ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НЕАТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК Российский патент 2014 года по МПК B63G8/00 B63H23/00 

Описание патента на изобретение RU2534470C1

Изобретение относится к судовой электротехнике.

Предназначено для использования на перспективных неатомных подводных лодках. Может быть использовано также в подводных аппаратах с электродвижением.

Известна электроэнергетическая система дизель-электрической подводной лодки (В.С.Соколов, Б.В.Никифоров и др. «Электротехнические и радиоэлектронные системы дизель-электрических подводных лодок», изд. ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин», 2005 г., стр.94), содержащая аккумуляторную батарею, состоящую из двух групп, подключенных к силовой сети через автоматические выключатели в щитах аккумуляторной батареи, два дизель-генератора, электрохимический генератор, подключенный к каждому борту силовой сети через согласующий преобразователь, систему электродвижения, состоящую из главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода, щиты управления с коммутационно-защитной аппаратурой, распределительные щиты.

Известный аналог обладает следующими основными недостатками: малая энергоемкость аккумуляторной батареи и, как следствие, малая скрытность подводного хода подводной лодки;

длительное время заряда аккумуляторной батареи от электрохимического генератора ввиду его малой мощности.

Известна также электроэнергетическая система дизель-электрической подводной лодки, принимаемая за прототип (Дядик А.Н., Никифоров Б.В. «Корабельные энергетические системы», Санкт-Петербург, 2010, стр.507), содержащая аккумуляторную батарею, состоящую из двух групп, подключенных к силовой сети через автоматические выключатели в щитах аккумуляторной батареи, два дизель-генератора, электрохимический генератор, подключенный к каждому борту силовой сети, систему электродвижения, состоящую из главного гребного электродвигателя и электродвигателя экономического хода, щиты управления с коммутационно-защитной аппаратурой, распределительные щиты.

Известная электроэнергетическая система обладает рядом недостатков, обусловленных использованием свинцово-кислотной аккумуляторной батареи и электрохимического генератора малой мощности:

- относительно низкая энергоемкость аккумуляторной батареи;

- относительно низкие ресурсные показатели;

- высокий уровень саморазряда аккумуляторной батареи;

- необходимость частого регулярного технического обслуживания во время эксплуатации;

- необходимость наличия ряда вспомогательных систем;

- относительно малая мощность электрохимического генератора, обеспечивающего заряд аккумуляторной батареи малыми токами длительное время.

Задачей предлагаемого изобретения является увеличение подводной автономности неатомных подводных лодок за счет применения в составе электроэнергетической системы двух электрохимических генераторов, всережимной системы электродвижения и литий-ионной аккумуляторной батареи.

Поставленная задача достигается тем, что в составе электроэнергетической системы применены два электрохимических генератора, всережимная система электродвижения, литий-ионная аккумуляторная батарея. Каждый электрохимический генератор подключен к своему борту силовой сети через автоматический выключатель в соответствующем щите аккумуляторной батареи. Всережимная система электродвижения, состоящая из гребного электродвигателя и системы его электропитания, подключена к силовой сети через обратные силовые диоды, установленные в системе электропитания гребного электродвигателя. Каждая группа литий-ионной аккумуляторной батареи разделена на полугруппы, подключенные к силовой сети через сдвоенные автоматические выключатели.

Два распределительных щита подключены к полугруппам аккумуляторной батареи через диодные развязки.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 показана схема электроэнергетической системы.

Предлагаемая электроэнергетическая система для перспективных неатомных подводных лодок содержит: две группы аккумуляторной батареи - 1 разделенные на полугруппы - 2, каждая полугруппа аккумуляторной батареи - 2 подключена к силовой сети через сдвоенные автоматические выключатели - 4 в щитах аккумуляторной батареи - 3, каждый электрохимический генератор - 8 подключен к своему борту силовой сети через автоматический выключатель - 5 в соответствующем щите аккумуляторной батареи - 3, два распределительных щита - 6 подключены к полугруппам аккумуляторной батареи - 2 через диодные развязки - 7, два дизель-генератора - 9 и два распределительных щита - 11 подключены к своему борту силовой сети через щиты управления с коммутационно-защитной аппаратурой - 10, всережимная система электродвижения - 12, состоящая из гребного электродвигателя - 15 и системы его электропитания - 13 подключена к силовой сети через щиты управления с коммутационно-защитной аппаратурой - 10 с помощью обратных силовых диодов - 14, установленных в системе электропитания -13 гребного электродвигателя - 15.

Работа электроэнергетической системы осуществляется следующим образом.

Каждая группа литий-ионной аккумуляторной батареи 1 разбита на полугруппы 2. Защита каждой полугруппы 2 от токов короткого замыкания обеспечивается ее подключением через сдвоенные автоматические выключатели 4 в соответствующих щитах аккумуляторной батареи 3. Такая схема подключения и защиты литий-ионной аккумуляторной батареи позволяет при необходимости наращивать количество элементов аккумуляторной батареи, тем самым повышая ее суммарную энергию.

Каждый электрохимический генератор 8 обеспечивает электропитание корабельных потребителей и заряд группы аккумуляторной батареи 1 своего борта, а также электропитание всережимной системы электродвижения 12. Использование двух электрохимических генераторов обеспечивает повышение надежности питания корабельных потребителей электроэнергии и сокращение времени заряда аккумуляторной батареи в подводном положении.

Электропитание потребителей обеспечивается от распределительных щитов 6 и 11. Для надежного электропитания важных потребителей в аварийных ситуациях предусмотрены два распределительных щита 6, подключенных непосредственно к полугруппам аккумуляторной батареи 2 через диодные развязки 7, что обеспечивает равномерный разряд и поддержание одинакового уровня напряжений на полугруппах 2.

Для обеспечения хода во всех режимах эксплуатации подводной лодки применена всережимная система электродвижения 12, состоящая из гребного электродвигателя 15 и системы его электропитания 13. В системе электропитания 13 реализовано последовательное соединение групп аккумуляторной батареи 1 правого и левого бортов. Для сохранения безостановочной работы всережимной системы электродвижения 12, при выходе из строя одной из групп аккумуляторной батареи 1, в системе электропитания 13 установлены силовые обратные диоды 14.

Предлагаемая электроэнергетическая система обеспечивает значительное увеличение подводной автономности подводной лодки и надежное электропитание ответственных потребителей.

Похожие патенты RU2534470C1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НЕАТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК 2013
  • Никифоров Борис Владимирович
  • Батрак Дмитрий Викторович
  • Чигарев Андрей Валерьевич
  • Игнатьев Константин Юрьевич
RU2537929C2
Устройство электроэнергетической системы питания автономного необитаемого подводного аппарата с гибридной энергетической установкой 2019
  • Гусева Екатерина Анатольевна
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Киселев Николай Константинович
  • Шуланкин Алексей Евгеньевич
RU2726383C1
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК С МОНИТОРИНГОМ СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 2008
  • Ляпидов Константин Станиславович
  • Анисимов Андрей Владимирович
  • Темирев Алексей Петрович
  • Федоров Андрей Евгеньевич
  • Матвиенко Иван Николаевич
  • Савченко Александр Владимирович
  • Горобец Андрей Владимирович
RU2377157C1
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С БЕСПЕРЕБОЙНЫМ ЭЛЕКТРОПИТАНИЕМ ОТВЕТСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАПРЯЖЕНИЯМИ 27 В ПОСТОЯННОГО ТОКА И 220 В ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2008
  • Анисимов Андрей Владимирович
  • Ляпидов Константин Станиславович
  • Темирев Алексей Петрович
  • Федоров Андрей Евгеньевич
  • Пжилуский Антон Анатольевич
  • Киселев Василий Иванович
  • Горобец Андрей Владимирович
RU2390896C2
МОДУЛЬНАЯ ЕДИНАЯ КОРАБЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 2012
  • Лазаревский Николай Алексеевич
  • Лебедев Владимир Сергеевич
  • Тепляков Михаил Васильевич
  • Хомяк Валентин Алексеевич
RU2509663C1
ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА СУДНА 2015
  • Гельвер Фёдор Андреевич
RU2618614C1
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИМ ГЕНЕРАТОРОМ 1999
  • Никифоров Б.В.
  • Рубальский Д.М.
  • Соколов В.С.
  • Шишкин Д.Ю.
  • Юрин А.В.
RU2167783C1
СУДОВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ЧАСТОТЫ С СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ И МАТРИЧНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯМИ ЧАСТОТЫ 2012
  • Александров Валентин Петрович
  • Скворцов Борис Алексеевич
  • Хомяк Валентин Алексеевич
RU2510781C2
СУДОВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2012
  • Китаев Александр Михайлович
  • Лазаревский Николай Алексеевич
RU2510358C2
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА СУДНА С СИСТЕМОЙ ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ 2018
  • Гельвер Федор Андреевич
  • Хомяк Валентин Алексеевич
RU2693745C1

Реферат патента 2014 года ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НЕАТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Изобретение относится к судовой электротехнике, а именно для использования на перспективных неатомных подводных лодках и в подводных аппаратах с электродвижением. Электроэнергетическая система содержит аккумуляторную батарею, два дизель-генератора, два электрохимических генератора, автоматический выключатель, систему электродвижения, щиты управления с коммуникационно-защитной аппаратурой и распределительные щиты. Система электродвижения выполнена всережимной и состоит из гребного электродвигателя и системы его электропитания, в которой установлены обратные силовые диоды, с помощью которых она подсоединена к силовой сети. Аккумуляторная батарея состоит из двух групп, каждая из которых подключена к силовой сети через автоматические выключатели в щитах аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея выполнена в виде литий-ионной аккумуляторной батареи, каждая группа которой разделена на полугруппы и подключена к силовой сети через сдвоенные автоматические выключатели. Распределительные щиты подключены к полугруппам литий-ионной аккумуляторной батареи через диодные развязки. Достигается увеличение подводной автономности подводной лодки. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 534 470 C1

Электроэнергетическая система для перспективных неатомных подводных лодок, содержащая аккумуляторную батарею, состоящую из двух групп, каждая из которых подключена к силовой сети через автоматические выключатели в щитах аккумуляторной батареи, два дизель-генератора, электрохимический генератор, систему электродвижения, щиты управления с коммутационно-защитной аппаратурой, распределительные щиты, отличающаяся тем, что электроэнергетическая система снабжена вторым электрохимическим генератором, каждый из которых подключен к своему борту силовой сети через автоматический выключатель, система электродвижения выполнена всережимной системой электродвижения, состоящей из гребного электродвигателя и системы его электропитания, в которой установлены обратные силовые диоды, с помощью которых она подсоединена к силовой сети, а аккумуляторная батарея выполнена в виде литий-ионной аккумуляторной батареи, каждая группа которой разделена на полугруппы и подключена к силовой сети через сдвоенные автоматические выключатели, причем распределительные щиты подключены к полугруппам литий-ионной аккумуляторной батареи через диодные развязки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2534470C1

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПЕРСПЕКТИВНЫХ ДИЗЕЛЬ-ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК С МОНИТОРИНГОМ СОСТОЯНИЯ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ 2008
  • Ляпидов Константин Станиславович
  • Анисимов Андрей Владимирович
  • Темирев Алексей Петрович
  • Федоров Андрей Евгеньевич
  • Матвиенко Иван Николаевич
  • Савченко Александр Владимирович
  • Горобец Андрей Владимирович
RU2377157C1
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ С БЕСПЕРЕБОЙНЫМ ЭЛЕКТРОПИТАНИЕМ ОТВЕТСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НАПРЯЖЕНИЯМИ 27 В ПОСТОЯННОГО ТОКА И 220 В ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2008
  • Анисимов Андрей Владимирович
  • Ляпидов Константин Станиславович
  • Темирев Алексей Петрович
  • Федоров Андрей Евгеньевич
  • Пжилуский Антон Анатольевич
  • Киселев Василий Иванович
  • Горобец Андрей Владимирович
RU2390896C2
US 5199912 A, 06.04.1993

RU 2 534 470 C1

Авторы

Никифоров Борис Владимирович

Батрак Дмитрий Викторович

Чигарев Андрей Валерьевич

Игнатьев Константин Юрьевич

Даты

2014-11-27Публикация

2013-05-27Подача