ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ Российский патент 2014 года по МПК F16H37/04 F16H3/91 F16H57/21 

Описание патента на изобретение RU2529924C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, к трансмиссии транспортных машин.

Известны агрегаты трансмиссии - коробки передач (КП) со ступенчатым изменением передаточных чисел, содержащие шестерни, валы, опоры, устройства переключения передач, применяемые на отечественных и зарубежных автомобилях (Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. - М.: Машиностроение, 1989. - 304 с.).

Эти агрегаты конструктивно сложны и металлоемки.

Наиболее близкой к предлагаемой коробке передач (КП) является КП по патенту №2176196 (Бюл. №33 от 27.11.2001).

Коробка передач содержит корпус агрегата, в котором параллельно расположены валы с четырьмя парами шестерен внешнего зацепления, ряд шестерен заднего хода, на первичном валу закреплена одна шестерня, которая входит в зацепление с свободно установленной шестерней промежуточного вала, все остальные шестерни на промежуточном валу закреплены жестко, на вторичном валу все шестерни установлены свободно, между первой и второй парами шестерен установлена сдвоенная двухпозиционная муфта переключения с противоположно развернутыми полумуфтами, соединенными вилкой переключения передач, между второй и третьей парами шестерен, а также между шестернями заднего хода и четвертой парой шестерен расположены две трехпозиционные муфты переключения передач, дополнительные шестерни заднего хода установлены на оси, расположенной между промежуточным и вторичным валами.

Описанная КП проще типовых конструкций трансмиссионных агрегатов, приведенных в книге, но имеет недостатки, которые заключаются в ограничении эксплуатационных и компоновочных характеристик транспортного средства при переключении передач с разрывом потока мощности, недостаточном диапазоне КП (отношение передаточных чисел низшей и высшей передач), который ограничен из-за увеличенного диаметра шестерни первичного вала, так как в его наконечнике расположена опора вторичного вала.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении эксплуатационных и компоновочных возможностей транспортного средства за счет попарного переключения передач практически без разрыва потока мощности, при увеличении диапазона КП, повышении долговечности КП за счет уменьшения длины валов.

Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, который заключается в усовершенствовании процесса переключения передач путем установки сдвоенного сцепления, а также за счет увеличения диапазона КП при переносе опоры из наконечника первичного вала в наконечник вторичного вала, повышение долговечности КП за счет увеличения жесткости валов при уменьшении их длины.

Сущность предлагаемого устройства заключается в том, что шестиступенчатая коробка передач, содержащая корпус агрегата, в опорах которого параллельно расположены валы, на которых установлены четыре пары шестерен внешнего зацепления и ряд шестерен заднего хода, на промежуточном валу закреплены четыре шестерни, между двумя шестернями, свободно установленными на вторичном валу, расположена трехпозиционная муфта переключения, дополнительная шестерня заднего хода установлена на оси, расположенной между промежуточным и вторичным валами, при этом в отличие от прототипа на вторичном валу закреплен трубчатый наконечник с опорой во внутренней стенке корпуса коробки передач, в этом наконечнике расположена опора первичного вала, на трубчатом наконечнике свободно установлена шестерня, зацепленная с шестерней промежуточного вала, и расположена трехпозиционная муфта переключения рядом с шестерней, закрепленной на первичном валу, на котором установлены ведомые диски левого сцепления, между ними свободно расположен трубчатый вал, на котором установлены ведомые диски правого сцепления и закреплена шестерня, шестерни первичного и трубчатого валов зацеплены с шестернями, закрепленными на промежуточном валу, соосно первичному валу в корпусе сдвоенного сцепления расположен входной вал с закрепленным на нем кожухом сдвоенного сцепления с ведущими дисками.

Предлагаемое техническое решение позволяет сдвоенным сцеплением попарно переключать передачи (6 и 5, 4 и 3, 2 и 1) практически без разрыва потока мощности, что облегчает процесс управления транспортным средством и повышает его проходимость. Перемещение опоры вторичного вала в наконечнике первичного вала на опору первичного вала в трубчатом наконечнике вторичного вала позволяет увеличить диапазон КП за счет уменьшения диаметра шестерни первичного вала и роста величины передаточного числа в паре шестерен от первичного вала к промежуточному валу, что также оптимизирует распределение диапазона по парам шестерен. Внутренняя стенка корпуса КП повышает жесткость агрегата и долговечность работы КП за счет увеличения жесткости валов при уменьшении их длины.

На фиг.1 изображена кинематическая схема шестиступенчатой трехвальной соосной КП 6R2 (6 передач переднего хода и 2 заднего хода) со сдвоенным сцеплением. В нижней части (под фиг.1) отмечены номера пар шестерен.

На фиг.2 изображена лучевая диаграмма КП 6R2 с таблицами положений сцеплений и муфт переключения на различных передачах. В верхней строке таблицы указаны номера включенных пар шестерен. На горизонтальных шкалах диаграммы в логарифмическом виде представлены величины передаточных чисел пар шестерен и передач. Над верхней горизонталью обозначены номера передач переднего хода (6-1), под нижней горизонталью - передачи заднего хода (2R, 1R). На крайних горизонталях величина передаточных чисел приведена к вторичному валу, на средней горизонтали - к промежуточному валу. Номера пар шестерен указаны на лучах. Наклон луча направо указывает на замедляющий режим работы пары шестерен, чем положе луч, тем больше передаточное число. Наклон луча налево характеризует ускоряющий режим работы пары шестерен. Наклон луча каждой пары шестерен постоянный на любом участке лучевой диаграммы.

Предлагаемое устройство состоит из корпуса КП 1 с внутренней стенкой 2 и корпуса сдвоенного сцепления 3, в их опорах соосно расположены входной 4 и первичный 5 валы, а также вторичный вал 6 с трубчатым наконечником 7. На первичном валу 5 свободно установлен трубчатый вал 8. Промежуточный вал 9 расположен параллельно валам 4-8. Шестерни 10-14 жестко закреплены на промежуточном валу 9. Шестерня 10 зацеплена с шестерней 15, которая закреплена на трубчатом валу 8. Шестерня 11 зацеплена с шестерней 16, закрепленной на первичном валу 5. Шестерня 12 зацеплена с шестерней 17, которая свободно установлена на трубчатом наконечнике 7 вторичного вала 6. Шестерни 18 и 19 свободно установлены на вторичном валу 6. Шестерня 13 зацеплена с шестерней 18, а ведущая шестерня заднего хода 14 зацеплена с ведомой шестерней 19 через дополнительную шестерню заднего хода 20, которая установлена на оси 21, расположенной между промежуточным 9 и вторичным 6 валами. На трубчатом наконечнике 7 между шестернями 16 и 17 расположена трехпозиционная муфта 22 (А). Трехпозиционная муфта 23 (В) вторичного вала 6 расположена между шестернями 18 и 19. На входном валу 4 закреплен кожух 24 сдвоенного сцепления, в нем расположены ведущие диски 25 сцеплений. Ведомые диски 26 левого сцепления (Л) установлены на первичном валу 5, а ведомые диски 27 правого сцепления (П) установлены на трубчатом валу 8. Нажимное устройство, прижимающее ведущие и ведомые диски при включении сцеплений, не показано.

Между входным валом 4 и кожухом 24 сдвоенного сцепления возможна установка зубчатой передачи (цилиндрической, конической, гипоидной и т.п.).

КП работает следующим образом: сдвоенное сцепление срабатывает при каждом переключении, которое происходит практически без разрыва потока мощности. Муфта 22 (А) изменяет свое положение после двух переключений, а муфта 23 (В) - после четырех последовательных переключений высших передач.

Первая передача

Включаем левое сцепление (Л), муфта А (22) в нейтральном положении (Н), муфта В (23) в правом - П (см. на фиг.2, верхняя таблица над т.1).

Крутящий момент от левого сцепления (Л) передается на первичный вал 5, на паре шестерен 16-11, по промежуточному валу 9, на пару шестерен 13-18 и муфтой В (23) - на вторичный вал 6.

На лучевой диаграмме (см. фиг.2) эта передача представлена двумя лучами: из т.5 на верхней горизонтали пологий луч 2п направо вниз к средней горизонтали, далее пологий луч 4п направо вверх к т.1.

Вторая передача

Включаем правое сцепление (П), остальные муфты в прежнем положении.

Крутящий момент от правого сцепления (П) передается на трубчатый вал 8, на паре шестерен 15-10 на промежуточной вал 9, далее - как на первой передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: из т.5 на верхней горизонтали крутой луч 1п направо вниз к средней горизонтали, далее луч 4п направо вверх к т.2.

Третья передача

Сцепление, как на первой передаче, муфту А переключаем в правое положение (П), а муфту В - в нейтральное (Н).

Крутящий момент, как на первой передаче, от первичного вала 5 передается парой шестерен 16-11 на промежуточный вал 9, далее на пару шестерен 12-17 и муфтой А (22) в правом положении - на трубчатый наконечник 7 и вторичный вал 6.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: из т.5 луч 2п направо вниз, затем луч 3п вертикально вверх к т.3.

Четвертая передача

Включаем правое сцепление (П), остальные муфты в прежнем положении.

От правого сцепления крутящий момент, как на второй передаче, передается на промежуточный вал 9, далее - как на третьей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: из т.5 луч 1 направлен круто вниз направо, далее луч 3 вверх к т.4.

Пятая передача - прямая

Включаем левое сцепление (Л), муфту А переводим в левое положение (Л). Крутящий момент передается от первичного вала 5 муфтой 22(A) на наконечник 7 и вторичный вал 6.

На лучевой диаграмме этой передаче соответствует т.5.

Шестая передача

Включаем правое сцепление (П), остальные муфты в прежнем положении.

Как на второй и четвертой передачах, крутящий момент передается на промежуточный вал 9, далее парой шестерен 11-16 в ускоренном режиме, затем, как на предыдущей передаче, на наконечник 7 и вторичный вал 6.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: из т.5 луч 1п вниз направо, затем пологий луч 2п вверх налево к т.6.

Первый задний ход - 1R

Включаем левое сцепление (Л), муфту А переключаем в нейтральное положение (Н) как на первой и третьей передачах, муфту В - в левое положение (Л).

Крутящий момент до промежуточного вала 9 поступает, как на первой и третьей передачах переднего хода, далее по ряду шестерен 14-20-19 заднего хода, муфтой В (23) - на вторичный вал 6.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: из т.5 пологий луч 2п вниз направо на среднюю горизонталь, далее пологий луч R вниз направо на нижнюю диагональ к т.1R.

Второй задний ход - 2R

Включаем правое сцепление (П), муфты остаются в прежнем положении.

Крутящий момент до промежуточного вала 9 поступает, как на второй и четвертой передачах переднего хода, далее - как на предыдущей передаче.

На лучевой диаграмме эта передача представлена двумя лучами: из т.5 крутой луч 1п вниз направо на среднюю горизонталь, далее луч R вниз направо на нижнюю горизонталь к т.2R.

Обозначения

1 - корпус КП,

2 - внутренняя стенка корпуса КП,

3 - корпус сдвоенного сцепления;

4 - входной вал,

5 - первичный вал,

6 - вторичный вал,

7 - трубчатый наконечник вторичного вала 6;

8 - трубчатый вал,

9 - промежуточный вал,

10-14 - шестерни, закрепленные на промежуточном валу 9,

15 - шестерня трубчатого вала 8,

16 - шестерня, закрепленная на первичном валу 5;

17 - шестерня, свободно установленная на трубчатом наконечнике 7 вторичного вала 6,

18, 19 - шестерни, свободно установленные на вторичном валу 6,

19 - ведомая шестерня заднего хода,

20 - дополнительная шестерня заднего хода, установленная на оси 21,

21 - ось дополнительной шестерни заднего хода 20,

22 (A) - трехпозиционная муфта трубчатого наконечника 7, расположенная между шестернями 16 и 17;

23 (B) - трехпозиционная муфта вторичного вала 6, расположенная между шестернями 18 и 19;

24 - кожух сдвоенного сцепления,

25 - ведущие диски сцепления 26,

26 - ведомые диски левого (Л) сцепления 24, установленные на первичном валу 5,

27 - ведомые диски правого (П) сцепления 24, установленные на трубчатом валу 8.

Похожие патенты RU2529924C1

название год авторы номер документа
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Богатырева Анастасия Станиславовна
RU2542815C1
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 16R4 СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2542816C1
ДВЕНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Зиганшина Анна Владимировна
  • Зиганшин Руслан Альбертович
RU2539267C1
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2008
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Морозова Анна Андреевна
RU2383800C1
НЕСООСНАЯ ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2008
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Астахова Анна Владимировна
RU2383801C1
НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2008
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Зиганшин Руслан Альбертович
RU2385431C1
НЕСООСНАЯ ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2008
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Астахова Анна Владимировна
RU2388951C1
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Богатырева Анастасия Станиславовна
RU2542814C1
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2013
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Богатырева Анастасия Станиславовна
RU2542810C1
Двенадцатиступенчатая несоосная раздаточная коробка со сдвоенным сцеплением 2015
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Серебряков Владимир Витальевич
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2613354C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 529 924 C1

Реферат патента 2014 года ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ

Изобретение относится к коробкам передач (КП) с двумя сцеплениями. На входе в КП расположено сдвоенное сцепление, часть ведомых дисков этого сцепления установлена на первичном валу КП, а другая часть - на трубчатом валу. На этих валах закреплены шестерни, зацепленные с шестернями промежуточного вала, на котором закреплены пять шестерен, две из них зацеплены с шестернями, свободно установленными на вторичном валу, между ними расположена трехпозиционная муфта переключения. На трубчатом наконечнике вторичного вала свободно установлена шестерня, зацепленная с шестерней промежуточного вала, и расположена трехпозиционная муфта переключения. Достигается: расширение эксплуатационных и компоновочных характеристик транспортного средства путем повышения его проходимости и облегчения управления, повышение долговечности КП за счет увеличения жесткости валов при уменьшении их длины. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 529 924 C1

Шестиступенчатая коробка передач, содержащая корпус агрегата, в опорах которого параллельно расположены валы, на которых установлены четыре пары шестерен внешнего зацепления и ряд шестерен заднего хода, на промежуточном валу закреплены четыре шестерни, между двумя шестернями, свободно установленными на вторичном валу, расположена трехпозиционная муфта переключения, дополнительная шестерня заднего хода установлена на оси, расположенной между промежуточным и вторичным валами, отличающаяся тем, что на вторичном валу закреплен трубчатый наконечник с опорой во внутренней стенке корпуса коробки передач, в этом наконечнике расположена опора первичного вала, на трубчатом наконечнике свободно установлена шестерня, зацепленная с шестерней промежуточного вала, и расположена трехпозиционная муфта переключения рядом с шестерней, закрепленной на первичном валу, на котором установлены ведомые диски левого сцепления, между ними свободно расположен трубчатый вал, на котором установлены ведомые диски правого сцепления и закреплена шестерня, шестерни первичного и трубчатого валов зацеплены с шестернями, закрепленными на промежуточном валу, соосно первичному валу в корпусе сдвоенного сцепления расположен входной вал с закрепленным на нем кожухом сдвоенного сцепления с ведущими дисками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2529924C1

Шестиступенчатая соосная коробка передач И.И.Лифшица 1982
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1057335A1
Шестиступенчатая соосная коробка передач автомобиля 1985
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1279878A1
НЕСООСНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 2007
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2349463C1
Способ определения физико-механических характеристик органического стекла 1971
  • Субботин Анатолий Николаевич
  • Козлов Анатолий Гаврилович
  • Чуркин Василий Степанович
SU444086A1

RU 2 529 924 C1

Авторы

Некрасов Владимир Иванович

Зиганшина Анна Владимировна

Зиганшин Руслан Альбертович

Даты

2014-10-10Публикация

2013-07-30Подача