Изобретение относится к радиолокационной технике и может быть использовано при создании локаторов измерения скорости перемещения автотранспорта, используемых сотрудниками государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД).
Известна РЛС измерения начальной скорости снаряда с использованием способа определения моментов пролета снарядом начала и конца известного интервала расстояния [патент 2367975, RU, G01S 13/58] содержит приемно-передающую антенну, вход которой работающий на передачу, подключен к высоко мощному выходу передатчика непрерывного сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно спадающему закону, а выход, работающий на прием, подключен к первому входу смесителя, второй вход которого подключен к маломощному выходу передатчика, а выход к входу фильтра разностных частот, а также последовательно соединенные генератор непрерывной частоты, второй смеситель, широкополосный фильтр, усилитель - ограничитель, узкополосный полосовой фильтр, амплитудный детектор, компаратор, формирователь импульса, измеритель интервала времени и вычислитель начальной скорости снаряда, при этом второй вход компаратора подключен к шине опорного напряжения, а первый вход второго смесителя подключен к выходу фильтра разностных частот.
Данной РЛС можно измерить только скорость удаляющегося от нее объекта, а ее массогабаритные и стоимостные характеристики определяются в основном стоимостью разработки и изготовления СВЧ приемно-передающего модуля с частотно модулированным сигналом.
Целью изобретений является повышение вероятности правильного измерения скорости приближения автомобиля к РЛС и уменьшение массогабаритных и стоимостных характеристик локаторов для ГИБДД.
Поставленная цель достигается за счет реализации локаторов с использованием более низкочастотного сигнала излучаемого РЛС и проведения измерения скорости приближения автомобиля к РЛС на более коротком и заранее известном интервале расстояния.
Локатор для ГИБДД (вариант 1) содержит РЛС измерения начальной скорости снаряда излучающую непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону, а также, при установке РЛС на автомобиле государственной автоинспекции (ГИБДД), преобразователь скорости перемещения автомобиля ГИБДД, выходы которого, также как и выходы вычислителя скорости РЛС подключены, соответственно, к первым и вторым входам схемы вычитания.
Локатор для ГИБДД (вариант 2) содержит приемно - передающую антенну, вход которой работающий на передачу, подключен к высоко мощному выходу передатчика непрерывного сигнала с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону, а выход, работающий на прием, подключен к первому входу смесителя, второй вход которого подключен к маломощному выходу передатчика, а выход к входу фильтра разностных частот, а также последовательно соединенные генератор непрерывной частоты, второй смеситель, узкополосный полосовой фильтр (УПФ), амплитудный детектор, компаратор, формирователь импульса, измеритель интервала времени и вычислитель начальной скорости снаряда, при этом второй вход компаратора подключен к шине опорного напряжения, первый вход второго смесителя подключен к выходу фильтра разностных частот, а также, при установке РЛС на автомобиле ГИБДД, преобразователь скорости перемещения автомобиля ГИБДД, выходы которого, также как и выходы вычислителя скорости РЛС подключены, соответственно, к первым и вторым входам схемы вычитания.
Рассмотрим работу локатора для ГИБДД.
Пусть РЛС измерения начальной скорости снаряда установлена, например, на треноге около автомагистрали и излучает в пространство сравнительно низкочастотный непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону с параметрами: fo=1 ГГц - средняя частота излучаемого сигнала, Fm=5 кГц - частота модуляции сигнала, dfm=5 МГц - девиация частоты сигнала, удовлетворяющими условию:
Do/Vo=fo/Fm dfm=6 м / 150 (м/с)=1 ГГц/5 МГц 5 МГц=0,04 с, где, например. Do=6 м - выбираемое расстояние от антенны РЛС до ближней зоны обнаружения автомобиля, Vo=150 м/с - скорость, определяющая величину разностного сигнала при известных величинах Do, fo, Fm, dfm.
Тогда, очевидно, если при, например, скорости приближения автомобилей VA=50 м/с (180 км/ч) к РЛС на второй смеситель РЛС подавать опорный сигнал частотой fоп=1 кГц, то на выходе РЛС короткий импульс появится тогда, когда автомобиль окажется на удалении от антенны РЛС в D20=20 м,
т.е. когда на выходе первого смесителя РЛС будет формироваться разностный сигнал частотой
Fp20-A=[(2D20)Fm dfm/C]-(2 V50 fo/С)=3 кГц
и сигнал частотой
Fp8-A=[(2D8)Fm dfm/C]-(2 V50fo/C)=2 Vоfо/С=1 кГц
когда автомобиль окажется на удалении от антенны РЛС в D8=8 м,
а также сигнал частотой:
Fp18-З=[(2 D18) Fm dfm/С]=3 кГц
от точек земной поверхности отстоящих от антенны РЛС на удалении в D18=18 м и сигнал частотой:
Fр6-З=[(2D6)Fm dfm/C]=2Vо fо/С=1 кГц
от точек земной поверхности отстоящих от антенны РЛС на удалении в D6=6 м.
Очевидно, что если использовать, например, косекансную или игольчатую диаграммы направленности антенны РЛС и их направить параллельно полотну автострады на высоте, например, 1 метра от полотна, то можно исключить формирование разностных сигналов частотой Fp18-З и Fр6-З и их влияние на работу обнаружителя сигнала узкополосного спектра частот РЛС. Тогда на выходе второго смесителя будут формироваться только сигналы от движущегося автотранспорта, попадающего в раскрыв диаграммы направленности антенны, в частности частотой
Fp20-A-fоп=Fp8-A+fоп=3 кГц-1 кГц=1 кГц+1 кГц=2 кГц
которые более эффективно будут обрабатываться обнаружителем сигналов РЛС.
Таким образом, если использовать РЛС излучающую непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону, то можно измерить скорость приближающегося к стационарно расположенной РЛС автомобиля по формуле VA=2 D0/t,
где t - интервал времени между моментами обнаружения на РЛС сигналов разностных частот Fp20-A и Fp8-A.
Здесь следует отметить, что процедуру точного измерения скорости приближения автомобиля к локатору ГИБДД может нарушить лишь появление второго автомобиля, в нашем случае, на интервале расстояния от D20=20 м до D8=8 м. Очевидно, что вероятность такого события невелика и может быть уменьшена при выборе Do меньшим 6 м.
Известно, что для решения аналогичной задачи широко используются доплеровские локаторы с излучением непрерывного сигнала, измеряющие частоту сигнала Доплера формируемого перемещающимся автотранспортом. Очевидно, что измерить частоту сигнала Доплера на конкретном интервале расстояния, например, от D20=20 м до D8=8 м, для того чтобы вероятности событий были одинаковыми, данным способом невозможно. Поэтому, обычно, известным способом измеряют частоту сигнала Доплера на удалениях от 0 до 100 м от РЛС, вероятность пребывания двух и более автомобилей на котором выше чем при предлагаемом способе измерения скорости приближения автомобиля к РЛС.
Работа локатор для ГИБДД с РЛС установленной, например, на крыше автомобиля ГИБДД аналогична вышеописанному, за исключением лишь того, что в локатор дополнительно необходимо ввести преобразователь скорости перемещения автомобиля ГИБДД выходы которого, также как и выходы вычислителя скорости необходимо подключить к входам схемы вычитания, для того чтобы разность соответствовала скорости приближения автомобиля к РЛС.
Если в известной РЛС исключить широкополосный фильтр и усилитель -ограничитель, то данный, более простой локатор также можно использовать для измерения скорости приближения автомобиля к РЛС. Так если при этом применить УПФ с полосой пропускания 100 Гц и центральной частотой 2 кГц, то сигнал на выходе такого фильтра будет достигать максимальной величины через время tвост.=3/100 Гц=0,03 с, при большем его времени нахождения в полосе пропускания
tупф=(2Dо/2 кГц)100 Гц×(L=3 м)/(VA мах=50 м/с)=0,036 с,
где L=3м - средняя длина автомобиля.
Изобретения относятся к радиолокационной технике и могут быть использованы при создании локаторов для государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Заявлены четыре варианта локаторов для ГИБДД, выполненных определенным образом. Достигаемый технический результат изобретений - повышение вероятности правильного измерения скорости приближения автомобиля к радиолокационной станции (РЛС) и уменьшение массогабаритных и стоимостных характеристик локаторов для ГИБДД. Указанный результат достигается за счет реализации локаторов с использованием более низкочастотного сигнала, излучаемого РЛС, и проведения измерения скорости приближения автомобиля к РЛС на более коротком и заранее известном интервале расстояния. Локатор для ГИБДД содержит РЛС измерения начальной скорости снаряда, приемно-передающую антенну, которую устанавливают, при необходимости, на автомобиле ГИБДД и которая излучает непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону и имеет преобразователь скорости перемещения автомобиля ГИБДД, выходы которого, так же как и выходы вычислителя скорости РЛС, подключены, соответственно, к первым и вторым входам схемы вычитания. 4 н.п. ф-лы.
1. Локатор для государственной инспекции безопасности дорожного движения устанавливаемый на автомобиле (локатор для ГИБДД), содержащий приемно-передающую антенну, вход которой работающий на передачу, подключен к высокомощному выходу передатчика непрерывного сигнала с частотной модуляцией, а выход, работающий на прием, подключен к первому входу смесителя, второй вход которого подключен к маломощному выходу передатчика, а выход к входу фильтра разностных частот, а также последовательно соединенные генератор непрерывной частоты, второй смеситель, широкополосный фильтр, усилитель-ограничитель, узкополосный полосовой фильтр, амплитудный детектор, компаратор, формирователь импульса, измеритель интервала времени и вычислитель скорости, при этом второй вход компаратора подключен к шине опорного напряжения, а первый вход второго смесителя подключен к выходу фильтра разностных частот, отличающийся тем, что в локатор для ГИБДД введен преобразователь скорости перемещения автомобиля ГИБДД, выходы которого, также как и выходы вычислителя скорости автомобиля, подключены соответственно к первым и вторым входам схемы вычитания для обеспечения соответствия полученной разности - скорости приближения автомобиля к локатору, а также тем, что в локаторе для ГИБДД используется непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону.
2. Локатор для государственной инспекции безопасности дорожного движения устанавливаемый на автомобиле (локатор для ГИБДД), содержащий приемно-передающую антенну, вход которой работающий на передачу, подключен к высокомощному выходу передатчика непрерывного сигнала с частотной модуляцией, а выход, работающий на прием, подключен к первому входу смесителя, второй вход которого подключен к маломощному выходу передатчика, а выход к входу фильтра разностных частот, а также последовательно соединенные генератор непрерывной частоты и второй смеситель, и последовательно соединенные узкополосный полосовой фильтр, амплитудный детектор, компаратор, формирователь импульса, измеритель интервала времени и вычислитель скорости, при этом второй вход компаратора подключен к шине опорного напряжения, первый вход второго смесителя подключен к выходу фильтра разностных частот, отличающийся тем, что в локатор для ГИБДД введен преобразователь скорости перемещения автомобиля ГИБДД, выходы которого, также как и выходы вычислителя скорости автомобиля, подключены соответственно к первым и вторым входам схемы вычитания для обеспечения соответствия полученной разности - скорости приближения автомобиля к локатору, а выход второго смесителя подключен к входу узкополосного полосового фильтра, а также тем, что в локаторе для ГИБДД используется непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону.
3. Локатор для государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), содержащий приемно-передающую антенну, вход которой работающий на передачу, подключен к высокомощному выходу передатчика непрерывного сигнала с частотной модуляцией, а выход, работающий на прием, подключен к первому входу смесителя, второй вход которого подключен к маломощному выходу передатчика, а выход к входу фильтра разностных частот, а также последовательно соединенные генератор непрерывной частоты и второй смеситель, и последовательно соединенные узкополосный полосовой фильтр, амплитудный детектор, компаратор, формирователь импульса, измеритель интервала времени и вычислитель скорости, при этом второй вход компаратора подключен к шине опорного напряжения, первый вход второго смесителя подключен к выходу фильтра разностных частот, отличающийся тем, что выход второго смесителя подключен к входу узкополосного полосового фильтра, а также тем, что в локаторе для ГИБДД используется непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону.
4. Локатор для государственной инспекции безопасности дорожного движения (локатор для ГИБДД), содержащий приемно-передающую антенну, вход которой работающий на передачу, подключен к высокомощному выходу передатчика непрерывного сигнала с частотной модуляцией, а выход, работающий на прием, подключен к первому входу смесителя, второй вход которого подключен к маломощному выходу передатчика, а выход, через фильтр разностных частот, к второму входу второго смесителя, а также последовательно соединенные генератор непрерывной частоты, второй смеситель, широкополосный фильтр, усилитель-ограничитель, узкополосный полосовой фильтр, амплитудный детектор, компаратор, формирователь импульса, измеритель интервала времени и вычислитель скорости, при этом второй вход компаратора подключен к шине опорного напряжения, отличающийся тем, что в локаторе для ГИБДД используется непрерывный сигнал с частотной модуляцией по одностороннему пилообразному линейно возрастающему закону.
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТОВ ПРОЛЕТА СНАРЯДОМ НАЧАЛА И КОНЦА ИЗВЕСТНОГО ИНТЕРВАЛА РАССТОЯНИЯ, РЛС ИЗМЕРЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ СКОРОСТИ СНАРЯДА | 2007 |
|
RU2367975C1 |
РАДИОВЗРЫВАТЕЛЬ, ОБНАРУЖИТЕЛЬ СИГНАЛОВ УЗКОПОЛОСНОГО СПЕКТРА ЧАСТОТ | 2007 |
|
RU2352955C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ НА ПУСК ЗАЩИТНОГО БОЕПРИПАСА, УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ НА ПУСК ЗАЩИТНОГО БОЕПРИПАСА, СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ВЫДАЧИ КОМАНДЫ НА ПУСК ЗАЩИТНОГО БОЕПРИПАСА, РЛС ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОМЕНТА ВЫДАЧИ КОМАНДЫ НА ПУСК ЗАЩИТНОГО БОЕПРИПАСА, СПОСОБЫ ОБНАРУЖЕНИЯ СИГНАЛОВ УЗКОПОЛОСНОГО СПЕКТРА ЧАСТОТ, ОБНАРУЖИТЕЛЬ СИГНАЛОВ УЗКОПОЛОСНОГО СПЕКТРА ЧАСТОТ | 2007 |
|
RU2374597C2 |
НАЗЕМНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И РАСПОЗНАВАНИЯ ОБЪЕКТОВ | 2007 |
|
RU2352480C1 |
US 2010283663 A1, 11.11.2010 | |||
JP 54070795 A, 06.06.1979 | |||
US 6683558 B1, 27.01.2004. |
Авторы
Даты
2013-12-10—Публикация
2011-12-14—Подача