Изобретение относится к способам защиты транспортных судов от нападения и захвата террористами, к частности к разделу техники, связанной с разработкой способов и средств защиты морских и речных грузовых судов неограниченного района плавания в открытом море и в прибрежных водах от нападения и захвата террористами, в отсутствие полицейских и других сил экстренного реагирования.
По данным ООН в течение одного только 2008 г. в районе «африканского рога» из 120 попыток пиратских нападений 16 завершились захватами транспортных судов с их экипажами. По 2009 г. есть данные о 68 захваченных судах, и прогноз на видимую перспективу остается неблагоприятным. Прямой ущерб в виде уплаты выкупа пиратам за освобождение плененных ими экипажей составлял, по разным оценкам, суммы (с учетом опосредованных расходов) до нескольких десятков миллионов долларов США.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является система по патенту РФ №2432544, основанная на использовании средства нелетального поражения с большой дальностью применения (не менее 30 миль от счислимого места судна), и с большой массой заряда ирританта, при соответствующих размерах зоны поражения. Применяемое средство защиты от явной или возможной попытки захвата судна подозрительными лицами не создает угрозы для жизни террористов. В свою очередь, средство защиты судна должно применяется в комплексе со средством обнаружения и идентификации потенциально опасного объекта на соответствующей дальности. В итоге действия, выполняемые при защите, обеспечивают приемлемые правовые последствия не только пресечение явной, но и предотвращение возможной попытки подозрительных лиц атаковать судно. Эта задача решается установкой на судно и применением разведывательно-ударного комплекса вооружения (единого универсального или сопрягаемых двух соответствующего назначения) с малогабаритными дистанционно-управляемыми беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Используют аппараты, радиус действия которых составляет не менее 100 км. Продолжительность полета - от двух и более часов со скоростью порядка 100-150 км/ч у разведывательных и 200-250 км/ч у ударных аппаратов. Высота полета БЛА над морской поверхностью - от 2-3 км до практически «нулевой» позволяет использовать их для обнаружения, инспекции и атаки потенциально опасного объекта, в том числе одиночной лодки, в условиях предельно ограниченной видимости. Так, на ударном БЛА масса боевого заряда может достигать 25 кг и более. Для применения по этому способу боевой заряд заменяют на нейтрализующий, преобразуя аппарат из боевого средства в специальное. Масса ирританта в нем соответственно на два порядка превышает таковую в гранате выстрела ВГМ-93.200. В условиях открытого моря разведку опасного района ведут в полосе прямой видимости - до ±15 миль (в секторе ±30° на дальности 30 миль) относительно пути следования судна по предварительной прокладке, направляя аппарат непосредственно к объекту, обнаруженному судовой РЛС или другими средствами. При движении судна в узкости разведку акватории на заданной дальности от счислимого места судна ведут по обе стороны от оси фарватера до береговой линии или в полосе прямой видимости, удерживая аппарат на высоте, позволяющей обнаружить объект в фактических метеоусловиях.
Действуя подобным образом, оставляют время для доразведки объекта, классификации его по степени опасности и для принятия, при необходимости, решения о превентивном применении ударного БЛА до выхода судна и скоростных лодок на позицию взаимной прямой видимости. Так, разрешающая способность аппаратуры наблюдения на разведывательном БЛА позволяет операторам комплекса, выполняя скрытный облет аппаратом обнаруженного объекта на предельно малой высоте, различать на нем явно выраженные действия людей, в том числе вооруженных. Полученные сведения используют для обоснования (совместно с судоводителями) дальнейших действий в отношении подозрительных лиц, включая применение ударного БЛА.
Ударный аппарат с указанной скоростью полета уже примерно через 15 мин после обнаружения объекта на дальности 30 миль может быть выведен на минимальной высоте в скрытную атаку на наблюдаемую цель размерами в несколько метров. Устройство нейтрализующего заряда для применения на ударном БЛА воспроизводят подобным, например, реализованному в гранате выстрела ВГМ-93.200, в соответствующем масштабе. При тех же массо-размерных соотношениях масса собственно ирританта, например, в 25-килограммовом заряде составит до 6-7 кг - примерно в 100 раз больше, чем в заряде гранаты. Образуемое таким зарядом аэрозольное облако соответственно обеспечит нейтрализующее действие на площади не менее 10000 м2 и в объеме не менее 30000 м3. Для сравнения: группу людей на палубе траулера водоизмещением до 400 т или в нескольких лодках, двигающихся на перехват транспортного судна, можно представить т.н. «приведенной целью» с размерами в плане до 40÷10 м и высотой до 3÷5 м. Такой объект, двигающийся со скоростью 10÷30 узлов, оказавшись в облаке (облаке-завесе) с зоной поражения указанных размеров, будет находиться в нем значительно дольше, чем в облаке от гранаты. За пределами этой зоны воздействие ирританта также не прекратится «мгновенно», а будет ослабевать постепенно по мере удаления от эпицентра облака, не оставляя нападающим возможности быстро восстановить нормальное зрение и дыхание. Накрытие объекта облаком (постановку завесы) обеспечивают необходимым сочетанием параметров конечного участка траектории аппарата при заходе на цель с дальностью и высотой предконтактного срабатывания устройства выброса/распыления ирританта относительно цели. Значения траекторных параметров к моменту приведения в действие устройства выброса определяют по алгоритму, подобному известным, разработанным для ударного БЛА в боевом снаряжении. Например, - в комплектации термобарической боевой частью и неконтактным взрывателем с дальномерным и/или высотомерным принципом действия.
Минимальную высоту конечного участка траектории аппарата при скрытной атаке объекта выбирают из условия, исключающего прямое попадание фюзеляжа БЛА в цель после предконтактной постановки облака или облака-завесы.
Подобными действиями, - от принятия решения на нейтрализацию объекта до выбора характеристик конечного участка траектории атакующего аппарата и условий накрытия цели аэрозольным облаком, сводят к минимуму возможность и тяжесть последствий ошибки относительно истинных намерений подозрительных лиц. То есть при использовании по предложенному способу нетравмирующего средства нелетального поражения такая ошибка оказывается приемлемой по наступающим правовым последствиям. В обоснование осуществимости способа далее по тексту приводятся сведения о возможности использования для этого известных комплексов и образцов БЛА, известных транспортных средств и др., в том числе со ссылками на графические изображения соответствующего содержания.
Технически достижимый результат - повышение эффективности борьбы с терроризмом на объектах водного транспорта.
Это достигается тем, что в способе защиты объектов водного транспорта от террористов, заключающемся в том, что нелетальное средство поражения на основе ирританта, например CS, устанавливают на судно в комплексе вооружения с беспилотными летательными аппаратами, как разведывательными, так и ударными на площади не менее 10000 м2, а также устанавливают систему для разведки опасного района в полосе прямой видимости шириной до ±15 миль относительно пути следования судна по предварительной прокладке, а разведывательный аппарат направляют непосредственно к объекту, обнаруженному судовой радиолокационной станцией при сопровождении аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», а при движении судна в узкости разведку акватории ведут по обе стороны от оси фарватера до береговой линии, оборудованной постами наблюдения, оснащенными аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», при этом удерживают разведывательный аппарат на высоте, позволяющей обнаружить объект в фактических метеоусловиях, а в случае обнаружения опасного объекта выполняют следующие тактические приемы: производят демонстративно-предупредительный облет разведывательным аппаратом объекта, классифицированного операторами комплекса, совместно с судоводителями, как безопасный на момент обнаружения, осуществляют демонстративно-предупредительную атаку ударным аппаратом объекта, классифицированного как потенциально опасный, с постановкой аэрозольного облака на удалении от объекта R=0,5D±d, где D - известный поперечный размер расширяющегося облака, по достижении которого ингаляционная концентрация ирританта становится переносимой для человека, а величина d - определяемая на месте составляющая ветрового сноса облака в направлении на объект, идя в противоположном, скрытная, на минимальной возможной высоте, осуществляют атаку ударным аппаратом движущегося объекта, классифицированного как опасный, с постановкой перед ним облака-завесы, предотвращающей захват судна подозрительными лицами путем их превентивной нейтрализации.
На фиг.1 представлен общий вид аппаратно-программного комплекса «Антитеррор», на фиг.2 - рабочий фрагмент на переносном компьютере после отображения мест предполагаемой группировки террористов, а также мест развертывания технических позиций для комплексов с БЛА на побережье у опасного района мореплавания, стрелками показаны порты, расположенные севернее (а) и южнее (б) «африканского рога», на фиг.3 показано размещение элементов ударного комплекса, например BRAVE-200 в 40-футовом контейнере типа 1А (вид со стороны удаленной боковой стенки контейнера на судне).
Устройство защиты объектов водного транспорта от террористов содержит размещенный в контейнере судна ударный комплекс, например BRAVE-200 в 40-футовом контейнере типа 1А (фиг.3), содержащий корпус контейнера 9 с размещенным в нем автомобилем управления 6, энергоблоком 7 и пусковым блоком 8 (показан развернутым в поперечное положение и снятый с автомобильного шасси и состоящий из 15-ти стартовых секций, а также аппаратно-программный комплекс «Антитеррор» (фиг.1 и 2), входящий в комплектацию экипажа судна и размещаемый в каюте капитана судна или специально оборудованной для антитеррористических целей каюте.
Аппаратно-программный комплекс «Антитеррор» (фиг.1) содержит переносной компьютер 1 (ноутбук), специальное программное обеспечение 2 (СПО), комплект радиостанций 3 с по крайней мере двумя УКВ-модулями, карманный переносной компьютер 4 и средство 5 транспортировки (кейс) АПК «Антитеррор».
В основе специального программного обеспечения 2 (фиг.1) комплекса заложена программа «ГИС-технологий», позволяющая создавать базы геопространственных данных, отображать электронные карты определенного района на основе хранящейся в базе данных информации, выполнять специальные задачи моделирования на основе пространственных данных. Результаты моделирования, в свою очередь, могут быть пространственными данными, которые сохраняются в базе данных и отображаются на фоне электронной карты.
Аппаратно-программный комплекс «Антитеррор» осуществляет оперативный обмен данными, полученными при рекогносцировке (разведке) на местности между специалистами расчета аппаратно-программного комплекса, без проводного соединения его элементов.
Аппаратно-программный комплекс «Антитеррор», в частности его специальное программное обеспечение, связан с базой данных геоинформационных технологий и позволяет проводить оценку обстановки и выполнять расчет сил и средств при ликвидации последствий террористических актов, возникших в любых местах массового пребывания людей и при любых условиях сложившейся обстановки.
Способ защиты объектов водного транспорта от террористов осуществляют следующим образом.
Нелетальное средство поражения на основе ирританта, например CS, устанавливают на судно в комплексе вооружения с беспилотными летательными аппаратами, как разведывательными, так и ударными на площади не менее 10000 м2, а также устанавливают систему для разведки опасного района в полосе прямой видимости шириной до ±15 миль относительно пути следования судна по предварительной прокладке. Разведывательный аппарат направляют непосредственно к объекту, обнаруженному судовой радиолокационной станцией при сопровождении аппаратно-программным комплексом «Антитеррор». При движении судна в узкости разведку акватории ведут по обе стороны от оси фарватера до береговой линии, оборудованной постами наблюдения, оснащенными аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», при этом удерживают разведывательный аппарат на высоте, позволяющей обнаружить объект в фактических метеоусловиях.
В случае обнаружения опасного объекта выполняют следующие тактические приемы:
1) производят демонстративно-предупредительный облет разведывательным аппаратом объекта, классифицированного операторами комплекса, совместно с судоводителями, как безопасный на момент обнаружения,
2) осуществляют демонстративно-предупредительную атаку ударным аппаратом объекта, классифицированного как потенциально опасный, с постановкой аэрозольного облака на удалении от объекта R=0,5D±d, где D - известный поперечный размер расширяющегося облака, по достижении которого ингаляционная концентрация ирританта становится переносимой для человека, а величина d - определяемая на месте составляющая ветрового сноса облака в направлении на объект, идя в противоположном, скрытная, на минимальной возможной высоте,
3) осуществляют атаку ударным аппаратом движущегося объекта, классифицированного как опасный, с постановкой перед ним облака-завесы, предотвращающей захват судна подозрительными лицами путем их превентивной нейтрализации.
Устройство защиты объектов водного транспорта от террористов работает следующим образом.
1. Приводится в действие аппаратно-программный комплекс «Антитеррор», к основным задачам которого, реализуемым с помощью СПО АПК «Антитеррор», относятся: навигация; создание картографических объектов; привязка документов к картографическому объекту; нанесение на карту спецзнаков и печать карты; моделирование предполагаемых террористами взрывов и пожаров как на береговой линии, так и на самом судне.
2. Результаты расчета отображаются в рабочем окне АПК с нанесением на рабочую карту зон вероятностей смертельного поражения (фиг.2). Функция поддержки принятия решения позволяет провести, отобразить в рабочем окне и вывести на печать:
- выводы из оценки обстановки;
- донесения об угрозе (прогнозе) ЧС (Форма 1/ЧС);
- донесения о факте и основных параметрах ЧС (Форма 2/ЧС);
- решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ПБ) на проведение мероприятий по ликвидации ЧС и организации ее всестороннего обеспечения.
3. Модуль создания группировки сил предназначен для подбора сил и средств для ликвидации последствий ЧС в соответствии с потребностями в видах формирований, их численности и технического оснащения. При этом учтена специфика формирований, их удаленность от места проведения работ и времени их готовности. Результатом подбора является предлагаемая группировка сил и средств в виде формы с таблицей специализированных формирований и обобщенных данных по силам и средствам формирования (фиг.3).
4. Форма позволяет добавление формирования.
Добавление формирования в группировку разбито на три шага:
- выбор формирования;
- выбор необходимой техники и личного состава;
- редактирование формирования и добавление в группировку.
Форма редактирования позволяет поменять тип формирования, количество привлеченного личного состава, добавить или удалить оснащение, отредактировать количество привлекаемого оснащения.
5. Информационно-аналитический программный модуль объединяет программно-аппаратные средства подсистемы оперативного управления и поддержки принятия решений и позволяет:
- оценивать обстановку на территории объекта (города) при терактах и прилегающей территории, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
- осуществлять планирование сил и средств на основе прогнозирования обстановки и принимаемых решений;
- осуществлять контроль за обстановкой, дежурными силами и средствами, проводить оценку обстановки в районе ЧС;
- осуществлять планирование спасательных (гуманитарных) операций и превентивных мероприятий (задачи, дислокация, маршруты движения, применяемые силы и средства, организация управления и связи).
СПО модуля позволяет осуществлять работу АРМ должностного лица оперативной дежурной смены (ОДС) - оперативного дежурного (начальника смены) и обеспечивать привязку выполняемых им функциональных задач к временным событиям:
а) время возникновения ЧС;
б) московское время;
в) местное время;
г) прибытие первого подразделения МЧС России к месту ЧС;
д) времени подписания приказа о создании оперативного штаба ликвидации ЧС (ОШ ЛЧС);
е) время начала работы ОШ ЛЧС (время устанавливается в приказе);
ж) время окончания заседания КЧС и ПБ;
з) выполнение задач авиационного обеспечения;
и) привязка ко дню недели;
к) привязка ко дню месяца;
л) время ликвидации ЧС.
Система защиты морского транспортного судна от террористов содержит нелетальное средство поражения на основе ирританта, например CS, устанавливаемое на судно в комплексе вооружения с беспилотными летательными аппаратами, как разведывательными, так и ударными на площади не менее 10000 м2, систему для разведки опасного района в полосе прямой видимости шириной до ±15 миль относительно пути следования судна по предварительной прокладке.
Разведывательный аппарат направляется непосредственно к объекту, обнаруженному судовой радиолокационной станцией при сопровождении аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», а при движении судна в узкости разведка акватории ведется по обе стороны от оси фарватера до береговой линии, оборудованной постами наблюдения, оснащенными аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», удерживая разведывательный аппарат на высоте, позволяющей обнаружить объект в фактических метеоусловиях, при этом в случае обнаружения опасного объекта выполняются следующие тактические приемы: демонстративно-предупредительный облет разведывательным аппаратом объекта, классифицированного операторами комплекса, совместно с судоводителями, как безопасный на момент обнаружения, демонстративно-предупредительная атака ударным аппаратом объекта, классифицированного как потенциально опасный, с постановкой аэрозольного облака на удалении от объекта R=0,5D±d, где D - известный поперечный размер расширяющегося облака, по достижении которого ингаляционная концентрация ирританта становится переносимой для человека, а величина d - определяемая на месте составляющая ветрового сноса облака в направлении на объект, идя в противоположном, скрытная, на минимальной возможной высоте, атака ударным аппаратом движущегося объекта, классифицированного как опасный, с постановкой перед ним облака-завесы, предотвращающей захват судна подозрительными лицами путем их превентивной нейтрализации.
Программное обеспечение модуля обеспечивает полное информационное сопровождение ЧС, связанных со взрывами, захватом судна - с момента постановки ЧС на учет и до снятия с контроля.
Конструктивно и функционально основные элементы системы не связывают с судном-носителем. Их погружают на судно только на рейс с прохождением опасных районов мореплавания и располагают на нем как смежные грузовые места, либо как единое укрупненное грузовое место, помещая их на одну платформу или в одну тару. Например, в 40-футовый стандартный контейнер типа 1А с размерами 12,2×2,4×2,4 м (фиг.3). Для уменьшения (при неизменном числе оснащаемых судов) общего количества используемых комплексов и возможных потерь на конкретном судне собственно грузовых мест комплекс погружают на судно на стоянке его в порту, ближайшем к опасному району мореплавания, с последующей перегрузкой его на судно, назначенное к выходу в обратном направлении. На территориях портов соответствующего расположения, например в районе «африканского рога», показанном на фиг.1, развертывают технические позиции-базы, оснащенные аппаратно-программным комплексом «Антитеррор» для оперативной связи и принятия решения в случае захвата судна и осуществления превентивных мероприятий, а также содержания используемых комплексов в исправном и боеготовном состоянии, вплоть до передачи (перегрузки товаров) на очередное (например, дежурное) судно. Здесь же может быть размещен пост международного или национального органа надзора за использованием на ударных БЛА только нелетального снаряжения, например ирританта типа CS. Место расположения позиции в порту выбирают в расчете на доставку используемых комплексов штатным или привлекаемым транспортом в операционную зону, непосредственно к определенному участку грузового причального фронта, без перетяжки или перешвартовки судна. При имеющейся технически и организационно обеспеченной возможности, по согласованию между грузоотправителем, грузополучателем и грузоперевозчиком передачу комплекса осуществляют подобно перевалке груза по прямому варианту - непосредственно с судна на судно.
По суммарной массе и габаритам для установки на судно «грузовым местом в контейнер» пригоден, например, тактический комплекс BRAVE-200 с невозвращаемыми БЛА ударной версии 151. Габаритные размеры БЛА UCGN-121A в стартовом положении (со сложенным крылом) составляют 2,12×0,61×2,60 м. Транспортно-пусковой блок комплекса, собранный из 15 стартовых секций, установлен на шасси автомобиля серии М35 с размерами в плане 7,3×2,4 м, грузоподъемностью 2,5 т. Блок управления помещен в кузов-фургон, установленный на шасси автомобиля HUMMER военной версии, в габаритах 4,7×2,2×2,1 м, грузоподъемностью 1,1 т. Специальное электропитание аппаратуры управления и пусковых устройств в полевых условиях обеспечивается буксируемым (возимым) энергоблоком. Контейнер устанавливают на палубу или в грузовой (контейнерный) штабель, ориентируя открытой стенкой и выходами стартовых секций в свободное пространство, например на траверз. При необходимости для доступа операторов к комплексу используют съемные или переносные трапы. Либо все элементы комплекса размещают по отдельности, как «штучные грузы», и ориентируют должным образом только стартовые установки. Остальные элементы комплекса при этом могут размещать среди других грузовых мест произвольно - насколько позволяет длина соединительных кабелей. Вариант погрузки «штучными грузами» одиночных стартовых установок может быть принят, например, при использовании комплекса с ударным БЛА Locus. Массоразмерные характеристики этого аппарата и его транспортно-пускового контейнера сопоставимы с соответствующими у БЛА UCGA-121A и его стартовой секции в транспортно-пусковом блоке комплекса BRAVE-200. Использование комплекса с одиночными стартами может быть предпочтительным при ограничении потребного боекомплекта несколькими аппаратами, а также при грузообработке судна на промежуточных стоянках, с необходимой переменой стартовых позиций. Очевидно, что несколько пусковых контейнеров БЛА Locus могут быть, в свою очередь, собраны в единую стартовую позицию - «укрупненное грузовое место», например, также в 20-футовом контейнере.
Для выполнения разведывательных функций и демонстративно-предупредительных облетов объектов возможно использовать, например, специализированный комплекс с возвращаемыми аппаратами, такими как мини-вертолет Sprite RPH взлетной массой 36 кг и с горизонтальной проекцией в форме круга диаметром 1,6 м (по несущему винту). С такими габаритами и массой он может размещаться на любой свободной площадке, включая крышу контейнера с ударным комплексом. В штатном режиме подобные аппараты используют для разведки «целей поля боя», таких как малочисленные войсковые подразделения, одиночные машины, огневые точки и т.п. Полетом аппарата управляют с переносного пульта. Время пребывания в воздухе вертолета Sprite RPH, при скорости полета 110 км/ч на высотах до 3 км - порядка 2 ч. Поэтому для непрерывного контроля над означенным выше участком акватории достаточно использовать 2-3 аппарата попеременно. Габариты и общая масса аппаратов с запасом топлива (6 кг на одну заправку) остаются пренебрежимо малыми для учета их как отдельных грузовых мест.
Значимым фактором наряду с боевыми характеристиками является возможность технического обслуживания и применения комплекса персоналом (боевым расчетом) минимальной численности. Так, на комплексе BRAVE-200 и аналогичных предполетную подготовку и управление полетом аппарата выполняют два оператора, оснащенные аппаратно-программным комплексом «Антитеррор». Служебным помещением для них является кузов автомобиля управления. На судне вахтенную (дежурную) службу операторов достаточно организовать только на время прохождения опасного района мореплавания (ориентировочно до 3-5 суток). Она должна будет обеспечивать непрерывный контроль разведывательными БЛА заданного участка акватории по маршруту следования судна, готовность к выпуску ударного аппарата и управление его полетом для атаки обнаруженного объекта. Численность боевого расчета возможно минимизировать, устанавливая ее из условия несения боевого дежурства двумя операторами очередной смены по единому графику и во взаимодействии с судовой вахтенной службой. При этом следует также иметь в виду, что изначально боевой расчет комплекса подготовлен к выполнению функциональных обязанностей в полевых условиях с минимально необходимым автономным бытовым обеспечением.
Использование по предложенной системе аппаратно-программного комплекса «Антитеррор» с применением разведывательно-ударных комплексов вооружения с дистанционно-пилотируемыми (беспилотными) летательными аппаратами обеспечивает с высокой эффективностью защиту судна от пиратского захвата путем превентивной нейтрализации подозрительных лиц при их явном или обоснованно предполагаемом намерении захватить судно. Возможная при этом ошибка в оценке предполагаемых действий подозрительных лиц оказывается допустимой по наступающим правовым последствиям.
Изобретение относится к способам защиты транспортных судов от нападения и захвата террористами, к частности к разделу техники, связанной с разработкой способов и средств защиты морских грузовых и речных судов неограниченного района плавания в открытом море и в прибрежных водах от нападения и захвата террористами, в отсутствие полицейских и других сил экстренного реагирования. Технически достижимый результат - повышение эффективности борьбы с терроризмом на объектах водного транспорта. Это достигается тем, что в способе защиты объектов водного транспорта от террористов, заключающемся в том, что нелетальное средство поражения на основе ирританта, например CS, устанавливают на судно в комплексе вооружения с беспилотными летательными аппаратами, как разведывательными, так и ударными на площади не менее 10000 м2, а также устанавливают систему для разведки опасного района в полосе прямой видимости шириной до ±15 миль относительно пути следования судна по предварительной прокладке, а разведывательный аппарат направляют непосредственно к объекту, обнаруженному судовой радиолокационной станцией при сопровождении аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», а при движении судна в узкости разведку акватории ведут по обе стороны от оси фарватера до береговой линии, оборудованной постами наблюдения, оснащенными аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», при этом удерживают разведывательный аппарат на высоте, позволяющей обнаружить объект в фактических метеоусловиях, а в случае обнаружения опасного объекта выполняют следующие тактические приемы: производят демонстративно-предупредительный облет разведывательным аппаратом объекта, классифицированного операторами комплекса, совместно с судоводителями, как безопасный на момент обнаружения, осуществляют демонстративно-предупредительную атаку ударным аппаратом объекта, классифицированного как потенциально опасный, с постановкой аэрозольного облака на удалении от объекта R=0,5D±d, где D - известный поперечный размер расширяющегося облака, по достижении которого ингаляционная концентрация ирританта становится переносимой для человека, а величина d - определяемая на месте составляющая ветрового сноса облака в направлении на объект, идя в противоположном, скрытная, на минимальной возможной высоте, осуществляют атаку ударным аппаратом движущегося объекта, классифицированного как опасный, с постановкой перед ним облака-завесы, предотвращающей захват судна подозрительными лицами путем их превентивной нейтрализации.
1. Способ защиты объектов водного транспорта от террористов, заключающийся в том, что нелетальное средство поражения на основе ирританта, например CS, устанавливают на судно в комплексе вооружения с беспилотными летательными аппаратами, как разведывательными, так и ударными на площади не менее 10000 м2, а также устанавливают систему для разведки опасного района в полосе прямой видимости шириной до ±15 миль относительно пути следования судна по предварительной прокладке, отличающийся тем, что разведывательный аппарат направляют непосредственно к объекту, обнаруженному судовой радиолокационной станцией при сопровождении аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», а при движении судна в узкости разведку акватории ведут по обе стороны от оси фарватера до береговой линии, оборудованной постами наблюдения, оснащенными аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», при этом удерживают разведывательный аппарат на высоте, позволяющей обнаружить объект в фактических метеоусловиях, а в случае обнаружения опасного объекта выполняют следующие тактические приемы: производят демонстративно-предупредительный облет разведывательным аппаратом объекта, классифицированного операторами комплекса, совместно с судоводителями, как безопасный на момент обнаружения, осуществляют демонстративно-предупредительную атаку ударным аппаратом объекта, классифицированного как потенциально опасный, с постановкой аэрозольного облака на удалении от объекта R=0,5D±d, где D - известный поперечный размер расширяющегося облака, по достижении которого ингаляционная концентрация ирританта становится переносимой для человека, а величина d - определяемая на месте составляющая ветрового сноса облака в направлении на объект, идя в противоположном, скрытная, на минимальной возможной высоте, осуществляют атаку ударным аппаратом движущегося объекта, классифицированного как опасный, с постановкой перед ним облака-завесы, предотвращающей захват судна подозрительными лицами путем их превентивной нейтрализации.
2. Способ защиты объектов водного транспорта от террористов по п.1, отличающийся тем, что используемый комплекс конструктивно и функционально не связывают с судном-платформой, а погружают его на судно только на рейс с прохождением опасных районов мореплавания и располагая его элементы, как смежные грузовые места, либо как единое укрупненное грузовое место, с возможностью выпуска аппаратов в свободное пространство.
3. Способ защиты объектов водного транспорта от террористов по п.1, отличающийся тем, что комплекс погружают на судно в порту, ближайшем к опасному району мореплавания, с последующей передачей его на судно, назначенное к выходу из соответствующего порта в обратном направлении, при этом в указанных портах оборудуют технические позиции для содержания используемых комплексов в исправном и боеготовном состоянии, с возможностью доставки их имеющимся транспортом в операционную зону, непосредственно к определенным участкам грузового причального фронта, без перетяжки или перешвартовки назначенного судна.
4. Устройство защиты объектов водного транспорта от террористов, содержащее размещенный в контейнере судна ударный комплекс, например BRAVE-200 в 40-футовом контейнере, включающий в себя корпус контейнера с размещенным в нем автомобилем управления, энергоблоком и пусковым блоком, содержащим нелетальное средство поражения на основе ирританта, например CS, устанавливаемое на судно, оснащенное судовой радиолокационной станцией, в комплексе вооружения с беспилотными летательными аппаратами, как разведывательными, так и ударными на площади не менее 10000 м2, систему для разведки опасного района в полосе прямой видимости шириной до ±15 миль относительно пути следования судна по предварительной прокладке, отличающееся тем, что беспилотный летательный разведывательный аппарат связан с судовой радиолокационной станцией и аппаратно-программным комплексом «Антитеррор», посредством комплекта радиостанций с УКВ-модулями и программного обеспечения, которое в свою очередь связано с базой данных геоинформационных технологий, при этом береговые линии при движении судна в узкости оборудованы по обе стороны от оси фарватера до береговой линии постами наблюдения, оснащенными аппаратно-программными комплексами «Антитеррор», которые также связаны с беспилотным летательным разведывательным аппаратом для удерживания его на высоте, позволяющей обнаружить опасный объект в фактических метеоусловиях.
5. Устройство защиты объектов водного транспорта от террористов по п.4, отличающееся тем, что аппаратно-программный комплекс «Антитеррор», входящий в комплектацию экипажа судна, размещен в каюте капитана судна или оборудованной для антитеррористических целей каюте и содержит переносной компьютер, программное обеспечение, комплект радиостанций с УКВ-модулями и карманный переносной компьютер, при этом аппаратно-программный комплекс выполнен автономным, без использования подключения к источникам электрической энергии, и может транспортироваться в защищенном кейсе, входящем в состав аппаратно-программного комплекса, а программное обеспечение связано с базой данных геоинформационных технологий, что позволяет проводить оценку обстановки и выполнять расчет сил и средств при ликвидации последствий террористических актов.
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СУДНА ОТ НАПАДЕНИЯ И ЗАХВАТА ПИРАТАМИ | 2010 |
|
RU2432544C1 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ ВЫСОКОДИСПЕРСНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ВЫПУСКА РАЗДРАЖАЮЩЕГО ИЛИ БОЕВОГО ОТРАВЛЯЮЩЕГО ВЕЩЕСТВА | 2006 |
|
RU2418638C2 |
WO 2009109571 A2, 11.09.2009 | |||
WO 03072434 A1, 04.09.2003 |
Авторы
Даты
2014-08-20—Публикация
2012-08-16—Подача