 6 Гц, 4 мин 4,9 Гц, либо 2,5 мин 10 Гц, 2 мин 6 Гц, 1 мин 4,9 Гц, чередуют темно-синий и кремовый цвет) для создания состояния релаксации и 30 мин проводят опрос каждого участника о самочувствии. Обсуждение эффектов АВС вырабатывает доверительное отношение между психологом и группой и позволяет снизить сопротивление изменениям и создать измененное состояние сознания (ИСС), способствующее усвоению нового поведения.
На протяжении минуты проводят повторную стимуляцию точки СЮЙ-ЧИ, одновременно рассказывают психологическую метафору.
В позе стоя, спина прямая, ступни вместе, руки висят свободно вдоль туловища, подбородок приподнят, центр тяжести тела смещен на носки, взгляд приподнят вверх, в течение 25 мин проводят сеанс направленной визуализации в сопровождении АВС (3,5 мин 10 Гц, 2,5 мин 6 Гц, 4 мин 4,9 Гц, 5 мин 14 Гц, чередуют темно-синий и кремовый цвет, либо 2,5 мин 10 Гц, 2 мин 6 Гц, чередуют темно-синий, сине-зеленый, фиолетовый, светло-зеленый, темно-синий и сине-зеленый цвет, либо 2 мин 10 Гц, 2 мин 6 Гц, чередуют темно-синий и сине-зеленый цвет, либо 2 мин 10 Гц, 1 мин 6 Гц, чередуют красный и розовый цвет) для закрепления внушений об уменьшении объема желудка и о быстром насыщении от меньшего количества пищи. В качестве самостоятельной работы участнику предлагают написать левой рукой в дневнике семь положительных изменений, которые произойдут после снижения веса. Могут быть использованы и другие известные методы, направленные на построение достижения цели и укрепление мотивации клиента.
Второй день начинают с психологического консультирования, в течение которого анализируют результаты самостоятельной работы, поддерживают изменения пищевого поведения, выясняют возникающие трудности и помогают найти способ их решения. Психолог выясняет, какие эмоции возникают в процессе питания и подсчета калорийности, объясняет, как отличить чувство голода от аппетита в различных ситуациях, объясняет, какие эмоции скрываются за аппетитом, стимулирует эмоциональную работу психологическими метафорами, каждому клиенту в зависимости от роста, возраста, веса и характера работы назначает диапазон суточной калорийности.
Проводят точечный самомассаж, как указано выше. Затем в течение 25 минут проводят ресурсный сеанс направленной визуализации в сочетании с АВС, направленной на создание состояния релаксации (2,5 мин 10 Гц, 2 мин 6 Гц, 4 мин 4,9 Гц, или 2,5 мин 10 Гц, 2 мин 6 Гц, 1 мин 4,9 Гц, чередуют темно-синий и кремовый цвет).
На протяжении 15 минут психолог рассказывает о методе С.Грофа и формирует мнение группы о том, что после данной процедуры снижение веса будет быстрее. Затем на протяжении 20-25 минут участники группы управляют дыханием, делая ритмичные более глубокие дыхательные движения под музыкальное сопровождение. Затем на протяжении 15 минут рассказывается психологическая метафора.
Далее на протяжении 5 минут проводят аверсивную технику НЛП. Участники закрывают глаза и представляют на левой ладони кусочек какого-либо продукта, вызывающего чрезмерный аппетит, затем дается задание представить на правой ладони раздавленную крысу, после чего дают указание потереть ладони.
Проводят точечный самомассаж, как указано выше. Одновременно рассказывают психологическую метафору.
В качестве самостоятельной работы участнику предлагают (а) подготовить к следующему дню продукты, которые по его собственным представлениям вызывают повышенное желание, (б) найти и записать в дневнике позитивные стороны переедания и избыточной массы тела, (в) принести с собой продукты, которые, с точки зрения участников группы, могут мешать снижению веса, причем продукты должны быть готовы к употреблению.
Третий день начинают с психологического консультирования и домашнего задания, связанного с позитивными моментами ожирения, на котором проверяют пищевое поведение каждого участника группы, поддерживают успешные действия, ошибочные обсуждают и вся группа намечает пути решения сложных ситуаций. Обсуждают два чувства, нарушающих пищевое поведение: стыд и вина. Применяют технику диссоциации по отношению к этим чувствам. Обсуждают положительные стороны ожирения и переедания и находят альтернативные и безвредные способы получения этих позитивных моментов.
Проводят точечный самомассаж, как указано выше.
Затем на протяжении 20-25 минут участники управляют дыханием, делая ритмичные глубокие дыхательные движения.
Сразу же без перерыва для смягчения стресса, вызванного интенсивным дыханием, проводят цветовую медитацию, в сочетании с АВС (1,5 мин 10 Гц, чередуют фиолетовый и светло-зеленый, красный и розовый, оранжевый и желто-оранжевый, желтый и светлосерый, зеленый и сине-зеленый, голубой и бирюзовый, темно-синий и синий, фиолетовый и светло-фиолетовый алый и желтый цвет).
После этого осуществляют аверсивную психотехнику для изменения отношения к «запретным» продуктам. Каждый участник помещает продукты, принесенные с собой на левую ладонь. Затем, откусывая и разжевывая каждый кусок 9 раз, сплевывает пережеванное на правую ладонь. В результате чего все принесенные продукты оказываются пережеванными и находятся на правой ладони. Психолог предлагает бросить каждому свои пережеванные продукты в прозрачный пакет. В результате пакет наполнен разнородной массой. Далее дается задание плюнуть в пакет и размять его содержимое. После этого участники демонстрируют пакет и им дают установку: «За праздничным столом ВЫ легко сможете отказаться от лишнего кусочка»
В качестве задания для заочной самостоятельной работы участникам предлагается найти новые удовольствия, не связанные с потреблением пищи. Психолог предлагает написать все те значимые удовольствия и развлечения, не связанные с едой, которые могут быть в жизни каждого участника группы.
Психологическое консультирование на четвертом сеансе включает закрепление уверенности в самостоятельном продолжении процесса снижения массы тела. Психолог создает образ успешного человека, прорабатывает категории времени и денег, предлагает каждому участнику группы записать все свои хобби и развлечения, которые реально реализовать на практике в ближайшее время.
Для повышения самооценки и усиления мотивации психолог анализирует систему отношений клиента со значимыми людьми, помогает каждому участнику группы выделить наиболее важную для себя категорию для снижения веса.
Поддержку установок о самостоятельном достижении желаемого результата клиентов вводят в ИСС методом направленной визуализации с использованием положительных результатов изменения пищевого поведения.
Закрепление установки на достижение желаемого результата проводят по Узнадзе Д.Н. в состоянии ИСС в сопровождении АВС (3 мин 10 Гц, чередуют черный и темно-бордовый цвет, либо 2,5 мин 10 Гц, 2,5 мин 6 Гц, 4 мин 4,9 Гц, чередуют черный и темно-бордовый цвет, либо 3 мин 10 Гц, чередуют оранжевый и желто-зеленый цвет, либо 1,5 мин 10 Гц, чередуют алый и желтый цвет) в положении стоя, спина прямая, ступни вместе, руки висят свободно вдоль туловища, подбородок приподнят, центр тяжести тела смещен на носки, взгляд приподнят вверх.
Сеанс завершают рассказом психологической метафоры.
На контрольной встрече осуществляют психологическую поддержку участников, выявляют и корректируют ошибки, проверяют безопасность процесса нормализации веса.
Точечный самомассаж точки СЮЙ-ЧИ осуществляют по вышеупомянутому методу, делают внушение: «Стимуляция этой точки усиливает обменные процессы».
После этого закрепляют установку на достижение желаемого результата по Узнадзе Д.Н. в состоянии ИСС в сопровождении АВС (3 мин 10 Гц, чередуют черный и темно-бордовый цвет, либо 2,5 мин 10 Гц, 2,5 мин 6 Гц, 4 мин 4,9 Гц, чередуют черный и темно-бордовый цвет, либо 3 мин 10 Гц, чередуют оранжевый и желто-зеленый цвет, либо 1,5 мин 10 Гц, чередуют алый и желтый цвет) в положении стоя, спина прямая, ступни вместе, руки висят свободно вдоль туловища, подбородок приподнят, центр тяжести тела смещен на носки, взгляд приподнят вверх.
Каждому выдают лист А4, разрезанный на 2 части. Участник встает на одну половину листа, одновременно психолог обозначает все отрицательные стороны избыточного веса, затем лист рвется. Клиент встает на другую половину листа, психолог обозначает все положительные аспекты стройности, на листе пишется желаемый вес. После чего психолог дает задание прикрепить этот лист к напольным весам, на которых участник группы будет взвешиваться в процессе снижения веса.
Контрольную встречу завершают рассказом психологической метафоры.
После окончания очных сеансов психологического тренинга осуществляют дистанционный контроль пациентов и при возникновении побочных эффектов снижения веса или при выявлении нарушений режима питания назначают корректирующую и/или поддерживающую психологическую помощь по примерам 2 и/или 3.
ПРИМЕР 2
Психологическая коррекция
Проводят клинический опрос для выявления противопоказаний и анкетирование участников посредством теста MMPI и стандартизированного симптоматического опросника Александровича (Aleksandrowicz J.W., Biersynski K. «Kwestionariucre objawowe «S» i «О» - narsodsia sluzace do diagnosy i opisu saburzen nerwicowych» Psychoepapia Krakowczerwiee, 1981, pp.11-27). По результатам тестирования выявляют конверсионные, сенестопатические и/или тревожно-депрессивные побочные эффекты, социально дезадаптированных лиц и лиц с дефицитом мотивации. С учетом результатов тестирования и опроса клиентам, не имеющим противопоказаний, назначают три вида психокоррекции: трансперсональный психотерапевтический тренинг (по Грофу С.), системную семейную расстановку (психодрама, модифицированная Хеллингером Б.) и когнитивно-поведенческий тренинг (по Федорову А.П.).
Трансперсональная психология. Группы трансперсональной психологии формируют из 12-18 участников с конверсионными, сенестопатическими и/или тревожно-депрессивными побочными эффектами, для которых характерно медленное снижение веса, нарушения сна, боли неясной локализации при соматическом благополучии, частые срывы. Противопоказаниями являются: заболевания сердечно-сосудистой системы, беременность, послеоперационный период, органическая патология опорно-двигательного аппарата, эпилепсия, обострение любого хронического заболевания.
До начала сеансов с клиентом заключат психологический контракт. Сеансы проводят предпочтительно, в пятницу с 18 до 24 часов, в субботу и воскресенье по 12 часов. Общая продолжительность сеансов 30 часов.
Сеансы проводят по методу Грофа С. (по общей схеме, описанной, например, в энциклопедии «Психотерапия» / Под ред. Б.Д.Карвасарского. - СПб., "Питер", 2000). Вначале первого сеанса участникам разъясняют процедуру сеанса и возможные переживания. Подчеркивают, что все они абсолютно нормальны. Разъясняют принципы работы с телом. В качестве дополнительных средств используют одеяла, подушки, гигиенические пакеты для тех, у кого во время сеанса возникает рвота. Все участники имеют свободную одежду. Колющие, режущие предметы и украшения убирают.
Вначале каждого сеанса проводят релаксацию всех частей тела и вводят участников в медитативный транс в сочетании с АВС. Затем дают команду сосредоточиться на опущениях «здесь и сейчас», рекомендуют отрешиться от всех прошлых переживаний и раздумий о будущем и каждого из клиентов вверяют ситтеру (индивидуальному помощнику), задача которого состоит в том, чтобы сосредоточиться на своем подопечном и переживании чувства сострадания к нему. Предлагают участнику в завершение релаксации сосредоточиться на дыхании без изменения его параметров. Затем предлагают увеличить субъективную интенсивность частоты дыхания в 2 раза, добиваясь погружения клиента в ИСС. Ситтер контролирует частоту дыхания пациента. Предпочтительно, договариваются, что для увеличения интенсивности дыхания участника прикасаются к руке, к груди или к плечу клиента. Не рекомендуют разговаривать. В дальнейшем ситтер наблюдает за состоянием участника и оказывает помощь при необходимости. Продолжительность холотропного дыхания, предпочтительно, составляет 1,5-2 часа и включает постепенное нагнетание напряжения, кульминации переживания и разрешения его. Прорабатываемые переживания имеют отношение к причинам нарушения пищевого поведения. В заключительной части сеанса участники обмениваются опытом переживаний и рисуют мандалы. Для этого на листе бумаги формата А4 в центре круга цветными красками наносят произвольные рисунки. Это могут быть комбинации цветов или образы, отражающие переживание основной части сеанса. В дальнейшем мандалу подвергают коллективному обсуждению, что способствует более полной интеграции переживаний. Поддерживающая психологическая помощь включает не менее 5 сеансов.
Системную семейную расстановку (психодрама) по Берту Хеллингеру назначают клиентам, имеющим проблемы в сфере значимых отношений и признаки социальной дезадаптации. Тренинг проводят по методу психодрамы (как описано, например, в энциклопедии Карвасарского Б.Д., 2006 г.). Участник исполняет роль протагониста, представляющего свои проблемы, а психолог - роль режиссера, помогающего клиенту решить свои проблемы. В качестве котерапевтов выступают участники, исполняющие вспомогательные функции и усиливающие работу психолога. Котерапевты исполняют роли, которые необходимы протагонисту для решения проблемы, в частности, делают видимыми неосознаваемые протагонистом отношения, направляют протагониста в решении проблем и конфликтов, помогают протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни. Роль зрителей исполняют остальные участники, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения применительно к себе. Сценой служит место, где разворачивается психодраматическое действие.
Психодраматический сеанс включает в себя три этапа. На первом этапе выбирают протагониста, получают диагностический материал (выявляют так называемый «запрос на решение проблемы»), предварительно обсуждают проблемы. На втором этапе осуществляют психодраматическое действие, в ходе которого клиент достигает катарсиса и осознает истинные чувства, скрывающиеся за аппетитом, или искаженные установки, приводившие к конфликтам и стрессам. На третьем этапе протагонист обсуждает результаты с психологом, котерапевтами и зрителями. В результате протагонисту предоставляется обратная связь двух видов - ролевая и идентификационная. Ролевая обратная связь включает в себя чувства и переживания непосредственных партнеров разыгранной психодраматической ситуации. Идентификационная обратная связь основана на возможной идентификации с протагонистом или его партнерами зрителей, которые наблюдали за действием.
В заявленном способе методы психодрамы применяют в модификации Берта Хеллингера, проблемы общения со значимыми людьми прорабатывают через взаимосвязи клиента с членами его семьи. Для этого котерапевтов, исполняющих роли членов семьи протагониста, расставляют в пространстве с использованием ограниченных выразительных средств - только направления взгляда, без каких-либо жестов или позы.
Когнитивно-поведенческий тренинг проводится индивидуально в случае неэффективного выполнения рекомендаций по снижению веса. Каждому клиенту в зависимости от преобладающих психосоматических расстройств, выявленных посредством вышеупомянутого опросника Александровича, назначают индивидуальную программу АВС, применяемую ежедневно, по меньшей мере, 10 дней. Интенсивность АВС стимуляции на частоте тета-волн предпочтительно выбирают в прямой зависимости от степени невротизма участника, согласно вышеупомянутому опроснику.
Когнитивно-поведенческий тренинг проводят на групповых сеансах в соответствии с руководством Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. - СПб: Питер, 2002, с.280 и Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии. Учебное пособие для врачей-слушателей. - Ленинград, 1987, с.24). Для этого после ослабления психологических защитных реакций с помощью известных подходов («проблемный анализ», «установка собственной ценности») формируют эффективные программы копинг-поведения с использованием приемов когнитивно-поведенческого тренинга, направленных на моделирование эффективных приемов совладания со сложными жизненными ситуациями: исследование выбора (альтернатив) мыслей и действий; парадоксальные приемы с использованием юмора; «преимущества и недостатки»; обучение методам самоконтроля; методики положительного подкрепления и угашения (Федоров А.П. Методы поведенческой психотерапии. Учебное пособие для врачей-слушателей. - Ленинград, 1987. - 24 с.).
При аудиовизульной стимуляции на частотах альфа-бета-ритмов (чередуют цвета экрана, звуковые щелчки) на частоте 10 Гц, затем 14 Гц чередуют насыщенный зеленый (R16, G59, В16, устойчивый, стабильный, здоровый, безопасный, спокойный, мощный цвет, насыщенный цвет жизни), желто-зеленый (R166, G183, В19, стимулирует интеллектуальные способности человека), зеленый (R16, G59, В16 успокаивает нервную систему, снижает боль, усталость, нормализует кровяное давление, благоприятствует концентрации внимания), желто-зеленый (R194, G196, В24), зеленый (R15, G85, В15), желтый (R203, G203, В17, жизнерадостный цвет, способствует решению задач и проблем.), зеленый (R15, G80, В16), кадмий желтый (R234, G192, В12, цвет золота, он лучистый, стимулирующий, веселый, солнечный, энергичный, фруктовый, бодрящий), зеленый (R14, G102, В15), кадмий желтый (R234, G207, В12).
Аудиовизуальную стимуляцию серии альфа-тета проводят на частотах 10 Гц, 6 Гц, 4,9 Гц, 14 Гц, чередуют синий (R15, G15, В101, и его спектральные оттенки, создает прохладное окружение, снимает боли при невралгии и воспалениях, под воздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение и кровяное давление), холодный салатовый (R122, G234, В122, чистый, растительный, успокаивает нервную систему, снижает боль, усталость, нормализует кровяное давление, благоприятствует концентрации внимания), сиреневый (R55, G16, В97, креативный, сказочный цвет, способствует погружению в фантазии), флуоресцентный зеленый (R13, G223, В14, возбуждает ассоциации, но непонятный, холодный, приводит к замешательству), синий цвет (R16, G16, В70), зеленый цвет (R14, G126, В14), синий цвет (R15, G15, В101), сине-зеленый (R13, G186, В130, холодный, влажный и таинственный цвет).
ПРИМЕР 3
Поддерживающая психологическая помощь
Для проведения сеансов поддерживающей психологической помощи в группы набирают от 12 до 20 клиентов. Продолжительность сеансов составляет предпочтительно 5 часов. Дополнительные сеансы показаны при ослаблении мотивации, проявляющемся при достижении запланированного веса, при перенесенных заболеваниях, при возникновении стрессовых событий и по собственному желанию участника для закрепления полученных навыков.
В течение сеанса на протяжении 2-х часов проводят психологическое консультирование с каждым участником группы. На психологическом консультировании вырабатывают пути решения возникших проблем, утилизируют чувство вины и повышают самооценку за счет того, что клиентам предоставляют возможность найти сходство своей проблемы с проблемами других участников в группе.
В перерыве проводят семянотерапию. Продолжительность семянотерапии предпочтительно составляет 20 мин.
После этого участникам предлагают принять позу стоя, спина прямая, ступни вместе, руки свободно висят вдоль туловища, подбородок приподнят, центр тяжести тела смещен на носки, взгляд приподнят вверх, и примерно 25 мин осуществляют направленную визуализацию в сочетании с АВС (3,5 мин 10 Гц, 2,5 мин 6 Гц, 4 мин 4,9 Гц, 5 мин 14 Гц, чередуют темно-синий и кремовый цвет, либо 2,5 мин 10 Гц, 2 мин 6 Гц, чередуют темно-синий, сине-зеленый, фиолетовый, светло-зеленый, темно-синий и сине-зеленый цвет, либо 2 мин 10 Гц, 2 мин 6 Гц, чередуют темно-синий и сине-зеленый цвет, либо 2 мин 10 Гц, 1 мин 6 Гц, чередуют красный и розовый цвет) для закрепления установки об уменьшении объема желудка и о быстром насыщении от меньшего количества пищи. Медитация, направленная на смещение кинестетического внимания в область левого эпигастрия, что способствует усилению чувства первичного насыщения.
На протяжении 45 минут проводят тренинг трансперсональной психологии по Колосову В.П. согласно стандартной технике трансперсональной терапии, рекомендуемой пособием для врачей Колосов В.П., Канаева Л.С. Клиническая трансперсональная психотерапия. - М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. Сербского В.П., 1996. - 15 с. Для этого раскрывают внутренний творческий потенциал, формируют стереотипы поведения стройного человека, изменяют отношение к себе, своему состоянию, к травмирующим факторам путем индукции измененных состояний сознания, что позволяет значительно эффективнее и быстрее осуществить процесс нормализации пищевого поведения. Введение в измененное состояние сознания достигается следующими приемами: (1) предварительной «настраивающей» психологической подготовкой, (2) специально подобранной музыкой и (3) дыхательными упражнениями. Клиентам предлагается, концентрируя внимание на выдохе, интенсивно дышать, чувствуя свой собственный ритм. При желании движений разрешается танцевать, махать руками и т.д. Разрешены любые реакции, кроме проявлений агрессии и сексуальных домогательств.
Сразу же без перерыва, на фоне измененного состояния сознания (ИСС), вызванного интенсивным дыханием, проводят цветовую медитацию в сочетании с АВС (1,5 мин 10 Гц, чередуют фиолетовый и светло-зеленый, красный и розовый, оранжевый и желто-оранжевый, желтый и светло-серый, зеленый и сине-зеленый, голубой и бирюзовый, темно-синий и синий, фиолетовый и светло-фиолетовый алый и желтый цвет).
После перерыва закрепляют установки на достижение желаемого результата по Узнадзе Д.Н. в состоянии медитативного ИСС в сопровождении АВС (3 мин 10 Гц, чередуют черный и темно-бардовый цвет, либо 2,5 мин 10 Гц, 2,5 мин 6 Гц, 4 мин 4,9 Гц, чередуют черный и темно-бардовый цвет, либо 3 мин 10 Гц, чередуют оранжевый и желто-зеленый цвет, либо 1,5 мин 10 Гц, чередуют алый и желтый цвет) в положении стоя, спина прямая, ступни вместе, руки висят свободно вдоль туловища, подбородок приподнят, центр тяжести тела смещен на носки, взгляд приподнят вверх.
ПРИМЕР 4
Влияние АВС, психокоррекции и поддерживающей психологической помощи
Для оценки влияния АВС способ по примеру 1 осуществляли без АВС, без психокоррекции и без дополнительных сеансов, был апробирован на 119 участниках. Результаты представлены в Таблице 1. Средний индекс массы тела до начала тренинга составлял 35,58, к концу первого месяца - 33,92, через год - 31,12. Среднее изменение индекса массы тела в течение года - 4,46.
Способ по примеру 1 с использованием только когнитивно-поведенческой психокоррекции по примеру 2 без поддерживающей психологической помощи по примеру 3 был апробирован на 47 участниках в течение двух лет, результаты представлены в Таблице 3. Средний индекс массы тела до начала тренинга составлял 35,26, к концу второго месяца - 32,90, через год - 28,04, через два года - 28,72. Среднее изменение индекса массы тела в течение года - 7,22, в течение двух лет - 6,54.
Способ по примеру 1 с использованием только семейной системной психокоррекции по примеру 2 без поддерживающей психологической помощи по примеру 3 был апробирован на 45 участниках в течение двух лет, результаты представлены в Таблице 4. Средний индекс массы тела до начала тренинга составлял 36,05, к концу второго месяца - 34,05, через год - 28,31, через два года - 28,30. Среднее изменение индекса массы тела в течение года - 7,74, в течение двух лет - 7,75.
Способ по примеру 1 с использованием только трансперсональной психокоррекции по примеру 2 без поддерживающей психологической помощи по примеру 3 был апробирован на 51 участнике в течение двух лет, результаты представлены в Таблице 5. Средний индекс массы тела до начала тренинга составлял 35,48, к концу второго месяца - 33,25, через год - 28,76, через два года - 28,30. Среднее изменение индекса массы тела в течение года - 6,72, в течение двух лет - 7,18.
Тот же способ, но с использованием всех видов психокоррекции, описанных в примере 2, и поддерживающей психологической помощи по примеру 3 был апробирован на 89 участниках в течение двух лет, результаты представлены в Таблице 2. Средний индекс массы тела до начала тренинга составлял 35,58, к концу второго месяца - 33,60, через год - 30,25, через два года - 28,20. Среднее изменение индекса массы тела в течение года - 5,33, в течение двух лет - 7,38.
Таким образом, показано, что применение АВС позволяет существенно увеличить эффективность способа. Разные виды психокоррекции показывают примерно одинаковую эффективность и позволяют существенно снизить количество срывов в течение 1-2 лет после окончания курса.
Литература
1. Лавут Л.М. Идеальный вес: Новейший справочник. - М.: Эксмо, 2004.
2. Ахмедов Т.И. Гипноз. Новейший справочник. - М.: Эксмо, 2005.
3. Тукаев Р.Д. Гипноз. Механизмы и методы клинической гипнотерапии / Рашит Джаудатович Тукаев. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006.
4. Руженков В.А. Основы клинической гипнотерапии. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
5. Дениел Г. Бессен, Роберт Кушнер. Избыточный вес и ожирение. Профилактика, диагностика и лечение - М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 2004.
6. Дедова И.И., Мельниченко Г.А. Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты. - М.: Медицинское информационное агентство, 2004.
7. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. - СПб.: Речь, 2005.
8. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. - СПб, М, 2002.
9. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. - СПб, 1998.
10. Пахальян В.Э. Групповой психологический тренинг.- СПб.: Питер, 2006.
11. Завьялова Ж.В. Путь тренера. СПб.: Речь, 2002.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438726C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438725C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2009 |
|
RU2409396C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438727C1 |
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА | 2010 |
|
RU2438728C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2001 |
|
RU2198000C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА | 2010 |
|
RU2494767C2 |
СПОСОБ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА И ОЖИРЕНИЯ | 2014 |
|
RU2597406C2 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА | 2007 |
|
RU2352363C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ | 2002 |
|
RU2292921C2 |
Изобретение относится к области практической психологии и обучения навыкам самоконтроля, в частности к психологическому способу для снижения избыточного веса. Заключают психологический контракт, обязывающий клиента соблюдать рациональный режим питания. Проводят психологический тренинг нормализации пищевого поведения, включающий в себя, по меньшей мере, четыре очных групповых сеанса общей продолжительностью от 4 до 7 дней, между которыми клиент выполняет заочную самостоятельную работу, используя печатные методические рекомендации по психологии и диетологии рационального пищевого поведения, а также контрольную встречу. Психокоррекция клиентов с конверсионными, сенестопатическими и/или тревожно-депрессивными побочными эффектами включает сеансы трансперсональной психологии по Станиславу Грофу в сочетании с аудиовизуальной стимуляцией (АВС). Психокоррекция клиентов с побочными эффектами в виде социальной дезадаптации включает сеансы психодрамы в модификации Берта Хеллингера, в которых котерапевты исполняют роли членов семьи клиента. Психокоррекция клиентов с дефицитом мотивации включает в себя когнитивно-поведенческий тренинг в сочетании с АВС. Поддерживающая психологическая помощь включает в себя дополнительные сеансы, на каждом из которых проводят психологическое консультирование. Методом направленной визуализации индуцируют ИСС и закрепляют внушения в сопровождении АВС, индуцируют ИСС посредством трансперсональной психологии по Колосову В.П., проводят цветовую медитацию, индуцируют медитативное ИСС в сочетании с АВС и закрепляют установки на результат по Узнадзе Д.Н. На каждом из сеансов проводят психологическое консультирование. На первом сеансе проводят презентацию целевых стратегий рационального пищевого поведения. На последующих сеансах поддерживают целевое пищевое поведение и/или корректируют поведение, отклоняющееся от целевого. На последнем сеансе в качестве установки внушают уверенность в самостоятельной реализации целевых стратегий. В ходе заочной самостоятельной работы в первом промежутке между сеансами актуализируют позитивные эффекты снижения веса, затем актуализируют позитивные эффекты переедания и избыточного веса и, наконец, формируют перечень альтернативных источников удовольствия, не связанных с потреблением пищи. На первом сеансе дисидентифицируют проблему избыточного веса с личностью клиента методом психосинтеза. Первые три сеанса проводят косвенную психотехнику, включающую в себя физиотерапевтическое воздействие и внушение клиенту, что оно способствует снижению веса. На втором и третьем сеансах внушение поддерживают индукцией измененного состояния сознания (ИСС) посредством холотропного дыхания, причем на втором сеансе дополнительно формируют аверсию в отношении воображаемого продукта, вызывающего невротическое влечение, а на третьем - в отношении реального продукта, вызывающего невротическое влечение, при условии дальнейшего использования его в рационе в процессе снижения веса. На каждом из сеансов, по меньшей мере, однократно в сочетании с АВС индуцируют ИСС методом направленной визуализации, посредством релаксации и/или медитации, при этом, по меньшей мере, на одном из этих сеансов закрепляют ранее предъявленные внушения и/или установки. Способ позволяет сформировать навыки самоконтроля для поддержания достигнутого результата в течение длительного периода времени и снизить влияние личностных характеристик психолога на эффективность проводимой терапии. 16 з.п. ф-лы, 5 табл., 4 пр.
1. Способ снижения избыточного веса, в котором заключают психологический контракт, обязывающий клиента соблюдать рациональный режим питания и проводят психологический тренинг нормализации пищевого поведения, включающий в себя, по меньшей мере, четыре очных групповых сеанса общей продолжительностью от 4 до 7 дней, между которыми клиент выполняет заочную самостоятельную работу, используя печатные методические рекомендации по психологии и диетологии рационального пищевого поведения, а также контрольную встречу, по меньшей мере, через 25 суток с начала курса, а при возникновении побочных эффектов и/или при выявлении нарушений режима питания после окончания очных сеансов оказывают корректирующую и/или поддерживающую психологическую помощь, причем психокоррекция клиентов с конверсионными, сенестопатическими и/или тревожно-депрессивными побочными эффектами включает сеансы трансперсональной психологии по Станиславу Грофу в сочетании с аудиовизуальной стимуляцией (АВС), психокоррекция клиентов с побочными эффектами в виде социальной дезадаптации включает сеансы психодрамы в модификации Берта Хеллингера, в которых котерапевты исполняют роли членов семьи клиента, психокоррекция клиентов с дефицитом мотивации включает в себя когнитивно-поведенческий тренинг в сочетании с АВС, а поддерживающая психологическая помощь включает в себя дополнительные сеансы, на каждом из которых проводят психологическое консультирование, методом направленной визуализации индуцируют ИСС и закрепляют внушения в сопровождении АВС, индуцируют ИСС посредством трансперсональной психологии по Колосову В.П., проводят цветовую медитацию, индуцируют медитативное ИСС в сочетании с АВС и закрепляют установки на результат по Узнадзе Д.Н., характеризующийся тем, что в нем на каждом из сеансов проводят психологическое консультирование, причем на первом сеансе проводят презентацию целевых стратегий рационального пищевого поведения, на последующих сеансах поддерживают целевое пищевое поведение и/или корректируют поведение, отклоняющееся от целевого, а на последнем сеансе в качестве установки внушают уверенность в самостоятельной реализации целевых стратегий, в ходе заочной самостоятельной работы в первом промежутке между сеансами актуализируют позитивные эффекты снижения веса, затем актуализируют позитивные эффекты переедания и избыточного веса, и, наконец, формируют перечень альтернативных источников удовольствия, не связанных с потреблением пищи, на первом сеансе дисидентифицируют проблему избыточного веса с личностью клиента методом психосинтеза, первые три сеанса проводят косвенную психотехнику, включающую в себя физиотерапевтическое воздействие и внушение клиенту о том, что оно способствует снижению веса, на втором и третьем сеансах внушение поддерживают индукцией измененного состояния сознания (ИСС) посредством холотропного дыхания, причем на втором сеансе дополнительно формируют аверсию в отношении воображаемого продукта, вызывающего невротическое влечение, а на третьем - в отношении реального продукта, вызывающего невротическое влечение, при условии дальнейшего использования его в рационе в процессе снижения веса, на каждом из сеансов, по меньшей мере, однократно в сочетании с АВС индуцируют ИСС методом направленной визуализации, посредством релаксации и/или медитации, при этом, по меньшей мере, на одном из этих сеансов закрепляют ранее предъявленные внушения и/или установки.
2. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем согласно психологическому контракту клиент дополнительно обязуется питаться, по меньшей мере, четыре раза в сутки, подсчитывать калорийность съеденной пищи, вести пищевой дневник, периодически измерять вес, не употреблять алкоголь в период снижения веса, ограничить интенсивность субъективно тяжелых физических нагрузок на период снижения веса и принимать поливитаминные пищевые добавки.
3. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем ранее предъявленные внушения и/или установки в ИСС закрепляют в положении тела клиента стоя, спина прямая, ступни вместе, руки висят свободно вдоль туловища, подбородок приподнят, центр тяжести тела смещен на носки, взгляд приподнят вверх.
4. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем в качестве установки внушают, что насыщение происходит от меньшего количества пищи, обменные процессы интенсифицируются и/или объем желудка сокращается.
5. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем в качестве физиотерапевтического воздействия используют акупрессуру.
6. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем дополнительно проводят акупрессуру в перерыве между сменой психологических приемов.
7. Способ по любому из пп.5 или 6, характеризующийся тем, что в нем акупрессуру осуществляют стимуляцией точки ХЭ-ГУ и/или СЮЙ-ЧИ.
8. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем аверсивную психотехнику в отношении воображаемого продукта, вызывающего невротическое влечение, проводят посредством нейролингвистического программирования, предпочтительно по методу «смешения якорей».
9. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем в качестве заочной самостоятельной работы в первом промежутке между сеансами клиент выписывает левой рукой в дневник, по меньшей мере, семь положительных изменений, которые произойдут после снижения веса.
10. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем в качестве заочной самостоятельной работы во втором промежутке между сеансами клиент выявляет позитивные эффекты переедания и избыточной массы тела, а также подготавливает продукты, вызывающие невротическое влечение.
11. Способ по п.10, характеризующийся тем, что в нем аверсию формируют в отношении продуктов, подготовленных клиентом во втором промежутке между сеансами.
12. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем психологическое консультирование на первом сеансе проводят в течение от 1,5 до 2 ч.
13. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем психологическое консультирование и остальные психологические техники чередуют с интервалом не более 20 мин.
14. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем медитацию осуществляют от 20 до 30 мин.
15. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем длительность холотропного дыхания составляет, по меньшей мере, 1 ч.
16. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем длительность каждого из сеансов составляет от 4,5 до 5 ч.
17. Способ по п.1, характеризующийся тем, что в нем сеансы проводят в вечернее или ночное время.
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ | 2001 |
|
RU2198000C1 |
СПОСОБ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ИЗБЫТОЧНОЙ МАССЫ ТЕЛА | 2007 |
|
RU2352363C2 |
ТУКАЕВ Р.Д | |||
Психотерапия: структуры и механизмы | |||
- М., 2003, с.20-26 | |||
МАКАРОВ Ю.П | |||
Точечный массаж для коррекции веса | |||
Рос | |||
академия медико-социальной реабилитации | |||
- М., 2008, найдено из Интернета: http://www.cosmmed.ru/1/st.php?show_art=5 | |||
ЛОБЫКИНА Е.И | |||
Комплексный подход в коррекции |
Авторы
Даты
2013-05-27—Публикация
2011-08-26—Подача