СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ГАЗА В ДВИГАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА - "ВНИИГАЗ" Российский патент 2010 года по МПК F02M21/00 

Описание патента на изобретение RU2400645C1

Изобретение относится к области использования природного газа в качестве моторного топлива, в первую очередь, для большегрузных автомобилей, тягачей, автобусов и тракторов.

Наиболее близким техническим решением к заявленному изобретению системы хранения и подачи газа в двигатель транспортного средства является криогенная топливная система сжиженного природного газа (СПГ) для двигателей внутреннего сгорания, включающая криогенный газовый баллон, соединенный трубопроводом, оснащенным запорно-регулирующей арматурой, с устройством подачи газа через испаритель, выполненным в виде поршневого гидроприводного криогенного насоса с системами энергопитания, управления и гашения пульсаций потока газа (патент США № 5884488, приоритет от 23 марта 1999 года).

Недостатками этого технического решения являются:

- сложность конструкции и эксплуатации устройства подачи газа в двигатель с использованием поршневого гидроприводного криогенного насоса с системами энергопитания, управления и гашения пульсаций потока газа и, как следствие, недостаточная надежность и повышенные затраты на его обслуживание и ремонт;

- неизбежность отказов в работе транспортного средства из-за отсутствия резервной топливной системы для хранения и подачи газа в двигатель, необходимой на случай полной выработки основного газового топлива.

Техническими задачами, поставленными в настоящем изобретении, являются создание более совершенной и надежной конструкции системы хранения и питания двигателя транспортного средства сжиженным природным газом, а также обеспечение его резервным топливом, в частности компримированным природным газом (КПГ).

Решение поставленных задач обеспечивается тем, что система хранения и подачи газа в двигатель транспортного средства, включающая криогенный газовый баллон, трубопровод подачи СПГ в испаритель, который соединен с трубопроводом, по которому газообразный газ после испарителя поступает в двигатель транспортного средства, и оснащенная запорно-регулирующей арматурой, согласно заявленному изобретению, система снабжена баллоном для КПГ, соединенным трубопроводом через понижающий давление газа редуктор с криогенным газовым баллоном и с трубопроводом, по которому газообразный газ поступает в двигатель транспортного средства.

Для обеспечения бесперебойной работы транспортного средства его снабжают резервным топливом - КПГ. В случае полного расхода основного топлива - СПГ включают подачу резервного топлива.

Изобретение поясняется чертежом, где показана принципиальная схема системы хранения и подачи как сжиженного, так и сжатого природного газа в двигатель транспортного средства.

Система хранения и подачи газа в двигатель транспортного средства включает криогенный газовый баллон 1, трубопровод 2, соединяющий криогенный газовый баллон 1 с устройством его заправки СПГ (на рисунке условно не показано) через обратный клапан 3 и входной кран 4, а также трубопровод 5, выходящий из криогенного газового баллона 1 и проходящий через испаритель 6, при этом трубопровод 5 оснащен предохранительным клапаном 7, запорным краном 8, обратным клапаном 9 и соединен с трубопроводом 10, по которому газообразный газ поступает в двигатель транспортного средства.

Система хранения и подачи газа в двигатель транспортного средства включает также баллон 11 для хранения КПГ, трубопровод 12, соединяющий баллон 11 с устройством его заправки КПГ до давления 20-32 МПа (на чертеже условно не показано). На трубопроводе 12 установлены обратный клапан 13 и входной кран 14.

Криогенный газовый баллон 1, баллон 11 для хранения КПГ и трубопровод 10, по которому газообразный газ поступает в двигатель транспортного средства, соединены трубопроводом 15, оснащенным манометром 16, сбросным клапаном 17, запорным краном 18, редуктором газа 19 и предохранительным клапаном 20.

На участке трубопровода 15, соединяющем баллон 11 для хранения КПГ и криогенный газовый баллон 1, установлен запорный кран 21, а на участке трубопровода 15, соединяющем баллон 11 для хранения КПГ с трубопроводом 10, по которому газообразный газ поступает в двигатель транспортного средства, установлены последовательно запорный кран 22 и обратный клапан 23.

Заявленная система работает следующим образом.

Для заправки криогенного газового баллона 1 СПГ трубопровод 2 присоединяют к гибкому рукаву заправочного пункта или станции (на чертеже условно не показано). Краны 8 и 21 закрывают, а кран 4 открывают. После окончания заправки баллона 1 СПГ кран 4 закрывают.

Для заправки баллона 11 КПГ трубопровод 12 присоединяют к гибкому рукаву заправочного пункта или станции (на рисунке условно не показаны), кран 18 закрывают, а кран 14 открывают. После окончания заправки баллона 11 КПГ, кран 14 закрывают.

Система может осуществлять подачу природного газа в двигатель или из криогенного газового баллона 1, или из баллона 11 для хранения КПГ.

Для подачи сжиженного природного газа в двигатель через испаритель 6 открывают вначале кран 8, а затем краны 18 и 21, при этом закрывают запорный кран 22. Из баллона 11 для хранения КПГ по трубопроводу 15 через открытый кран 18, редуктор 19, в котором давление газа понижают до давления в 1 МПа, и открытый кран 21 газ поступает в криогенный баллон 1 и начинает вытеснять СПГ через испаритель 6 к двигателю. После полного израсходования СПГ запорные краны 8 и 21 закрывают. При необходимости для дальнейшей работы двигателя используют сжатый газ из баллонов 11. Для подачи сжатого газа в двигатель открывают запорный кран 22.

Возможны варианты организации подачи в двигатель транспортного средства только сжиженного газа, или только сжатого газа в зависимости от наличия тех или иных заправок на пути следования транспорта.

Реализация предлагаемой, по существу, двухтопливной системы хранения и подачи газа в двигатель транспортного средства позволит:

- повысить надежность и долговечность системы;

- обеспечить необходимую дальность пробега (запас хода) транспортных средств, особенно в условиях редкой сети заправочных станций;

- снизить расходы на обслуживание и ремонт системы.

Похожие патенты RU2400645C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ 2019
  • Шорохов Алексей Дмитриевич
  • Артюхов Сергей Александрович
  • Смелик Анатолий Анатолиевич
  • Ржавитин Вячеслав Леонидович
  • Есаян Армен Овсепович
  • Ивановский Владимир Сергеевич
  • Саркисов Сергей Владимирович
RU2769916C2
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ДВОЙНЫМ НАДДУВОМ НА СЖИЖЕННОМ ПРИРОДНОМ ГАЗЕ 2020
  • Вдовичев Антон Андреевич
  • Смелик Анатолий Анатолиевич
  • Артюхов Сергей Александрович
  • Вакуненков Вячеслав Александрович
  • Саркисов Сергей Владимирович
  • Ржавитин Вячеслав Леонидович
RU2769914C2
УСТАНОВКА ДЛЯ ЗАПРАВКИ КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ 2013
  • Гайдт Эдуард Давидович
  • Мишин Олег Леонидович
RU2528479C1
Система подачи топлива к двигателю внутреннего сгорания газомоторного транспортного средства 2022
  • Закирьянов Рустэм Васильевич
  • Алабердин Ильдар Равилевич
  • Алексеев Алексей Викторович
  • Каплин Алексей Егорович
  • Галеев Ирек Римович
  • Чекрыжов Артем Алексеевич
RU2811230C1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ 2013
  • Гайдт Эдуард Давидович
  • Мишин Олег Леонидович
RU2536755C1
Передвижной пункт по техническому обслуживанию криогенных топливных баков 2023
  • Осипов Сергей Владимирович
  • Соловьёв Владимир Геннадьевич
  • Лапшин Юрий Павлович
RU2810818C1
СПОСОБ ОБУСТРОЙСТВА МЕСТОРОЖДЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ 2019
  • Татаринов Андрей Олегович
  • Акчурин Вадим Равильевич
  • Павленко Андрей Анатольевич
  • Долгополов Дмитрий Вячеславович
  • Башаров Альберт Радикович
RU2743421C1
СПОСОБ РАБОТЫ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ПАРАМЕТРОВ ГАЗОБАЛЛОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И УЧЕТА РАСХОДА ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, РАБОТАЮЩЕГО НА ГАЗОВОМ ИЛИ ГАЗОВОМ И ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ 2022
  • Гаевский Антон Викторович
  • Ленок Александр Александрович
RU2797731C1
СПОСОБ АВТОНОМНОГО ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИВОДНЫХ УСТРОЙСТВ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПОДОБНЫХ ИМ МАШИН 2002
  • Шаволов А.С.
  • Савчук А.Д.
  • Шульгин В.В.
  • Ваучский Н.П.
RU2229565C1
ТОПЛИВНЫЙ БАЛЛОН 1999
  • Довгялло А.И.
  • Лукачев С.В.
  • Романов И.Г.
  • Россеев Н.И.
  • Цибизов Ю.И.
RU2163699C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 400 645 C1

Реферат патента 2010 года СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ И ПОДАЧИ ГАЗА В ДВИГАТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА - "ВНИИГАЗ"

Изобретение относится к области использования природного газа в качестве моторного топлива, в первую очередь, для большегрузных автомобилей, тягачей, автобусов и тракторов. Система хранения и подачи газа в двигатель транспортного средства включает криогенный газовый баллон, трубопровод подачи сжиженного природного газа в испаритель, который соединен с трубопроводом, по которому газообразный газ после испарителя поступает в двигатель транспортного средства, и запорно-регулирующую арматуру. Система дополнительно снабжена баллоном для компримированного природного газа, соединенным трубопроводом через понижающий давление газа редуктор с криогенным газовым баллоном и с трубопроводом, по которому газообразный газ поступает в двигатель транспортного средства. Достигаемый технический результат: создание более совершенной и надежной конструкции системы хранения и питания двигателя транспортного средства сжиженным природным газом, а также обеспечение его резервным топливом, в частности компримированным природным газом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 400 645 C1

Система хранения и подачи газа в двигатель транспортного средства, включающая криогенный газовый баллон, трубопровод подачи сжиженного природного газа в испаритель, который соединен с трубопроводом, по которому газообразный газ после испарителя поступает в двигатель транспортного средства, и оснащенная запорно-регулирующей арматурой, отличающаяся тем, что система снабжена баллоном для компримированного природного газа, соединенным трубопроводом через понижающий давление газа редуктор с криогенным газовым баллоном и с трубопроводом, по которому газообразный газ поступает в двигатель транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2400645C1

US 5884488 А, 23.03.1999
Система подачи сжиженного природного газа в двигатель внутреннего сгорания 1987
  • Барискин Александр Петрович
  • Марусенков Анатолий Николаевич
  • Миславский Виктор Владимирович
  • Платонов Владимир Николаевич
  • Фролов Владимир Юрьевич
SU1615427A1
Система подачи сжиженного природного газа в двигатель внутреннего сгорания 1984
  • Захаров Николай Николаевич
  • Ткаченко Виталий Николаевич
  • Озеров Валентин Михайлович
  • Григорьев Евгений Георгиевич
  • Платонов Владимир Николаевич
SU1211435A1
Устройство для навинчивания резьбовых изделий 1941
  • Лебедев С.В.
  • Рутковский Д.К.
SU68647A1
Топчак-трактор для канатной вспашки 1923
  • Берман С.Л.
SU2002A1
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1

RU 2 400 645 C1

Авторы

Мкртычан Яков Сергеевич

Самсонов Роман Олегович

Даты

2010-09-27Публикация

2009-02-06Подача