ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР Российский патент 2014 года по МПК F16H15/16 

Описание патента на изобретение RU2526872C2

Изобретение относится к области механических передач и может быть использовано в качестве элемента трансмиссии в технологическом оборудовании, транспортных, грузоподъемных и сельскохозяйственных машинах.

Известны фрикционные вариаторы, содержащие диск, прижимаемый пружинами к ролику, перемещаемому по радиусу диска [1].

Недостатком указанного вариатора являются большие габариты.

В качестве прототипа предлагаемого изобретения выбран фрикционный вариатор, содержащий два металлических конуса, прижимаемых к металлическому промежуточному телу, перемещаемому между ними [2].

Недостатком указанного вариатора является изменение предельной нагрузочной способности при перемещении промежуточного тела. Когда промежуточное тело приближается к вершине ведущего конуса, то при постоянстве крутящего момента на ведущем конусе окружное усилие в контакте ведомого конуса растет обратно пропорционально радиусу среднего сечения ведомого конуса в зоне контакта с промежуточным телом, что ограничивает величину передаваемого момента в зависимости от скорости вращения ведомого звена.

Целью изобретения является фрикционный вариатор для передачи заданного крутящего момента с ведущего конуса на ведомый без проскальзывания промежуточного тела по конусам при определенной скорости вращения ведомого вала с одновременным уменьшением величины износа ведущего и ведомого конусов и промежуточного тела.

Известно влияние на трибологические процессы прохождения электрического тока [3]. Коэффициент трения (сцепления) в контакте «металл-металл» зависит от плотности тока в пятне контакта и может быть повышен до значений 0,6 и более. Для более детального исследования влияния электрического тока на коэффициент трения системы «металл-металл» были проведены испытания на специальных установках [4]. Результаты испытаний показали, что для исследуемых моделей колеса и рельса при прохождении тока в зоне их контакта возможно повышение коэффициента трения (сцепления) более чем в два раза.

Указанная цель достигается в вариаторе, содержащем ведущий и ведомый металлические конусы, прижимаемые пружинами к металлическому промежуточному телу, перемещаемому между ними посредством привода (не показан), отличающемся тем, что вариатор имеет источник тока и токосъемные устройства, при этом величина силы трения между конусами и промежуточным телом определяется величиной силы тока, проходящего через их контакт, которая регулируется подчиненной системой регулирования, состоящей из регулятора тока, сигнал на который поступает с выхода сумматора, сравнивающего сигнал задания величины крутящего момента, поступающего с блока уставки крутящего момента, и действительный сигнал крутящего момента с датчика крутящего момента, опоры осей конусов изолированы вставками и вал привода промежуточного тела выполнен из диэлектрического материала.

На чертеже представлена схема предлагаемого фрикционного вариатора.

Фрикционный вариатор содержит ведущий 1 и ведомый 2 металлические конусы, прижимаемые пружинами 3 к металлическому промежуточному телу 4, которое может перемещаться вдоль поверхностей конусов. К конусам 1 и 2 при помощи токосъемных устройств 5 подведено напряжение от источника тока 6. Чтобы избежать короткого замыкания через опоры осей конусов, опоры конусов изолированы вставками 7 и вал привода 12 промежуточного тела 4 выполнен из диэлектрического материала. Подчиненная система регулирования состоит из регулятора тока 8 (РТ), сумматора 9 (Σ), блока уставки 10 (У) и датчика крутящего момента 11 (ДМ).

Фрикционный вариатор работает следующим образом.

При вращении ведущего конуса 1 крутящий момент за счет силы трения между конусами 1 и 2 и промежуточным телом 4, создаваемой пружинами 3, передается на ведомый вал 2. Вал 12, перемещающий промежуточное тело 4, выполнен из диэлектрического материала. Величина тока, проходящего через точки контакта конусов 1 и 2 и промежуточного тела 4, задается подчиненной системой регулирования. На регулятор тока 8 (РТ) поступает сигнал с выхода сумматора 9 (Σ). На сумматор 9 (Σ) подается сигнал от блока уставки 10 (У), который пропорционален заданному крутящему моменту на выходном валу вариатора, и сигнал с датчика крутящего момента ДМ (10), который, в свою очередь, пропорционален действительному крутящему моменту. Разность этих сигналов, поступая на регулятор тока 8 (РТ) с выхода сумматора 9 (Σ), в зависимости от знака приводит к уменьшению или увеличению тока, проходящего через точки контакта конусов 1 и 2 и промежуточного тела 4, что, в свою очередь, вызывает значительное изменение силы трения. При этом регулирование силы тока приводит к поддержанию силы трения на уровне, обеспечивающем передачу заданного крутящего момента на ведомый конус 2 без проскальзывания промежуточного тела 4 по конусам 1 и 2 при определенной скорости вращения ведомого конуса.

Предлагаемое изобретение обеспечивает получение следующего технического результата.

Плавное изменение коэффициента трения между конусами и промежуточным телом, определяемое величиной тока, пропускаемого через контакт конусов и промежуточного тела, позволит сделать передачу заданного крутящего момента с ведущего конуса на ведомый без проскальзывания промежуточного тела по конусам при определенной скорости вращения ведомого конуса, что уменьшит величину износа ведущего и ведомого конусов и промежуточного тела.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кожевников С.Н., Есиненко Я.И., Раскин Я.М. Механизмы. Справочник. Изд. 4-е, перераб. и доп. Под ред. С.Н.Кожевникова. М.: Машиностроение, 1976, с.333, рис.5.19.

2. Кожевников С.Н., Есиненко Я.И., Раскин Я.М. Механизмы. Справочник. Изд. 4-е, перераб. и доп. Под ред. С.Н.Кожевникова. М.: Машиностроение, 1976, с.333, рис.5.23.

3. Ткаченко В.П. Кинематическое сопротивление движению рельсовых экипажей / Монография. - Луганск: изд-во Восточно-украинского государственного университета, 1996. - 200 с., с.78-79.

4. Тихомиров В.П. Моделирование сцепления колеса с рельсом / В.П.Тихомиров, В.И.Воробьев, Д.В.Воробьев, Г.В.Багров, М.И.Борзенков, И.А.Бутрин. Орел: ОрелГТУ, 2007. 127 с., с.95- 101.

Похожие патенты RU2526872C2

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2015
  • Новиков Виктор Григорьевич
  • Измеров Олег Васильевич
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Бондаренко Денис Андреевич
  • Новиков Антон Сергеевич
  • Борисов Александр Афанасьевич
  • Козловский Владимир Николаевич
RU2586435C1
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВАРИАТОР 1995
  • Ваганов Леонид Александрович
RU2112900C1
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2012
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Попов Юрий Викторович
  • Стрекалов Николай Николаевич
  • Серин Сергей Александрович
  • Измеров Олег Васильевич
  • Михальченко Георгий Сергеевич
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Новиков Виктор Григорьевич
RU2529066C2
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ 2000
  • Медведев Е.В.
  • Ерофеев А.А.
  • Горячев В.А.
RU2175087C2
Фрикционный вариатор 1989
  • Емельяненко Виталий Федорович
  • Марченко Александр Викторович
  • Лобченко Анатолий Николаевич
  • Марченко Виктор Александрович
  • Ковалев Виктор Афанасьевич
  • Емельяненко Любовь Алексеевна
  • Черкасова Анна Олеговна
SU1716222A1
БОКОВАЯ ОПОРА КУЗОВА НА ТЕЛЕЖКУ 2012
  • Луков Николай Михайлович
  • Ромашкова Оксана Николаевна
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Попов Юрий Викторович
  • Стрекалов Николай Николаевич
  • Серин Сергей Александрович
  • Михальченко Георгий Сергеевич
  • Измеров Олег Васильевич
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Пугачев Александр Анатольевич
RU2529305C2
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ВЕЛОТРАНСМИССИЯ 2011
  • Хмельницкий Анатолий Исаакович
  • Ходов Борис Николаевич
RU2492097C2
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР ФМВ 1995
  • Фокин Михаил Васильевич
RU2088428C1
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР 2008
  • Гулиа Нурбей Владимирович
RU2373444C1
ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 2015
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Измеров Олег Васильевич
  • Новиков Виктор Григорьевич
  • Пугачев Александр Анатольевич
  • Бондаренко Денис Андреевич
  • Михальченко Георгий Сергеевич
  • Новиков Антон Сергеевич
  • Борисов Александр Афанасьевич
  • Козловский Владимир Николаевич
RU2587195C1

Реферат патента 2014 года ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР

Изобретение относится к области механических передач и может быть использовано в качестве элемента трансмиссии в технологическом оборудовании, транспортных, грузоподъемных и сельскохозяйственных машинах. Фрикционный вариатор содержит ведущий (1) и ведомый (2) конусы, прижимаемые пружинами (3) к металлическому промежуточному телу (4). Промежуточное тело (4) имеет возможность перемещаться вдоль поверхностей конусов (4). К конусам (1 и 2) при помощи токосъемных устройств (5) подведено напряжение от источника тока (6). Подчиненная система регулирования состоит из регулятора тока (8), сумматора (9), блока уставки (10) и датчика крутящего момента (11). На регулятор тока (8) поступает сигнал с выхода сумматора (9), на который подается сигнал от блока уставки (10). Сигнал от блока уставки (10) пропорционален заданному крутящему моменту на выходном валу вариатора, а сигнал с датчика крутящего момента (11), в свою очередь, пропорционален действительному крутящему моменту. Обеспечивается уменьшение величины износа ведущего и ведомого конусов и промежуточного тела. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 526 872 C2

Фрикционный вариатор, содержащий ведущий и ведомый металлические конусы, прижимаемые пружинами к металлическому промежуточному телу, перемещаемому между ними посредством привода, отличающийся тем, что вариатор имеет источник тока и токосъемные устройства, при этом величина силы трения между конусами и промежуточным телом определяется величиной силы тока, проходящего через их контакт, которая регулируется подчиненной системой регулирования, состоящей из регулятора тока, сигнал на который поступает с выхода сумматора, сравнивающего сигнал задания величины крутящего момента, поступающего с блока уставки крутящего момента, и действительный сигнал крутящего момента с датчика крутящего момента, опоры осей конусов изолированы вставками и вал привода промежуточного тела выполнен из диэлектрического материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2526872C2

Кожевников С.Н
"Механизмы
Справочник" - М.: Машиностроение, 1976
US 2009312137, 17.12.2009
Вариатор 1989
  • Меликов Эдуард Николаевич
  • Лазарян Александр Львович
SU1772481A1
US 2006194667 A1, 31.08.2006

RU 2 526 872 C2

Авторы

Луков Николай Михайлович

Ромашкова Оксана Николаевна

Космодамианский Андрей Сергеевич

Попов Юрий Викторович

Стрекалов Николай Николаевич

Серин Сергей Александрович

Тихомиров Виктор Петрович

Новиков Виктор Григорьевич

Воробьев Владимир Иванович

Пугачев Александр Анатольевич

Измеров Олег Васильевич

Даты

2014-08-27Публикация

2012-12-19Подача