Изобретение относится к способам защиты морских судов от нападения и захвата пиратами.
Известен способ защиты от террористов на водных бассейнах (Патент РФ на изобретение №2551604, МПК F41H 9/04, B63G 13/00, опубл. 27.05.2015), заключающийся в том, что нелетальное средство поражения на основе ирританта, например CS, устанавливают на судно в комплексе вооружения с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) как разведывательными, так и ударными, а также устанавливают систему для разведки опасного района в полосе прямой видимости шириной до ±15 миль относительно пути следования судна по предварительной прокладке, причем разведывательный аппарат направляют непосредственно к объекту, обнаруженному судовой радиолокационной станцией при сопровождении с судового мобильного переносного компьютера, связанного с системой «GLONASS», а при движении судна в узкости разведку акватории ведут по обе стороны от оси фарватера до береговой линии, оборудованной постами наблюдения, в случае обнаружения опасного объекта выполняют следующие тактические приемы: производят демонстративно-предупредительный облет разведывательным БЛА объекта, классифицированного операторами комплекса совместно с судоводителями как безопасный на момент обнаружения, осуществляют демонстративно-предупредительную атаку ударным БЛА объекта, классифицированного как потенциально опасный, с постановкой аэрозольного облака.
Данный способ защиты от террористов на водных бассейнах обладает рядом недостатков. Во-первых, что для его реализации необходим специально обученный оператор, который на судне будет выполнять только данную функцию, что приведет к росту экономических затрат для судовладельца. Во-вторых, пираты, воспользовавшись средствами индивидуальной защиты, могут преодолеть аэрозольное облако, подняться на борт и захватить судно с членами экипажа. При этом освобождение судна военными, которые патрулируют потенциально опасные районы мирового океана, будет невозможным из-за наличия заложников. В-третьих, пираты в большинстве случаев располагают автоматическим оружием, что позволит им сбить беспилотный летательный аппарат при его снижении на минимально возможную высоту для постановки завесы.
Известна морская система безопасности (Патент РФ на изобретение №2514955, МПК B63G 13/00, F41H 9/04, опубл. 10.05.2014), которая имеет выполненные с возможностью закрепления на корпусе судна сливы для жидкой или газообразной субстанции, подаваемой посредством, по меньшей мере, одного насоса по трубопроводам к сливам с возможностью ее истечения снаружи по корпусу судна для защиты от пиратской атаки, и по меньшей мере два различных контрольных элемента и соединенную с ними управляющую систему, которая в зависимости от показаний различных контрольных элементов инициирует сигнал тревоги и/или активирует сигнальные устройства, причем контрольные элементы выполнены в виде контрольных устройств и/или контрольных датчиков, прежде всего в виде оптической камеры, инфракрасной камеры и/или радарного устройства или же в виде акустического датчика, датчика движения, оптического датчика и/или инфракрасного датчика.
Недостатком данной морской системы безопасности является то, что в случае преодоления пиратами указанных защитных устройств, выполненных в виде трубопроводов с истекающей из них субстанцией, они могут взять в заложники членов экипажа и направить судно порт с целью дальнейшего получения выкупа. При этом наличие заложников не позволит военным, находящемся в данном районе мирового океана, произвести штурм судна, так как это может подвергнуть опасности жизнь и здоровье заложников, и потому запрещено действующими инструкциями.
В качестве ближайшего аналога принята система оповещения о приближении пиратоопасных целей, содержащая средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП), включающая в себя датчики информации (навигационную радиолокационную станцию, приборы определения координат судна (ГЛОНАСС/GPS), прибор определения курса судна, прибор определения скорости судна), блоки сопряжения и коммутации (первый речевой оповещатель, предназначенный для записи и передачи сообщения о нападении пиратов, второй речевой оповещатель, предназначенный для оповещения экипажа о необходимости немедленно прекратить все работы и укрыться в цитадели, коммутатор включения наружной сигнализации, устройство сопряжения), блоки оповещения и наружной сигнализации (УКВ радиостанция, несущая вахту на шестнадцатом канале, судовая громкоговорящая связь, судовая аварийная связь, внешний громкоговоритель, подключенный к судовой громкоговорящей связи, внешний громкоговоритель, подключенный к судовой аварийной связи, внешний световой оповещатель, подключенный к судовой аварийной связи, антенна судовой УКВ радиостанции) (Тимофеев В.К., Сухорук А.И., Сергиенко И.М. Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП) для повышения безопасности рыбопромысловых судов на промысле в чрезвычайной ситуации, связанной с нападением пиратов [Электронный ресурс] // Балтийский морской форум: материалы VI Международного Балтийского морского форума 3-6 сентября 2018 года: В 6 томах. Т. 2. «Морская техника и технологии. Безопасность морской индустрии», VI Международная научная конференция. - Калининград: Изд-во БГАРФ ФГБОУ ВО «КГТУ», 2018. - С. 61-67).
Существенным недостатком данной системы является то, что сигнал о том, что все члены команды находятся в цитадели, передается одновременно с оповещением по судовой громкой связи. Однако возможна такая ситуация, при которой пираты поднимутся на судно раньше, чем вся команда укроется в цитадели, что позволит пиратам захватить заложников. В этом случае военные окажутся дезинформированными относительно наличия заложников, что может привести к гибели последних при штурме судна с целью освобождения его от пиратов. Кроме того, даже если вся команда укрылась в цитадели, пираты могут транспортировать судно на свою базу либо за счет использования собственного пропульсивного комплекса захваченного судна, либо путем его буксировки с использованием судна-матки. Таким образом, команда судна окажется в заложниках на базе пиратов, и будет удерживаться до получения выкупа.
Изобретение решает задачу повышения безопасности мореплавания, предотвращая похищение судна пиратами и его транспортировку к месту базирования пиратов, за счет блокировки винто-рулевого комплекса судна и судовой энергетической установки, а также контроля прибытия всех членов команды в цитадель.
Для получения необходимого технического результата систему оповещения о приближении пиратоопасных целей предлагается оснастить устройством для перевода руля в крайнее положение, устройствами для автоматической блокировки гребного вала и баллера руля, соединить устройство сопряжения с блоком электронного управления судовой энергетической установки, а также установить датчик контроля прибытия экипажа в цитадель и третий речевой оповещатель, содержащий сообщение о том, что все члены команды укрылись в цитадели.
В предлагаемом техническом решении при обнаружении САРП быстро движущихся в направлении судна целей система выдает сигнал тревоги на устройство сопряжения, которое подключает второй речевой оповещатель к судовой громкоговорящей связи и к судовой аварийной связи, и первый речевой оповещатель к УКВ радиостанции, несущей вахту на шестнадцатом канале, для передачи сообщения о том, что судно подверглось нападению пиратов, и ведется эвакуация членов команды в убежище. После получения сигнала о прибытии всех членов команды в цитадель устройство сопряжения подключает третий речевой оповещатель к УКВ радиостанции, несущей вахту на шестнадцатом канале, для передачи сообщения о том, что все члены команды укрылись в цитадели; дает блоку электронного управления судовой энергетической установки команду на остановку двигателя, подключает устройство перевода руля в крайнее положение, а после остановки двигателя и поворота руля включает устройства блокировки гребного вала и баллера руля.
На прилагаемых графических материалах изображено:
на фиг. 1 - структурная схема морской системы безопасности;
на фиг. 2 - схема размещения устройств блокировки винто-рулевого комплекса на судне.
На графических материалах приняты следующие обозначения:
1 - средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП);
2 - блок электронного управления судовой энергетической установки;
3 - устройство автоматической блокировки гребного вала;
4 - устройство автоматической блокировки баллера руля;
5 - устройство перевода руля в крайнее положение;
6 - датчики информации
7 - блоки сопряжения и коммутации
8 - блоки оповещения и наружной сигнализации;
9 - навигационная радиолокационная станция;
10 - приборы определения координат судна (ГЛОНАСС/GPS);
11 - прибор определения курса судна;
12 - прибор определения скорости судна;
13 - первый речевой оповещатель;
14 - второй речевой оповещатель;
15 - третий речевой оповещатель;
16 - коммутатор включения наружной сигнализации;
17 - УКВ радиостанция, несущая вахту на шестнадцатом канале;
18 - судовая громкоговорящая связь;
19 - судовая аварийная связь;
20 - внешний громкоговоритель, подключенный к судовой громкоговорящей связи;
21 - внешний громкоговоритель, подключенный к судовой аварийной связи;
22 - внешний световой оповещатель, подключенный к судовой аварийной связи;
23 - антенна судовой УКВ радиостанции;
24 - датчик контроля прибытия экипажа в цитадель;
25 - цитадель;
26 - устройство сопряжения.
Конструкция морской системы безопасности состоит из средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) 1, связанного с датчиками информации 6: навигационной радиолокационной станцией 9, приборами определения координат судна (ГЛОНАСС/GPS) 10, прибором определения курса судна 11, прибором определения скорости судна 12. Также САРП связано с блоками сопряжения и коммутации 7 и блоками оповещения и наружной сигнализации 8. В состав блоков сопряжения и коммутации 7 входят: первый речевой оповещатель 13, второй речевой оповещатель 14, третий речевой оповещатель 15, устройство сопряжения 26, коммутатор включения наружной сигнализации 16. Блоки оповещения и наружной сигнализации 8 включают в себя: УКВ радиостанцию, несущую вахту на шестнадцатом канале 17, судовую громкоговорящую связь 18, судовую аварийную связь 19, внешний громкоговоритель, подключенный к судовой громкоговорящей связи 20, внешний громкоговоритель, подключенный к судовой аварийной связи 21, внешний световой оповещатель, подключенный к судовой аварийной связи 22, антенна судовой УКВ радиостанции 23. Устройство сопряжения 26 связано с блоком электронного управления судовой энергетической установки 2, устройством автоматической блокировки гребного вала 3, устройством перевода руля в крайнее положение 5, устройством автоматической блокировки баллера руля 4, а также с датчиком 24 контроля прибытия экипажа в цитадель 25.
Морская система безопасности работает следующим образом. В случае активации системы ведется наблюдение за потенциально опасными целями. Сигналы от навигационной радиолокационной станции 9, приборов определения координат судна (ГЛОНАСС/GPS) 10, прибора определения курса судна 11, прибора определения скорости судна 12 поступают в средство автоматической радиолокационной прокладки (САРП) 1. Вахтенный помощник капитана устанавливает в САРП 1 безопасный радиус обнаружения быстро движущихся в направлении судна целей.
При захвате быстро движущейся в направлении судна цели САРП 1 выдает сигнал тревоги на устройство сопряжения 26, которое, в свою очередь, подключает второй речевой оповещатель 14 к судовой громкоговорящей связи 18 и к судовой аварийной связи 19. Во второй речевой оповещатель 14, подключенный к судовой громкоговорящей связи 18, записывается сообщение о немедленном прекращении всех работ и эвакуации в цитадель 25, последний убывает капитан, обеспечивая закрытие всех дверей и люков, ведущих в цитадель 25.
Устройство сопряжения 26 также подключает первый речевой оповещатель 13 к УКВ радиостанции 17, несущей вахту на шестнадцатом канале. В первый речевой оповещатель 13 заранее записывается сообщение о нападении пиратов и о том, что проводится эвакуация судовой команды в цитадель 25. Данное сообщение на шестнадцатом канале передается в эфир с сообщением координат места судна, которые автоматически поступают от приборов определения координат судна (ГЛОНАСС/GPS) 10.
Кроме того, на верхней палубе автоматически включается внешний световой оповещатель 22, подключенный к судовой аварийной связи 19 и внешний громкоговоритель 21, подключенный к судовой аварийной связи 19. Эти меры необходимы для быстрого нахождения захваченного судна и психологического воздействия на пиратов.
После закрытия капитаном двери, ведущей в цитадель 25, в устройство сопряжения 26 поступает сигнал от датчика 24 контроля прибытия экипажа в цитадель 25. По этому сигналу устройство сопряжения 26 подключает третий речевой оповещатель 15 к УКВ радиостанции 17, несущей вахту на шестнадцатом канале. В третий речевой оповещатель 15 заранее записывается сообщение о том, что весь экипаж укрылся в цитадели 25.
Кроме того, после получения сигнала от датчика 24 контроля прибытия экипажа в цитадель 25 устройство сопряжения 26 осуществляет блокировку блока электронного управления судовой энергетической установки 2, а также активирует устройство автоматической блокировки гребного вала 3. Это не позволит захваченному пиратами судну двигаться своим ходом в порт, являющийся местом базирования пиратов, даже в том случае, если им удастся запустить судовую энергетическую установку, преодолев блокировку блока электронного управления судовой энергетической установки 2.
Одновременно устройство сопряжения 26 подключает устройство перевода руля в крайнее положение 5 для осуществления поворота руля в крайнее левое или правое положение, что не позволит пиратам буксировать захваченное судно в порт, являющийся местом их базирования. После поворота руля в крайнее положение устройство сопряжения 26 подключает устройство автоматической блокировки баллера руля 4, которое фиксирует руль в крайнем положении.
В результате осуществления указанных действий захваченное пиратами судно не сможет оперативно покинуть район, в котором на него было совершено нападение, и координаты которого в автоматическом режиме были переданы по шестнадцатому каналу УКВ. Учитывая это и то обстоятельство, что вся команда судна укрылась в цитадели 25, военные смогут эффективно осуществить штурм судна.
Таким образом, предлагаемая морская система безопасности позволяет избежать захвата судна с заложниками и его транспортировку в порт, где базируются пираты. Тем самым повышается безопасность судов, в частности, рыболовных, в тех районах мирового океана, где активно действуют пираты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Крышка судового сходного люка | 2020 |
|
RU2755410C1 |
Леерное ограждение | 2018 |
|
RU2688496C1 |
Система защиты от нападения пиратов | 2020 |
|
RU2745838C1 |
СУДОВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ | 2011 |
|
RU2493045C2 |
Тренажерный комплекс для подготовки судоводителей | 2017 |
|
RU2657708C1 |
СИСТЕМА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОПАСНОГО СБЛИЖЕНИЯ СУДОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩАЯ ОБЩЕЕ МОРСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО | 2013 |
|
RU2548646C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ОТ ТЕРРОРИСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2526326C2 |
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ | 2021 |
|
RU2773550C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО | 2022 |
|
RU2802596C1 |
Мобильный полигонный пункт управления | 2022 |
|
RU2789919C1 |
Изобретение относится к способам защиты морских судов от нападения и захвата пиратами. Морская система безопасности включает цитадель, основанную на использовании средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП), связанного с датчиками информации (6), блоками сопряжения и коммутации (7), блоками оповещения и наружной сигнализации (8), через устройство сопряжения (26) с блоком электронного управления судовой энергетической установки (2), устройством автоматической блокировки гребного вала (3), устройством перевода руля в крайнее положение (5), устройством автоматической блокировки баллера руля (4), а также с датчиком (24) контроля прибытия экипажа в цитадель. Обеспечивается своевременное оповещение экипажа и блокировка движительного и рулевого комплекса, предотвращается возможность захвата заложников пиратами и транспортировка захваченного судна в порт с целью получения выкупа, что повышает безопасность мореплавания. 2 ил.
Морская система безопасности, включающая цитадель, содержащая средство автоматической радиолокационной прокладки - САРП, включающая в себя датчики информации - навигационную радиолокационную станцию, приборы определения координат судна - ГЛОНАСС/GPS, прибор определения курса судна, прибор определения скорости судна, блоки сопряжения и коммутации - первый речевой оповещатель, предназначенный для записи и передачи сообщения о нападении пиратов, второй речевой оповещатель, предназначенный для оповещения экипажа о необходимости немедленно прекратить все работы и укрыться в цитадели, коммутатор включения наружной сигнализации, устройство сопряжения, блоки оповещения и наружной сигнализации - УКВ радиостанцию, несущую вахту на шестнадцатом канале, судовую громкоговорящую связь, судовую аварийную связь, внешний громкоговоритель, подключенный к судовой громкоговорящей связи, внешний громкоговоритель, подключенный к судовой аварийной связи, внешний световой оповещатель, подключенный к судовой аварийной связи, антенну судовой УКВ радиостанции, отличающаяся тем, что содержит датчик контроля прибытия экипажа в цитадель, третий речевой оповещатель с информацией о том, что все члены команды укрылись в цитадели, устройство автоматической блокировки гребного вала, устройство перевода руля в крайнее положение и устройство автоматической блокировки баллера руля, причем устройство сопряжения связано с блоком электронного управления судовой энергетической установки, а первый речевой оповещатель содержит информацию о том, что судно подверглось нападению пиратов и ведется эвакуация членов команды в цитадель.
KR 20110018288 A, 23.02.2011 | |||
KR 20140022574 A, 25.02.2014 | |||
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИСТОВ НА ВОДНЫХ БАССЕЙНАХ | 2014 |
|
RU2551604C1 |
FR 3016859 A3, 31.07.2015. |
Авторы
Даты
2020-09-14—Публикация
2019-01-10—Подача