СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ САЛОНА ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА Российский патент 2013 года по МПК G10K11/16 

Описание патента на изобретение RU2485604C1

Область техники

Изобретение относится к области акустики авиационной техники и может найти применение при летных испытаниях вновь создаваемых самолетов гражданской авиации в части оценки акустических условий пребывания пассажиров и членов экипажа.

Уровень техники

В реальных условиях полета все внешние источники шума затруднительно определить и измерить их характеристики. Как правило, выполняются измерения акустических характеристик внутри салона, которые в дальнейшем сравниваются с нормативными требованиями по акустическому комфорту конкретного типа самолета и по результатам сравнения дается оценка качества установленной на самолете звукоизоляции.

Известен способ оценки звукоизоляции помещения при помощи системы, заявленной в патенте на полезную модель RU 41863 U1. В системе используется источник тестового шумового сигнала, усилитель и соединенный с его выходом акустический излучатель. Средство измерения представляет собой измеритель уровня шума с встроенными октавными фильтрами на центральных частотах от 250 до 4000 Гц, а способ направлен на выполнение гибкой настройки амплитудно-частотной характеристики тестового шумового сигнала и на повышение точности оценки нормируемой величины разборчивости речи в помещении.

Однако применение в условиях полета самолета тестового шумового сигнала с регулировкой амплитудно-частотной характеристики шума и акустического излучателя в качестве внешнего источника шума невозможно. Данное изобретение не решает задачу оценки качества звукоизоляции салона самолета в условиях полета.

Известен также способ определения звукоизолирующих свойств кабины самоходной машины (описание изобретения к авторскому свидетельству SU 1425509 А1), основанный на том, что замеряют уровень шума внутри кабины при работе машины, затем воздействюет на элементы кабины эталонным источником шума и измеряют уровень шума вокруг кабины, после чего воздействуют этим эталонным источником шума на установленное вне кабины шумоизмерительное устройство. По разности уровня звукового давления, измеренного внутри кабины и вне ее, определяют изоляцию кабины от шума.

Однако использование в условиях полета самолета предложенного способа оценки звукоизолирующих свойств салона с применением эталонного источника шума внутри и вне самолета невозможно. Данное изобретение не решает задачу оценки качества звукоизоляции салона самолета в условиях полета.

Известны допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения, в которых измерения уровня шума проводят при испытаниях самолета, салоны которого снабжены звукоизолирующей конструкцией. Микрофоны устанавливают на высоте 0,65 м над сидением кресла, измерения проводят на крейсерских режимах горизонтального полета, затем вычисляют значение уровня звукового давления в определенных полосах частот. Полученные в каждой точке измерения значения уровней звукового давления в этих полосах частот сравнивают с допустимыми уровнями, см. ГОСТ 20296-93 «Самолеты и вертолеты. Пассажирские и транспортные допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения».

Однако в этом документе не предусмотрена оценка качества звукоизоляции салона для рационального размещения элементов звукоизоляции внутри самолета.

Предлагаемый авторами в формуле изобретения способ оценки звукоизоляции салона пассажирского самолета дает возможность устранить указанные ограничения и получать требуемые результаты в условиях полета самолета.

Предлагаемое изобретение направлено на достижение технического результата, заключающегося в выявлении источников шума, в определении качества звукоизоляции салона самолета, что позволит рационально разместить элементы звукоизоляции внутри самолета, снизить уровень шума в салоне самолета.

Существенные признаки

Для получения указанного технического результата в предлагаемом способе оценки звукоизоляции салона самолета в условиях полета, включающем измерение шума внутри салона с помощью акустических микрофонов или акустических антенн, определение уровней спектра звукового давления шума в полосах частот и сравнение этих уровней с нормативными или заданными требованиями к уровням шума внутри салона, одновременно с измерением шума проводят измерение вибрации на элементах конструкции салона. Определяют спектральные характеристики вибрации. Сравнивают полученные спектральные характеристики с частотными составляющими уровней шума. Выделяют одинаковые частотные составляющие вибрации и шума с уровнями, превышающими уровни на других частотах, создаваемые источником вибрационного шума, неучтенным при выборе и установке звукоизоляции салона, регулируют уровень шума на этих частотных составляющих за счет изменения конструкции звукоизоляции или устранения выявленного источника шума, повторно измеряют и сравнивают вновь полученные уровни шума, оценивают звукоизоляцию салона, определяя ее как разность между повторно измеренным уровнем звукового давления в салоне и уровнем звукового давления по нормативным или заданным требованиям.

Кроме того, выявляют зоны салона с уровнями звукового давления шума, значительно меньшими нормативных требований, для устранения избыточности звукоизоляции салона в этих зонах.

Перечень фигур

Для пояснения сущности изобретения на фиг.1 показано расположение сферической акустической антенны и точек измерения вибрации в местах расположения вибрационных преобразователей на самолете Ту-214, где

1 - салон;

2 - звукоизолирующая конструкция;

3 - акустический микрофон (акустическая антенна);

4 - места расположения вибрационных преобразователей;

5 - неучтенный источник шума и вибрации, например радиоантенна.

На фиг.2 приведены спектры звукового давления шума в полосах частот и вибрации, измеренные на элементе конструкции салона (шпангоуте) в режиме горизонтального полета, где

6 - уровень узкополосного спектра шума звукового давления в полосах частот, дБ;

7 - уровень спектральной характеристики вибрации в тех же полосах частот, м2/с;

f1 - частота пиков вибрации и звукового давления, вызываемых условиями аэродинамического обтекания наружной радиоантенны;

f2 - частота пиков вибрации шума внутри салона, вызываемой вращением ротора двигателя, Гц;

8 - заданные требования по уровню шума;

9 - уровень спектральной характеристики вибрации, измеренный в полосе частот f1 после доработки, м2/с;

10 - уровень узкополосного спектра шума звукового давления, измеренного в полосе частот f1 после доработки, дБ.

Способ осуществляется следующим образом.

В условиях полета одновременно измеряют шум внутри салона с помощью акустических микрофонов или акустических антенн и измеряют вибрацию на элементах конструкции салона, определяют уровни спектра звукового давления шума в полосах частот и спектральных характеристик вибрации, сравнивают эти уровни с нормативными или заданными требованиями к уровням шума внутри салона. При этом выделяют одинаковые частотные составляющие вибрации и шума с уровнями, превышающими уровни на других частотах, создаваемых источником вибрационного шума, неучтенным при выборе и установке звукоизоляции салона, регулируют уровень шума на этих частотных составляющих за счет изменения конструкции звукоизоляции. Повторно измеряют и сравнивают вновь полученные уровни шума. Оценивают звукоизоляцию салона, определяя ее как разность между повторно измеренным уровнем звукового давления в салоне и уровнем звукового давления, соответствующим нормативным или заданным требованиям.

Выявляют зоны салона с уровнями звукового давления шума, оценивают степень звукоизоляции в выявленных зонах и регулируют уровень шума внутри салона:

- в зоне, где уровень шума значительно меньше нормативных или заданных требований, изменяют конструкцию звукоизоляции, уменьшая ее вес;

- в зоне, где уровень шума больше нормативных или заданных требований, устраняют выявленный источник вибрационного шума или изменяют конструкцию звукоизоляции за счет увеличения ее веса в этой зоне.

Пример

В салоне самолета Ту-214 (см. фиг.1) осуществляют одновременное измерение шума внутри салона (1) с помощью акустической антенны (3) и вибрации на элементах конструкции салона, определяют уровни узкополосного спектра шума звукового давления в полосах частот (5) и сравнивают эти уровни с нормативными требованиями ГОСТ 20296-93 (8). Далее проводят измерения с помощью преобразователей вибрации (4) на элементах конструкции салона (1) в режиме горизонтального полета. Определяют спектральные характеристики вибрации (6). Сравнивают полученные характеристики с частотными составляющими уровней шума. Выделяют одинаковые частотные составляющие вибрации и шума с уровнями, превышающими уровни на других частотах (см. фиг.2), где f1 - частота пиков вибрации и звукового давления, вызываемых условиями аэродинамического обтекания радиоантенны (5), установленной на наружной поверхности салона (1) самолета, а f2 - частота пиков вибрации ротора двигателя и шума внутри салона (1), вызываемого этой вибрацией. Затем регулируют уровень шума на этих частотных составляющих путем изменения конструкции звукоизоляции (2).

При этом до регулировки на частоте f1 пик вибрации составил 0,015 м2/с, а звуковое давление - 90 дБ, что превысило заданные требования на 10 дБ. После проведения регулировки повторно измеряют и сравнивают вновь полученные уровни вибрации (9) и акустического шума (10), определяют звукоизолирующую способность конструкции и оценивают звукоизоляцию салона (1), вычисляя ее как разность между измеренным уровнем звукового давления в салоне и заданным уровнем шума (8) внутри салона.

Таким образом, предлагаемое изобретение позволит рационально разместить элементы звукоизоляции и снизить уровень шума внутри салона самолета.

Похожие патенты RU2485604C1

название год авторы номер документа
Способ выявления источников вибрации на конструкции самолёта с применением 3D визуализации результатов измерения 2023
  • Митенков Виктор Борисович
  • Федулов Андрей Владимирович
  • Баранова Марина Сергеевна
  • Парусова Марина Георгиевна
  • Маслов Георгий Александрович
  • Померанцев Юрий Иванович
  • Егоров Александр Иванович
RU2815601C1
Способ выявления синусоидальной и случайной вибраций в составе смешанного вибрационного процесса, измеряемого на летательном аппарате 2021
  • Митенков Виктор Борисович
  • Парусова Марина Георгиевна
  • Баранова Марина Сергеевна
  • Кудашин Владимир Сергеевич
  • Саркисян Анаида Фрунзевна
  • Федулов Андрей Владимирович
  • Харатян Вова Гамлетович
RU2782683C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫХ НАГРУЗОК НА ДВИГАТЕЛЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2015
  • Митенков Виктор Борисович
  • Саркисян Анаида Фрунзевна
  • Баранова Марина Сергеевна
  • Власова Тамара Аркадьевна
RU2580381C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Баженов Сергей Александрович
  • Кошелев Николай Николаевич
  • Челноков Владимир Григорьевич
RU2513436C2
Способ измерения удара на конструкции крепления бортового оборудования летательного аппарата при наличии в измеряемом процессе вибрационных и ударных нагрузок 2016
  • Митенков Виктор Борисович
  • Баранова Марина Сергеевна
  • Кудашин Владимир Сергеевич
  • Саркисян Анаида Фрунзевна
  • Митенков Кирилл Алексеевич
  • Гриб Любовь Ивановна
RU2644986C1
СПОСОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ВНУТРЕННЕГО ШУМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Баженов Сергей Александрович
  • Кошелев Николай Николаевич
RU2570108C1
Способ выделения ударных процессов из динамических нагрузок 2019
  • Митенков Виктор Борисович
  • Баранова Марина Сергеевна
  • Саркисян Анаида Фрунзевна
  • Кудашин Владимир Сергеевич
  • Фролкина Людмила Вениаминовна
RU2714897C1
СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ СПЕКТРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АКУСТИЧЕСКОГО ШУМА В АВИАЦИОННОМ ТРЕНАЖЕРЕ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1993
  • Кузнецова Н.Н.
  • Конычев В.И.
  • Важнов Ю.Л.
  • Софин В.А.
RU2070335C1
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ОПОРА ПОДВЕСКИ СИЛОВОГО АГРЕГАТА АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С АКУСТИЧЕСКОЙ ФУНКЦИЕЙ 2011
  • Старобинский Рудольф Натанович
RU2490143C2
АДАПТИВНЫЙ СПОСОБ АКТИВНОГО ГАШЕНИЯ ШУМА В САЛОНЕ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2021
  • Громов Павел Романович
  • Китаев Валерий Борисович
  • Лебедев Андрей Вадимович
  • Манаков Сергей Александрович
RU2763309C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 485 604 C1

Реферат патента 2013 года СПОСОБ ОЦЕНКИ ЗВУКОИЗОЛЯЦИИ САЛОНА ПАССАЖИРСКОГО САМОЛЕТА

Использование: в способах оценки звукоизоляции салона пассажирского самолета. Сущность: способ оценки звукоизоляции салона самолета в условиях полета заключается в одновременном измерении шума внутри салона с помощью акустических микрофонов или акустических антенн и измерении вибрации на элементах конструкции салона, определении уровней спектра звукового давления шума в полосах частот и спектральных характеристик вибрации, сравнении этих уровней с нормативными или заданными требованиями к уровням шума внутри салона. При этом выделяют одинаковые частотные составляющие вибрации и шума с уровнями, превышающими уровни на других частотах, создаваемых источником вибрационного шума, неучтенным при выборе и установке звукоизоляции салона, регулируют уровень шума на этих частотных составляющих за счет изменения конструкции звукоизоляции или устранения выявленного источника вибрационного шума. Технический результат: оперативное и эффективное определение источников шума, повышение качества звукоизоляции салона самолета. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 485 604 C1

1. Способ оценки звукоизоляции салона пассажирского самолета в условиях полета, включающий измерение шума внутри салона с помощью акустических микрофонов или акустических антенн, определение уровней спектра звукового давления шума в полосах частот и сравнение этих уровней с нормативными или заданными требованиями к уровням шума внутри салона, отличающийся тем, что одновременно с измерением шума проводят измерение вибрации на элементах конструкции салона, определяют спектральные характеристики вибрации, сравнивают полученные спектральные характеристики вибрации с частотными составляющими уровней шума, выделяют одинаковые частотные составляющие вибрации и шума с уровнями, превышающими уровни на других частотах, создаваемые источником вибрационного шума, неучтенным при выборе и установке звукоизоляции салона, регулируют уровень шума на этих частотных составляющих за счет изменения конструкции звукоизоляции или устранения выявленного источника вибрационного шума, повторно измеряют и сравнивают вновь полученные уровни шума, оценивают звукоизоляцию салона, определяя ее как разность между повторно измеренным уровнем звукового давления в салоне и уровнем звукового давления по нормативным или заданным требованиям.

2. Способ оценки звукоизоляции салона пассажирского самолета в условиях полета по п.1, отличающийся тем, что выявляют зоны салона с уровнями звукового давления шума, которые значительно меньше нормативных или заданных требований, оценивают степень звукоизоляции в выявленных зонах и регулируют уровень шума внутри салона за счет изменения конструкции звукоизоляции.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2485604C1

WO 9806089 A1, 12.02.1998
Видоизменение охарактеризованного в патенте № 10119 устройства к стыкам балок, образующих вертикальную стойку 1928
  • У. Уэйт
SU20296A1
Самолеты и вертолеты гражданской авиации
Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума
Государственный комитет СССР по стандартам
- М., 1981, пункт 2.4
WO 9603945 A1, 15.02.1996
WO 9910877 A2, 04.03.1999
УСТРОЙСТВО И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ ПОЛЯ ПОМЕХ В САМОЛЕТЕ 2006
  • Крюгер Хайнц-Вольфганг
  • Маркордес Ральф
RU2414053C2
САЛОН ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1999
  • Мамичев Г.Г.
  • Степин В.А.
RU2191716C2

RU 2 485 604 C1

Авторы

Митенков Виктор Борисович

Саркисян Анаида Фрунзевна

Кудашин Владимир Сергеевич

Парусова Марина Георгиевна

Остапенко Виктор Никитович

Баранова Марина Сергеевна

Митенков Кирилл Алексеевич

Власова Тамара Аркадьевна

Даты

2013-06-20Публикация

2012-02-13Подача