СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2014 года по МПК B60K11/02 

Описание патента на изобретение RU2513881C1

Изобретение относится к автомобильной промышленности и предназначено для жидкостно-воздушной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Известен способ охлаждения [Автомобили ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, ВАЗ-2109, ВАЗ-21091, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099. Руководство по ремонту. М., 1995, с.140], где вращение насоса осуществляется от коленчатого вала двигателя. Вентилятор приводится в действие электрическим двигателем. Способ охлаждения заключается в том, что вентилятор включается при температуре охлаждающей жидкости, измеренной датчиком, достигшей величины (99±3), и выключается при температуре (94±3).

Однако такое управление системой охлаждения ДВС не позволяет снизить температуру двигателя в экстремальных условиях, например при нахождении транспортного средства длительное время в пробке в жаркую погоду.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по технической сущности и достигаемому эффекту является следующий способ [Пат. 2192970 РФ, МПК7 В60К 11/02. Способ охлаждения радиатора автомобиля и устройство для его осуществления / Первухин К.И., Ковалев В.А., Стручков С.Н.]. Охлаждение радиатора автомобиля происходит с помощью вентилятора, приводом которого служит электродвигатель. Вентилятор создает воздушный поток через радиатор. Частота вращения вентилятора изменяется прямо пропорционально изменению температуры охлаждающей жидкости. При таком способе охлаждения снижается уровень и неравномерность токовых и механических нагрузок, создаваемых электровентилятором в системе электрооборудования автомобиля, значительно сокращается число его включений и выключений, поскольку эти параметры зависят от частоты вращения вентилятора, снижается потребляемый ток и энергопотребление системы охлаждения, продлевается срок службы аккумуляторной батареи. Однако такое управление также не позволяет снизить температуру ДВС транспортного средства при экстремальных условиях.

Целью изобретения является повышение надежности работы системы охлаждения ДВС. Применение предлагаемого способа управления системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания снижает температуру ДВС при работе в экстремальных условиях.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе управления системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания с помощью вентилятора, приводом которого служит электродвигатель, частота вращения вентилятора изменяется прямо пропорционально изменению температуры, а также в зависимости от скорости изменения температуры при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса колебания частоты вращения вентилятора принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону; также частота вращения насоса, приводом которого служит электродвигатель, при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса колебания частоты вращения насоса принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону.

Заявляемое изобретение поясняется нижеследующим описанием и прилагаемым к нему чертежом, где показано: 1, 2, 3 - пороговый элемент, 4 - датчик температуры охлаждающей жидкости, 5 - генератор случайных чисел, 6 - регулятор, 7 - полосовой фильтр, 8 - блок широтно-импульсной модуляции (ШИМ), 9 - блок ШИМ, 10 - электрический двигатель, 11 - электрический двигатель, 12 - вентилятор, 13 - насос.

Возможность реализации заявляемого способа объясняется следующим. Когда увеличение турбулентности за счет увеличения скорости движения теплоносителей становится невозможным: вентилятор и насос вращаются с максимальными скоростями, ее можно увеличить, изменяя случайным образом частоту вращения вентилятора и насоса. Это подтверждается опытом эксплуатации транспортных средств и экспериментами проведенными на двигателях В-2 и А-41М [Деев А.Г., Четошников В.И. Некоторые вопросы к теории теплопередачи при неустановившемся режиме работы двигателя / Вестник Алтайского государственного аграрного университета. №5 (67), 2010. - С.74-77], которые показали, что пульсирующее изменение скоростного режима течения теплоносителей при работе двигателя в неустановившемся режиме, насос и вентилятор двигателей приводится в действие от коленчатого вала двигателя, приводит к увеличению количества отводимого с водой тепла на 6-10%, в результате чего температура воды на выходе из радиатора уменьшается в среднем (в пределах изменения степени неравномерности момента сопротивления от 0,2 до 0,8 и периода изменения нагрузки от 1 до 4 с) на 3-12% по сравнению с установившимся стационарным режимом.

Устройство, реализующее данный способ, состоит: из датчика температуры охлаждающей жидкости на выходе из блока цилиндров (4), пороговых элементов (1, 2, 3) с гистерезисом, регулятора (6), блока логического умножения, блоков широтно-импульсной модуляции (ШИМ) (8, 9), электрических двигателей (10, 11), вентилятора (12), насоса (13), нормально замкнутых, нормально разомкнутых контактов, блока генератора случайных чисел (5), блока полосового фильтра (7) (все вышеперечисленные блоки программно реализованы в микроконтроллере (МК)).

До достижения охлаждающей жидкостью максимально допустимой температуры нормально замкнутые и нормально разомкнутые контакты находятся в исходном состоянии. В этом состоянии осуществляют функционирование системы охлаждения ДВС при отсутствии экстремальных условий под управлением регулятора.

При достижении температурой охлаждающей жидкости значений, превышающих максимально допустимые, в то время как насос, так и вентилятор вращаются с максимальными скоростями, нормально замкнутый контакт размыкается, а нормально разомкнутый контакт замыкается. Управление системой регулятором, обеспечивающим функционирование до перехода на режим пульсации скоростей, прекращается. Управление переходит к ветви с генератором случайных чисел и полосовым фильтром, задающим режим пульсации скоростей вращения вентилятора и насоса. Техническим результатом предлагаемого способа является то, что реализация пульсирующего изменения скоростного режима течения теплоносителей (воздуха, охлаждающей жидкости) приводит к увеличению отводимого тепла от ДВС.

При достижении максимального значения температурой охлаждающей жидкости с порогового элемента 1 идет логический сигнал «1», при сигнале с блоков ШИМ 1 и 2, соответствующим максимальным скоростям вращения вентилятора и насоса, пороговые элементы 2 и 3 вырабатывают логические сигналы «1», что приводит к выработке блоком логического умножения управляющего сигнала. Этот сигнал поступает на нормально замкнутый и нормально разомкнутый контакт. В результате прекращается работа регулятора и управление переходит к ветви с генератором случайных чисел и полосовым фильтром. Генератор случайных чисел и полосовой фильтр вырабатывает случайный стационарный сигнал с полосовым частотным спектром, нормированная корреляционная функция которого имеет вид R(τ)=e-α|τ|cosβτ, что позволяет возможным моделировать сигнал в интересующей полосе частот, изменяя параметры α и β. Случайный сигнал после полосового фильтра с помощью блоков ШИМ 1 и 2 приводит к пульсирующему изменению скорости вращения вентилятора и насоса, что позволяет уменьшить температуру охлаждающей жидкости.

Использование пульсирующего изменения скорости вращения вентилятора и насоса позволяет создать повышение турбулентности теплоносителей, что приводит к дополнительному охлаждению ДВС, функционирующего в экстремальных условиях.

Похожие патенты RU2513881C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Первухин К.И.
  • Ковалев В.А.
  • Стручков С.Н.
RU2192970C2
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ 2023
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Шабалин Денис Викторович
  • Кобзарь Павел Евгеньевич
  • Павлюченко Евгений Александрович
  • Проговоров Алексей Петрович
  • Шаргаёв Алексей Александрович
  • Косаренко Роман Иванович
RU2812542C1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ И БЫСТРОГО ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОТОКАМИ ЖИДКОСТИ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Власкин С.П.
RU2180942C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ТАНКА 2020
  • Шефер Виктор Эдуардович
  • Шаргаёв Алексей Александрович
  • Ядровская Наталья Викторовна
  • Винник Анатолий Игоревич
  • Шудыкин Александр Сергеевич
  • Брыт Александр Владимирович
  • Макаренко Николай Григорьевич
  • Вторушин Андрей Михайлович
  • Садвакасов Марат Жанабаевич
  • Кукушкин Илья Анатольевич
RU2755418C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КАРБЮРАТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ В РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО ХОДА 2006
  • Уханов Александр Петрович
  • Уханов Денис Александрович
  • Глебов Максим Феофанович
RU2302542C1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ И ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Терентьев С.П.
RU2186229C1
СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ САЛОНА АВТОМОБИЛЯ 2004
  • Карабанов Сергей Михайлович
  • Гармаш Юрий Владимирович
  • Ясевич Виктор Игоревич
  • Пономарёва Ирина Ивановна
RU2270104C1
Стационарное устройство для воздействия низкочастотным магнитным полем на медико-биологические объекты, система управления и формирования импульсов, индуктор магнитного поля и система механического привода стационарного устройства 2017
  • Волобуев Андрей Петрович
  • Волобуев Петр Владимирович
  • Новоселов Валерий Павлович
  • Пестов Константин Николаевич
  • Хохлов Константин Олегович
  • Усков Евгений Дмитриевич
RU2653628C1
СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОГО ПОДОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Перфилов В.П.
RU2213252C2
ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КОНДИЦИОНЕР 2007
  • Гармаш Юрий Владимирович
  • Пономарева Ирина Ивановна
RU2336184C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к автомобильной промышленности и предназначено для жидкостно-воздушной системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания (ДВС). С помощью вентилятора, приводом которого служит электродвигатель, частота вращения вентилятора изменяется прямо пропорционально изменению температуры, а также в зависимости от скорости изменения температуры при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса. Колебания частоты вращения вентилятора принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону. Также частота вращения насоса, приводом которого служит электродвигатель, при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса колебания частоты вращения насоса принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону. Достигается повышение надежности работы системы охлаждения ДВС. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 513 881 C1

1. Способ управления системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что с помощью вентилятора, приводом которого служит электродвигатель, частота вращения вентилятора изменяется прямо пропорционально изменению температуры охлаждающей жидкости, а также в зависимости от скорости изменения температуры охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса колебания частоты вращения вентилятора принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что частота вращения насоса, приводом которого служит электродвигатель, при максимальной частоте вращения как вентилятора, так и насоса колебания частоты вращения насоса принудительно изменяются непрерывно как по частоте, так и по амплитуде по случайному закону.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2513881C1

СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ РАДИАТОРА АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Первухин К.И.
  • Ковалев В.А.
  • Стручков С.Н.
RU2192970C2
ПОДВОДНЫЙ ЯКОРЬ 2011
  • Мёгедаль Кнут
  • Кристиансен Борд
RU2568828C2
DE 19506475 A1, 14.09.1995
ПЛТЕИТПО- ТЕХНЙЧЕСКАП ВМЛИОТЕКА10 0
SU254815A1

RU 2 513 881 C1

Авторы

Денисов Владимир Петрович

Мироничева Ольга Олеговна

Домбровский Андрей Петрович

Матяш Иван Иванович

Даты

2014-04-20Публикация

2012-09-05Подача