КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА Российский патент 2014 года по МПК F16C21/00 

Описание патента на изобретение RU2525497C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Известна комбинированная опора, которая является наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащая корпус с концентрично размещенными в нем подшипником качения и подшипником скольжения, а также снабженная установленными в пазах на внутренней поверхности вала совместно с упругими элементами подвижными колодками с возможностью перемещения под действием центробежных сил (см. патент РФ №2073801, МПК6 F16 С21/00, опубл. 1997).

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в практически неограниченном увеличении частоты вращения ротора и улучшении его устойчивости, повышении долговечности опорного узла в целом при неизменных габаритах, расширении области применения данного типа опор, повышении надежности за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения на различных режимах работы.

Поставленная задача достигается тем, что в комбинированной опоре, содержащей корпус с концентрично размещенными в нем подшипником качения и подшипником скольжения, а также снабженной установленными в пазах на внутренней поверхности вала совместно с упругими элементами подвижными колодками с возможностью перемещения под действием центробежных сил, согласно изобретению, в корпусе опоры установлена буферная лента и опирающийся на нее упругий стальной лепесток, образующие с установленной на наружной поверхности вала антифрикционной втулкой радиальный лепестковый газодинамический подшипник скольжения, при этом на подшипнике качения установлено кольцо из фрикционного материала.

На фиг.1 изображена комбинированная опора, продольный разрез, на фиг.2 - то же, поперечный разрез.

Комбинированная опора содержит корпус 1, в котором установлены подшипник качения 2, вал 3 и размещенные в нем упругие элементы - тарельчатые пружины 4 и подвижные колодки с фрикционным напылением 5, круговой гофрированный элемент 6, упругий лепесток 7, кольцо из фрикционного материала 8, фиксирующая гайка 9, антифрикционная втулка 10.

Устройство работает следующим образом: при запуске машины вращение вала 3 и передача нагрузки на корпус 1 осуществляется через подшипник качения 2, на котором располагается кольцо из фрикционного материала 8. Фиксация вала в корпусе осуществляется с помощью прижимного механизма, который состоит из упругих элементов 4 и подвижных колодок 5.

С увеличением скорости вращения вала 3 колодки 5 под действием центробежных сил деформируют упругие элементы 4 и смещаются по пазу в радиальном направлении, освобождая подшипник качения 2, который с этого момента может вращаться в свободном режиме.

Далее передача нагрузки на корпус и поддержание вала в пространстве осуществляется за счет радиального лепесткового газодинамического подшипника скольжения, образующегося между стальным упругим лепестком и антифрикционной втулкой, установленной на наружной поверхности вала. При уменьшении скорости вращения все процессы происходят в обратном порядке.

При ударных нагрузках и неустойчивой работе подверженность опоры повреждениям снижается за счет дополнительной реакции со стороны буферной ленты.

Похожие патенты RU2525497C1

название год авторы номер документа
Комбинированный радиальный подшипник с широким диапазоном рабочих скоростей и нагрузок (варианты) 2016
  • Шестаков Александр Леонидович
  • Карипов Рамзиль Салахович
  • Карипов Денис Рамзилевич
  • Левина Галина Абрамовна
RU2649280C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2013
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Галичев Александр Сергеевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2558161C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2015
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Тюрин Валентин Олегович
  • Попиков Александр Александрович
  • Просекова Анастасия Владимировна
RU2605703C2
Комбинированная опора привода 2018
  • Ражиков Владимир Николаевич
  • Холопов Сергей Анатольевич
  • Леканов Анатолий Васильевич
RU2712711C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2007
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Стручков Александр Александрович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
RU2332594C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 1993
  • Савин Л.А.
RU2073801C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2014
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Комаров Николай Васильевич
  • Кузин Александр Павлович
RU2561429C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ РАДИАЛЬНО-ОСЕВОЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕПЕСТКОВЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2015
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Тюрин Валентин Олегович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Бондаренко Максим Эдуардович
RU2605658C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2006
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Гончаров Максим Алексеевич
  • Корнеев Николай Юрьевич
  • Майоров Сергей Викторович
RU2319048C1
ЛЕПЕСТКОВЫЙ МЕХАТРОННЫЙ ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2019
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Родичев Алексей Юрьевич
  • Кузавка Александр Валерьевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2708409C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 525 497 C1

Реферат патента 2014 года КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора состоит из корпуса (1), в котором установлены подшипник качения (2) и вал (3), на внутренней поверхности которого имеются пазы, в которых установлены колодки (5) и упругие элементы (4), которые служат элементами установки и крепления вала (3) на наружном кольце подшипника качения (2) в моменты пусков и остановов. На наружное кольцо подшипника качения (2) одето кольцо (8) из фрикционного материала, также в корпусе (1) установлены круговой гофрированный элемент (6) и упругий лепесток (7), образующие с антифрикционной втулкой (10), расположенной на наружной поверхности вала (3), радиальный лепестковый газодинамический подшипник скольжения, работающий на основном режиме функционирования агрегата. Технический результат: увеличение частоты вращения ротора и улучшение его устойчивости, повышение долговечности опорного узла в целом при неизменных габаритах, расширение области применения данного типа опор и повышение надежности за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения на различных режимах работы. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 525 497 C1

Комбинированная опора, содержащая корпус с концентрично размещенными в нем подшипником качения и подшипником скольжения, а также снабженная установленными в пазах на внутренней поверхности вала совместно с упругими элементами подвижными колодками с возможностью перемещения под действием центробежных сил, отличающаяся тем, что в корпусе опоры установлена буферная лента и опирающийся на нее упругий стальной лепесток, образующие с установленной на наружной поверхности вала антифрикционной втулкой радиальный лепестковый газодинамический подшипник скольжения, при этом на подшипнике качения установлено кольцо из фрикционного материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2525497C1

КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 1993
  • Савин Л.А.
RU2073801C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2002
  • Поляков Р.Н.
  • Савин Л.А.
  • Соломин О.В.
  • Пугачев А.О.
RU2228470C1
АДАПТИВНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2009
  • Поляков Роман Николаевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Федосов Александр Валерьевич
RU2395733C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2006
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Гончаров Максим Алексеевич
  • Корнеев Николай Юрьевич
  • Майоров Сергей Викторович
RU2319048C1
JP 60201111 A, 11.10.1985

RU 2 525 497 C1

Авторы

Поляков Роман Николаевич

Сытин Антон Валерьевич

Галичев Александр Сергеевич

Тюрин Валентин Олегович

Даты

2014-08-20Публикация

2013-01-10Подача