ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2014 года по МПК F02B71/04 

Описание патента на изобретение RU2503836C1

Изобретение относится к энергетическим установкам и может быть использовано в автомобилестроении, тяжелом машиностроении и малой энергетике, в частности в виде вспомогательных двигателей транспортных механизмов на передвижных или переносных электростанциях, электросварочных агрегатах и др. Наиболее оптимальным в двигателестроении принято считать четырехцилиндровый двигатель.

Известен свободнопоршневой двигатель по А. Св. СССР А.с. 985365 СССР, МКИ 5 F02B 71/04. опубл. 30.12.82, содержащий дизельный двигатель внутреннего сгорания, линейный генератор и систему подачи топлива. Двигатель представляет собой цилиндр с торцевыми камерами сгорания, в районе которых расположены впускные и выпускные клапаны. Внутри цилиндра расположены поршни, соединенные перемычкой (штоком).

Генератор состоит из статора, якоря и систем возбуждениями снятия нагрузки. Статор выполнен в виде обмоток статора и обмоток возбуждения. Эти обмотки укреплены на внешней поверхности цилиндра. Якорь выполнен в виде обмоток токоприемной и возбуждения, которые уложены внутри поршней и соединены друг с другом последовательно. Система возбуждения выполнена в виде присоединительных клемм возбуждения, а система съема нагрузки выполнена в виде клемм съема нагрузки.

Система подачи топлива представляет собой форсунки, расположенные в торцевых частях цилиндра и предназначенные для подачи топлива в камеру сгорания.

Процесс преобразования энергии делится на два основных цикла: первый цикл - преобразование энергии из химической энергии топлива в механическую энергию движения поршней, а второй - механическая энергия движения поршней преобразуется в электрическую энергию. Первый цикл представляет собой рабочий процесс двухтактного дизельного двигателя, а второй, в свою очередь, делится на два этапа. На первом этапе посредством пересечения обмоткой первого поршня магнитного поля, созданного первой обмоткой статора (обмоткой возбуждения), производится возбуждение магнитного поля в первом поршне. На втором этапе происходит образование и съем электроэнергии, при чем обмотка первого поршня играет роль обмотки возбуждения для второго поршня.

Использование принципа электромагнитов в обеих частях линейного генератора позволяет получить высокую мощность магнитного поля, и, как следствие, минимизировать размеры установки.

Однако известное устройство имеет следующие недостатки. При работе устройства движение одного поршня используется для возбуждения магнитного поля в другом. Это приводит к потере рабочего процесса первого поршня для производства энергии на токосъем. Неполное использование рабочего процесса двухтактного дизельного двигателя для производства энергии на токосъем является причиной низкого кпд. Кроме того, от перегрева обмоток до температуры 500-600°C их магнитные свойства снижаются, что также понижает кпд двигателя.

Известен свободнопоршневой двигатель по А. Св. СССР №1733650 СССР, МКИ 5 F02B 71/04, опубл. 15.05.92 г, состоящий из дизельного двигателя внутреннего сгорания, линейного генератора, системы подачи топлива и системы охлаждения.

Этот двигатель содержит цилиндр с выпускными клапанами в торцевых частях двигателя и продувочным окном в центральной части двигателя. Внутри гильзы расположен поршень со штоком.

Генератор состоит из статора, якоря, системы возбуждения и системы съема нагрузки. Статор выполнен в виде обмоток, закрепленных на внешней поверхности цилиндра. Якорь представляет собой обмотку, уложенную внутри поршня. Система возбуждения выполнена из щеток и проводов возбуждения. Щетки расположены внутри поршня. Они являются первой частью скользящего контакта системы возбуждения с обмоткой якоря. Второй частью скользящего контакта является пластина приема тока возбуждения, расположенная на обмотке якоря. Пластина соединена с выводами обмотки якоря. Провода подвода возбуждения расположены в штоке.

Система подачи топлива включает в себя две форсунки, расположенные в оппозитных частях цилиндра. Система охлаждения состоит из двух водяных форсунок, также расположенных в оппозитных частях цилиндра.

Преобразование энергии осуществляется так же, как в вышеприведенном двигателе и состоит из двух циклов: первый цикл - преобразование энергии из химической энергии топлива в механическую энергию движения поршней, второй - механическая энергия движения поршней преобразуется в электрическую энергию. Первый цикл представляет собой рабочий процесс двухтактного дизельного двигателя. Второй цикл, в отличие от вышеприведенного двигателя, состоит из одного этапа и представляет собой рабочий процесс линейного генератора с непосредственным возбуждением. Исключение одного этапа достигается благодаря системе непосредственного возбуждения, провода которой проходят через шток.

Принцип работы системы охлаждения состоит в том, что при достижении определенной (600-800°C) температуры отработанных газов через специальные водяные форсунки в камеру сгорания подается охлаждающая жидкость, которая, испаряясь и смешиваясь с отработанными газами, образует охлаждающую среду, которая охлаждает камеру сгорания. Система охлаждения обеспечивает снижение температуры отработанных газов до 100-200°C. Но температура охлажденных отработанных газов все-таки ниже, чем температура поршня и обмотки якоря, т.к. сначала охлаждаются отработанные газы, а затем они отбирают излишек теплоты у поршня и обмотки. Из-за этого температура поршня и обмоток снижается только до 250-300°C.

Достоинством этого двигателя является повышение кпд за счет полного использования рабочего процесса двухтактного двигателя для производства электроэнергии на токосъем. Кроме того, кпд повышается за счет снижения потерь магнитного поля благодаря уменьшению температуры обмоток (в частности обмотки якоря).

Однако известное устройство имеет следующие недостатки. Отсутствие непосредственною контакта охлаждающей среды с обмоткой якоря, расположенной внутри поршня, приводит к недостаточному охлаждению обмотки. Температура обмотки снижается только до 250-300°C. При этом потери электромагнитного поля на медных обмотках на 50% больше, чем потери электромагнитного поля при температуре в 20°С.

Кроме того, подача охлаждающей жидкости в камеру сгорания приводит к резким перепадам температуры, а, как следствие, к колебанию магнитного поля и силы вырабатываемого тока, что также влияет на снижение кпд.

Известен свободнопоршневой двигатель по патенту РФ №2186231, МПК F02B 71/04, опубл. 27.02.2002 г., прототип.

Этот двигатель, содержит дизельный двигатель внутреннего _ сгорания, выполненный из цилиндра с форсунками, внутри которого расположен поршень со штоком, линейный генератор, выполненный из обмоток статора, расположенных на цилиндре, из обмотки якоря, расположенной на поршне и контактирующей с системой возбуждения, состоящей из щеток с проводами подвода возбуждения, систему съема нагрузки и систему охлаждения, в него дополнительно введены два отсекательных кольца системы охлаждения, закрепленных на штоке, и охлаждающие трубки, соединенные с внутрипоршневой камерой, при этом обмотка якоря расположена на штоке поршня, каждое отсекательное кольцо установлено между обмоткой и торцевыми частями поршня, а щетки установлены в теле цилиндра.

Недостатки невысокий КПД из-за отсутствия системы своевременного открывания и закрывания клапанов и низкая надежность из-за применения обмоток и токосъемников во взрывоопасной среде: парах масло с топливом. Кроме того, на проработана система запуска ГТД.

Задача, стоящая перед изобретателями, заключалась в разработке свободнопоршневого двигателя, с высоким кпд и надежности двигателя.

Решение указанных задач достигнуто в четырехцилиндровом свободнопоршневом двигателе, содержащем два корпуса двигателя, четыре цилиндра, внутри которых расположены оппозитно установленные поршневые группы, свечи зажигания, общий входной коллектор, индивидуальные входные коллекторы, общий выхлопной коллектор выхлопных газов, индивидуальные выхлопные коллекторы, форсунку, свечи и систему управления с блоком управления, тем, что согласно изобретению топливная форсунка установлена в общем входном коллекторе, поршневые группы выполнены в виде единого узла с двумя торцами и цилиндрическим корпусом, в котором радиально установлены постоянные магниты, вне корпусов двигателя установлена общая обмотка возбуждения. Система управления содержит блок управления и датчики давления, установленные на всех цилиндрах, при этом блок управления электрическими связями соединен с датчиками давления и свечами зажигания. Система управления может содержать блок управления и датчики положения поршней, установленные на всех цилиндрах, при этом блок управления электрическими связями соединен с датчиками положения поршней.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1…4. где:

- на фиг.1 представлена схема двигателя,

- на фиг.2 приведена схема одного блока,

- на фиг.3 приведен разрез А-А,

- на фиг.4 приведен цилиндр в разрезе.

Свободнопоршневой двигатель (фиг.4) содержит два блока 1 каждый из которых содержит корпус двигателя 2, два оппозитно установленных цилиндра 3 и поршневую группу 4. При этом поршневая группа 4 выполнена в виде единого узла с двумя торцами 5 и 6 и цилиндрическим пустотелым корпусом 7 в средней части которого радиально установлены постоянные магниты 8.

Корпус двигателя 2 выполнен с образованием зазора 9 между ним и цилиндрическим корпусом 7 и магнито-прозрачным (титан, нержавеющая сталь полимер, композиционный материал). Корпус двигателя 2 соединен с цилиндрами 3 фланцами 10. а вне корпусов двигателя 2 установлена общая обмотка возбуждения 11. Обмотка возбуждения 11 и постоянные магниты 8 образуют линейный электрогенератор. Полость 12 внутри цилиндрического корпуса 7 соединена отверстием 13 с зазором 9 между корпусами 2 и 7. (фиг.2 и 3). С обеих сторон поршневая группа 4 имеет компрессионные и маслосьемные кольца, соответственно 14 и 15.

Кроме того, двигатель содержит общий впускной коллектор 16 и индивидуальные впускные коллекторы 17, а также общий выхлопной коллектор 18 и индивидуальные выхлопные коллекторы 19. В общем впускном коллекторе 16 установлена топливная форсунка 20. Во всех индивидуальных впускных коллекторах 17 установлены впускные клапаны 21 с приводом 22. В индивидуальных выхлопных коллекторах 19 установлены управляемые выпускные клапаны 23 с приводами 24. В каждом цилиндре 3 имеется электросвеча 25.

Двигатель может содержать блок управления 26, а в каждом цилиндре 3 установлен датчик давления 27, соединенный электрической связью 28 с блоком управления 26. Двигатель может содержать датчик положения поршней 29.

Общая обмотка возбуждения 11 соединена электрическими проводами 30 с коммутатором 31. Коммутатор 31 электрическими проводами 30 соединен с аккумулятором 32 и электродвигателем 33.

На корпусе двигателя 2 выполнено заправочное отверстие 34, соединенное с проводом 35, содержащим кран 36 и маслобак 37. (фиг.2).

Топливная система двигателя содержит топливный бак 38. к которому присоединен топливопровод 39, содержащий топливный насос 40 соединенный с топливной форсункой 20.

Цилиндры 3 могут быть оборудованы ребрами 41 для воздушного охлаждения, (фиг 4).

Работа свободнопоршневого двигателя (фиг.1…4) осуществляется следующим образом.

Для запуска двигателя напряжение с аккумулятора 32 через коммутатор 31 подается общую обмотку возбуждения 11. В этом случае линейный электрогенератор работает как двигатель. Одновременно блок управления 26 включает топливный насос 40 и топливо из топливного бака 38 подается в форсунки 20. Потом открывают впускной клапан 21 одного из цилиндров 3 подачей сигнала с блока управления 26 на привод 22-й топливо-воздушная смесь поступает в полость одного из цилиндров 3. При работе свободнопоршневого двигателя (фиг.1…4) каждый ход поршневой группы 4 является рабочим ходом для одного из цилиндров 3, в то время, как для противоположной части этот ход является процессом сжатия. При достижении необходимой степени сжатий фиксируемой датчиком давления 27 блок и/или датчиком положения поршня 29 управления 26 подает напряжение на электросвечу 25. Поршневая группа 4 совершает рабочий ход. Потом открывают выпускной клапан 23 подачей команды с блока управления 26 на привод 24. Происходит выхлоп.

Потом аналогичный цикл повторяется в другом цилиндре 3.

Температура поршневой группы 4, из-за его контакта с горячими отработанными газами, составит на максимальном режиме не более 500-600°C.

При остановке двигателя вновь происходит переключение линейного генератора в режим двигателя и отключают подачу топлива, (не показано). При этом, для создания противодействия движению поршня, ток остановки, подаваемый на линейный электрогенератор может обеспечить движение поршневой группы 4 в направлении, обратном настоящему направлению движения поршневой группы 4 для осуществления экстренного торможения.

Т.к. в процессе работы свободнопоршневого двигателя температура в обмотке возбуждения 11 линейного электрогенератора, которая находятся вне цилиндров 3, составляет примерно +10 - +20°C, то потери магнитного поля в медных обмотках на нагрев уменьшаются, по сравнению с потерями магнитного поля в прототипе, на 30-50%. Снижение потерь приводит к повышению КПД свободнопоршневого двигателя. Отсутствие токосъемников приводит к повышению пожаробезопасности работы, а отсутствие обмоток в зоне высоких температур повышает надежность двигателя.

Надежная система смазки позволяет увеличить ресурс работы двигателя до капитального ремонта, уменьшить износ трущихся частей и предотвратить перегрев.

Электронная система управления позволяет полностью автоматизировать процесс зажигания и открывания и закрывания спускных и выпускных клапанов и корректировать их открытие и закрытие в зависимости от режима работы двигателя.

Улучшается экологичность работы двигателя, так как транспортное средство в густонаселенных районах может передвигаться с выключенный свободнопоршневым двигателем на аккумуляторе.

Применение датчиков давления и положения поршней на обеих цилиндрах позволяет не только своевременно открывать и закрывать впускные и выпускные клапаны и подавать напряжение на электросвечи, но и контролировать аварийную ситуацию и при необходимости автоматически выключить двигатель.

Расширить номенклатуру производства двигателей с одним или двумя и более блоками.

Похожие патенты RU2503836C1

название год авторы номер документа
ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2514970C1
ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2516767C1
ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2517957C1
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2508459C1
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2511799C1
ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2513075C1
ВОСЬМИЦИЛИНДРОВЫЙ СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2522253C1
ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Болотин Николай Борисович
RU2516768C1
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2500906C1
СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Болотин Николай Борисович
RU2503835C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 503 836 C1

Реферат патента 2014 года ЧЕТЫРЕХЦИЛИНДРОВЫЙ СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания. В четырехцилиндровом свободнопоршневом двигателе, содержащем два корпуса двигателя, четыре цилиндра, внутри которых расположены оппозитно установленные поршневые группы, свечи зажигания, общий входной коллектор, индивидуальные входные коллекторы, общий выхлопной коллектор выхлопных газов, индивидуальные выхлопные коллекторы, форсунку, свечи и систему управления с блоком управления, согласно изобретению топливная форсунка установлена в общем входном коллекторе, поршневые группы выполнены в виде единого узла с двумя торцами и цилиндрическим корпусом, в котором радиально установлены постоянные магниты, вне корпусов двигателя установлена общая обмотка возбуждения. Система управления содержит блок управления, датчики давления и датчики положения поршней, установленные на всех цилиндрах, при этом блок управления электрическими связями соединен с датчиками давления и свечами зажигания. Изобретение обеспечивает увеличение КПД и надежности. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 503 836 C1

1. Четырехцилиндровый свободнопоршневой двигатель, содержащий два корпуса двигателя, четыре цилиндра, внутри которых расположены оппозитно установленные поршневые группы, свечи зажигания, общий входной коллектор, индивидуальные входные коллекторы, общий выхлопной коллектор, индивидуальные выхлопные коллекторы, свечи, форсунку и систему управления с блоком управления, отличающийся тем, что поршневые группы выполнены в виде единого узла с двумя торцами и цилиндрическим корпусом, в котором радиально установлены постоянные магниты, вне корпусов двигателя установлена общая обмотка возбуждения.

2. Свободнопоршневой двигатель по п.1, отличающийся тем, что система управления содержит блок управления и датчики давления, установленные на всех цилиндрах, при этом блок управления электрическими связями соединен с датчиками давления и свечами зажигания.

3. Свободнопоршневой двигатель по п.1 или 2, отличающийся тем, что система управления содержит блок управления и датчики положения поршней, установленные на всех цилиндрах, при этом блок управления электрическими связями соединен с датчиками положения поршней.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2503836C1

СВОБОДНОПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Елагин А.Л.
  • Орлов П.П.
  • Лунев Р.К.
  • Погребинский З.Б.
RU2186231C2
Металлический шарнирный верхняк 1955
  • Белавский А.А.
  • Милосердин М.М.
  • Парамонов В.И.
SU112947A1
НЕЗАВИСИМАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДЛЯ ДВИЖИМЫХ И НЕДВИЖИМЫХ ОБЪЕКТОВ 2002
  • Ческидов Н.С.
RU2265946C2
DE 3224723 A1, 05.01.1984
US 4532451 A, 30.07.1985.

RU 2 503 836 C1

Авторы

Болотин Николай Борисович

Даты

2014-01-10Публикация

2012-11-26Подача