ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ МНОГОРАЗОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Российский патент 2013 года по МПК B64G1/22 B64G1/40 F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2485025C1

Изобретение относится к конструкции многоразовых ракет-носителей и может быть использовано при разработке двухступенчатой баллистической многоразовой транспортной системы (БМТКС) для выведения на орбиту искусственного спутника Земли (ОИСЗ) космических аппаратов различного назначения, пилотируемых космических кораблей, в том числе туристических и т.д.

Известна беспилотная двухступенчатая полностью многоразовая транспортная космическая система (МТКС) К-1 разработки компании Kistler Aerospace (США, шт.Вашингтон), представленная в кн. А.И.Киселев и др. Космонавтика на рубеже тысячелетий. М., 2001 г., стр.113-114, а также на официальном сайте компании Kistler Aerospace http//www.rocketplanekistler.com.

Обе ступени МТКС К-1 имеют цилиндрическую форму и не снабжены крылом.

Каждая ступень системы К-1 работает на жидком кислороде и керосине. На первой ступени предполагается использовать три российских двигателя НК-33, а на второй ступени - их усовершенствованный вариант НК-43. Двигатели были изготовлены в 1970-х г.г. НПО «Труд» (ныне НТК «Двигатели НК») для советского носителя H1.

МТКС стартует вертикально, а мягкая посадка ступеней осуществляется с помощью парашютов и воздушных мешков. При этом затраты на выведение 1 кг полезного груза должны быть в два раза меньше, чем у существующих одноразовых РН.

Принципиальными недостатками МТКС К-1 являются:

- использование на первой ступени МТКС ненесущих баков: керосинового бака тороидальной формы и кислородного бака эллипсоидальной формы, следствием чего является переутяжеление конструкции ступени;

- использование цилиндрической формы конструкции второй ступени, не обеспечивающей аэродинамического торможения при спуске в атмосфере Земли до уровня дозвуковой скорости, необходимой при вводе парашютной системы;

- использование керосина вместо водорода, что значительно снижает энергетику МТКС К-1.

Баки первой и второй ступеней не имеют совмещенного днища.

Следствием указанных выше особенностей МТКС К-1 является большая потеря массы потенциальной полезной нагрузки.

Целью изобретения является устранение указанных недостатков.

Указанная цель достигается тем, что в двухступенчатый БМТКС, содержащий ракетные ступени с баками горючего и баками окислителя - кислорода, маршевые двигательные установки (ДУ) и ДУ стабилизации и ориентации, первую ступень цилиндрической формы, снабженную хвостовым отсеком, переходником и обтекателем, в качестве горючего маршевых ДУ использован водород, баки обеих ступеней системы выполнены несущими с совмещенными днищами, а вторая ступень выполнена в виде усеченного конуса со сферическим днищем, снабжена теплозащитой, обе ступени снабжены посадочными опорами.

БМТКС представлена на фиг.1.

Первая ступень 1 БМТКС включает в свой состав несущие баки - кислородный 2 и водородный 3, их совмещенное днище 4, маршевую кислородно-водородную ДУ 5 и ДУ стабилизации и ориентации 6, размещаемую на обтекателе первой ступени 7.

Хвостовой отсек первой ступени 8 имеет сферическое днище 9 для защиты ДУ 5 от набегающего потока воздуха при спуске в атмосфере Земли. Отсек также оснащен посадочными опорами 10.

Соединение ступеней осуществляется с помощью переходника форменной конструкции 11.

Вторая ступени 12 выполнена в форме усеченного конуса со сферическим днищем и также с несущими баками - кислородным 13 и водородным 14 с совмещенным днищем 15.

Вторая ступень БМТКС оснащается маршевой кислородно-водородной ДУ 16 в отсеке ДУ 17 и ДУ стабилизации и ориентации 18, размещаемой в переходнике 19.

Днище и боковая поверхность ступени имеют теплозащитное покрытие. Вторая ступень также оснащается посадочными опорами 20.

Геометрическая форма второй ступени обеспечивает возможность маневра при спуске в атмосфере и минимальное отклонение точки посадки от номинального ее положения, находящейся на некотором удалении от стартового комплекса. Эта форма позволяет также максимально снизить скорость полета на этапе мягкой посадки. На переходнике 19 второй ступени устанавливается полезная нагрузка 21.

Несущие баки с совмещенными днищами, кислородно-водородные маршевые ДУ обеспечивают максимальный выход полезной нагрузки при заданной стартовой массе БМТКС, минимальную удельную стоимость выведения полезной нагрузки на ОИСЗ.

Схема функционирования БМТКС представлена на фиг.2.

Первая ступень после ее отделения от второй ступени совершает маневр возвращения к месту старта с помощью маршевой ДУ и ДУ стабилизации и ориентации. Мягкая посадка ступени осуществляется с помощью ДУ и посадочных опор.

Вторая ступень также совершает маневр возвращения к месту старта за счет использования аэродинамического качества ступени и ее ДУ. Для мягкой посадки второй ступени также используются посадочные опоры.

Непосредственная доставка ступеней от места посадки до стартовой позиции осуществляется с помощью специального колесного или гусеничного транспорта.

Совокупность перечисленных выше характеристик БМТКС обеспечивает высокую эффективность ее применения для решения широкого круга задач по выведению полезных нагрузок на ОИСЗ и ее максимальную конкурентоспособность на мировом рынке оказания космических услуг.

С учетом северного расположения космодромов РФ конкурентоспособность ее ракет-носителей может быть обеспечена только при условии их многоразового применения.

Очевидно, что эта задача может быть решена только с помощью баллистической МТКС.

Похожие патенты RU2485025C1

название год авторы номер документа
ВОЗВРАЩАЕМАЯ ВЕРХНЯЯ СТУПЕНЬ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ ПОСАДКИ 2022
  • Петрищев Владимир Федорович
RU2809408C1
ВОЗВРАЩАЕМАЯ ВЕРХНЯЯ СТУПЕНЬ ДВУХСТУПЕНЧАТОЙ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ ПОСАДКИ 2023
  • Петрищев Владимир Фёдорович
RU2818924C1
ПЛАНИРУЮЩИЙ КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) СО СТВОРЧАТЫМ ГОЛОВНЫМ ОБТЕКАТЕЛЕМ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЕМ НА АЭРОДРОМ 2011
  • Рябуха Николай Николаевич
RU2479469C1
СПОСОБ ВЫВЕДЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ В КОСМОС МНОГОРАЗОВОЙ ТРАНСПОРТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ) 2006
  • Подгорнов Геннадий Андреевич
  • Шахмистов Владимир Михайлович
  • Шахов Валентин Гаврилович
  • Колготин Олег Вячеславович
RU2331551C2
МНОГОРАЗОВЫЙ РАКЕТНО-АВИАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ И СПОСОБ ЕГО ВОЗВРАЩЕНИЯ НА КОСМОДРОМ 2010
  • Рябуха Николай Николаевич
RU2442727C1
Многоразовая воздушно-космическая система 1975
  • Аксенов Ю.В.
  • Синегуб Г.А.
SU580696A1
МНОГОРАЗОВЫЙ УСКОРИТЕЛЬ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ НА БАЗЕ УНИФИЦИРОВАННОГО РАКЕТНОГО БЛОКА 2012
  • Кузин Анатолий Иванович
  • Лехов Павел Анатольевич
  • Семенов Александр Иванович
  • Корнакова Людмила Вадимовна
  • Мамин Владимир Васильевич
  • Альдяков Анатолий Анатольевич
RU2492123C1
МНОГОРАЗОВЫЙ УСКОРИТЕЛЬ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ 1999
  • Киселев А.И.
  • Медведев А.А.
  • Труфанов Ю.Н.
  • Радугин И.С.
  • Кузнецов Ю.Л.
  • Панкевич А.А.
  • Набойщиков Г.Ф.
  • Ушаков В.М.
RU2148536C1
Многоразовая ступень ракеты-носителя 2020
  • Иванов Андрей Владимирович
RU2746471C1
ЛУННЫЙ КОМПЛЕКС С МНОГОРАЗОВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ, ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛЯ-ЛУНА-ЗЕМЛЯ И СПОСОБ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Гашимов Мирсултан Исмаил Оглы
RU2337040C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 485 025 C1

Реферат патента 2013 года ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ МНОГОРАЗОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Изобретение относится к космической технике. Двухступенчатая баллистическая многоразовая транспортная космическая система содержит ракетные ступени с баками горючего и баками окислителя - кислорода, маршевые двигательные установки и двигательные установки стабилизации и ориентации. Первая ступень выполнена цилиндрической формы и снабжена хвостовым отсеком, переходником и обтекателем. В качестве горючего маршевых двигательных установок использован водород. Баки обеих ступеней системы выполнены несущими со совмещенными днищами. Вторая ступень в форме усеченного конуса со сферическими днищами снабжена теплозащитой. Обе ступени снабжены посадочными опорами. Достигается увеличение веса выводимого на орбиту груза. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 485 025 C1

Двухступенчатая баллистическая многоразовая транспортная космическая система, содержащая ракетные ступени с баками горючего и баками окислителя - кислорода, маршевые двигательные установки и двигательные установки стабилизации и ориентации, при этом первая ступень выполнена цилиндрической формы, снабжена хвостовым отсеком, переходником и обтекателем, отличающаяся тем, что в качестве горючего маршевых двигательных установок использован водород, баки обеих ступеней системы выполнены несущими со совмещенными днищами, вторая ступень в форме усеченного конуса со сферическими днищами снабжена теплозащитой, обе ступени снабжены посадочными опорами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2485025C1

РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ МНОГОКРАТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И МНОГОКОМПОНОВОЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 1991
  • Дэвид Р.Крисвелл[Us]
RU2035358C1
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС 1993
  • Клепиков Игорь Алексеевич
  • Иваник Валерий Васильевич
  • Каторгин Борис Иванович
  • Чванов Владимир Константинович
  • Багеева Елена Олеговна
  • Бахмутов Аркадий Алексеевич
  • Прищепа Владимир Иосифович
RU2092400C1
US 2007039308 А1, 22.02.2007
US 2012018587 A1, 26.01.2012.

RU 2 485 025 C1

Авторы

Савельев Борис Иванович

Даты

2013-06-20Публикация

2012-03-26Подача