Изобретение относится к швейному производству, а именно к проектированию моделей одежды сложных пространственных форм на типовые и индивидуальные фигуры потребителей, и может быть использовано для любых типов швейных предприятий, изготавливающих женскую одежду.
Известно несколько способов пропорционирования форм моделей одежды на типовые и индивидуальные женские фигуры на основе числового ряда Фибоначчи [2]; способ геометрической гармонизации формы костюма на основе аддитивных рядов Фибоначчи и Люка [3]; а также комплексная система пропорционирования на основе А-ромба и прямоугольников Хембриджа [4].
Указанные способы характеризуются ограниченностью применения либо являются недостаточно корректными.
Известен способ [1] разработки предпочтительных моделей одежды на основе расчета коэффициента стройности индивидуальной фигуры, определяемого как отношение поперечного диаметра бедер к росту, и выбора соответствующей базовой геометрической силуэтной формы модели, параметры которой описаны в математическом виде.
Недостатком указанного способа является ограниченность представленных для выбора геометрических силуэтных форм моделей одежды, противоречивость и некорректность математического описания отдельных силуэтных форм.
Система пропорционирования художественного эскиза с использованием числового ряда Фибоначчи [2] состоит в том, что на основе максимального вертикального параметра - роста фигуры - рассчитаны абсолютные величины основания ряда Фибоначчи, с помощью которых определены места расположения конструктивных членений основных деталей и функциональных элементов.
Недостатком данного способа является то, что в качестве исходного параметра используется только один размерный признак фигуры - рост. В связи с этим способ применим для ограниченного числа женских фигур, имеющих значения ведущих размерных признаков, кроме роста, близкие к базовому размеру 170-92-100. Способ может быть использован для изделий только простых форм, приближенных к поверхности фигуры человека.
В основу разработки способа геометрической гармонизации формы костюма и выделения геометрических модулей положены аддитивные ряды «золотого сечения» Фибоначчи и Люка, представляющие собой геометрические прогрессии со знаменателями Ф и 1/Ф, и система прямоугольников с иррациональными отношениями сторон. Системы пересекающихся восходящих и нисходящих диагоналей диаметрических прямоугольников Хембриджа и горизонтальных уровней «золотого сечения» образуют решетку, которая служит основой для построения геометрической структуры костюма.
Недостатком данного способа является ограниченность его применения ввиду возможности получения гармоничных очертаний пространственной формы одежды, без учета пропорционального соотношения ее частей и элементов между собой.
Наиболее близким по технической сути является способ пропорционирования, в котором стилизованный художественный эскиз адаптируют для женских фигур путем наложения на абрис фигуры сетки пропорционирования на основе А-ромба, при этом совмещают ее диаметр с вертикальной осью фигуры. Затем накладывают вторую сетку пропорционирования на основе динамических прямоугольников Хембриджа, в которой исходным параметром является максимальный горизонтальный размер фигуры, совмещая верхнюю горизонталь сетки с точками основания шеи сбоку, и получают уровни гармоничного расположения горизонтальных конструктивных и декоративных линий модели одежды.
Недостатком указанного способа является то, что сетка пропорционирования на основе динамических прямоугольников Хембриджа содержит недостаточное число горизонтальных линий для определения уровней членений и отделки в верхней и нижней частях моделей одежды. Способ не применим для определения гармоничных пропорций в моделях одежды сложных пространственных форм.
Технической задачей изобретения является расширение области применения способа, гармонизация сложных форм одежды, требующих пропорционирования структурных компонентов формы в целом, и адаптация стилизованных художественных эскизов на типовые или индивидуальные фигуры потребителей.
Поставленная задача решается следующим образом.
Способ построения пропорционально гармоничных форм моделей одежды, в котором стилизованный художественный эскиз адаптируют для фигуры человека путем коррекции вертикальных и горизонтальных параметров эскиза с помощью сетки пропорционирования на основе А-ромба, последующего определения гармоничного расположения конструктивных и декоративных уровней моделей одежды и построения технического эскиза модели, отличается тем, что дополнительно используют вторую сетку пропорционирования, в которой исходным параметром является максимальный горизонтальный размер фигуры, сетку накладывают на абрис фигуры, совмещая ее верхнюю горизонталь с точками основания шеи сбоку, и определяют уровни гармоничных горизонталей, на которых измеряют размеры абриса фигуры; затем исходный стилизованный эскиз условно разделяют на фрагменты по конструктивным и/или декоративным линиям, обрисовывают фрагменты базовыми геометрическими фигурами и определяют их параметры, по полученным размерам абриса фигуры и параметрам геометрических фигур осуществляют выбор аналогичных геометрических фигур, обладающих гармоничными пропорциями, затем накладывают их на абрис, совмещая с горизонталями сеток пропорционирования, и получают гармоничную графическую структуру пропорционируемой модели, на основе которой создают технический эскиз модели одежды.
В качестве сетки пропорционирования, в которой исходным параметром является максимальный горизонтальный размер фигуры, используют сетку на основе системы прямоугольников, построенной на основе гармонического ряда: …; 0,41; 0,50; 0,60; 0,70; 0,85; 1,0; 1,20; 1,41; 1,70; 2,0; 2,40; …..
Определение гармонического ряда осуществляют следующим образом:
- в графической структуре «вавилона» выявляют все составляющие его прямоугольники;
- определяют значения площадей и линейных элементов выявленных прямоугольников;
- комбинаторным сочетанием рассчитывают отношения площадей всех составляющих «вавилон» прямоугольников между собой и отношения линейных элементов каждого прямоугольника;
- все значения полученных отношений площадей и линейных элементов упорядочивают по возрастанию в последовательность;
- из совпадающих и повторяющихся значений последовательности выстраивают в ряд …; ni-1; 1; ni; ni+1; ni+2;… обладающий следующими закономерностями:
- ряд бесконечен и является обратным относительно 1;
- каждый последующий член ряда ni+1 соответствует значению ni·k, где k - регулярно чередующиеся числа 1,2 или 1,17:…; n1=1,0; n2=n1·1,2; n3=n2·1,17; n4=n3·1,2; n5=n4·1,17; …
- каждый пятый член ряда удваивается.
Осуществляют выбор геометрических фигур, обладающих гармоничными пропорциями за счет их построения на основе пропорциональных закономерностей древнерусских саженей и вурфных отношений.
Способ реализуется в следующей последовательности.
1. Исходной информацией для создания гармоничной формы модели одежды на типовую или индивидуальную фигуру являются стилизованный художественный эскиз, который может быть выполнен в свободной манере художника или представлен в виде виртуального прототипа готового изделия на фигуре манекенщицы, и абрис типовой или индивидуальной женской фигуры в двух проекциях, фронтальной и профильной, который наиболее информативно может быть задан фотографическим изображением фигуры.
2. На абрис женской фигуры в фас и в профиль накладывают две сетки пропорционирования: на основе А-ромба, в которой исходным параметром является максимальный вертикальный размер фигуры человека - рост (Р), совмещая ее с вертикальной осью фигуры; и сетку пропорционирования на основе гармонического ряда, в которой исходным параметром является максимальный горизонтальный параметр женской фигуры М, диаметр плеч (dпл) или бедер (dб), совмещая ее верхнюю горизонталь с точками основания шеи сбоку. В рассматриваемом примере dб>dпл, M=dб.
Сетка пропорционирования представляет собой систему взаимосвязанных прямоугольников (Фиг.3). Ширина верхнего основания М является общей и равна одному из основных горизонтальных размеров исходного пропорционируемого объекта. Длины прямоугольников определяют как произведение M·Кi, где Кi соответствует значениям гармонического ряда …; 0,41; 0,50; 0,60; 0,70; 0,85; 1,0; 1,20; 1,41; 1,70; 2,0; 2,40; …, при этом ряд бесконечен в обе стороны и каждое пятое число ряда удваивается.
Горизонтальные линии сеток пропорционирования, наложенных на фигуру, являются гармонично расположенными для данной типовой или индивидуальной фигуры и определяют предпочтительное положение проектируемых уровней линии низа изделия (юбки, жакета, платья) и рукава, членений, кокеток, подрезов, декоративных деталей, отделки и т.п. (Фиг.2).
3. На уровне гармоничных горизонталей сеток пропорционирования измеряют параметры абриса фигуры, увеличивая их на значения прибавок. На Фиг.2 измерены параметры фигуры на уровнях 1, 2.
4. Исходный стилизованный эскиз условно разделяют на фрагменты по конструктивным и/или декоративным линиям, обрисовывают фрагменты базовыми геометрическими фигурами следующих видов: трапеции, прямоугольники, треугольники, усеченный овал (Фиг.1). Определяют параметры базовых геометрических фигур, чтобы осуществить выбор аналогичных геометрических фигур, обладающих гармоничными пропорциями, за счет их построения на основе пропорциональных закономерностей древнерусских саженей и вурфных отношений (таблица 1) [5].
По соотношению параметров базовых геометрических фигур определяют их тип и подтип. В приведенном примере для исходного эскиза, фрагменты которого условно обрисованы базовыми геометрическими фигурами, определено: верхняя и нижняя трапеции - тип I подтип А, средняя трапеция - тип II подтип А, прямоугольник - тип I подтип Е.
5. На основе определенных выше параметров базовых геометрических фигур и размеров абриса женской фигуры осуществляют выбор аналогичных геометрических фигур, обладающих гармоничными пропорциями (таблица 1).
6. Выбранные гармоничные геометрические фигуры накладывают на абрис женской фигуры, совмещая с горизонталями сеток пропорционирования, и получают гармоничную графическую структуру пропорционируемой модели (Фиг.4), которая служит основой для создания технического эскиза разрабатываемой модели одежды (Фиг.5).
Преимущества предложенного способа заключаются в расширении возможностей создания гармоничных моделей одежды путем разработки системы пропорционирования простых и сложных форм, которая позволяет не только задавать гармоничные уровни модели, но и пропорционировать структурные компоненты ее абриса, что гармонизирует форму в целом. Разработанный способ является универсальным в применении для любых типов фигур и форм моделей одежды.
Источники информации
1. Конструирование одежды: учеб. пособие / С.В.Куренова, Н.Ю.Савельева. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 477 с.
2. Патент РФ №2225698, А41Н 3/00, 20.03.2004. Бюл. №8. Медведева Т.В., Таран А.Н. Способ Медведевой-Таран разработки предпочтительных модельных конструкций одежды.
3. Маркелова И.Д. Пространственно-геометрическое формообразование в костюме. Автореферат дисс. канд. техн. наук. М., 2005. - 16 с.
4. Агапова Ю.И., Кривобородова Е.Ю. Создание эскизов женской одежды в соответствии с законами художественного проектирования // В мире оборудования. ЛегПромБизнес. - 2004, №10(50). - С.12-14.
5. Черняев А.Ф. Золото Древней Руси. Русская матрица - основа золотых пропорций. М., 1998.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ СИЛУЭТНЫХ ФОРМ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ НА ФИГУРЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ | 2010 |
|
RU2426485C1 |
Способ изготовления одежды | 1987 |
|
SU1531963A1 |
СПОСОБ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ОДЕЖДЫ НА ОСНОВЕ СОВМЕЩЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ ТИПОВОЙ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФИГУР | 2017 |
|
RU2669688C2 |
Способ выполнения женского нижнего поясного белья | 1988 |
|
SU1671245A1 |
Способ изготовления одежды | 1988 |
|
SU1676579A1 |
СПОСОБ МЕДВЕДЕВОЙ - ТАРАН РАЗРАБОТКИ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ | 2002 |
|
RU2225698C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ ЮБКИ | 2005 |
|
RU2318416C2 |
СПОСОБ МАТУЗОВОЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДНОЙ ОДЕЖДЫ | 1994 |
|
RU2046587C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ | 2007 |
|
RU2356481C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗВЕРТКИ ПЛОТНООБЛЕГАЮЩЕГО ИЗДЕЛИЯ | 2004 |
|
RU2318417C2 |
Изобретение относится к швейному производству, а именно к проектированию моделей одежды сложных пространственных форм на типовые и индивидуальные фигуры потребителей. В способе построения пропорционально гармоничных форм моделей одежды, в котором стилизованный художественный эскиз адаптируют для фигуры человека путем коррекции вертикальных и горизонтальных параметров эскиза с помощью сетки пропорционирования на основе А-ромба, последующего определения гармоничного расположения конструктивных и декоративных уровней моделей одежды и построения технического эскиза модели, дополнительно используют вторую сетку пропорционирования, в которой исходным параметром является максимальный горизонтальный размер фигуры, сетку накладывают на абрис фигуры, совмещая ее верхнюю горизонталь с точками основания шеи сбоку, и определяют уровни гармоничных горизонталей, на которых измеряют размеры абриса фигуры. Затем исходный стилизованный эскиз условно разделяют на фрагменты по конструктивным и/или декоративным линиям, обрисовывают фрагменты базовыми геометрическими фигурами и определяют их параметры, по полученным размерам абриса фигуры и параметрам геометрических фигур осуществляют выбор аналогичных геометрических фигур, обладающих гармоничными пропорциями, затем накладывают их на абрис, совмещая с горизонталями сеток пропорционирования, и получают гармоничную графическую структуру пропорционируемой модели, на основе которой создают технический эскиз модели одежды. Преимущества предложенного способа заключаются в расширении возможностей создания гармоничных моделей одежды путем разработки системы пропорционирования простых и сложных форм, которая позволяет не только задавать гармоничные уровни модели, но и пропорционировать структурные компоненты ее абриса, что гармонизирует форму в целом. 2 з.п. ф-лы, 5 ил., 1 табл.
1. Способ построения пропорционально гармоничных форм моделей одежды, в котором стилизованный художественный эскиз адаптируют для фигуры человека путем коррекции вертикальных и горизонтальных параметров эскиза с помощью сетки пропорционирования на основе А-ромба, последующего определения гармоничного расположения конструктивных и декоративных уровней моделей одежды и построения технического эскиза модели, отличающийся тем, что дополнительно используют вторую сетку пропорционирования, в которой исходным параметром является максимальный горизонтальный размер фигуры, сетку накладывают на абрис фигуры, совмещая ее верхнюю горизонталь с точками основания шеи сбоку и определяют уровни гармоничных горизонталей, на которых измеряют размеры абриса фигуры, затем исходный стилизованный эскиз условно разделяют на фрагменты по конструктивным и/или декоративным линиям, обрисовывают фрагменты базовыми геометрическими фигурами и определяют их параметры, по полученным размерам абриса фигуры и параметрам геометрических фигур осуществляют выбор аналогичных геометрических фигур, обладающих гармоничными пропорциями, затем накладывают их на абрис, совмещая с горизонталями сеток пропорционирования, и получают гармоничную графическую структуру пропорционируемой модели, на основе которой создают технический эскиз модели одежды.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве сетки пропорционирования, в котором исходным параметром является максимальный горизонтальный размер фигуры, используют сетку на основе системы прямоугольников, построенной на основе гармонического ряда.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что осуществляют выбор геометрических фигур, обладающих гармоничными пропорциями за счет их построения на основе пропорциональных закономерностей древнерусских саженей и вурфных отношений.
СПОСОБ МАТУЗОВОЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДНОЙ ОДЕЖДЫ | 1994 |
|
RU2046587C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ШАБЛОНОВ ОДЕЖДЫ | 1996 |
|
RU2101990C1 |
ГРАДАЦИЯ КОНСТРУКЦИЙ ОДЕЖДЫ МЕТОДОМ МАСШТАБИРОВАНИЯ | 2004 |
|
RU2264145C1 |
JP 3073984 В1, 07.08.2000. |
Авторы
Даты
2013-06-10—Публикация
2011-04-21—Подача