МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2014 года по МПК F02F5/00 

Описание патента на изобретение RU2535514C1

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к проектированию, производству и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

Известны маслосъемные поршневые устройства двигателей внутреннего сгорания, содержащие маслосъемные кольца и расширители различной конструкции (Заявка №53-22204, Япония, 1978; Заявка №59-20859, Япония, 1984; ГОСТ Р 53843-2010; патент RU №2447307, МПК F02K F5/00, F16J 9/20, опубл. 10.04.2012).

Известно маслосъемное кольцо двигателя внутреннего сгорания (патент RU №2447307, МПК F02K F5/00, F16J 9/20, опубл. 10.04.2012), содержащее скребковые элементы, выполненные в форме односторонней трапеции, и расположенное между ними расширительное кольцо, наиболее близкое к заявляемому и принятое за прототип. Однако в известном устройстве расположение радиальных пазов на расширительном кольце ограничивает его минимальные размеры, так как в процессе работы двигателя на расширительное кольцо действуют высокочастотные вибрационные нагрузки, вызывающие появление усталостных напряжений в месте расположения пазов, приводящие к разрушениям самого кольца. Поэтому подобные конструкции целесообразно использовать в мощных двигателях с относительно большими диаметрами цилиндров.

Технический результат, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, заключается в универсальности маслосъемного поршневого устройства, повышении его эффективности, надежности, увеличении ресурса, уменьшении расхода моторного масла, улучшении экологических характеристик двигателя.

Технический результат достигается тем, что в маслосъемном поршневом устройстве двигателя внутреннего сгорания, содержащем установленные в одной поршневой канавке верхнее и нижнее трапециевидные маслосъемные кольца и расположенное между ними расширительное кольцо, новым является то, что на верхнем торце нижнего маслосъемного кольца выполнены радиальные пазы.

Угол наклона нижнего торца расширительного кольца и верхнего торца нижнего маслосъемного кольца больше угла 12° самоторможения.

На чертеже представлено частичное сечение двигателя внутреннего сгорания.

Двигатель внутреннего сгорания содержит цилиндр 1, поршень 2, поршневую канавку 7, в которой установлены верхнее маслосъемное кольцо 3, расширительное кольцо 4 и нижнее маслосъемное кольцо 5, на верхнем торце которого выполнены радиальные пазы (6) для отвода масла, снятого со стенки цилиндра (1) верхним кольцом (3), в придонную полость поршневой канавки (7) и далее через конические отверстия (8) во внутреннюю полость поршня (2). Рабочие поверхности маслосъемных колец (3) и (5) спрофилированы так, что излишки масла снимаются со стенки цилиндра (1) только при движении поршня (2) в нижнее положение, а на стенке цилиндра (1) формируется минимально необходимая толщина гидродинамического смазочного слоя, обеспечивающего минимальные механические потери на трение поршневых колец и минимальный расход моторного масла на угар.

Маслосъемное поршневое устройство работает следующим образом.

При движении поршня 2 в нижнее положение нижнее маслосъемное кольцо 5 удаляет со стенки цилиндра 1 основную часть масла, верхнее маслосъемное кольцо 3 окончательно формирует минимально необходимую толщину масляной пленки на стенке цилиндра 1, удаляя излишки оставшегося на стенке масла через радиальные пазы 6 в придонную полость поршневой канавки 7 и далее через конические отверстия 8 во внутреннюю полость поршня 2. Конические сливные отверстия 8 улучшают удаление масла из поршневой канавки 7 и противодействуют подсасыванию масла из внутренней полости поршня 2 на рабочем такте впуск, когда над поршнем 2 и в зазорах поршневой канавки 7 образуется разрежение. При прогреве двигателя в первую очередь нагревается поршень 2, соответственно, увеличивается ширина поршневой канавки 7, под действием собственных упругих сил, расширительное кольцо 4 разжимается и смещается в направлении стенки цилиндра 1, воздействует на нижнее кольцо 5, поджимая его к нижней полке поршневой канавки 7. В свою очередь, силы трения рабочей поверхности нижнего кольца 5 о стенку цилиндра 1 и гидродинамическая сила масла, действующие на кольцо 5, способствуют образованию зазора между нижней полкой поршневой канавки 7 и нижним торцом нижнего кольца 5. Чтобы исключить появление этого зазора, который открывает путь попадания масла в поршневую канавку 7, упругие силы расширительного кольца должны быть больше противодействующих сил. В процессе нагрева цилиндра 1 увеличивается его диаметр, маслосъемное кольцо 5 разжимается, ослабляется воздействие на расширительное кольцо 4, которое тоже разжимаясь, смещается в направлении стенки цилиндра 1, не допуская появление зазора между нижней полкой поршневой канавки 7 и нижним торцом кольца 5. Гарантированное расклинивание системы «верхнее кольцо 3 - расширительное кольцо 4 - нижнее кольцо 5» на всех режимах работы двигателя обеспечивается расчетной величиной зазора между расширительным кольцом 4 и стенкой цилиндра 1. Это условие выполняется, если угол наклона нижнего торца расширительного кольца 4 и, соответственно, верхнего торца нижнего маслосъемного кольца 5 будет больше угла самоторможения 12°. При движении поршня 2 в верхнее положение профилированные рабочие поверхности маслосъемных колец 3 и 5 наезжают на масляную пленку, оставляя ее без изменений. Таким образом, обеспечивается минимально необходимый масляный слой на стенке цилиндра 1, стабильная работа маслосъемного поршневого устройства на всех режимах работы двигателя.

При выключении и остывании двигателя, в первую очередь, охлаждается цилиндр 1, уменьшается его диаметр, сжимаются верхнее 3 и нижнее 5 маслосъемные кольца, которые, воздействуя на расширительное кольцо 4, смещают его в направлении оси цилиндра 1, вся система занимает исходное положение. Для осуществления этого процесса восстановления в большей степени, чем вначале, необходимо иметь угол наклона торцов расширительного кольца и нижнего маслосъемного кольца более 12°.

Конструкция маслосъемного поршневого устройства обеспечивает минимально необходимую толщину смазочной пленки на стенке цилиндра, существенно увеличивает ресурс моторного масла при минимальном расходе на угар, снижая вредные и загрязняющие примеси в выхлопных газах.

Похожие патенты RU2535514C1

название год авторы номер документа
МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Гортышов Юрий Федорович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2499901C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2447307C1
Поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания (варианты) 2015
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2613478C1
Маслосъемное поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания 2016
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2619001C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2535599C1
ПОРШНЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2015
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2582538C1
Поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания с экспандером (варианты) 2016
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2616687C1
Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания 2016
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Гуреев Виктор Михайлович
RU2651694C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
  • Гараев Айдар Рустамович
RU2561787C1
Поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания (варианты) 2016
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2616686C1

Реферат патента 2014 года МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а конкретно к проектированию, производству и эксплуатации двигателей внутреннего сгорания. В поршневой канавке установлены верхнее трапециевидное маслосъемное кольцо трапециевидный расширитель и нижнее трапециевидное маслосъемное кольцо, на верхнем торце которого выполнены радиальные пазы для отвода масла, снятого со стенки цилиндра верхним кольцом, в придонную полость поршневой канавки и далее через конические отверстия во внутреннюю полость поршня. Рабочие поверхности маслосъемных колец спрофилированы так, что излишки масла снимаются со стенки цилиндра только при движении поршня в нижнее положение, а на стенке цилиндра формируется минимально необходимая толщина гидродинамического смазочного слоя, обеспечивающего минимальные механические потери на трение поршневых колец и минимальный расход моторного масла на угар, что повышает надежность маслосъемного поршневого устройства. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 535 514 C1

1. Маслосъемное поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания, содержащее установленные в одной поршневой канавке верхнее и нижнее трапециевидные маслосъемные кольца и расположенное между ними расширительное кольцо, отличающееся тем, что на верхнем торце нижнего маслосъемного кольца выполнены радиальные пазы.

2. Маслосъемное поршневое устройство двигателя внутреннего сгорания по п.1, отличающееся тем, что угол наклона нижнего торца расширительного кольца и верхнего торца нижнего маслосъемного кольца больше угла 12° самоторможения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2535514C1

МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2447307C1
МАСЛОСЪЕМНОЕ ПОРШНЕВОЕ КОЛЬЦО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Гуреев Виктор Михайлович
  • Дружинин Анатолий Матвеевич
RU2458239C1
Поршневое маслосъемное кольцо 1976
  • Кузнецов Геннадий Константинович
  • Поплавский Анатолий Макарович
  • Гуйван Владимир Михайлович
  • Плотицын Сергей Иванович
  • Тимохин Константин Андреевич
  • Старостин Николай Кузьмич
SU726388A1
US 4362135 A, 07.12.1982
US 4099730 A, 11.07.1978
US 4722535 A1, 02.02.1988

RU 2 535 514 C1

Авторы

Гуреев Виктор Михайлович

Дружинин Анатолий Матвеевич

Даты

2014-12-10Публикация

2013-08-27Подача