Изобретение относится к способам прокладки трубопроводов под естественными и искусственными препятствиями, в том числе под водными преградами, предназначенным для транспортировки различных рабочих сред.
Известен способ укладки трубопровода, включающий сооружение шахтных стволов, щитовую проходку тоннеля с возведением монолитно-прессованной обделки или возведения металлического кожуха с последующей прокладкой трубопровода, причем после сооружения тоннеля протаскивают защитную полимерную трубу и трубопровод, который размещен внутри защитной полимерной трубы, причем при расположении трубопровода под естественными и искусственными препятствиями шахтные стволы сооружают за пределами этого, при этом в начале проходят участок тоннеля под препятствием между шахтными стволами, а затем из них проходят наклонные участки тоннеля с выходом их на дневную поверхность на уровень заложения трубопровода, сооружаемого в траншее (см. патент RU №2205923, кл. F16L 1/028, 10.06.2003).
Однако известный способ не предусматривает возможность укладки нескольких трубопроводов, снабженных защитными оболочками, в одном тоннеле.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является способ укладки трубопроводов, по которому сооружают шахтные стволы, причем при расположении трубопровода под естественными или искусственными препятствиями шахтные стволы сооружают за пределами этого препятствия, осуществляют проходку тоннеля с сооружением обделки, после чего прокладывают защитную оболочку, фиксируют ее от продольного смещения и внутри защитной оболочки размещают трубопровод, в пройденном тоннеле предварительно по всей длине устраивают направляющие пути по числу размещаемых в тоннеле защитных оболочек, прокладывают на соответствующих направляющих путях, заполняют пространство между тоннелем и защитными оболочками наполнителем, причем защитные оболочки выполняют в виде полимерных или стальных труб, которые укладывают ярусами, а в каждом ярусе - в ряд, кроме того, во внутреннем пространстве тоннеля формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов, для обустройства направляющих путей верхнего яруса укладки трубопроводов (см. патент RU №2395646, кл. E02F 5/18, 27.10.2010).
Данный способ предусматривает возможность укладки нескольких трубопроводов, снабженных защитными оболочками, в одном тоннеле. Однако отсутствие возможности использования транспортировки труб для формирования защитных кожухов внутри тоннеля усложняет процесс размещения последних внутри туннеля.
Задачей изобретения является устранение указанных недостатков.
Технический результат заключается в упрощении процесса укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле.
Указанная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле включает сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку защитных кожухов, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов, при этом предварительно по всей длине устраивают направляющие для защитных кожухов, заполняют пространство между тоннелем и защитными кожухами наполнителем, защитные кожухи выполняют в виде полимерных или стальных труб, которые укладывают ярусами, а во внутреннем пространстве тоннеля формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов, причем на опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов, и далее с вагона-площадки с помощью установленного на нем кранового оборудования, например крана-манипулятора, осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса, монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса, после чего проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве тоннеля оставшихся защитных кожухов из труб с последующим прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов, а затем заполняют пространство тоннеля между защитными кожухами песчаной пульпой.
На чертеже схематически показан поперечный разрез необслуживаемого технологического туннеля во время использования вагона-площадки с установленным на нем крановым оборудованием.
Способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле 1 реализуют следующим образом.
Сооружают шахтные стволы (на чертеже не показаны) и осуществляют проходку тоннеля 1 с сооружением обделки 2.
Далее в туннеле 1 устраивают бетонное основание 3, осуществляют по нему прокладку защитных кожухов 4 первого яруса, причем прокладку осуществляют по предварительно по всей длине установленным направляющим (не показаны) для защитных кожухов 4 первого яруса, например полимерным листам, уложенным внахлест, с разогревом и склеиванием, которые служат для уменьшения трения при протаскивании, или по роликовым опорам, установленным с шагом 2 м. Далее фиксируют защитные кожухи 3 относительно обделки 2 туннеля и прокладывают в них рабочие трубопроводы (не показаны), после чего заполняют пространство между тоннелем и защитными кожухами 4 наполнителем 5, а именно заливают это пространство бетоном с формированием опорной поверхности 6, расположенной над образованным защитными кожухами 4 нижним ярусом укладки рабочих трубопроводов.
На опорной поверхности 6 вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути 7, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов 8, и далее с вагона-площадки 9 электропоезда с помощью установленного на нем кранового оборудования 10, например крана-манипулятора, осуществляют укладку на опоры 11 с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов 8 второго яруса. Затем монтируют металлические кронштейны 12 вокруг защитных кожухов 8 второго яруса, осуществляют на установленные на металлических кронштейнах 11 опорах 13 укладку и последующую сварку труб защитных кожухов 8 третьего яруса. Далее чего проводят демонтаж рельсового пути 7 и монтаж на освободившемся пространстве тоннеля оставшихся защитных кожухов (не показаны) из труб с последующим прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов, а затем заполняют пространство тоннеля между защитными кожухами песчаной пульпой (не показано).
Описанный выше способ укладки трубопроводов позволяет использовать для доставки и монтажа защитных кожухов электропоезд, что упрощает и делает менее трудоемким и более экономичным процесс укладки, что особенно важно при прокладке защитных кожухов относительно большого диаметра, в частности диаметром более 500 мм, и при этом прокладывать несколько трубопроводов в несколько ярусов для различных транспортируемых сред в одном необслуживаемом технологическом тоннеле как в обычных условиях, так и под искусственными и естественными препятствиями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ | 2009 |
|
RU2395646C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА, СПОСОБ ПРОТАСКИВАНИЯ ТРУБОПРОВОДА С ЗАЩИТНОЙ ОБОЛОЧКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2205923C1 |
ОБДЕЛКА ШАХТНОГО СТВОЛА, КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ И СПОСОБ ЕЕ СООРУЖЕНИЯ | 2012 |
|
RU2502873C1 |
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов | 2023 |
|
RU2825811C1 |
Односводчатая станция метрополитена глубокого заложения с опорными тоннелями, сооружаемая закрытым способом производства работ | 2022 |
|
RU2785300C1 |
СПОСОБ БЕСТРАНШЕЙНОЙ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА | 2007 |
|
RU2338111C1 |
Способ возведения трехпролетной станции метрополитена с двухпутным средним станционным тоннелем и боковыми станционными залами с пассажирскими платформами | 2022 |
|
RU2779168C1 |
Способ строительства линии метрополитена закрытого способа производства работ с использованием обделки постоянного поперечного сечения и единым типом применяемого тоннелепроходческого механизированного комплекса | 2020 |
|
RU2754694C1 |
Способ строительства линии метрополитена с использованием обделки поперечного сечения большого диаметра | 2022 |
|
RU2781850C1 |
Односводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ с боковыми пассажирскими платформами | 2022 |
|
RU2795011C1 |
Изобретение относится к способам прокладки трубопроводов под естественными и искусственными препятствиями, в том числе под водными преградами. Способ включает сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку ярусами защитных кожухов из полимерных или стальных труб, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов. В тоннеле формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов. На опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов. С вагона-площадки с помощью крана-манипулятора осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса. Затем монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса. После этого проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве оставшихся защитных кожухов из труб с прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов. Пространство тоннеля между защитными кожухами заполняют песчаной пульпой. В результате достигается упрощение процесса укладки трубопроводов. 1 ил.
Способ укладки трубопроводов в необслуживаемом технологическом тоннеле, включающий сооружение шахтных стволов, проходку тоннеля с сооружением обделки, прокладку защитных кожухов, фиксацию их от продольного смещения и размещение рабочих трубопроводов внутри соответствующих защитных кожухов, при этом предварительно по всей длине устраивают направляющие для защитных кожухов, заполняют пространство между тоннелем и защитными кожухами наполнителем, защитные кожухи выполняют в виде полимерных или стальных труб, которые укладывают ярусами, а во внутреннем пространстве тоннеля формируют опорную поверхность, расположенную над нижним ярусом укладки трубопроводов, отличающийся тем, что на опорной поверхности вдоль тоннеля проводят монтаж рельсового пути, по которому в тоннель доставляют трубы защитных кожухов, и далее с вагона-площадки с помощью установленного на нем кранового оборудования, например крана-манипулятора, осуществляют укладку на опоры с обеих сторон от него и последующую сварку труб защитных кожухов второго яруса, монтируют металлические кронштейны вокруг защитных кожухов второго яруса, осуществляют на металлических кронштейнах на установленные на них опоры укладку и последующую сварку труб защитных кожухов третьего яруса, после чего проводят демонтаж рельсового пути и монтаж на освободившемся пространстве тоннеля оставшихся защитных кожухов из труб с последующим прокладыванием в защитных кожухах рабочих трубопроводов, а затем заполняют пространство тоннеля между защитными кожухами песчаной пульпой.
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ | 2009 |
|
RU2395646C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА, СПОСОБ ПРОТАСКИВАНИЯ ТРУБОПРОВОДА С ЗАЩИТНОЙ ОБОЛОЧКОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2205923C1 |
КОММУНИКАЦИОННЫЙ ТОННЕЛЬ | 2001 |
|
RU2181411C1 |
WO 2010132966 A3, 25.11.2010 |
Авторы
Даты
2014-04-10—Публикация
2012-12-19—Подача