ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Российский патент 2014 года по МПК E01C21/00 

Описание патента на изобретение RU2519283C1

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог.

Наиболее перспективным направлением в решении проблемы отсутствия прочных каменных материалов и реальной возможностью снижения стоимости строительства и затрат ресурсов является использование местных укрепленных материалов в конструкциях дорожных одежд. Обобщая многолетний отечественный и зарубежный практический опыт применения укрепленных грунтов, можно сделать вывод о том, что грунты, укрепленные одним вяжущим, характеризуются большим набором отрицательных свойств, в особенности низкой водо- и морозостойкостью, значительно снижающими срок службы конструктивного слоя. Решение существующей проблемы возможно с помощью модификации цементогрунта различными целевыми добавками.

Известна смесь укрепленного грунта, содержащая минеральное вяжущее - цемент, грунт, воду и химическую добавку. В качестве химической добавки смесь содержит хлористый кальций (Безрук В.М. Укрепление грунтов и каменных материалов неорганическими вяжущими. Материалы V Всесоюзного научно-технического совещания по основным проблемам технического прогресса в дорожном строительстве. М., 1971, с.35-49).

Недостатком данной композиции является низкая прочность, деформативная устойчивость и морозостойкость получаемого материала.

Известно использование грунтовых смесей, содержащих в составе помимо грунта заполнитель (керамзит, вспученный перлит, аглопорит и пр.) 10-40%, вяжущее (цемент) 6-9% и химическую добавку (жидкость кремнийорганическая ГКЖ-94) 0,5-2% для создания дорожных одежд (Методические рекомендации по использованию укрепленных грунтов и отходов промышленности в морозозащитных теплоизолирующих слоях дорожных одежд. Министерство транспортного строительства. ГВДНИИ (СОЮЗДОРНИИ), Москва, 1979 г.).

Недостатком данной конструкции является то, что введение ГКЖ-94 и указанных заполнителей в укрепляемый грунт не приводит к повышению прочности, а увеличивают только морозостойкость, что ограничивает область применения укрепленного грунта только в дополнительных (морозозащитных) слоях основания или основаниях дорожных одежд переходного типа.

Наиболее близким к предложенному изобретению по технической сущности и достигаемому результату является смесь, включающая грунт, неорганическое вяжущее - портландцемент, воду и химические добавки - хлористый кальций и кубовые остатки производства кремнийорганических соединений (SU 966151, 15.10.1982), масс.%:

- грунт - 73-79,

- цемент - 8-9,

- хлористый кальций - 0,5-1,

- кубовые остатки производства кремнийорганических соединений - 0,5-1,

- вода - остальное.

Недостатком данной смеси является недостаточная прочность для использования в основаниях дорожных одежд капитального типа.

Задачей изобретения является повышение прочности на сжатие материалов из грунтовых смесей, а также экономической эффективности строительства.

Результат достигается тем, что грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, химическую добавку и грунт, согласно изобретению содержит в качестве химической добавки жидкость кремнийорганическую «Силор» и дополнительно минеральный заполнитель при следующем соотношении, масс.%:

- портландцемент - 6-12,

- грунт - 15,2-68,8,

- заполнитель - 15,2-68,8,

- жидкость кремнийорганическая «Силор» - 0,05-0,5,

- вода - 7,5-11,95.

Характеристика исходных материалов:

1) Минеральное вяжущее - портландцемент 400-ДО ГОСТ 10178-85.

2) Химическая добавка - жидкость кремнийорганическая «Силор» ТУ 2229-052-05766764-2003. Жидкость кремнийорганическую «Силор» получают химической переработкой отходов производства кремнийорганических резиновых смесей, герметиков, компаундов, образующихся при изготовлении резинотехнических изделий на основе силиконовых каучуков.

3) Грунты глинистые и песчаные. Для изготовления образцов использовали супесь пылеватую и песок мелкий ГОСТ 25100-95.

4) Заполнитель (песок, гравий, щебень, отходы камнедробления, асфальтогранулят, золы-уноса и др.). Для изготовления образцов использовали песок природный и песок из отсевов дробления ГОСТ 8736-93.

5) Вода по ГОСТ 23732-79.

Приготовление и методика испытания образцов предполагаемой грунтовой смеси для дорожного строительства.

Грунтовую смесь для дорожного строительства, содержащую дополнительно минеральный заполнитель, приготовили и испытали следующим образом.

Грунты высушили до воздушно-сухого состояния. Песчаные и глинистые грунты просеяли через сито с отверстиями 5 мм (глинистые грунты предварительно размельчили). Влажность грунта определили путем высушивания навесок грунта в термостате до постоянной массы при температуре +105°С. Затем внесли высушенный до воздушно-сухого состояния минеральный заполнитель (песок природный или песок из отсевов дробления), улучшающий зерновой (гранулометрический) состав грунта. Смешение грунта с этими добавками производили без увлажнения грунта. Затем внесли вяжущее - портландцемент, смесь перемешали. Полученную цементогрунтовую смесь увлажнили (с учетом содержащейся в грунте влаги) до оптимальной влажности с одновременным введением жидкости кремнийорганической «Силор». Затем смесь тщательно перемешали в лабораторной лопастной мешалке в течение 4-6 мин. Из полученных смесей изготовили по 12 образцов-цилиндров диаметром 5,0±0,5 см трамбованием на приборе стандартного уплотнения. Число ударов гири при уплотнении смеси такое же, как при уплотнении грунтов. Изготовленные образцы поместили в эксикаторы над водой и хранили таким образом в течение 28 суток для проведения на них испытания с целью определения показателей физико-механических свойств укрепленных грунтов.

Перед испытаниями образцы насытили водой при температуре +18±2°С в течение 48 ч. Вначале образцы залили водой на 1/3 высоты, а через 6 ч - полностью и выдержали 42 ч. Предел прочности на сжатие и растяжение при расколе образца определили на прессах гидравлических. Рабочая скорость свободного хода поршня 3 мм/мин. Предел прочности вычислили с точностью до 0,5 кгс/см как среднее арифметическое результатов испытаний трех образцов. Расхождение между результатами испытаний отдельных образцов не должно превышать 15%. Предел прочности на растяжение при изгибе определили перерасчетом результатов испытаний на раскол. Испытание образцов на морозостойкость произвели также после их твердения в течение 28 суток и водонасыщения в течение 48 ч. Каждый цикл замораживания-оттаивания состоял из следующих операций: сначала образцы замораживали в морозильной камере в течение 2,5 ч при температуре - 18±2°С, затем образцы погрузили в воду на 2±0,5 ч при температуре +18±2°С. После проведения установленного количества циклов замораживания-оттаивания на оттаявших образцах определили предел прочности на сжатие.

Пример. В табл.1 показаны физико-механические характеристики различных составов укрепленного портландцементом грунта с добавлением жидкости кремнийорганической «Силор».

Введение в качестве химической добавки жидкости кремнийорганической «Силор» и минерального заполнителя приводит к приросту прочности на сжатие до 2 раз, а также к достижению требуемого нормативными документами предела прочности на растяжение при изгибе и коэффициента морозостойкости, в ряде случаев превышающих аналогичные показатели прототипа. Например, для вариантов 5, 6, 9, 10, 13, 14 коэффициент морозостойкости превысил данный показатель прототипа и составил 1,00; для вариантов 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14 предел прочности на растяжение при изгибе превысил аналогичный показатель прототипа до 1,5 раз.

Устойчивая положительная динамика всех определяемых физико-механических характеристик полученного материала дает широкую область его применения в дорожном строительстве.

Рост экономической эффективности обусловлен пониженным расходом цемента, высокой долговечностью материала, а следовательно, увеличенными межремонтными сроками и сроком службы дорожной одежды.

Похожие патенты RU2519283C1

название год авторы номер документа
СОСТАВ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2015
  • Вдовин Евгений Анатольевич
  • Мавлиев Ленар Фидаесович
  • Буланов Павел Ефимович
  • Асадуллина Алина Рамилевна
  • Захаров Вадим Витальевич
  • Ибрагимов Ильмир Фанусович
  • Галлямов Булат Фаритович
RU2603682C1
Состав для закрепления просадочных грунтов 2017
  • Федюк Роман Сергеевич
  • Козлов Павел Геннадьевич
RU2652201C1
ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА (ВАРИАНТЫ) 2013
  • Вдовин Евгений Анатольевич
  • Мавлиев Ленар Фидаесович
  • Строганов Виктор Федорович
  • Буланов Павел Ефимович
RU2545228C1
СОСТАВ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 2016
  • Ахсанов Ришат Азатович
  • Шарифуллин Марсель Сафиуллович
RU2612039C1
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СОСТАВ 2016
  • Сватовская Лариса Борисовна
  • Соловьева Валентина Яковлевна
  • Степанова Ирина Витальевна
  • Сурков Владимир Николаевич
  • Иванова Вера Ефимовна
  • Смирнова Татьяна Владимировна
  • Макаров Владимир Викторович
RU2616031C1
Грунтовая смесь для дорожного строительства 2020
  • Коновалова Наталия Анатольевна
  • Беспилотов Дмитрий Викторович
  • Панков Павел Павлович
  • Руш Елена Анатольевна
  • Авсеенко Надежда Дмитриевна
RU2754841C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД И ДРУГИХ СООРУЖЕНИЙ 2012
  • Митрофанов Николай Георгиевич
  • Панов Иван Валерьевич
  • Румянцев Дмитрий Анатольевич
  • Шабанова Татьяна Николаевна
  • Зенкин Игорь Николаевич
RU2520118C2
Зологрунт для дорожного строительства 2021
  • Слободчикова Надежда Анатольевна
  • Плюта Ксения Викторовна
RU2779688C1
Дорожно-строительный материал - техногенный укреплённый грунт «БРИТ» и способы строительства конструктивных слоёв дорожной одеждыс его использованием 2019
  • Смирнов Антон Павлович
  • Мударисов Рамиль Тимербекович
  • Багаутдинова Ирина Александровна
  • Коротков Алексей Викторович
  • Мызгин Илья Александрович
  • Ушакова Ирина Валерьевна
  • Иванкин Николай Валерьевич
  • Барковский Дмитрий Владиславович
  • Агафонов Андрей Николаевич
RU2716406C1
СОСТАВ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ГРУНТА И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ 2005
  • Буваев Антон Юрьевич
  • Проворнов Сергей Юрьевич
  • Тараненко Сергей Иванович
RU2281356C1

Реферат патента 2014 года ГРУНТОВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА.

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог. Технический результат - повышение прочности на сжатие материалов из грунтовых смесей до 2 раз, достижение требуемого нормативными документами предела прочности на растяжение при изгибе и коэффициента морозостойкости, рост экономической эффективности, обусловленный пониженным расходом цемента, высокой долговечностью материала, а следовательно, увеличенными межремонтными сроками и сроком службы дорожной одежды. Грунтовая смесь для дорожного строительства содержит минеральное вяжущее, минеральный заполнитель, грунт, воду и химическую добавку - жидкость кремнийорганическую «Силор» при следующем соотношении компонентов, масс.%: портландцемент 6-12, грунт 15,2-68,8, минеральный заполнитель 15,2-68,8, жидкость кремнийорганическая «Силор» 0,05-0,5, вода 7,5-11,95. 1 табл, 1 пр.

Формула изобретения RU 2 519 283 C1

Грунтовая смесь для дорожного строительства, включающая минеральное вяжущее, химическую добавку и грунт, отличающаяся тем, что содержит в качестве химической добавки жидкость кремнийорганическую «Силор» и дополнительно минеральный заполнитель при следующем соотношении, масс.%:
портландцемент 6-12 жидкость кремнийорганическая «Силор» 0,05-0,5 грунт 15,2-68,8 заполнитель 15,2-68,8 вода 7,5-11,95

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2519283C1

Композиция для устройства покрытия дорожной одежды 1981
  • Гаркавенко Ирина Петровна
  • Сасько Николай Федорович
  • Киселева Ирина Даниловна
  • Мартыненко Леонид Сергеевич
SU966151A1
RU 2010111532 A, 27.09.2011
СМЕСЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА НИЖНИХ СЛОЕВ ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД 2005
  • Ланко Андрей Викторович
  • Кочерга Виктор Григорьевич
  • Кораблева Татьяна Анатольевна
  • Тарасевич Анатолий Павлович
RU2305149C2
УКРЕПЛЯЮЩАЯ ГРУНТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2003
  • Крапивный В.А.
  • Красовский П.С.
  • Шильникова Г.П.
  • Жданова С.М.
  • Ли В.Н.
  • Воронин В.В.
RU2236504C1
НЕФТЕГРУНТОВАЯ СМЕСЬ 1995
  • Шипигузов Леонид Михайлович
  • Кобяков Николай Иванович
  • Антропов Александр Иванович
  • Рахимкулов Равиль Садыкович
  • Кошелев Николай Васильевич
  • Бодрягина Антонида Николаевна
RU2107703C1
ПОЛИМЕРЦЕМЕНТНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПОЛОВ 1993
  • Антипов А.Е.
  • Белобородов В.А.
  • Яшин В.Р.
  • Азимов Ф.И.
RU2076848C1
ТАМПОНИРУЮЩИЙ СОСТАВ ДЛЯ РЕМОНТНО-ИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ В СКВАЖИНЕ 2008
  • Ибатуллин Равиль Рустамович
  • Кадыров Рамзис Рахимович
  • Хасанова Дильбархон Келамединовна
  • Жиркеев Александр Сергеевич
  • Сахапова Альфия Камилевна
  • Бакалов Игорь Владимирович
RU2386658C1
ЛАМПА 2012
  • Шварц Бернд
RU2571734C2
Методические рекомендации по использованию по использованию укрепленных грунтов и отходов промышленности в морозозащитных

RU 2 519 283 C1

Авторы

Вдовин Евгений Анатольевич

Мавлиев Ленар Фидаесович

Шайхутдинов Айдар Наилевич

Даты

2014-06-10Публикация

2012-10-17Подача