Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.
Известна комбинированная опора, которая является наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащая корпус с концентрично размещенными в нем подшипником качения и подшипником скольжения, а также снабженная установленными в пазах на внутренней поверхности вала совместно с упругими элементами подвижными колодками с возможностью перемещения под действием центробежных сил (см. патент РФ №2073801, МПК6 F16 С21/00, опубл. 1997).
Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в практически неограниченном увеличении частоты вращения ротора и улучшении его устойчивости, повышении долговечности опорного узла в целом при неизменных габаритах, расширении области применения данного типа опор, повышении надежности за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения на различных режимах работы.
Поставленная задача достигается тем, что в комбинированной опоре, содержащей корпус с концентрично размещенными в нем подшипником качения и подшипником скольжения, а также снабженной установленными в пазах на внутренней поверхности вала совместно с упругими элементами подвижными колодками с возможностью перемещения под действием центробежных сил, согласно изобретению, в корпусе опоры установлена буферная лента и опирающийся на нее упругий стальной лепесток, образующие с установленной на наружной поверхности вала антифрикционной втулкой радиальный лепестковый газодинамический подшипник скольжения, при этом на подшипнике качения установлено кольцо из фрикционного материала.
На фиг.1 изображена комбинированная опора, продольный разрез, на фиг.2 - то же, поперечный разрез.
Комбинированная опора содержит корпус 1, в котором установлены подшипник качения 2, вал 3 и размещенные в нем упругие элементы - тарельчатые пружины 4 и подвижные колодки с фрикционным напылением 5, круговой гофрированный элемент 6, упругий лепесток 7, кольцо из фрикционного материала 8, фиксирующая гайка 9, антифрикционная втулка 10.
Устройство работает следующим образом: при запуске машины вращение вала 3 и передача нагрузки на корпус 1 осуществляется через подшипник качения 2, на котором располагается кольцо из фрикционного материала 8. Фиксация вала в корпусе осуществляется с помощью прижимного механизма, который состоит из упругих элементов 4 и подвижных колодок 5.
С увеличением скорости вращения вала 3 колодки 5 под действием центробежных сил деформируют упругие элементы 4 и смещаются по пазу в радиальном направлении, освобождая подшипник качения 2, который с этого момента может вращаться в свободном режиме.
Далее передача нагрузки на корпус и поддержание вала в пространстве осуществляется за счет радиального лепесткового газодинамического подшипника скольжения, образующегося между стальным упругим лепестком и антифрикционной втулкой, установленной на наружной поверхности вала. При уменьшении скорости вращения все процессы происходят в обратном порядке.
При ударных нагрузках и неустойчивой работе подверженность опоры повреждениям снижается за счет дополнительной реакции со стороны буферной ленты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) | 2016 |
|
RU2649280C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2013 |
|
RU2558161C2 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2015 |
|
RU2605703C2 |
Комбинированная опора привода | 2018 |
|
RU2712711C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2007 |
|
RU2332594C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 1993 |
|
RU2073801C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2014 |
|
RU2561429C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2605658C2 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2006 |
|
RU2319048C1 |
ЛЕПЕСТКОВЫЙ МЕХАТРОННЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2019 |
|
RU2708409C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора состоит из корпуса (1), в котором установлены подшипник качения (2) и вал (3), на внутренней поверхности которого имеются пазы, в которых установлены колодки (5) и упругие элементы (4), которые служат элементами установки и крепления вала (3) на наружном кольце подшипника качения (2) в моменты пусков и остановов. На наружное кольцо подшипника качения (2) одето кольцо (8) из фрикционного материала, также в корпусе (1) установлены круговой гофрированный элемент (6) и упругий лепесток (7), образующие с антифрикционной втулкой (10), расположенной на наружной поверхности вала (3), радиальный лепестковый газодинамический подшипник скольжения, работающий на основном режиме функционирования агрегата. Технический результат: увеличение частоты вращения ротора и улучшение его устойчивости, повышение долговечности опорного узла в целом при неизменных габаритах, расширение области применения данного типа опор и повышение надежности за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения на различных режимах работы. 1 ил.
Комбинированная опора, содержащая корпус с концентрично размещенными в нем подшипником качения и подшипником скольжения, а также снабженная установленными в пазах на внутренней поверхности вала совместно с упругими элементами подвижными колодками с возможностью перемещения под действием центробежных сил, отличающаяся тем, что в корпусе опоры установлена буферная лента и опирающийся на нее упругий стальной лепесток, образующие с установленной на наружной поверхности вала антифрикционной втулкой радиальный лепестковый газодинамический подшипник скольжения, при этом на подшипнике качения установлено кольцо из фрикционного материала.
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 1993 |
|
RU2073801C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2002 |
|
RU2228470C1 |
АДАПТИВНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2009 |
|
RU2395733C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА | 2006 |
|
RU2319048C1 |
JP 60201111 A, 11.10.1985 |
Авторы
Даты
2014-08-20—Публикация
2013-01-10—Подача