СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2014 года по МПК F04D29/54 F23R3/04 F02C7/20 

Описание патента на изобретение RU2525384C2

Изобретение относится к статорам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.

Известен статор компрессора, выполненный с передней полостью обдува, ограниченной упругим элементом и перфорированными обечайками (патент RU №2253046, F04D 29/58, 27.05.2005 г.).

Недостатком известной конструкции является наличие болтовых соединений у обдуваемых внутренних корпусов.

Наиболее близким к заявляемой конструкции является статор компрессора газотурбинного двигателя, выполненного с внутренним и наружным корпусами, связанными между собой упругими элементами (патент RU №2447325, F04D 29/58, 10.04.2012 г.).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является то, что для работы на низких режимах необходимо выполнять осевые монтажные натяги за счет упругости обечаек в стыках с обеих сторон обдуваемого внутреннего корпуса статора и диффузора камеры сгорания, что приводит к снижению надежности и ресурса компрессора из-за увеличения рабочих напряжений в деталях корпуса.

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении надежности, КПД и ресурса работы статора и всего двигателя в целом.

Указанный технический результат достигается тем, что в статоре компрессора газотурбинного двигателя, включающем внутренний и наружный корпусы, связанные между собой упругими элементами, внутренний корпус статора компрессора состыкован с диффузором камеры сгорания в осевом направлении с зазором d на стыке, равным 0<d<0,6 мм, при этом во фланце диффузора камеры сгорания в месте стыка с внутренним корпусом статора компрессора выполнены пазы.

Стыковка внутреннего корпуса статора компрессора с диффузором камеры сгорания в осевом направлении с зазором d в стыке, равным 0<d<0,6 мм, обеспечивает натяг при работе на высоких режимах за счет газовых сил, осевых тепловых перемещений.

Выполнение в стыке во фланце диффузора камеры сгорания пазов обеспечивает сообщение полости между упругим элементом статора компрессора и диффузором с полостью в проточной части компрессора, что дополнительно поджимает корпус компрессора, обеспечивая герметичность торцевого стыка внутреннего корпуса компрессора с упругим элементом, что повышает надежность двигателя.

Заявленная конструкция позволяет также снизить массу двигателя за счет того, что диффузор камеры сгорания при работе двигателя подпирает внутренний корпус статора компрессора и дополнительно гарантированно устраняет раскрытие стыка внутреннего корпуса статора с упругим элементом при помощи упорного торца, что позволяет во внутреннем корпусе статора компрессора убрать болтовое соединение.

При выполнении стыковки внутреннего корпуса статора компрессора с диффузором камеры сгорания в осевом направлении с зазором d>0,6 мм в осевых стыках корпусов статора при работе двигателя появляются зазоры, что снижает надежность всего двигателя.

На фиг.1 изображена схема воздействия нагрузок от давлений в полостях статора компрессора газотурбинного двигателя.

На фиг.2 - продольный разрез статора компрессора и камеры сгорания.

На фиг.3 - элемент A на фиг.2 в увеличенном виде (стыковка внутреннего корпуса статора компрессора с диффузором камеры сгорания).

На фиг.4 - пазы во фланце диффузора.

Статор 1 компрессора состоит из наружного корпуса 2 и внутреннего корпуса 3. Между корпусами 2 и 3 расположена задняя полость обдува 4 и полость отбора 5. Задняя полость обдува 4 организована, соответственно, упругими обечайками 6 и 7, корпусами наружным 2 и внутренним 3. Внутренний корпус 3 стыкуется с упругим элементом 6 при помощи упорного торца 8. Камера сгорания состоит из корпуса 9 и диффузора 10, между которыми расположена полость 11. Между упругим элементом 7 статора 1 компрессора и диффузором 10 камеры сгорания расположена полость 12. Между внутренним корпусом 3 компрессора и диффузором 10 камеры сгорания на стыке 13 выполнен зазор d, равный 0<d<0,6 мм. Размер зазора d подбирают исходя из газовых усилий и тепловых перемещений внутреннего 3 и наружного 2 корпусов компрессора. На стыке 13 во фланце диффузора 10 выполнены пазы 14, которые сообщают полость 12 между упругим элементом 7 статора 1 компрессора и диффузором 10 камеры сгорания с полостью 15 проточной части компрессора, что дополнительно поджимает внутренний корпус 3 компрессора, обеспечивая герметичность упорного торца 8 между внутренним корпусом 3 компрессора и упругим элементом 6.

При сборке двигателя за счет упругости упругих элементов 6 и 7 в торце 8 обеспечивается натяг для уплотнения на низких режимах работы двигателя.

При работе двигателя зазор d на стыке 13 между внутренним корпусом 3 компрессора и диффузором 10 камеры сгорания переходит в гарантированный натяг из-за дополнительного сжатия от камеры сгорания (см. фиг.1) и большего расширения внутреннего корпуса 3 относительно наружного (более холодного) корпуса 2 компрессора, что исключает раскрытие стыка 13 на всех режимах работы двигателя и отсутствие значительных нагрузок в корпусах 2 и 3, что повышает надежность работы статора и всего двигателя в целом.

Похожие патенты RU2525384C2

название год авторы номер документа
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Нихамкин Леонид Шмерович
RU2463465C1
Газотурбинный двигатель 2015
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Нихамкин Леонид Шмерович
  • Красинский Леонид Григорьевич
  • Хрящиков Михаил Сергеевич
RU2613101C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Нихамкин Леонид Шмерович
  • Красинский Леонид Григорьевич
RU2447325C2
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗА КОМПРЕССОРОМ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Иноземцев А.А.
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Рокка Н.И.
RU2180046C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЖАРОВОЙ ТРУБЫ В КОРПУСЕ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 2001
  • Шайхутдинов А.З.
  • Водбольский И.Ю.
  • Васин О.Е.
  • Прокопец А.О.
  • Епейкин Л.Ф.
  • Маркушин А.Н.
  • Васильев В.И.
  • Канунников И.П.
  • Коротов М.В.
RU2223448C2
Автоматическое устройство термомеханического управления радиальным зазором между концами рабочих лопаток ротора и статора компрессора или турбины газотурбинного двигателя 2018
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2691000C1
Турбина двухконтурного газотурбинного двигателя с активным тепловым регулированием радиального зазора в турбине, способ активного теплового регулирования радиального зазора в турбине двухконтурного газотурбинного двигателя 2017
  • Эскин Изольд Давидович
  • Старцев Николай Иванович
  • Фалалеев Сергей Викторинович
RU2704056C2
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
RU2396471C1
КОМПРЕССОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Тункин А.И.
  • Кузнецов В.А.
RU2175409C1
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Тункин А.И.
  • Рокка Н.И.
  • Кузнецов В.А.
  • Максимов И.В.
RU2121082C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 525 384 C2

Реферат патента 2014 года СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области соединения компрессора и камеры сгорания газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Статор компрессора газотурбинного двигателя включает внутренний (3) и наружный (2) корпусы, связанные между собой упругими элементами (6, 7). Внутренний корпус статора компрессора состыкован с диффузором (10) камеры сгорания в осевом направлении с зазором d на стыке (13), равным 0<d<0,6 мм. Во фланце диффузора (10) камеры сгорания в месте стыка (13) с внутренним корпусом статора компрессора выполнены пазы (14). Заявленное изобретение позволяет повысить надежность, КПД и ресурс работы статора и всего двигателя в целом. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 525 384 C2

Статор компрессора газотурбинного двигателя, включающий внутренний и наружный корпусы, связанные между собой упругими элементами, отличающийся тем, что внутренний корпус статора компрессора состыкован с диффузором камеры сгорания в осевом направлении с зазором d на стыке, равным 0<d<0,6 мм, при этом во фланце диффузора камеры сгорания в месте стыка с внутренним корпусом статора компрессора выполнены пазы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2525384C2

ВЫПОЛНЕНИЕ УПЛОТНЕНИЯ В ТРУБОРЕАКТИВНОМ ДВИГАТЕЛЕ ПРИ ПОМОЩИ ПЛАСТИНЧАТЫХ ПРОКЛАДОК ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОТБОРА ВОЗДУХА В КАБИНУ 2004
  • Лепретр Жилль
  • Монвилль Бертран
RU2345233C2
СТАТОР КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Тункин Анатолий Иванович
  • Нихамкин Леонид Шмерович
  • Красинский Леонид Григорьевич
RU2447325C2
EP 2071133 A1, (SNECMA), 17.06.2009
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Хрящиков М.С.
  • Тункин А.И.
  • Фадеев С.И.
  • Язев В.М.
  • Кузнецов В.А.
RU2241840C2
US 3777489 А, (GENERAL ELECTRIC COMPANY), 11.12.1973

RU 2 525 384 C2

Авторы

Тункин Анатолий Иванович

Нихамкин Леонид Шмерович

Даты

2014-08-10Публикация

2012-11-07Подача