КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА Российский патент 2004 года по МПК F16C21/00 

Описание патента на изобретение RU2228470C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины.

Известна комбинированная опора, которая является наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник скольжения и подшипник качения. В такой опоре в нормальном режиме работает один подшипник скольжения, а в режимах "пуск - останов" нагрузку воспринимает подшипник качения [1]. Такая конструкция опоры позволяет выполнить разделение скоростей между гидростатодинамическом подшипником и подшипником качения. Однако в рассмотренном случае происходит ухудшение динамических свойств на переходных режимах (ударные нагрузки, контакт поверхностей вала и подшипника скольжения при неустойчивом движении), кроме того, происходит ухудшение конструктивных параметров опоры из-за необходимости наличия системы подачи смазочного материала подшипника скольжения, что усложняет конструкцию опоры.

Задача, на решение которой направлено изобретение, состоит в повышении ресурса и надежности системы "ротор - опоры" путем разделения и дублирования функций подшипников качения и скольжения.

Поставленная задача достигается тем, что в комбинированной опоре, содержащей корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, в отличие от прототипа на внутренней поверхности полого вала установлены упругие металлические пластины, имеющие возможность деформирования под действием центробежных сил, которые служат элементами для установки и крепления наружного кольца подшипника качения в моменты пусков и остановов и опорными поверхностями подшипника скольжения на основных режимах работы.

Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображена комбинированная опора. Комбинированная опора состоит из корпуса 1, в котором установлены подшипник качения 2, вал 3 и размещенные в нем упругие металлические пластины 4.

Устройство работает следующим образом: при запуске машины вращение вала 3 и передача нагрузки на корпус 1 осуществляется через подшипник качения 2. Передача крутящего момента с вала на наружное кольцо подшипника качения осуществляется за счет сил сцепления между упругими металлическими пластинами и наружным кольцом подшипника качения. При увеличении частоты вращения вала под действием центробежных сил упругие металлические пластины отгибаются, образуя тем самым на внутренней поверхности вала одну из поверхностей подшипника скольжения с осевой подачей смазочного материала. Подшипник качения выключается из работы, его наружное кольцо вращается под действием момента трения подшипника скольжения. При остановке происходят обратные процессы. При этом повышается устойчивость вращения ротора за счет повышенного демпфирования со стороны упругих металлических пластин. При ударных нагрузках и неустойчивой работе подверженность опоры повреждениям снижается за счет дополнительного поворота вала в подшипнике качения.

Данное устройство позволяет повысить надежность и долговечность опорного узла за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения гидродинамического подшипника на различных режимах работы турбомашины.

Источник информации

1. RU 2073801, опубл. 20.02.97 - прототип.

Похожие патенты RU2228470C1

название год авторы номер документа
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2006
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Гончаров Максим Алексеевич
  • Корнеев Николай Юрьевич
  • Майоров Сергей Викторович
RU2319048C1
РЕВЕРСИВНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2011
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Базлов Денис Олегович
RU2490523C1
КОМБИНИРОВАННЯ ОПОРА 2014
  • Поляков Роман Николаевич
  • Бондаренко Максим Эдуардович
RU2561199C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2014
  • Поляков Роман Николаевич
  • Бондаренко Максим Эдуардович
RU2581792C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2015
  • Поляков Роман Николаевич
  • Бондаренко Максим Эдуардович
RU2605228C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2013
  • Поляков Роман Николаевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Галичев Александр Сергеевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2525497C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2013
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Сытин Антон Валерьевич
  • Галичев Александр Сергеевич
  • Тюрин Валентин Олегович
RU2558161C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 2012
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Базлов Денис Олегович
  • Золотухин Данила Андреевич
  • Попиков Александр Александрович
  • Бычков Михаил Владимирович
  • Кожухов Максим Алексеевич
RU2509928C1
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА С УПРУГИМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 2006
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Стручков Александр Александрович
RU2320908C2
КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 1993
  • Савин Л.А.
  • Синявский А.В.
RU2082027C1

Реферат патента 2004 года КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в роторных машинах, к которым предъявляются повышенные требования по быстроходности и возможности многократных пусков (остановов) машины. Комбинированная опора содержит корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, на внутренней поверхности вала установлены упругие металлические пластины, имеющие возможность деформирования под действием центробежных сил, которые служат элементами установки и крепления наружного кольца подшипника качения в моменты пусков и остановов и рабочими поверхностями подшипника скольжения на основных режимах работы. Технический результат заключается в повышении ресурса и надежности системы "ротор - опоры" за счет разделения и дублирования функций подшипника качения и подшипника скольжения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 228 470 C1

Комбинированная опора, содержащая корпус и размещенные в нем подшипник качения и подшипник скольжения, отличающаяся тем, что в качестве одной из опорных поверхностей подшипника скольжения на основных режимах работы и установочных элементов для фиксирования наружного кольца подшипника качения в периоды пусков-остановов установлены упругие металлические пластины, закрепленные на внутренней поверхности полого вала и образующие клиновые зазоры с наружным кольцом подшипника качения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2228470C1

КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА 1993
  • Лентов Виктор Васильевич
RU2079015C1
US 3642331, 15.02.1972
US 3759588, 18.09.1973
US 4394091, 19.07.1983
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКСИДА ОЛОВА (IV) 2010
  • Новоселов Игорь Иванович
  • Шубин Юрий Викторович
  • Федотов Валерий Алексеевич
RU2450973C2

RU 2 228 470 C1

Авторы

Поляков Р.Н.

Савин Л.А.

Соломин О.В.

Пугачев А.О.

Даты

2004-05-10Публикация

2002-11-14Подача