Изобретение относится к области ракетной техники, а именно - к двигателестроению, и может быть использовано при создании камер жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
Одним из основных направлений в совершенствовании ЖРД является увеличение давления в камере. В свою очередь, увеличение давления ограничивается прочностью камеры ЖРД, и, в первую очередь, прочностью тракта охлаждения.
В настоящее время в основном применяется регенеративное охлаждение огневой стенки камеры ЖРД, заключающееся в подаче охладителя по специальным пазам, выполненным между внутренней огневой и наружной силовой оболочками, скрепленными между собой по вершинам пазов тракта охлаждения при помощи пайки специальным припоем.
Прочность тракта охлаждения определяется прочностью паяных швов между внутренней и наружной оболочками из-за того, что прочность припоя ниже прочности материала оболочек. Для увеличения прочности паяного соединения необходимо увеличение площади соприкосновения контактируемых поверхностей. Увеличение толщины ребра нецелесообразно из-за того, что это ведет к уменьшению числа ребер и увеличению перепада давлений в тракте охлаждения камеры. Как правило, при увеличении давления внутри тракта охлаждения оболочка теряет устойчивость и вспучивается в цилиндрической части, т.к в сужающейся части камеры происходит уменьшение внутреннего диаметра оболочки, что ведет к уменьшению внутренних напряжений.
Известна конструкция КС, состоящая из внутренней и наружной оболочек, связанных гофрированной проставкой, на вертикальных ребрах которой выполнены турбулизирующие выступы (Калинин Э.К., Дрейцер Г.А., Ярхо С.А. Интенсификация теплообмена в каналах. М.: Машиностроение, 1981, с.145-146).
Введение в конструкцию турбулизаторов позволяет многократно повысить эффективность теплообмена в охлаждающих каналах. Но известное конструктивное оформление не является оптимальным с точки зрения применения турбулизаторов, т.к. выполнение выступов на вертикальных ребрах гофров технологически затруднительно, и при этом в одних каналах получаются выступы, а в смежных - вмятины.
Известна также КС ЖРД с трактом регенеративного охлаждения, содержащая наружную и огневую оболочки с каналами охлаждения между ними, в которых размещены турбулизирующие выступы (Патент США N 4791019, кл. F02К 9/00, опублик. 1988).
Такое конструктивное оформление турбулизирующих выступов не является технологичным, т.к. связано со сложностью и высокой трудоемкостью изготовления.
Известна камера сгорания жидкостного реактивного двигателя с трактом регенеративного охлаждения, содержащая наружную и огневую оболочки с каналами охлаждения между ними, в которых размещены турбулизирующие выступы, при этом каналы охлаждения образованы двутавровыми проставками, а турбулизирующие выступы выполнены на вертикальной стенке и полках каждой проставки симметрично вертикальной оси двутавра с равномерным шагом по его длине (патент РФ №2061890, МПК: Р02К 19/62 - прототип).
Указанная камера сгорания состоит из огневой оболочки, двутавровых проставок и наружной оболочки.
На огневой оболочке с равномерным шагом образованы турбулизирующие выступы. На полках и вертикальной стенке двутавровых проставок симметрично вертикальной оси двутавра выполнены турбулизирующие выступы. Выступы получаются при прокатке двутавровых проставок за счет выполнения соответствующих лунок на рабочих поверхностях прокатных роликов. Выступы расположены группами по 6 штук с расчетным равномерным шагом по длине проставок. Оси турбулизирующих выступов в смежных проставках расположены на одном уровне. Это позволяет обеспечивать за счет выбора высоты турбулизирующих выступов требуемое локальное сужение охлаждающих каналов с заданным шагом по длине образующей КС.
Основным недостатком является то, что выступы образуются при прокатке и имеют достаточно обтекаемую форму, что не позволяет получить требуемую степень турбулизации потока и, соответственно, интенсифицировать теплопередачу. Кроме этого, в местах прилегания полки двутавровой проставки к стенкам тракта также ухудшаются условия теплопередачи, так как образуется толщина, равная толщине стенки и толщине полки, что ведет к ухудшению условий теплообмена и росту массы камеры сгорания.
Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и создание тракта регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя, применение которого позволит интенсифицировать процесс теплопередачи между поверхностью огневой стенки и охладителем.
Решение указанной задачи достигается за счет того, что в предложенном способе изготовления тракта регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя, заключающемся в изготовлении наружной и огневой оболочек с последующим их скреплением между собой по вершинам двутавровых проставок с образованием каналов охлаждения между ними, согласно изобретению, полки двутавровых проставок выполняют переменной ширины за счет выполнения на них чередующихся выборок, при этом турбулизаторы потока образуют указанными чередующимися выборками.
В варианте применения способа, выборки на каждой полке двутавровой проставки выполняют в шахматном порядке.
В варианте применения способа, выборки на верхней и нижней полках двутавровой проставки выполняют в шахматном порядке.
В варианте применения способа, выборки смежных проставок располагают таким образом, что выборки на полках одной проставки располагаются напротив выступов смежной с ним проставки.
В варианте применения способа, глубина выборки составляет 25-75% ширины полки.
Нижнее значение указанного соотношения выбрано исходя из того, что при дальнейшем его уменьшении происходит ухудшение условий турбулизации и наличие выборки практически не сказывается на интенсификации теплообмена.
Верхнее значение указанного соотношения выбрано исходя из того, что при дальнейшем его увеличении происходит ухудшение прочностных характеристик соединения проставки и оболочки.
В варианте применения способа, в вертикальных стенках двутавровых проставок выполняют сквозные каналы.
Положительными техническими результатами предлагаемого технического решения являются в области конструкции обеспечение высокой эффективности теплообмена в каналах за счет применения заданной величины локальных сужений охлаждающих каналов с расчетным шагом и каналов перетока охладителя из одного канала в другой, что значительно позволяет улучшить условия теплообмена.
Сущность изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показан поперечный разрез тракта регенеративного охлаждения камеры при выполнении выборок на каждой полке, на фиг.2 - вид сверху в варианте выполнения выборок на каждой полке, на фиг.3 - поперечный разрез тракта регенеративного охлаждения камеры при выполнении выборок на полках тавровой проставки в шахматном порядке, на фиг.4 - вид сверху в варианте выполнения выборок на полках тавровой проставки в шахматном порядке, на фиг.5 - поперечный разрез тракта регенеративного охлаждения камеры в варианте выполнения выборок смежных проставок таким образом, что выборки одной проставки располагаются напротив выступов смежной с ним проставки, на фиг.6 - вид сверху в варианте выполнения выборок смежных проставок таким образом, что выборки одной проставки располагаются напротив выступов смежной с ним проставки.
Предложенный способ может быть реализован при помощи тракта регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя, содержащего наружную 1 и огневую 2 оболочки с каналами охлаждения 3 между ними, образованными двутавровыми проставками 4. Полки двутавровых проставок 4 выполнены переменной ширины за счет выполнения на них чередующихся выборок 5, при этом турбулизаторы потока образованы указанными чередующимися выборками 5. В вертикальных стенках двутавровых проставок 4 выполнены сквозные каналы 6.
Предложенный способ может быть реализован следующим образом.
Изготавливается наружная 1 и огневая 2 оболочки и соединяются между собой с образованием между ними каналов охлаждения 3 за счет установки двутавровых проставок 4. Полки двутавровых проставок 4 выполняют переменной ширины за счет выполнения на них чередующихся выборок 5, при этом турбулизаторы потока образуют указанными чередующимися выборками 5. В вертикальных стенках двутавровых проставок 4 выполняют сквозные каналы 6.
При работе тракта охладитель подается по каналам охлаждения 3 и нагревается за счет теплообмена с огневой оболочкой 2. При обтекании горизонтальных полок двутавровых проставок 4, на которых выполнены выборки 5, происходит турбулизация потока за счет его попеременного расширения-сжатия. Выполнение сквозных каналов 6 в вертикальных стенках двутавровых проставок 4 позволяет обеспечить перетекание охладителя из одного канала охлаждения 3 в другой, что дополнительно турбулизирует поток и улучшает условия теплообмена.
Использование предложенного технического решения позволит создать способ изготовления тракта регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя, применение которого позволит интенсифицировать процесс теплопередачи между поверхностью огневой стенки и охладителем.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРАКТ РЕГЕНЕРАТИВНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2516678C2 |
КАМЕРА ЖИДКОСНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2517949C2 |
СОПЛО КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2012 |
|
RU2515576C2 |
ТРАКТ ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2012 |
|
RU2513059C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ТРАКТОМ РЕГЕНЕРАТИВНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ | 1992 |
|
RU2061890C1 |
КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2018 |
|
RU2720596C1 |
СМЕСИТЕЛЬНАЯ ГОЛОВКА КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ЖРД) И КАМЕРА ЖРД С ЭТОЙ ГОЛОВКОЙ | 2000 |
|
RU2205973C2 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2514863C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ ТЯГИ | 2000 |
|
RU2183760C2 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2614902C2 |
Изобретение относится к области ракетной техники, а именно - к созданию камер жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Способ изготовления тракта регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя заключается в изготовлении наружной и огневой оболочек с последующим их скреплением между собой по вершинам двутавровых проставок с образованием каналов охлаждения между ними, при этом полки двутавровых проставок выполняют переменной ширины за счет выполнения на них чередующихся выборок, при этом турбулизаторы потока образованы указанными чередующимися выборками. Выборки на каждой полке двутавровой проставки выполняют в шахматном порядке. Выборки на верхней и нижней полках двутавровой проставки выполняют в шахматном порядке. Выборки смежных проставок располагают таким образом, что выборки на полках одной проставки располагаются напротив выступов смежной с ним проставки. Глубина выборки составляет 25-75% ширины полки. В вертикальных стенках двутавровых проставок выполняют сквозные каналы. Изобретение обеспечивает интенсифицирование процесса теплопередачи между поверхностью огневой стенки и охладителем. 5 з.п. ф-лы, 6 ил.
1. Способ изготовления тракта регенеративного охлаждения камеры жидкостного ракетного двигателя, заключающийся в изготовлении наружной и огневой оболочек с последующим их скреплением между собой по вершинам двутавровых проставок с образованием каналов охлаждения между ними, отличающийся тем, что полки двутавровых проставок выполняют переменной ширины за счет выполнения на них чередующихся выборок, при этом турбулизаторы потока образованы указанными чередующимися выборками.
2. Способ изготовления тракта по п.1, отличающийся тем, что выборки на каждой полке двутавровой проставки выполняют в шахматном порядке.
3. Способ изготовления тракта по п.1, отличающийся тем, что выборки на верхней и нижней полках двутавровой проставки выполняют в шахматном порядке.
4. Способ изготовления тракта по п.1, отличающийся тем, что выборки смежных проставок располагают таким образом, что выборки на полках одной проставки располагаются напротив выступов смежной с ним проставки.
5. Способ изготовления тракта по п.1, отличающийся тем, что глубина выборки составляет 25-75% ширины полки.
6. Способ изготовления тракта по п.1, отличающийся тем, что в вертикальных стенках двутавровых проставок выполняют сквозные каналы.
КАМЕРА СГОРАНИЯ ЖИДКОСТНОГО РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ С ТРАКТОМ РЕГЕНЕРАТИВНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ | 1992 |
|
RU2061890C1 |
ТРАКТ ОХЛАЖДЕНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2392478C1 |
EP 0780563 A3, 25.06.1997 | |||
US 3690103 A, 12.09.1972 | |||
Способ генотипирования крупного рогатого скота по аллелям 878 СТ гена scd1 (rs41255693) методом ПЦР в режиме реального времени | 2020 |
|
RU2744174C1 |
DE 10156124 A1, 16.11.2001 |
Авторы
Даты
2014-05-20—Публикация
2012-02-03—Подача