Изобретение относится к области пожарной техники, а именно к пожарным автомобилям водопенного тушения, и предназначено для тушения крупных пожаров.
Мировая практика показала, что для борьбы с пожарами на промышленных предприятиях, объектах добычи и переработки нефти и газа, железнодорожном и авиационном транспорте требуется привлечение большого количества физических и технических ресурсов. В этой связи уделяется большое внимание разработке различных эффективных огнетушащих веществ и мобильной техники, их доставки и подачи.
К наиболее распространенным огнетушащим веществам относятся вода и растворы пенообразователей, которые используются для получения пен или растворов смачивателей и применяются при тушении пожара. Их использование позволяет сократить расход огнетушащего вещества, уменьшить время тушения и убытки от пожара.
Важными показателями, характеризующими эффективность пожарного автомобиля тушения, являются его мобильность (динамические качества, проходимость, скорость), запас вывозимых огнетушащих веществ (воды, пенообразователей), подача и напор насосного агрегата, параметры ручных и особенно лафетных стволов, от которых зависит дальность подачи огнетушащих веществ и эффективность тушения, число мест для боевого расчета.
Ведущие зарубежные фирмы США, Германии, Франции, Австрии и др. стали осваивать гамму пожарных автомобилей, которые относятся к классу объектовых. Запас огнетушащих веществ в них составляет более 4000 л и подача насоса от 5000 до 10000 л/мин. Эти пожарные автомобили оснащаются ручными и автоматическими системами дозирования разных пенообразователей для получения необходимых концентраций растворов пенообразователей и кратности пен.
В качестве аналога к предложенному устройству пожарного автомобиля, рассматривается патент DE 3038334, кл. А62С 27/22, опубл. 21.10.1982 г., на устройство к пожарной машине для введения пенообразующих или пленкообразующих активных добавок в поток огнетушащей воды. В данном решении пенообразователь забирается только из одного пенного бака с помощью пенного насоса за счет дозатора и микропроцессора не зависимо от параметров основного насоса и автоматически дозируется только в одну общую линию водопенных коммуникаций.
Недостатком приведенного аналога является то, что при тушении невозможно подать от одной пожарной машины одновременно воду и растворы пенообразователей с заданной концентрацией для образования пен с разными параметрами.
Наиболее близким к заявленному изобретению является пожарная автоцистерна АЦ 10-150 (631708)-01НН (протокол испытаний типового образца пожарной автоцистерны от 18 февраля 2010 г. №0018/2.1-2010, www:http://www.peleng. info/), которая принята за прототип.
Эта пожарная автоцистерна смонтирована на полноприводном шасси имеет цистерну для хранения 10000 л воды и два бака для пенообразователей вместимостью 600 и 300 л, пожарный насос с подачей 150 л/с, лафетный ствол с расходом 125 л/с, водопенные коммуникации с системой автоматического дозирования пенообразователя в два напорных патрубка (Dy 80 и Dy 150) на каждую из сторон АЦ. Водопенные коммуникации имеют один патрубок для забора пенообразователя из сторонней емкости. АЦ оборудована отсеками для размещения пожарно-технического вооружения и двойной шестиместной кабиной. Мощность двигателя и другие параметры базового шасси позволяет развивать скорость до 80 км/ч.
Недостатками этой автоцистерны являются:
1) Ограниченный запас различных пенообразователей для тушения сложных и крупных пожаров, а также возможность их забора только от одной внешней емкости.
2) Ограниченное значение максимальной скорости пожарного автомобиля - 80 км/ч и числа мест в салоне для боевого расчета - 6 шт.
Цель настоящего изобретения - обеспечение оперативности прибытия пожарного автомобиля водопенного тушения к месту пожара с запасом огнетушащих веществ с системой адаптированного хранения и дозирования разных пенообразователей и эффективное использование при пожарно-спасательных работах.
Указанная цель достигается тем, что пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, содержащий базовое полноприводное шасси, емкости для хранения воды и пенообразователя, пожарный насос с приводом от двигателя шасси для подачи воды и отдельный насос для пенообразователя, водопенные коммуникации с системой автоматического дозирования пенообразователя, отсеки для хранения пожарно-технического вооружения и кабину салонного типа, в котором для хранения и подачи насосами огнетушащих веществ, используется одна основная емкость (цистерна или бак) для воды или пенообразователя и не менее двух встроенных в нее емкостей (баков) с устройством подогрева пенообразователя и объемом не менее 10% каждая от вместимости основной емкости для одного или разных пенообразователей, а также коммуникации для подачи пенообразователей не менее чем от двух внешних емкостей.
В предлагаемом устройстве пенообразователи разных классов при необходимости могут храниться в трех емкостях автоцистерны: с запасом 10000 л и в двух баках по 1000 л (при подаче воды от стороннего источника) или с запасом в двух баках по 1000 л (при подаче воды от собственной емкости и стороннего источника) при стандартном запасе не менее 6% от вместимости емкости для воды. Автономные баки для пенообразователя имеют подогрев пенообразователя и конструктивно размещены внутри цистерны для воды, что обеспечивает адаптивность при отрицательных температурах.
На фиг.1 показан пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, типа пожарной автоцистерны АЦ 10-150, разработанный на базе шасси КамА3-65225, на фиг.2 показана принципиальная схема водопенных коммуникаций пожарного автомобиля.
Автомобиль состоит из следующих основных частей (фиг.1): шасси подготовленного 1, кабины 2, системы обогрева кабины боевого расчета 3, кузова 4, насосного отсека 5, системы обогрева насосного отсека 6, сосудов для огнетушащих веществ: воды (или пенообразователя) 7, пенообразователей 8 и 9, системы обогрева пенобаков 10, насосной установки 11, стационарного лафетного ствола 12, электрооборудования дополнительного 13, устройств световой и звуковой сигнализации, средств связи 14, пожарно-технического вооружения 15, установки запасного колеса 16.
В предлагаемом пожарном автомобиле мощный двигатель и сама конструкция автомобиля позволяют развивать скорость до 90 км/ч и перевозить свободно 7 членов пожарной команды в салоне с 3 рядами сидений.
Технический эффект, реализуемый заявляемым пожарным автомобилем водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, позволяет получить следующее.
На данном пожарном автомобиле установлена насосная установка 11 с насосом 17, водопенная система с системой хранения и дозирования больших запасов воды и пенообразователей и их пенная система (фиг.2), имеющая самовсасывающий шестеренчатый насос 18 и работающая на всех типах пенообразователей в диапазоне расходов пожарного насоса 17 от 3 до 150 л/с, впрыскивающая пенообразователь в напорные патрубки насосной установки через краны-регуляторы 19, 20, 21 не менее чем в 3 точках впрыска. Она позволяет подавать одновременно пенный раствор в одну напорную магистраль, а воду - в другую. Электронная система пеносмешения, с помощью блока управления линейным дозатором пенообразователя 22, 23, 24, обеспечивает подачу пенообразователя в напорные патрубки с точностью до 5% к объему использованного пенообразователя во всем диапазоне подачи насоса и позволяет дозировать пенообразователи заданной концентрации, при этом забор пенообразователя может осуществляться из пенобаков 8 и 9 или цистерны 7 и из двух сторонних емкостей 25 и 26, а воды через всасывающие рукава 27, 28, 29, 30. Подача огнетушащих веществ из емкостей пожарной автоцистерны 7, 8, 9 на лафетный ствол 12 и ручные и переносные лафетные стволы 31, 32, 33, 34, 35, 36 осуществляется при открытии соответствующей запорной арматуры 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55.
Управление насосной установкой может осуществляться как в автоматизированном (из кабины или насосного отсека), так и в ручном (из насосного отсека) режимах. Насос обеспечивает работу на ПА на морской и пресной воде.
Высокопроизводительная пожарная насосная установка и пенная система с 3. Обеспечение с 3 точками впрыска пенообразователя, через краны регуляторы 19, 20, 21 и электронным управлением: электромагнитными расходомерами воды 37, 38, 39, пенообразователя 40, 41, 42 и блоками управления линейными дозаторами пенообразователя 22, 23, 24, с автоматическим поддержанием дозирования пенообразователя в соответствии с расходом воды в напорном патрубке, независимо в каждой точке впрыска, позволяет оптимально расходовать различные используемые марки пенообразователей при эффективной подаче огнетушащих веществ заданных выходных параметров по расходу огнетушащих веществ осуществляется за счет выбора насосных агрегатов, с соответствующими характеристиками, и размеров водопенных коммуникаций.
Предложенные конструктивные показатели позволяют по сравнению с прототипом повысить оперативность прибытия пожарной автоцистерны и эффективней использовать имеющийся запас огнетушащих веществ и другое пожарно-техническое вооружение при пожарно-спасательных работах.
Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя может быть применен при пожарно-спасательных работах при ликвидации сложных и крупных пожаров на критически важных и других объектах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДОСТАВКИ РОБОТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ К МЕСТУ ПОЖАРА И ПРОВЕДЕНИЮ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2553016C1 |
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ | 2013 |
|
RU2548828C1 |
Способ пенного тушения пожара на морских объектах и устройство для его реализации | 2018 |
|
RU2701624C1 |
ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ МОТОЦИКЛ | 2012 |
|
RU2526715C2 |
Пожарно-спасательный водозащитный аэромобильный комплекс контейнерного типа | 2021 |
|
RU2774742C1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛОКАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ И СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ОБОЛОЧКИ КАПСУЛЫ С НАНОПОРОШКОМ | 2016 |
|
RU2633955C1 |
ОГНЕТУШАЩИЙ СОСТАВ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ГОРЮЧИХ КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКИХ ЖИДКОСТЕЙ И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ПРИ ТУШЕНИИ ТОКСИЧНЫХ ПАРОВ | 2014 |
|
RU2570465C1 |
Мобильная модульная установка для тушения крупных пожаров на резервуарах и оборудовании с нефтепродуктами | 2024 |
|
RU2815122C1 |
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ОЧАГОВ ГОРЕНИЯ ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ | 2016 |
|
RU2640178C2 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО ТУШЕНИЯ ГОРЯЩИХ ФОНТАНОВ НА ГАЗОВЫХ, НЕФТЯНЫХ И ГАЗОНЕФТЯНЫХ СКВАЖИНАХ | 2015 |
|
RU2608381C1 |
Данное изобретение относится к области пожарной техники, а именно к пожарным автомобилям водопенного тушения, и предназначено для тушения крупных пожаров. Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, включающий базовое шасси, емкости для хранения воды и пенообразователя, пожарный насос с приводом от двигателя шасси для подачи воды и отдельный насос для пенообразователя, водопенные коммуникации с системой автоматического дозирования пенообразователя, отсеки для хранения пожарно-технического вооружения и кабину салонного типа. При этом для хранения и подачи насосами огнетушащих веществ используется одна основная емкость (цистерна или бак) для воды или пенообразователя и не менее двух встроенных в нее емкостей (баков) с устройством подогрева пенообразователя и объемом не менее 10% каждая от вместимости основной емкости для одного или разных пенообразователей, а также коммуникации для подачи пенообразователей не менее чем от двух внешних емкостей. Обеспечивается повышение оперативности применения пожарной автоцистерны и эффективности использования. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя, включающий базовое шасси, емкости для хранения воды и пенообразователя, пожарный насос с приводом от двигателя шасси для подачи воды и отдельный насос для пенообразователя, водопенные коммуникации с системой автоматического дозирования пенообразователя, отсеки для хранения пожарно-технического вооружения и кабину салонного типа, отличающийся тем, что для хранения и подачи насосами огнетушащих веществ используется одна основная емкость (цистерна или бак) для воды или пенообразователя и не менее двух встроенных в нее емкостей (баков) с устройством подогрева пенообразователя и объемом не менее 10% каждая от вместимости основной емкости для одного или разных пенообразователей, а также коммуникации для подачи пенообразователей не менее чем от двух внешних емкостей.
2. Пожарный автомобиль водопенного тушения с системой хранения и дозирования пенообразователя по п.1, отличающийся тем, что соотношение между параметрами показателей качества емкости (цистерны или бака) для воды или пенообразователя, баков для пенообразователей, подачей основного насоса, расходом лафетного ствола и скоростью пожарного автомобиля и числом мест для боевого расчета составляет в любом соотношении указанных показателей не менее как:
10000 (л):(1000+1000) (л):150 (л/с):125 (л/с):90 (км/ч):7 (шт.).
Способ получения фенопластов из новолачных фенольно-формальдегидных смол и отвердителей | 1954 |
|
SU105833A1 |
Стробоскопическое устройство | 1957 |
|
SU108980A1 |
US 20050067172, 31.03.2005 |
Авторы
Даты
2014-07-20—Публикация
2012-12-20—Подача