Изобретение относится к области картографии и может быть использовано в качестве информационной базы при управлении движением различных транспортных средств и пеших групп, использовании автоматизированной системы управления войсками, планировании и проведении полевых исследований и туристических маршрутов.
Известные методы оценки проходимости местности основаны на анализе контролирующих факторов, взятых из различных карт.
Например, при оценке проходимости местности по целине используют данные, получаемые с топографических карт. При этом контролирующими факторами, которые учитывают при определении характера проходимости и скорости движения, являются гидрография, растительность и угол наклона поверхности [Бубнов И.А. и др. Военная топография. / М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1963, стр.239; Говорухин A.M. и др. Справочник по военной топографии. / М.: Воениздат, 1980, стр.111, 3, лист 12-2,4].
Известно использование карт проходимости местности вне дорог для оперативной оценки проходимости и выбора оптимального маршрута движения. При этом контролирующими факторами являются различные типы грунтов и проходимость по временам года [ФГУГП «Гидрогеологическая экспедиция 16 района. Карта проходимости. - http://www.gge16.rii/usl.html].
Недостатком данного метода является низкая точность оценки характера проходимости и скорости перемещения, связанные с отсутствием учета влияния на эти параметры микрорельефа местности и интенсивности рельефообразующих процессов, проявляющаяся в условиях пересеченной и сильно пересеченной местности.
Задачей изобретения является повышение достоверности определения проходимости местности.
Технический результат - обеспечение повышения безопасности маршрута путем исключения непроходимых и труднопроходимых участков, снижение времени на разработку маршрута с учетом требований, предъявляемых типом движущихся объектов, а также оптимизацию маршрута по заданным параметрам и критериям.
Анализ проходимости местности вне дорог осуществляют на основе геоморфологической карты. Анализируемую местность разделяют на участки, соответствующие граням рельефа - генетически однородным поверхностям, группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам и характеру грунтов, калибруют выделенные классы по скорости перемещения движущихся объектов (транспортные средства разного типа - гусеничные машины, колесные машины, пешие группы), объединяют области с равными скоростями движения для каждого типа движущихся объектов и формируют итоговые карты проходимости для каждого вида движущихся объектов.
Способ оценки проходимости местности вне дорог реализован для территории западной части Курайского хребта (Горный Алтай).
На фиг.1 приведен фрагмент геоморфологической карты генетически однородных поверхностей западной части Курайского хребта и Курайской впадины (Горный Алтай).
На фиг.2 приведен фрагмент карты скоростей движения пешей группы для западной части Курайского хребта. Скорости движения указаны в километрах в час с индивидуальным грузом 40-45 кг, в скобках - с грузом 5-10 кг: 1 - непроходимо; 2 - местами проходимо 0-0,5 (0,5-1,5); 3-6 - проходимо: 3 - 0,5-1 (1,5-2,5); 4 - 1-1,5 (2,5-4); 5 - 2-2,5 (4-5); 6 - 2,5-3 (5-6).
На фиг.3 приведен фрагмент карты скоростей движения гусеничных тягачей и самоходных установок для западной части Курайского хребта. Скорости движения указаны в километрах в час: 1 - непроходимо, 2 - труднопроходимо (3-7), проходимо (7-10), легко проходимо (10-30).
На фиг.4 приведен фрагмент карты проходимости и скоростей движения колесного транспорта повышенной проходимости для западной части Курайского хребта. Скорости движения указаны в километрах в час: 1 - непроходимо, 2 - труднопроходимо (5-10), проходимо (10-15), легко проходимо (15-40).
Способ оценки проходимости местности вне дорог включает следующие операции:
Используют имеющуюся геоморфологическую карту или осуществляют построение карты граней рельефа и ее последующее преобразование в геоморфологическую карту генетически однородных поверхностей по известному алгоритму [Методические указания по составлению геоморфологических карт при средне- и крупномасштабной геологической съемке. / Сост.Г.С.Ганешин, Ред. В.В. Соловьев / Л.: ВСЕГЕИ, 1980. - 60 с. + легенда и 5 листов геоморфологических карт]. Анализируемую местность разделяют на участки, соответствующие граням рельефа - выделяют генетически однородные поверхности, и группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам и характеру грунтов. В таблице 1 приведена информация о типах выделенных генетически однородных поверхностей части Курайского хребта и прилегающих территорий Курайской впадины (Горный Алтай). Таблица включает описание участков с разными типами уклона, микрорельефа, грунтов и динамики поверхностных отложений. На фиг.1 цифрами на карте обозначены типы генетически однородных поверхностей (столбец Id), перечисленные в таблице 1.
Осуществляют полевую калибровку каждого из типов генетически однородных поверхностей по скорости прохождения разных типов транспортных средств.
Объединяют контуры с одинаковой проходимостью и осуществляют построение итоговой карты проходимости (фиг.2-4).
Таким образом, способ оценки проходимости местности вне дорог, основанный на анализе контролирующих факторов по геоморфологической карте местности, обеспечивает повышение безопасности путем исключения непроходимых и труднопроходимых участков, снижение времени на разработку маршрута с учетом требований, предъявляемых типом движущихся объектов, а также оптимизацию маршрута по заданным параметрам и критериям.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА ПО ДАННЫМ ДИСТАНЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ | 2006 |
|
RU2327987C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОНИЦАЕМОСТИ МЕСТНОСТИ ВНЕ ДОРОГ | 2014 |
|
RU2564826C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ МЕСТНОСТИ ПО ТАКТИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ | 2013 |
|
RU2548389C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЗРАСТА ГОРНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 2007 |
|
RU2383906C2 |
ПОДВЕСКА СЕЙСМИЧЕСКОГО ВИБРАТОРА | 1996 |
|
RU2107311C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАЗОВЫХ ПРЕВРАЩЕНИЙ | 2002 |
|
RU2229702C2 |
СКВАЖИННЫЙ ВИБРАТОР С УПРАВЛЕНИЕМ ЧЕРЕЗ КАРОТАЖНЫЙ КАБЕЛЬ | 1996 |
|
RU2112253C1 |
СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ЛЕГКОГО ЗАПОЛНИТЕЛЯ БЕТОНОВ (ПЕНОЗОЛА) | 2011 |
|
RU2479518C1 |
СПОСОБ БОНИТИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ, СМЕШАННЫХ, РАЗНОВОЗРАСТНЫХ НАСАЖДЕНИЙ | 2013 |
|
RU2535725C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОВРЕМЕННОЙ АКТИВНОСТИ ТЕКТОНИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ | 2009 |
|
RU2393510C1 |
Изобретение относится к области картографии и может быть использовано в качестве информационной базы при управлении движением различных транспортных средств и пеших групп, использовании автоматизированной системы управления войсками, планировании и проведении полевых исследований и туристических маршрутов. Сущность: способ оценки проходимости местности вне дорог включает анализ по геоморфологической карте местности контролирующих факторов, в качестве которых выбирают участки генетически однородных поверхностей, группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам и характеру грунтов, калибруют выделенные классы по скорости перемещения движущихся объектов (транспортных средств разного типа - гусеничные машины, колесные машины, а также пешие группы), объединяют области с равными скоростями движения для каждого типа движущихся объектов и формируют итоговые карты проходимости для каждого вида движущихся объектов. Технический результат: обеспечение повышения безопасности маршрута путем исключения непроходимых и труднопроходимых участков, снижение времени на разработку маршрута с учетом требований, предъявляемых типом движущихся объектов, а также оптимизацию маршрута по заданным параметрам и критериям. 1 з.п. ф-лы, 1 табл., 4 ил.
1. Способ оценки проходимости местности вне дорог, включающий анализ контролирующих факторов по карте местности, отличающийся тем, что в качестве контролирующих факторов выбирают участки генетически однородных поверхностей по геоморфологической карте, группируют выделенные участки в классы, близкие по морфометрическим характеристикам и характеру грунтов, калибруют выделенные классы по скорости перемещения движущихся объектов, объединяют области с равными скоростями движения для каждого типа движущихся объектов и формируют итоговые карты проходимости для каждого вида движущихся объектов.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в качестве движущихся объектов выбирают транспортные средства разного типа - гусеничные машины, колесные машины, а также пешие группы.
БУБНОВ И.А | |||
и др | |||
Военная топография | |||
- М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1969, с.239 | |||
ГОВОРУХИН A.M | |||
и др | |||
Справочник по военной топографии | |||
- М.: Воениздат, 1980, с.111, 3, лист 12-2,4 | |||
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА ПО ДАННЫМ ДИСТАНЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ | 1992 |
|
RU2105974C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА ПО ДАННЫМ ДИСТАНЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ | 2006 |
|
RU2327987C2 |
СПОСОБ ДИСТАНЦИОННОГО ЗОНДИРОВАНИЯ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ДИНАМИЧЕСКИ НАПРЯЖЕННЫХ ЗОН ЗЕМНОЙ КОРЫ | 2004 |
|
RU2285278C2 |
Авторы
Даты
2013-12-20—Публикация
2012-07-13—Подача