СПОСОБ УКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВ В НЕОБСЛУЖИВАЕМОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ТОННЕЛЕ В НЕСКОЛЬКО ЯРУСОВ Российский патент 2014 года по МПК F16L1/28 F16L7/00 

Описание патента на изобретение RU2511872C1

Изобретение относится к способам прокладки трубопроводов под естественными и искусственными препятствиями, в том числе под водными преградами, предназначенным для транспортировки различных рабочих сред.

Известен способ укладки трубопровода, включающий сооружение шахтных стволов, щитовую проходку тоннеля с возведением монолитно-прессованной обделки или возведения металлического кожуха с последующей прокладкой трубопровода, причем после сооружения тоннеля протаскивают защитную полимерную трубу и трубопровод, который размещен внутри защитной полимерной трубы, причем при расположении трубопровода под естественными и искусственными препятствиями шахтные стволы сооружают за пределами этого, при этом в начале проходят участок тоннеля под препятствием между шахтными стволами, а затем из них проходят наклонные участки тоннеля с выходом их на дневную поверхность на уровень заложения трубопровода, сооружаемого в траншее (см. патент RU №2205923, кл. F16L 1/028, 10.06.2003).

Однако известный способ не предусматривает возможность укладки нескольких трубопроводов, снабженных защитными оболочками, в одном тоннеле.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ укладки трубопроводов, по которому сооружают шахтные стволы, причем при расположении трубопровода под естественными или искусственными препятствиями шахтные стволы сооружают за пределами этого препятствия, осуществляют проходку тоннеля с сооружением обделки, после чего прокладывают защитную оболочку, фиксируют ее от продольного смещения и внутри защитной оболочки размещают трубопровод, в пройденном тоннеле предварительно по всей длине устраивают направляющие пути по числу размещаемых в тоннеле защитных оболочек, прокладывают на соответствующих направляющих путях, заполняют пространство между тоннелем и защитными оболочками наполнителем, причем защитные оболочки выполняют в виде полимерных или стальных труб, которые укладывают ярусами, а в каждом ярусе - в ряд, кроме того, во внутреннем пространстве тоннеля формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов, для обустройства направляющих путей верхнего яруса укладки трубопроводов (см. патент RU №2395646, кл. E02F 5/18, 27.10.2010).

Данный способ предусматривает возможность укладки нескольких трубопроводов, снабженных защитными оболочками, в одном тоннеле. Однако отсутствие возможности использования транспортировки труб для формирования защитных кожухов внутри тоннеля усложняет процесс размещения последних внутри туннеля.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков.

Технический результат заключается в упрощении процесса укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле.

Указанная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле включает сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку защитных кожухов, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов, при этом предварительно по всей длине устраивают направляющие для защитных кожухов, заполняют пространство между тоннелем и защитными кожухами наполнителем, защитные кожухи выполняют в виде полимерных или стальных труб, которые укладывают ярусами, а во внутреннем пространстве тоннеля формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов, причем на опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов, и далее с вагона-площадки с помощью установленного на нем кранового оборудования, например крана-манипулятора, осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса, монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса, после чего проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве тоннеля оставшихся защитных кожухов из труб с последующим прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов, а затем заполняют пространство тоннеля между защитными кожухами песчаной пульпой.

На чертеже схематически показан поперечный разрез необслуживаемого технологического туннеля во время использования вагона-площадки с установленным на нем крановым оборудованием.

Способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле 1 реализуют следующим образом.

Сооружают шахтные стволы (на чертеже не показаны) и осуществляют проходку тоннеля 1 с сооружением обделки 2.

Далее в туннеле 1 устраивают бетонное основание 3, осуществляют по нему прокладку защитных кожухов 4 первого яруса, причем прокладку осуществляют по предварительно по всей длине установленным направляющим (не показаны) для защитных кожухов 4 первого яруса, например полимерным листам, уложенным внахлест, с разогревом и склеиванием, которые служат для уменьшения трения при протаскивании, или по роликовым опорам, установленным с шагом 2 м. Далее фиксируют защитные кожухи 3 относительно обделки 2 туннеля и прокладывают в них рабочие трубопроводы (не показаны), после чего заполняют пространство между тоннелем и защитными кожухами 4 наполнителем 5, а именно заливают это пространство бетоном с формированием опорной поверхности 6, расположенной над образованным защитными кожухами 4 нижним ярусом укладки рабочих трубопроводов.

На опорной поверхности 6 вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути 7, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов 8, и далее с вагона-площадки 9 электропоезда с помощью установленного на нем кранового оборудования 10, например крана-манипулятора, осуществляют укладку на опоры 11 с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов 8 второго яруса. Затем монтируют металлические кронштейны 12 вокруг защитных кожухов 8 второго яруса, осуществляют на установленные на металлических кронштейнах 11 опорах 13 укладку и последующую сварку труб защитных кожухов 8 третьего яруса. Далее чего проводят демонтаж рельсового пути 7 и монтаж на освободившемся пространстве тоннеля оставшихся защитных кожухов (не показаны) из труб с последующим прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов, а затем заполняют пространство тоннеля между защитными кожухами песчаной пульпой (не показано).

Описанный выше способ укладки трубопроводов позволяет использовать для доставки и монтажа защитных кожухов электропоезд, что упрощает и делает менее трудоемким и более экономичным процесс укладки, что особенно важно при прокладке защитных кожухов относительно большого диаметра, в частности диаметром более 500 мм, и при этом прокладывать несколько трубопроводов в несколько ярусов для различных транспортируемых сред в одном необслуживаемом технологическом тоннеле как в обычных условиях, так и под искусственными и естественными препятствиями.

Похожие патенты RU2511872C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 2009
  • Шишов Олег Владимирович
  • Ветошкин Николай Иванович
  • Бондаренко Николай Сергеевич
  • Захаров Алексей Геннадьевич
RU2395646C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА, СПОСОБ ПРОТАСКИВАНИЯ ТРУБОПРОВОДА С ЗАЩИТНОЙ ОБОЛОЧКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Семенов А.Н.
  • Тимошин В.В.
  • Гильштейн С.Р.
  • Панов В.И.
  • Каранда Г.М.
  • Толстов А.Я.
  • Масловский В.Н.
RU2205923C1
ОБДЕЛКА ШАХТНОГО СТВОЛА, КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ 2012
  • Мельниченко Сергей Николаевич
  • Мельниченко Николай Алексеевич
  • Рябов Алексей Юрьевич
RU2502873C1
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2825811C1
Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2785300C1
СПОСОБ БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА 2007
  • Рудаченко Александр Валентинович
  • Поварницын Сергей Викторович
RU2338111C1
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена с двухпутным средним станционным тоннелем и боковыми станционными залами с пассажирскими платформами 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Доненко Екатерина Евгеньевна
RU2779168C1
Способ строительства линии метрополитена закрытого способа производства работ с использованием обделки постоянного поперечного сечения и единым типом применяемого тоннелепроходческого механизированного комплекса 2020
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Бойцов Дмитрий Анатольевич
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2754694C1
Способ строительства линии метрополитена с использованием обделки поперечного сечения большого диаметра 2022
  • Маслак Владимир Александрович
  • Лебедев Михаил Олегович
  • Лянда Александр Авраамович
  • Козлов Степан Юрьевич
RU2781850C1
Односводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ с боковыми пассажирскими платформами 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Андреев Артур Романович
RU2795011C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ УКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДОВ В НЕОБСЛУЖИВАЕМОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ТОННЕЛЕ В НЕСКОЛЬКО ЯРУСОВ

Изобретение относится к способам прокладки трубопроводов под естественными и искусственными препятствиями, в том числе под водными преградами. Способ включает сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку ярусами защитных кожухов из полимерных или стальных труб, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов. В тоннеле формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов. На опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов. С вагона-площадки с помощью крана-манипулятора осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса. Затем монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса. После этого проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве оставшихся защитных кожухов из труб с прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов. Пространство тоннеля между защитными кожухами заполняют песчаной пульпой. В результате достигается упрощение процесса укладки трубопроводов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 511 872 C1

Способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле, включающий сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку защитных кожухов, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов, при этом предварительно по всей длине устраивают направляющие для защитных кожухов, заполняют пространство между тоннелем и защитными кожухами наполнителем, защитные кожухи выполняют в виде полимерных или стальных труб, которые укладывают ярусами, а во внутреннем пространстве тоннеля формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов, отличающийся тем, что на опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов, и далее с вагона-площадки с помощью установленного на нем кранового оборудования, например крана-манипулятора, осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса, монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса, после чего проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве тоннеля оставшихся защитных кожухов из труб с последующим прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов, а затем заполняют пространство тоннеля между защитными кожухами песчаной пульпой.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2511872C1

СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ 2009
  • Шишов Олег Владимирович
  • Ветошкин Николай Иванович
  • Бондаренко Николай Сергеевич
  • Захаров Алексей Геннадьевич
RU2395646C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА, СПОСОБ ПРОТАСКИВАНИЯ ТРУБОПРОВОДА С ЗАЩИТНОЙ ОБОЛОЧКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Семенов А.Н.
  • Тимошин В.В.
  • Гильштейн С.Р.
  • Панов В.И.
  • Каранда Г.М.
  • Толстов А.Я.
  • Масловский В.Н.
RU2205923C1
КОММУНИКАЦИОННЫЙ ТОННЕЛЬ 2001
  • Бирбраер А.Ш.
  • Строков В.М.
RU2181411C1
WO 2010132966 A3, 25.11.2010

RU 2 511 872 C1

Авторы

Зленко Александр Владимирович

Пузиков Александр Федорович

Копейкин Руслан Евгеньевич

Агарков Алексей Борисович

Даты

2014-04-10Публикация

2012-12-19Подача