ПОДВОДНАЯ ГРУЗОВАЯ ЛОДКА Российский патент 2013 года по МПК B63B43/16 B63G8/00 

Описание патента на изобретение RU2488515C1

Изобретение относится к области судостроения, и может быть использовано для обеспечения плавучести, повышение неуязвимости, живучести подводного объекта, в случае возникновения пробоины в корпусе подводного судна.

К недостаткам известных корпусов подводных судов можно отнести снижение плавучести, вплоть до потери живучести судна, в случае возникновения пробоины, из-за сложности ее устранения: значительное наружное давление при больших глубинах погружения; ограниченный доступ к месту пробоины, в том числе и аварийно-спасательными средствами; наличие необходимого времени подготовки; необходимость непосредственного участия обслуживающего персонала.

Известна подводная грузовая лодка, включающая прочный и легкий корпуса, при этом прочный корпус состоит из отдельных прочных отсеков - грузовых трюмов, выполненных в виде цилиндрической оболочки либо оболочки, имеющей в поперечном сечении форму эллипса или прямоугольника, с концевыми переборками и закрепленных в легком корпусе, причем концевые переборки двух смежных отсеков отстоят друг от друга на расстоянии, равном длине стандартного грузового контейнера, и образуют грузовую шахту для вертикального перемещения этого контейнера, при этом над грузовой шахтой в легком корпусе имеется верхний погрузочный люк, а в переборках отсеков имеются люки для горизонтального перемещения контейнера, причем грузовая шахта выполнена с возможностью заполнения ее водой и использования ее в качестве балластной цистерны подводной лодки (патент РФ №2115583, МПК: В63В 3/13, B63G 8/00 - прототип).

Данная подводная грузовая лодка функционирует следующим образом.

Указанная подводная грузовая лодка имеет легкий корпус и размещенный внутри него прочный корпус, разбитый по длине на ряд прочных отсеков: кормовой отсек, в котором размещены системы управления, жилье, энергетический отсек и грузовые отсеки. Прочные отсеки могут быть выполнены в виде цилиндрической оболочки либо оболочки, имеющей в поперечном сечении форму эллипса или прямоугольника. В носовой части размещена станция гидроакустики. Грузовые отсеки отдалены друг от друга вертикальными грузовыми шахтами, ширина которых равна длине стандартного контейнера. Над грузовыми шахтами в легком корпусе имеются верхние погрузочные лодки, а в переборках отсеков имеются люки для горизонтального перемещения контейнеров. Вертикальные шахты служат также для размещения балластных цистерн. Балластные цистерны размещены и в междубортном пространстве, и в вертикальных шахтах между грузовыми трюмами. Такое размещение грузовых трюмов и балластных цистерн позволяет управлять погружением и всплытием и дифферентовкой подводной лодки. Подводная грузовая лодка снабжена всеми необходимыми системами, устройствами, энергетической установкой, движительными комплексами, системой погружения-всплытия, системами управления и связи, грузовыми устройствами.

Основными недостатками данного технического решения является снижение плавучести, вплоть до потери живучести судна, в случае возникновения пробоины, из-за сложности ее устранения, ограниченный доступ к месту пробоины, в том числе и аварийно-спасательными средствами; наличие необходимого времени подготовки; необходимость непосредственного участия обслуживающего персонала.

Задачей предложенного изобретения является устранение указанных недостатков и создание корпуса подводной грузовой лодки, конструкция которого обеспечивает в подводном положении восстановление функциональности при пробитии в кратчайшие сроки и без участия обслуживающего персонала.

Решение указанной задачи достигается тем, что предложенная подводная грузовая лодка согласно изобретению содержит корпус, в котором расположены технические средства, обеспечивающие функционирование и живучесть подводной грузовой лодки, и, в том числе, двигательная установка с движителем, при этом указанный корпус содержит силовую внутреннюю оболочку, внешнюю обшивку, образующие межкорпусное пространство, сообщающееся с внешней средой, и разделенное элементами конструкции на отсеки, причем в отсеках корпуса расположено устройство для восстановления функциональности корпуса подводной лодки, выполненное в виде одного, предпочтительно, двух-трех, слоев листовой накладки из эластичного материала, зафиксированных одним краем на конструктивных элементах межкорпусного пространства с возможностью перемещения незакрепленной части слоя/ев накладки по нормали к поверхности несущего корпуса и, как минимум, в одном, предпочтительно, в двух, направлениях вдоль поверхности силовой оболочки несущего корпуса.

В варианте исполнения в накладке, выполненной из двух или более слоев, смежные слои уложены внахлест, с перекрытием друг друга, и закреплены за противоположные края к противоположным элементам межкорпусных отсеков.

В варианте исполнения ближний к силовой оболочке слой накладки выполнен из листа, размер которого в направлении, перпендикулярном закрепленному краю, больше, чем размер отсека в данном направлении, при этом противоположный край листа взаимодействует с элементом конструкции отсека межкорпусного пространства с образованием прогиба листа и поджатием листов других слоев накладки к внешней обшивке.

Техническим результатом, достигаемым заявляемым изобретением является создание подводной грузолодки, корпус которой обеспечивает в подводном положении восстановление функциональности при пробитии -герметизация пробоины, в кратчайшие сроки и без участия обслуживающего персонала.

Технический результат достигается за счет того, что корпус подводной грузовой лодки, содержащий силовую оболочку, внешнюю обшивку, образующие межкорпусное пространство, сообщающееся с внешней средой и разделенное на отсеки, предпочтительно прямоугольной формы, конструктивными элементами, содержит накладку из эластичного материала, предпочтительно состоящую из двух или более слоев, уложенных внахлест друг на друга, установленную в отсеках межкорпусного пространства. При этом один край листов фиксируют на конструктивных элементах, причем у смежных слоев фиксируют противоположные края. Под воздействием перепада давления незакрепленная часть листа перемещается к поверхности силовой оболочки, одновременно смещаясь и вдоль ее поверхности. Таким образом, происходит смещение отверстия пробоины в накладке относительно пробоины в силовой оболочке. Накладка перекрывает пробоину в силовой оболочке и за счет эластичности материала накладки происходит герметизация пробоины.

Изобретение иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 - изображена конструктивная схема установки листовой накладки из одного слоя эластичного материала в межкорпусном пространстве; на фиг.2 - изображена конструктивная схема установки листовой накладки из двух слоев эластичного материала в межкорпусном пространстве; на фиг.3 - показано положение конструктивных элементов в момент возникновения пробоины при установке листовой накладки из одного слоя эластичного материала в межкорпусном пространстве; на фиг.4 - показано положение конструктивных элементов в момент возникновения пробоины при установке листовой накладки из двух слоев эластичного материала в межкорпусном пространстве; на фиг.5 - показано положение конструктивных элементов после герметизации пробоины при установке листовой накладки из одного слоя эластичного материала в межкорпусном пространстве, на фиг.6 - показано положение конструктивных элементов после герметизации пробоины при установке листовой накладки из двух слоев эластичного материала в межкорпусном пространстве.

Корпус подводной грузовой лодки содержит силовую оболочку 1, внешнюю обшивку 2, образующие межкорпусное пространство 3, сообщающееся с внешней средой и разделенное на отсеки, предпочтительно прямоугольной формы, конструктивными элементами 4. Внутри межкорпусного пространства 3 установлена накладка 5 из эластичного материала, состоящая из одного, предпочтительно, из двух или более слоев 6 указанного материала, уложенных внахлест друг на друга. Один край слоев 6 зафиксирован на конструктивных элементах 4, причем у смежных слоев зафиксированы противоположные края.

Предложенная конструкция корпуса подводного судна в подводном положении работает следующим образом.

При возникновении пробоины (условно не обозначена) в силовой оболочке 1, через образовавшееся отверстие происходит падение давления в объеме между листами 5 и силовой оболочкой 1. Под воздействием перепада давления незакрепленная часть слоя 6 накладки 5 перемещается к поверхности силовой оболочки 1, одновременно смещаясь и вдоль ее поверхности.

Таким образом, происходит смещение отверстия пробоины в накладке 5 относительно пробоины в силовой оболочке 1. Накладка перекрывает пробоину в силовой оболочке 1 и за счет эластичности материала накладки 5 происходит герметизация пробоины.

Использование предложенного технического решения позволит создать подводную лодку с конструкцией корпуса, обеспечивающего герметизацию в подводном положении при его пробитии в кратчайшие сроки, в широком диапазоне глубин погружения, без участия обслуживающего персонала

Похожие патенты RU2488515C1

название год авторы номер документа
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА 2012
RU2489305C1
ПОДВОДНОЕ СУДНО 2012
RU2481230C1
ПОДВОДНОЕ ГРУЗОВОЕ СУДНО 2012
RU2488516C1
БАТИСКАФ 2012
  • Шепеленко Виталий Борисович
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2487816C1
БАТИПЛАН 2012
  • Шепеленко Виталий Борисович
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2481228C1
КОРПУС ПОДВОДНОЙ ГРУЗОВОЙ ЛОДКИ 2012
  • Шепеленко Виталий Борисович
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2482009C1
КОРПУС ПОДВОДНОГО ГРУЗОВОГО СУДНА 2012
  • Шепеленко Виталий Борисович
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2482006C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ПОДВОДНОЙ ГРУЗОВОЙ ЛОДКИ 2012
  • Шепеленко Виталий Борисович
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2482003C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ПОДВОДНОЙ ГРУЗОВОЙ ЛОДКИ 2012
  • Шепеленко Виталий Борисович
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2482007C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ ПОДВОДНОГО ГРУЗОВОГО СУДНА 2012
  • Шепеленко Виталий Борисович
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2482005C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 488 515 C1

Реферат патента 2013 года ПОДВОДНАЯ ГРУЗОВАЯ ЛОДКА

Изобретение относится к области судостроения, в частности к средствам борьбы за живучесть подводных объектов в случае возникновения пробоины в их корпусе. Подводная грузовая лодка содержит корпус, в котором расположено техническое оборудование, обеспечивающее функционирование и живучесть подводной лодки, и, в том числе, двигательная установка с движителем. Указанный корпус содержит силовую внутреннюю оболочку, внешнюю обшивку, образующие межкорпусное пространство, сообщающееся с внешней средой и разделенное элементами конструкции на отсеки, причем в отсеках корпуса расположено устройство для восстановления функциональности корпуса подводной лодки, выполненное в виде одного, предпочтительно двух-трех, слоев листовой накладки из эластичного материала, зафиксированных одним краем на конструктивных элементах межкорпусного пространства с возможностью перемещения незакрепленной части слоя/ев накладки по нормали к поверхности несущего корпуса и, как минимум, в одном, предпочтительно в двух, направлениях вдоль поверхности силовой оболочки несущего корпуса. Технический результат заключается в сокращении времени, необходимого для восстановления функциональности подводной грузовой лодки, и упрощении устройства для восстановления функциональности подводной грузовой лодки. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 488 515 C1

1. Подводная грузовая лодка, характеризующаяся тем, что она содержит корпус, в котором расположено техническое оборудование, обеспечивающее функционирование и живучесть подводной лодки, и в том числе двигательная установка с движителем, при этом указанный корпус содержит силовую внутреннюю оболочку, внешнюю обшивку, образующие межкорпусное пространство, сообщающееся с внешней средой и разделенное элементами конструкции на отсеки, причем в отсеках корпуса расположено устройство для восстановления функциональности корпуса подводной лодки, выполненное в виде одного, предпочтительно двух-трех, слоев листовой накладки из эластичного материала, зафиксированных одним краем на конструктивных элементах межкорпусного пространства с возможностью перемещения незакрепленной части слоя/ев накладки по нормали к поверхности несущего корпуса и, как минимум, в одном, предпочтительно в двух, направлениях вдоль поверхности силовой оболочки несущего корпуса.

2. Подводная грузовая лодка по п.1, отличающаяся тем, что в накладке, выполненной из двух или более слоев, смежные слои уложены внахлест, с перекрытием друг друга, и закреплены за противоположные края к противоположным элементам межкорпусных отсеков.

3. Подводная грузовая лодка по п.1 или 2, отличающаяся тем, что ближний к силовой оболочке слой накладки выполнен из листа, размер которого в направлении, перпендикулярном закрепленному краю, больше, чем размер отсека в данном направлении, при этом противоположный край листа взаимодействует с элементом конструкции отсека межкорпусного пространства с образованием прогиба листа и поджатием листов других слоев накладки к внешней обшивке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2013 года RU2488515C1

ПОДВОДНАЯ ГРУЗОВАЯ ЛОДКА 1996
  • Кораблев Ю.Д.
RU2115583C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПОДВОДНОГО АППАРАТА К УДАРНЫМ ВОЛНОВЫМ НАГРУЗКАМ 1997
  • Таланов Б.П.
RU2132285C1
ДНИЩЕВОЕ ПЕРЕКРЫТИЕ СУДНА 1995
  • Нестеров А.Б.
  • Палий О.М.
  • Пашин В.М.
RU2096241C1
Приспособление для заделки пробоин 1940
  • Груздев Д.В.
SU59406A1
Радиоэлектронный блок 1987
  • Глибицкий Маркс Михайлович
  • Лобойко Сергей Николаевич
  • Сухман Лев Абрамович
  • Федорова Наталья Яковлевна
SU1638817A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2019
  • Ковальский Болеслав Иванович
  • Верещагин Валерий Иванович
  • Безбородов Юрий Николаевич
  • Шрам Вячеслав Геннадьевич
  • Лысянникова Наталья Николаевна
RU2705942C1
US 326896 A, 22.09.1885
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ТЕЧИ СУДНА ОТ ПРОБОИНЫ 1992
  • Резницкий Наум Григорьевич[Ua]
RU2051066C1
JP 2010111175 A, 20.05.2010
ПЛАСТЫРЬ ДЛЯ ЗАДЕЛКИ ПРОБОИНЫ В КОРПУСЕ СУДНА 1992
  • Бабаева Инаида Михайловна[Ua]
  • Дическул Борис Георгиевич[Ua]
  • Тихомиров Александр Семенович[Ua]
RU2053160C1

RU 2 488 515 C1

Даты

2013-07-27Публикация

2012-03-15Подача