СПОСОБ ЗАПРАВКИ КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ Российский патент 2014 года по МПК F17C5/06 

Описание патента на изобретение RU2536755C1

Предлагаемое изобретение относится к технологии заправки потребителя, например, автомобиля, тепловоза и т.п., компримированным природным газом (КПГ).

Известен способ заправки по патенту РФ №79973, в котором КПГ доставляют к месту заправки потребителя при помощи автогазозаправщика с многоярусным пакетом газовых баллонов, сгруппированных в секции. К недостаткам указанного способа относится его невысокая эффективность, так как основная часть грузоподъемности шасси заправщика (до 90%) и расходуемого им моторного топлива расходуется на перевозку баллонов. Автогазозаправщик обладает низким коэффициентом опорожнения (коэффициентом полезного использования перевозимого газа). Конечное давление заправки транспортного средства снижается при каждой последующей заправке. Известен способ получения КПГ по патенту РФ №2262645, в котором природный газ (ПГ) отбирают из сетей при давлении 2-12 кгс/см2 и компримируют до давления 220-250 кгс/см2. При этом способе КПГ необходимо охлаждать, отделяя попутную жидкую фазу. К недостаткам данного способа следует отнести высокую стоимость полученного КПГ, так как сетевой газ дороже магистрального. Кроме того, для реализации данного способа необходимо применять компрессор, охладитель и другое оборудование, что также повышает стоимость КПГ.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является, на наш взгляд, способ заправки КПГ по патенту РФ №2211996 - прототип. В указанном способе природный газ отбирают из магистрального газопровода (МГ) при давлении порядка 90 кг/см2, компримируют до нужного давления (220-250 кгс/см2), перевозят полученный КПГ на газовозе до газонаполнительной станции (ГНС), где КПГ закачивают в газовые аккумуляторы станции. Потребителя заправляют КПГ сначала непосредственно из аккумуляторов ГНС, затем производят дозаправку до более высокого давления при помощи дожимного компрессора.

К недостаткам прототипа следует отнести сравнительно высокую себестоимость заправки, в которой существенную часть занимают расходы на производство КПГ и его транспортирование до ГНС, которая, как правило, удалена от МГ.

Технической задачей является снижение себестоимости заправки потребителя КПГ путем упрощения и удешевления производства КПГ и повышения эффективности его перевозки.

Технический результат достигается тем, что в способе заправки компримированным природным газом, в котором природный газ отбирают из магистрального газопровода, обрабатывают, отобранный природный газ подвергают охлаждению и расширению для обеспечения перехода газа в жидкую фазу, отделяют жидкую фазу от газовой фазы для получения чистого сжиженного природного газа, который перекачивают в криогенный теплоизолированный сосуд газовоза, в котором сжиженный природный газ перевозят к месту заправки потребителя, где сжиженный природный газ регазифицируют до получения компримированного природного газа, которым заправляют потребителя.

В предлагаемом способе ПГ сжижают путем пропускания через дроссель или через детандер. В способе сжиженный природный газ (СПГ) нагнетают при помощи криогенного плунжерного насоса до необходимого давления. В способе СПГ регазифицируют при помощи атмосферного испарителя-регазификатора.

Предлагаемый к патентованию способ поясняется чертежом, на котором приняты следующие обозначения: 1 - магистральный трубопровод, 2 - детандер, 3 - криогенное хранилище для СПГ, 4 - труба для отвода ПГ, 5 - газовоз, 6 - криогенный насос, 7 - изотермический сосуд, 8 - атмосферный испаритель-регазификатор, 9 - заправочный шланг, 10 - потребитель, 11 - криогенный плунжерный насос высокого давления, 12 - газовый баллон потребителя.

Предлагаемый способ используют в следующем порядке. Сначала отбирают ПГ из магистрального газопровода 1, очищают от нежелательных примесей, влаги, углекислоты и пропускают через детандер 2, соединенный с хранилищем 3. При адиабатическом расширении с совершением внешней работы в детандере газ охлаждается. При этом его существенная часть (до 20% по массе) переходит в жидкую фазу, которую сливают в хранилище 3. Сопутствующую газовую фракцию (несжиженную часть потока) направляют через трубу 4 в газовую сеть, предварительно пропустив ее через теплообменник для охлаждения природного газа, идущего на сжижение. Для перевозки СПГ подгоняют к хранилищу 3 газовоз 5. СПГ перекачивают из хранилища 3 криогенным центробежным насосом 6, или под действием гидростатического столба жидкости, или под действием избыточного давления в паровой подушке хранилища в изотермический сосуд 7, установленный на газовозе 5.

СПГ перевозят на газовозе к месту заправки потребителя. Здесь СПГ нагнетают криогенным плунжерным насосом высокого давления 11 из сосуда 7 в атмосферный испаритель-регазификатор 8 до необходимого давления. В регазификаторе СПГ нагревается за счет атмосферного тепла. При этом сжиженный газ переходит в газообразную фазу (регазифицируется), и нагревается до температуры, близкой к температуре окружающей атмосферы. Потребителя, например, автобус, заправляют через шланг 9, который соединяют с газовым баллоном 11. По мере наполнения баллонов потребителя давление газа в регазификаторе постоянно растет за счет нагнетания в него жидкой фазы криогенным плунжерным насосом высокого давления.

Таким образом, заправка потребителя осуществляется в три этапа. Сначала ПГ из МГ переводят в СПГ путем дросселирования или расширения с совершением внешней работы, используя даровое ибыточное давление, созданное в МГ газоперекачивающей компрессорной станцией (избыточно совершенная работа по транспорту газа, которая обычно преобразуется в необратимые термодинамические потери при редуцировании газа на газоредуцирующих станциях, в данном способе преобразуется в полезную работу). Затем СПГ в компактном виде перевозят к месту заправки. Здесь СПГ превращают в КПГ, испаряя за счет дарового тепла окружающей атмосферы. В предлагаемой технологии энергию тратят только на перекачивание СПГ из одного аппарата в другой и нагнетание несжимаемой жидкости до давления заправки. Удельный вес СПГ почти в 600 раз превышает удельный вес природного газа при стандартных условиях, а в изотермическом сосуде давление его паров не превышает 16 кгс/см2, что позволяет экономично перевозить СПГ к месту заправки. Потребителя заправляют КПГ, полученным за счет дарового тепла окружающей атмосферы.

Согласно описанной выше схеме заявителем была собрана опытная установка для проверки предлагаемого способа. Испытания доказали правильность выбранных технических решений. Измерения показали, что на перекачивание и нагнетание СПГ было затрачено энергии почти в 20 раз меньше, чем требуется для компримирования эквивалентной массы ПГ (повышение эффективности). Транспортные расходы на перевозку СПГ к месту заправки оказались почти на порядок ниже расходов на перевозку КПГ эквивалентной массы, не говоря уже о затратах на соблюдение мер безопасности, которые для КПГ выше, чем для СПГ. При этом для реализации предлагаемого способа не нужны компрессор, охладитель и другое оборудование, используемое в прототипе (упрощение технологии).

Неочевидным в предлагаемом способе является то, что КПГ производят на месте заправки потребителя из СПГ, полученного из ПГ за счет использования дарового высокого давления в МГ и привезенного в компактном сжиженном виде к месту заправки. Как известно из уровня техники, ранее СПГ, полученный побочно при компримировании ПГ, считали нежелательной попутной фракцией, отделяли от КПГ и направляли стороннему потребителю.

Согласно результатам испытаний заявителем начато изготовление опытного образца мобильного комплекса заправочного оборудования на базе автотягача с полуприцепом.

Описанное выше техническое решение, отвечающее критериям новизны, неочевидности и промышленной применимости, предлагается к правовой защите патентом на изобретение.

Похожие патенты RU2536755C1

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАПРАВКИ КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ 2013
  • Гайдт Эдуард Давидович
  • Мишин Олег Леонидович
RU2528479C1
СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНЫХ РАБОТ НА ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ СТАНЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ГАЗОПРОВОДА БЕЗ ПРЕКРАЩЕНИЯ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ 2016
  • Мишин Олег Леонидович
  • Аверков Владимир Семенович
  • Фаррахов Сергей Валерьевич
RU2642905C1
СПОСОБ МОРСКОЙ ДОСТАВКИ ПРИРОДНОГО ГАЗА ПОТРЕБИТЕЛЮ 2008
  • Самсонов Роман Олегович
  • Мкртычан Яков Сергеевич
  • Котов Павел Борисович
RU2375246C1
СПОСОБ ОБУСТРОЙСТВА МЕСТОРОЖДЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ 2019
  • Татаринов Андрей Олегович
  • Акчурин Вадим Равильевич
  • Павленко Андрей Анатольевич
  • Долгополов Дмитрий Вячеславович
  • Башаров Альберт Радикович
RU2743421C1
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ 2019
  • Шорохов Алексей Дмитриевич
  • Артюхов Сергей Александрович
  • Смелик Анатолий Анатолиевич
  • Ржавитин Вячеслав Леонидович
  • Есаян Армен Овсепович
  • Ивановский Владимир Сергеевич
  • Саркисов Сергей Владимирович
RU2769916C2
КОМПЛЕКС ДЛЯ РЕДУЦИРОВАНИЯ, СЖИЖЕНИЯ И КОМПРИМИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА (ВАРИАНТЫ) 2017
  • Курочкин Андрей Владиславович
RU2673972C1
Контейнерный способ потребления газа двигателями транспортных средств 2018
  • Ежевская Людмила Алексеевна
  • Пестрякова Надежда Сергеевна
  • Симонов Александр Николаевич
RU2736062C2
МНОГОЦЕЛЕВАЯ АВТОГАЗОНАПОЛНИТЕЛЬНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ СТАНЦИЯ (МАГНКС) 2003
  • Ходорков И.Л.
RU2262645C2
СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗЕРВНОГО ПОДЗЕМНОГО ХРАНИЛИЩА СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА 2005
  • Ваучский Николай Павлович
  • Дружинин Петр Владимирович
  • Лазарев Александр Николаевич
  • Савчук Александр Дмитриевич
RU2298725C1
СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ГАЗА В ДВИГАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА - "ВНИИГАЗ" 2009
  • Мкртычан Яков Сергеевич
  • Самсонов Роман Олегович
RU2400645C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 536 755 C1

Реферат патента 2014 года СПОСОБ ЗАПРАВКИ КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ

Изобретение относится к технологии заправки потребителя, например автомобиля, тепловоза и т.п., компримированным природным газом (КПГ). Природный газ (ПГ) из магистрального газопровода 1 (МГ), где давление составляет порядка 25-90 кгс/см2, подают в детандер 2, подвергая адиабатическому расширению с совершением внешней работы. При расширении часть ПГ превращается в сжиженный природный газ (СПГ), который сливают в криогенное хранилище 3. К месту заправки СПГ перевозят в изотермическом сосуде 7 на газовозе 5. На заправке СПГ регазифицируют в атмосферном регазификаторе 8 до получения компримированного природного газа, которым заправляют газовый баллон 11 потребителя 10. Изобретение направлено на снижение себестоимости заправки потребителя КПГ путем упрощения технологии, снижения энергозатрат на производство КПГ и повышения эффективности его перевозки. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 536 755 C1

1. Способ заправки компримированным природным газом, в котором природный газ отбирают из магистрального газопровода, обрабатывают, перекачивают в баллон газовоза, отличающийся тем, что отобранный природный газ подвергают адиабатическому расширению с совершением внешней работы для обеспечения перехода природного газа в жидкую фазу, отделяют жидкую фазу от газовой фазы для получения чистого сжиженного природного газа, который перекачивают в баллон газовоза, выполненный в виде изотермического сосуда, в котором сжиженный природный газ перевозят к месту заправки, где сжиженный природный газ регазифицируют до получения компримированного природного газа, которым производят заправку потребителя.

2. Способ заправки по п.1, отличающийся тем, что природный газ сжижают путем пропускания через дроссель.

3. Способ заправки по п.1, отличающийся тем, что природный газ сжижают путем пропускания через детандер.

4. Способ заправки по п.1, отличающийся тем, что сжиженный природный газ нагнетают при помощи криогенного плунжерного насоса.

5. Способ заправки по п.1, отличающийся тем, что сжиженный природный газ регазифицируют при помощи атмосферного регазификатора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2014 года RU2536755C1

Установка для сжижения газа 1976
  • Язик Александр Валентинович
SU697783A1
СУДОВАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖАТОГО ГАЗА 1996
  • Стеннинг Дейвид Дж.
  • Крэн Джеймс Э.
RU2145689C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ БАЛЛОНОВ ИЛИ СОСУДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕДВИЖНЫХ ГАЗОВОЗОВ И ГАЗОЗАПРАВЩИКОВ КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ 2002
  • Мкртычан Я.С.
  • Ровнер Г.М.
RU2211996C1
СПОСОБ МАГНИТНОЙ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 1971
  • Вахмистров Вадим Валерьевич
RU2041505C1

RU 2 536 755 C1

Авторы

Гайдт Эдуард Давидович

Мишин Олег Леонидович

Даты

2014-12-27Публикация

2013-07-16Подача