ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2014 года по МПК F01N1/24 

Описание патента на изобретение RU2516772C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к глушителям шума двигателя внутреннего сгорания.

Известен глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, включающий корпус овальной формы с торцевыми стенками, входным и выходным патрубками, перфорационной трубой, двумя внутренними перегородками, которые разделяют внутренний объем глушителя на три камеры, перегородка, расположенная у входного патрубка, выполнена с перфорационными отверстиями по ее поверхности, при этом входная камера и третья, заглушающая камера, заполнены звукопоглощающим материалом, входной патрубок проходит через входную камеру в среднюю, а выходной патрубок соединен с перфорированной трубой, один конец которой расположен в средней камере, а другой проходит через заглушающую камеру, см. Техническое описание автомобилей семейства МАЗ 630300 - РУП "МАЗ", 2000 г.

Недостатком известного глушителя является недостаточная эффективность снижения шума.

Наиболее близким по технической сущности является глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, включающий корпус овальной формы с торцевыми стенками, входным и выходным патрубками, перфорационной трубой, двумя внутренними перегородками, которые разделяют внутренний объем глушителя на три камеры, перегородка, расположенная у входного патрубка, выполнена с перфорационной поверхностью, при этом входная камера и третья, заглушающая камера, заполнены звукопоглощающим материалом, входной патрубок проходит через входную камеру в среднюю, а выходной патрубок соединен с перфорационной трубой, один конец которой расположен в средней камере, а другой проходит через заглушающую камеру, в поперечном сечении корпуса непосредственно за перфорированной перегородкой перед выходным сечением входного патрубка глушитель имеет сетку и конус, последний закреплен на противоположной перегородке средней камеры напротив входного патрубка, соосно с ним, вершина которого направлена в сторону данного патрубка, см. RU Патент №2243388, МПК7 F01N 1/24, 2004.

Недостатком указанного глушителя является недостаточное снижение шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания, высокие потери давления в глушителе, что снижает частоту вращения коленчатого вала, и повышенное содержание вредных компонентов в выхлопных газах.

Задачей изобретения является увеличение эффективности глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания без увеличения потерь давления и уменьшение вредных компонентов в выхлопных газах.

Техническая задача решается тем, что глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, включающий корпус с торцевыми стенками с входным и выходным патрубками, двумя внутренними поперечными перегородками, разделяющими объем глушителя на три камеры, в котором корпус глушителя выполнен в форме цилиндра, а входной патрубок снабжен штуцером для ввода озона, камеры, расположенные у входного и выходного патрубков, имеют продольную перегородку, делящая камеру на две, продольные перегородки в камерах расположены на уровне верхней стенки входного патрубка, выполнены из газопроницаемого материала и покрыты катализатором из солей платины, палладия, родия, при этом поперечная перегородка камеры у входного патрубка имеет перфорацию в верхней части, а противоположная ей перегородка средней камеры имеет перфорацию в нижней части, а камеры над продольными перегородками заполнены слоем дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащим катализатор из солей палладия, платины, родия, и которые занимают 2/3 их объема, причем слой дисперсных частиц в камере у входного патрубка имеет насыпную плотность 1300-1500 кг/м3, а в камере у выходного патрубка имеет насыпную плотность 1600-1800 кг/м3.

Решение технической задачи позволяет увеличить эффективность глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания без увеличения потерь давления в глушителе и уменьшить содержание вредных компонентов в выхлопных газах.

Глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, см. Фиг.1 и Фиг.2, содержит корпус 1, выполненный в форме цилиндра с торцевыми стенками 14 и 15 с входным 2 и выходным 3 патрубками, двумя внутренними поперечными перегородками 4 и 5, разделяющими объем глушителя на три камеры 6,7,8, камера 6, расположенная у входного патрубка 2, и камера 8, расположенная у выходного патрубка 3, имеют продольную перегородку, соответственно, 9 и 9', делящие камеры на две: 10 и 11 и 10' и 11', продольные перегородки 9 и 9' в камерах расположены на уровне верхней стенки входного патрубка 2, и выполнены из газопроницаемого материала, например из прессованной стальной проволоки марки 1Х18Н10Т, покрытые катализатором из солей платины, палладия, родия, при этом поперечная перегородка 4 камеры 6 у входного патрубка 2 имеет перфорацию в верхней части, а противоположная ей перегородка 5 средней камеры 7 имеет перфорацию в нижней части, камеры 11 и 11, образованные, соответственно, в камерах 6 и 8 продольными перегородками 9 и 9', заполнены слоем дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащим катализатор из солей палладия, платины, родия, и который занимает 2/3 их объема, заполнение слоем дисперсных частиц осуществляют через крышки 12 и 12', причем слой дисперсных частиц в камере 11, у входного патрубка 2, имеет насыпную плотность 1300-1500 кг/м3, а в камере 11', у выходного патрубка 3, имеет насыпную плотность 1600-1800 кг/м3.

Выхлопные газы двигателя внутреннего сгорания и озон из плазменного генератора через штуцер 13 по входному патрубку 2 поступают в корпус 1 глушителя, который выполнен в форме цилиндра с торцевыми стенками 14 и 15. В глушителе газы направляются в камеру 10, расположенную в нижней части камеры 6 у входного патрубка 2, а затем проходят через продольную перегородку 9, выполненную из газопроницаемого материала, например из прессованной стальной проволоки марки 1Х18Н10Т, и покрытую катализатором из солей платины, палладия, родия, газы направляются в камеру 11, проходят через слой дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащий катализатор из солей палладия, платины, родия и занимающий 2/3 объема камеры 11 с насыпной плотностью 1300-1500 кг/м3. Через перфорацию в верхней части поперечной перегородки 4 камеры 6 газы попадают в центральную камеру 7.

На указанном участке движения газов часть механической энергии рассеивается при прохождении перфорации и газопроницаемой перегородки, а часть энергии тратится на преодоление сопротивления слоя дисперсных частиц с насыпной плотностью 1300-1500 кг/м3 и приведение дисперсных частиц в движение.

Далее из камеры 7 газы через перфорацию в нижней части поперечной перегородки 5 средней камеры 7 попадают в камеру 10', проходят через продольную перегородку 9', выполненную из газопроницаемого материала, например из прессованной стальной проволоки марки 1Х18Н10Т, и покрытую катализатором из солей платины, палладия, родия направляются в камеру 11', проходят через слой дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащий катализатор из солей палладия, платины, родия, и занимающий 2/3 объема камеры 11' с насыпной плотностью 1600-1800 кг/м3. Из камеры 11' газы выводятся в окружающую среду через выходной патрубок 3.

При движении газов окислительно-восстановительные процессы, происходящие в камерах глушителя, приводят к уменьшению содержания вредных веществ в выхлопных газах, а водяные пары в камерах конденсируются и уменьшают износ дисперсных частиц.

Энергия, которой обладают газы на этом этапе, растрачивается при движении газов и преодолении сопротивления через перфорацию, через газопроницаемую перегородку, через слой дисперсных частиц с насыпной плотностью 1600-1800 кг/м3 и приведении дисперсных частиц в движение. Дисперсные частицы слоя под действием газового потока приводятся в беспорядочное движение, при этом между частицами увеличивается расстояние, что обеспечивает уменьшение гидравлического сопротивления. Увеличение насыпной плотности слоя дисперсных частиц в камере 11' у выходного патрубка 3 по сравнению с насыпной плотностью слоя дисперсных частиц в камере 11 у входного патрубка 2 способствует увеличению дополнительной суммарной площади поверхности частиц, приводящей к увеличению потери энергии на трение, возникающее между газовым потоком и поверхностью дисперсных частиц, и соответственно, к уменьшению амплитуды колебательной скорости газового потока. При движении выхлопных газов в глушителе в присутствии катализатора, содержащегося как на самих продольных перегородках 9 и 9', выполненных из газопроницаемого материала, например из прессованной стальной проволоки марки 1Х18Н10Т, так и в слоях дисперсных частиц на продольных перегородках, и в присутствии озона, подаваемого на входе в глушитель, окислительно-восстановительные процессы, происходящие в глушителе, приводят к уменьшению содержания вредных веществ в выхлопных газах и тем самым к улучшению экологии окружающей среды, см. Таблица 3.

Испытания глушителя проводили в соответствии с ГОСТ Р 41.59-2001, «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения сменных систем глушителей» и с ГОСТ Р 41.83-2004, «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении выбросов вредных веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей».

В таблице 1 приведены результаты замеров уровня заглушения и потери давления в глушителе при указанном числе оборотов двигателя автомобиля КАМАЗ; в таблице 2 приведены результаты замеров уровня шума двигателя автомобиля КАМАЗ до и после замены глушителя по прототипу и заявляемому объекту.

Таблица 1 Объект Число оборотов двигателя, мин-1 Уровень Потери давления исследования заглушения, дБ (А) в глушителе, мм вод.ст. По прототипу 1900 17,2 465 1850 15,7 500 По 1900 26,5 280 заявляемому объекту 1850 24,2 280

Таблица 2 Число оборотов двигателя, мин-1 Уровень шума автомобиля по прототипу, дБ (А) Уровень шума автомобиля по заявляемому объекту, ДБ (А) Эффективность глушения шума 1 2 1 2 измерение измерение измерение измерение 1800 91,8 90,5 82,8 81,5 9 дБ (А)

Таблица 3 Содержание компонентов в выхлопных газах двигателя внутреннего сгорания Компоненты выхлопных газов Содержание по объему, % Двигатель дизельный (число оборотов n=1600 об/мин) По прототипу По заявляемому объекту Азот 76,5 76 Кислород 6 8 Пары воды 3,4 4,2 Диоксид углерода 7 10,3 Оксид углерода 5 1,8 Углеводороды 1,5 0,05 Альдегиды 0,008 0,001 Оксид серы 0,0024 0,003 Сажа, г/м3 0,03 0,032 Бензопирен, мг/м3 0,016 0,008

Как видно из таблицы 1, 2 и 3, заявляемый объект позволяет увеличить эффективность глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания на 9 дБ (А) при снижении более чем в 1,5 раза потерь давления в глушителе и уменьшить содержание вредных компонентов в выхлопных газах.

Таким образом, совокупность признаков заявляемого объекта по сравнению с прототипом позволяет увеличить эффективность глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания без увеличения потерь давления в глушителе и уменьшить содержание вредных компонентов в выхлопных газах.

Похожие патенты RU2516772C1

название год авторы номер документа
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА 2017
  • Павлов Григорий Иванович
  • Кочергин Анатолий Васильевич
  • Теляшов Дмитрий Александрович
  • Суховая Екатерина Александровна
  • Накоряков Павел Викторович
  • Ягофаров Олег Хуснуллович
  • Никитин Михаил Александрович
RU2657040C1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Павлов Григорий Иванович
  • Кочергин Анатолий Васильевич
  • Ситников Олег Рудольфович
  • Накоряков Павел Викторович
  • Ахметшина Альфия Илдусовна
  • Саматова Лилия Назиповна
  • Егоров Алексей Евгеньевич
RU2517464C1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА 2000
  • Белов Е.В.
  • Кочергин А.В.
  • Сивков А.Л.
RU2175072C1
ГЛУШИТЕЛЬ-НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Фискис Абрам Яковлевич
  • Немцев Владимир Васильевич
RU2007591C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Павлов Григорий Иванович
  • Кочергин Анатолий Васильевич
  • Валишев Марат Илдусович
  • Кириченко Сергей Михайлович
  • Ситдиков Рустам Мугамбарович
  • Ягофаров Олег Хуснуллович
RU2508501C2
ФИЛЬТР-НЕЙТРАЛИЗАТОР 1998
  • Кутенев В.Ф.
  • Корнилов Г.С.
  • Панчишный В.И.
  • Моисеев С.П.
RU2205966C2
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА 2005
  • Кириченко Сергей Михайлович
  • Кочергин Анатолий Васильевич
  • Максимов Виктор Владимирович
  • Павлов Григорий Иванович
RU2301942C2
Глушитель шума выхлопа двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Лившиц Давид Иосифович
  • Кравчук Петр Иванович
SU1774036A2
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ 1997
  • Токарев Владимир Омарович
  • Тимохин Александр Иванович
RU2116470C1
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ЖИДКОГО ТОПЛИВА И ЖИДКИХ ГОРЮЧИХ ОТХОДОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Кириченко Сергей Михайлович
  • Козиков Александр Юрьевич
  • Кочергин Анатолий Васильевич
  • Фарахов Мансур Инсафович
  • Павлов Григорий Иванович
RU2349836C1

Реферат патента 2014 года ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к глушителям шума двигателя внутреннего сгорания. Сущность изобретения: глушитель шума двигателя внутреннего сгорания включает корпус с торцевыми стенками с входным и выходным патрубками, двумя внутренними поперечными перегородками, разделяющими объем глушителя на три камеры. Корпус глушителя выполнен в форме цилиндра, а входной патрубок снабжен штуцером для ввода озона. Камеры, расположенные у входного и выходного патрубков, имеют продольную перегородку, которая делит каждую камеру на две. Продольные перегородки в камерах расположены на уровне верхней стенки входного патрубка, которые выполнены из газопроницаемого материала и покрыты катализатором из солей платины, палладия, родия. Поперечная перегородка камеры у входного патрубка имеет перфорацию в верхней части, а противоположная ей перегородка средней камеры имеет перфорацию в нижней части. Камеры над продольными перегородками заполнены слоем дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащим катализатор из солей палладия, платины, родия и занимающим 2/3 их объема. Слой дисперсных частиц в камере у входного патрубка имеет насыпную плотность 1300-1500 кг/м3, а в камере у выходного патрубка имеет насыпную плотность 1600-1800 кг/м3. Техническим результатом изобретения является увеличение эффективности глушения шума выхлопа газов двигателя внутреннего сгорания без увеличения потерь давления в глушителе и уменьшение содержания вредных компонентов в выхлопных газах. 3 табл., 2 ил.

Формула изобретения RU 2 516 772 C1

Глушитель шума двигателя внутреннего сгорания, включающий корпус с торцевыми стенками с входным и выходным патрубками, двумя внутренними поперечными перегородками, разделяющими объем глушителя на три камеры, отличающийся тем, что корпус глушителя выполнен в форме цилиндра, а входной патрубок снабжен штуцером для ввода озона, камеры, расположенные у входного и выходного патрубков, имеют продольную перегородку, делящая камеру на две, продольные перегородки в камерах расположены на уровне верхней стенки входного патрубка и выполнены из газопроницаемого материала, покрытого катализатором из солей платины, палладия, родия, при этом поперечная перегородка камеры у входного патрубка имеет перфорацию в верхней части, а противоположная ей перегородка средней камеры имеет перфорацию в нижней части, а камеры над продольными перегородками заполнены слоем дисперсных частиц из керамики или кварцевого стекла, содержащие катализатор из солей палладия, платины, родия, и которые занимают 2/3 их объема, причем слой дисперсных частиц в камере у входного патрубка имеет насыпную плотность 1300-1500 кг/м3, а в камере у выходного патрубка имеет насыпную плотность 1600-1800 кг/м3.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2516772C1

РЕЛЕ РАЗНОСТИ ФАЗ 2002
  • Шурдов М.А.
RU2213388C1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Фесина Михаил Ильич
RU2268374C2
0
SU68596A1
Глушитель шума выхлопа 1987
  • Черных Алексей Иванович
  • Никитин Анатолий Анатольевич
  • Барбарин Сергей Николаевич
  • Андреева Галина Викторовна
SU1453065A1
JP 2010096158 A, 30.04.2010
KR 20120036442 A, 18.04.2012

RU 2 516 772 C1

Авторы

Павлов Григорий Иванович

Кочергин Анатолий Васильевич

Осипов Александр Викторович

Саматова Лилия Назиповна

Егоров Алексей Евгеньевич

Даты

2014-05-20Публикация

2013-01-09Подача