РЕМОНТНЫЙ КОТЛОВАН ВДОЛЬ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И СПОСОБ РАЗРАБОТКИ РЕМОНТНОГО КОТЛОВАНА ВДОЛЬ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА Российский патент 2014 года по МПК F16L1/28 

Описание патента на изобретение RU2520760C1

Изобретение относится к области нефтяной и газовой промышленности и предназначено для ремонта магистральных трубопроводов.

Известен котлован для магистрального трубопровода, содержащий вертикальные боковые стенки и плоское дно, на которое в защитной оболочке опирается трубопровод (см. патент JP №4029689, кл. F16L 1/024, 31.01.1992).

Из этого же патента известен способ разработки котлована для трубопровода, заключающийся в том, что отрывают котлован в виде траншеи и формируют плоское дно и вертикальные боковые стенки.

Описанные выше котлован и способ его разработки позволяют осуществить прокладку трубопровода, например в качестве инженерных сооружений. Однако данные устройство и способ требуют проведения специальных работ по укреплению боковых стенок котлована, что повышает трудоемкость при проведении работ.

Известна искусственная траншея для магистрального трубопровода, в которой по обеим сторонам магистрального трубопровода на регламентированном расстоянии установлены образующие стенки искусственной траншеи ряды грунтовых модулей, при этом пространство между рядами грунтовых модулей совместно с уложенным магистральным трубопроводом засыпано грунтом с образованием насыпи с заданными уклонами ее откосов (см. патент RU №2340824, кл. F16L 1/00, 10.12.2008).

Однако данная траншея может быть использована только для наземных или надземных трубопроводов, что не позволяет формировать или разрабатывать ее при проведении ремонтных работ на подземном трубопроводе.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату в части устройства, как объекта изобретения, является ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода, содержащий по обеим сторонам магистрального трубопровода откосы с заданными уклонами (см. авторское свидетельство SU №830070, кл. F16L 1/02,15.05.1981).

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату в части способа, как объекта изобретения способ разработки ремонтного котлована вдоль трубопровода, заключающийся в разработке ремонтного котлована вокруг трубопровода путем выемки грунта вокруг него (см. авторское свидетельство SU №1161782, кл. F16L 55/18, 15.06.1985).

Однако данные ремонтный котлован и способ его разработки не учитывают необходимость сохранения экологической чистоты при проведении ремонтных работ, что наносит существенный вред окружающей среде, что особенно важно при проведении работ в северных регионах, где природные процессы восстановления окружающей среды резко замедленны.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является устранение выше изложенных недостатков.

Технический результат заключается в том, что достигается возможность упрощения проведения работ путем максимального сокращения ручного труда при минимальном воздействии на окружающую среду.

Указанная задача решается, а технический результат достигается в части устройства, как объекта изобретения за счет того, что ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода содержит по обеим сторонам магистрального трубопровода откосы с заданными уклонами, при этом магистральный трубопровод расположен в грунте с минимальной толщиной стенки грунта не менее 200-300 мм, а по обеим сторонам от расположенного в грунте магистрального трубопровода образовано плоское дно на ширину ковша экскаватора, а извлеченный из котлована грунт расположен не менее чем в 500 мм от края откосов котлована по обе его стороны.

Указанная задача решается, а технический результат достигается в части способа, как объекта изобретения за счет того, что способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода заключается в том, что ремонтный котлован формируют в виде траншеи, причем предварительно снимают плодородный почвенный слой, расчищают от кустарника и растительности полосу отвода, осуществляют разбивку и закрепление на местности оси траншеи, последнюю изготавливают методом торцевого забоя при движении одноковшового экскаватора по оси вновь прокладываемого нефтепровода взамен ремонтируемого, при этом грунт, вынутый из траншеи, укладывают в отвал не ближе чем 0,5-0,7 м от бровки траншеи, при разработке траншеи одноковшовым экскаватором по оси траншеи расставляют вешки впереди по ходу его движения и сзади вдоль уже вырытой траншеи, причем на прямолинейных участках, по ходу его движения, через каждые 30-50 м устанавливают ориентиры высотой 1-3 м, для повышения точности движения экскаватора на криволинейных участках относительно траншеи в пределах кривой по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон устанавливают ориентиры через каждые 1-2 м.

Траншею, предпочтительно, углубляют не больше 3,0 м, но не меньше 1,6 м, по нижнему основанию траншею расширяют не более 4 м, при этом откосы траншеи, устраиваемой без креплений в грунтах, находящихся выше уровня грунтовых вод, выполняют с наибольшей крутизной, равной 45-60° по отношению к горизонтали.

На чертеже схематически показан ремонтный котлован.

Ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода 1 содержит по обеим сторонам магистрального трубопровода 1 откосы 2 с заданными уклонами (крутизной). Магистральный трубопровод 1 расположен в грунте 3 с минимальной толщиной стенки грунта не менее 200-300 мм, а по обеим сторонам от расположенного в грунте 3 магистрального трубопровода 1 образовано плоское дно 4 на ширину ковша экскаватора 5. Извлеченный из котлована грунт 6 расположен не менее чем в 500-700 мм от края откосов 2 котлована по обе его стороны.

Способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода 1, в частности нефтепровода, заключается в том, что ремонтный котлован формируют в виде траншеи, причем предварительно снимают плодородный почвенный слой, который формируют в виде отдельного отвала 7, расчищают от кустарника и растительности полосу отвода, осуществляют разбивку и закрепление на местности оси траншеи, которую изготавливают методом торцевого забоя при движении одноковшового экскаватора 5 по оси вновь прокладываемого нефтепровода взамен ремонтируемого, при этом грунт 6, вынутый из траншеи, укладывают в отвал не ближе чем 0,5-0,7 м от бровки траншеи. При разработке траншеи одноковшовым экскаватором 5 по оси траншеи расставляют вешки (не показано на чертеже) впереди по ходу его движения и сзади вдоль уже вырытой траншеи, причем на прямолинейных участках, по ходу его движения, через каждые 30-50 м устанавливают ориентиры (вешки) высотой 1-3 м, для повышения точности движения экскаватора на криволинейных участках относительно траншеи в пределах кривой по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон устанавливают ориентиры через каждые 1-2 м.

Траншею, предпочтительно, углубляют не больше 3,0 м, но не меньше 1,6 м, по нижнему основанию траншею расширяют не более 4 м, при этом откосы траншеи, устраиваемой без креплений в грунтах, находящихся выше уровня грунтовых вод, выполняют с наибольшей крутизной, равной 45°-60° по отношению к горизонтали.

В ходе проведенных работ было установлено, что описанный способ обеспечивает точное движение экскаватора 5 вдоль проложенного в земле подземного магистрального трубопровода 1, причем не требуется укрепление откосов, полностью предотвращается попадание грунта из отвалов в траншею и сохраняется плодородный слой почвы, что в полной мере позволяет восстановить окружающую среду после проведения ремонтных работ на магистральном трубопроводе и при этом минимизировать использование ручного труда по очистке ремонтируемого магистрального трубопровода от грунта.

Настоящее изобретение может быть использовано при проведении ремонтных работ практически любых магистральных трубопроводов

Похожие патенты RU2520760C1

название год авторы номер документа
Способ разработки ремонтного котлована для замены дефектного участка трубопровода 2019
  • Паутов Валерий Иванович
RU2720893C1
СПОСОБ ДЕМОНТАЖА МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА 2014
  • Валеев Альберт Харидович
  • Фоменко Николай Максимович
RU2565118C2
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ ТРУБОПРОВОДА И ВСКРЫШНАЯ МАШИНА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Шацкий А.С.
  • Лазин А.И.
RU2244865C2
Способ ремонта трубопровода 1975
  • Крапивников Анатолий Сергеевич
  • Петров Игорь Петрович
  • Айнбиндер Александр Бенционович
  • Блявкин Борис Абрамович
  • Дудоладов Юрий Анатольевич
  • Гальперин Абрам Исаевич
  • Батюшев Эдуард Сергеевич
  • Скиба Владимир Федосеевич
SU830070A1
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ ТРАНШЕИ И ПОДЪЕМА ПОДЗЕМНОГО ТРУБОПРОВОДА ПРИ ДЕМОНТАЖЕ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ 2008
  • Мухаметшин Анвар Мустафинович
  • Рафиков Салават Кашфиевич
  • Кудакаев Салих Миневалиевич
  • Усманов Рустем Ринатович
  • Аскаров Роберт Марагимович
  • Мазитов Гали Геннадиевич
RU2389930C2
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА 2014
  • Чувилин Валерий Викторович
  • Гумеров Рустэм Фларитович
  • Мирошников Виктор Александрович
RU2561954C2
УСТРОЙСТВО РАЗРАБОТКИ ГРУНТА ИЗ-ПОД ТРУБОПРОВОДА 2000
  • Хасанов А.Х.
  • Гумеров А.Г.
  • Муров В.М.
  • Бессарабов В.Я.
  • Ильин Е.Г.
  • Булатов П.Я.
  • Самматов Р.Л.
RU2252302C2
СПОСОБ РЕМОНТА ПРОВИСАЮЩЕГО ИЛИ РАЗМЫТОГО УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА 2004
  • Шарыгин Валерий Михайлович
  • Яковлев Анатолий Яковлевич
  • Максютин Игорь Владимирович
RU2285186C2
ТРАНШЕЕКОПАТЕЛЬ 2003
  • Хасанов А.Х.
  • Муров В.М.
  • Бессарабов В.Я.
  • Прокофьев В.В.
  • Самматов Р.Л.
  • Булатов П.Я.
RU2239027C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ НА ТРУБОПРОВОДЕ 1999
RU2159890C1

Реферат патента 2014 года РЕМОНТНЫЙ КОТЛОВАН ВДОЛЬ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА И СПОСОБ РАЗРАБОТКИ РЕМОНТНОГО КОТЛОВАНА ВДОЛЬ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

Изобретение относится к ремонту трубопроводов. Ремонтный котлован содержит по обеим сторонам магистрального трубопровода откосы с заданными уклонами, при этом трубопровод расположен в грунте с минимальной толщиной стенки грунта не менее 200-300 мм, а по обеим сторонам от расположенного в грунте трубопровода образовано плоское дно на ширину ковша экскаватора. Извлеченный из котлована грунт расположен не менее чем в 500 мм от края откосов котлована по обе его стороны. Способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода заключается в том, что ремонтный котлован формируют в виде траншеи, причем предварительно снимают плодородный почвенный слой, расчищают от кустарника и растительности полосу отвода, осуществляют разбивку и закрепление на местности оси траншеи, последнюю изготавливают методом торцевого забоя при движении одноковшового экскаватора по оси вновь прокладываемого нефтепровода взамен ремонтируемого. Грунт, вынутый из траншеи, укладывают в отвал не ближе чем 0,5-0,7 м от бровки траншеи. При разработке траншеи одноковшовым экскаватором по оси траншеи расставляют вешки впереди по ходу его движения и сзади вдоль уже вырытой траншеи, причем на прямолинейных участках, по ходу его движения, через каждые 30-50 м устанавливают ориентиры высотой 1-3 м. Для повышения точности движения экскаватора на криволинейных участках относительно траншеи в пределах кривой по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон устанавливают ориентиры через каждые 1-2 м. В результате достигается упрощение проведения работ путем максимального сокращения ручного труда при минимальном воздействии на окружающую среду. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 520 760 C1

1. Ремонтный котлован вдоль магистрального трубопровода, содержащий по обеим сторонам магистрального трубопровода откосы с заданными уклонами, отличающийся тем, что магистральный трубопровод расположен в грунте с минимальной толщиной стенки грунта не менее 200-300 мм, а по обеим сторонам от расположенного в грунте магистрального трубопровода образовано плоское дно на ширину ковша экскаватора, а извлеченный из котлована грунт расположен не менее чем в 500-700 мм от края откосов котлована по обе его стороны.

2. Способ разработки ремонтного котлована вдоль магистрального трубопровода, заключающийся в том, что ремонтный котлован формируют в виде траншеи, причем предварительно снимают плодородный почвенный слой, расчищают от кустарника и растительности полосу отвода, осуществляют разбивку и закрепление на местности оси траншеи, последнюю изготавливают методом торцевого забоя при движении одноковшового экскаватора по оси вновь прокладываемого нефтепровода взамен ремонтируемого, при этом грунт, вынутый из траншеи, укладывают в отвал не ближе чем 0,5-0,7 м от бровки траншеи, при разработке траншеи одноковшовым экскаватором по оси траншеи расставляют вешки впереди по ходу его движения и сзади вдоль уже вырытой траншеи, причем на прямолинейных участках, по ходу его движения, через каждые 30-50 м устанавливают ориентиры высотой 1-3 м, для повышения точности движения экскаватора на криволинейных участках относительно траншеи в пределах кривой по ширине хода гусениц или по ширине траншеи с обеих сторон устанавливают ориентиры через каждые 1-2 м.

3. Способ по п.2, отличающийся тем, что траншею углубляют не больше 3,0 м, но не меньше 1,6 м, по нижнему основанию траншею расширяют не более 4 м, при этом откосы траншеи, устраиваемой без креплений в грунтах, находящихся выше уровня грунтовых вод, выполняют с наибольшей крутизной, равной 45-60° по отношению к горизонтали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2520760C1

Машина для изготовления проволочных гвоздей 1922
  • Хмар Д.Г.
SU39A1
Правила производства работ по выборочному капитальному ремонту магистральных газопроводов в различных природно-климатических условиях М.: ИРЦ Газпром, 2000
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок 1923
  • Лучинский Д.Д.
SU51A1
Машина для изготовления проволочных гвоздей 1922
  • Хмар Д.Г.
SU39A1

RU 2 520 760 C1

Авторы

Ахметшин Ренат Туйчавич

Даты

2014-06-27Публикация

2012-12-13Подача