КАЛИТКА Российский патент 2015 года по МПК E06B11/00 

Описание патента на изобретение RU2538518C1

Предлагаемое изобретение относится к строительству, а именно к конструкциям калиток, используемых для пропуска людей на проходных различного назначения. В частности, рассматриваются двухсторонние калитки со створками, открывающимися в обе стороны (на вход и на выход). После прохода через такую калитку человека в любую сторону механизм возврата и позиционирования створки калитки должен вернуть створку в ее исходное положение «проход закрыт». Одной из конструктивных особенностей некоторых калиток является наличие механизма демпфирования для плавного возврата створки калитки в исходное положение «проход закрыт» после прохода человека. Обеспечение плавного безударного подхода к исходному положению хотя и требует дополнительных устройств, имеет ряд преимуществ: бесшумная и более долговечная работа калитки. При этом наилучшим режимом работы механизмов возврата и демпфирования створки является такой, когда створка калитки открывается без большого сопротивления человеку, а при возврате в исходное положение сначала закрывается быстро, а затем при подходе к исходному положению замедляет свое движение, чтобы обеспечить плавное безударное закрытие калитки.

Кроме плавного возврата створки калитки в исходное положение «проход закрыт» после прохода человека, в калитках иногда также требуется демпфирование створки в момент ее максимального открытия, чтобы избежать удара створки по стене, стеллажу, кабинке контроллера и т.п. при резком ее открывании. Особенно актуально это требование для калиток с большими тяжелыми створками, которые обычно устанавливают на пограничных и таможенных пропускных пунктах.

Известно автоматическое устройство для закрывания двери, предназначенное для контроля возвращающего усилия торсионной пружины за счет относительного вращения корпуса и рабочего органа регулировки скорости. Устройство состоит из цилиндрического корпуса с открытой верхней частью, рабочего органа с возможностью вращательного движения в корпусе, в котором установлен вал в осевом направлении, устройства герметизации, демпфирующего кулачка, торсионной пружины, действующей в возвратном направлении, когда вал и корпус соединены с дверью и дверной рамой; и устройства регулировки скорости, в котором соединительная канавка является открытой во время открытия двери, а первый и второй проходы для жидкости связаны друг с другом, что обеспечивает быстрое открывание двери. Когда дверь закрывается, соединительная канавка закрыта, жидкость с высокой вязкостью течет в первую камеру через третий проход для жидкости, в котором отверстие относительно меньше, чем первый проход для жидкости, и поэтому дверь закрывается медленно (см. патент KR 20030080750 (A), Кл. МКИ: E05F 3/08; E05F 3/00; (IPC1-7): E05F 3/08, дата публ. 17.10.2003 г).

Priority number(s): KR 20020019538 20020410

Недостатком данного механизма демпфирования является то, что для демпфирования створки калитки при ее подходе к исходному положению «проход закрыт» применяется высокоточная и, следовательно, дорогостоящая пара «цилиндр-кулачок» с двумя камерами и калиброванными перепускными отверстиями, что в совокупности отрицательно влияет на надежность механизма демпфирования и усложняет его конструкцию. Кулачок имеет сложный профиль, для изготовления которого требуется специальное высокоточное оборудование или весьма дорогой станок с ЧПУ. Кроме того, данное устройство не обеспечивает демпфирование створки в момент ее максимального открытия. Наиболее близким аналогом к предлагаемому изобретению является турникет, который снабжен устройством плавной доводки преграждающих штанг до исходного положения, выполненным в виде жидкостной муфты, мальтийского креста и толкателей, расположенных на механизме позиционирования. При этом связь механизма позиционирования с жидкостной муфтой отсутствует в промежуточном положении преграждающих штанг и осуществляется только вблизи исходного положения преграждающих штанг через мальтийский крест, жестко установленный на жидкостной муфте соосно с ней. Установленные на механизме позиционирования ролики по числу преграждающих штанг при вращении механизма позиционирования входят в пазы мальтийского креста, а механизм фиксации использует один соленоид для предотвращения несанкционированного прохода в обоих направлениях (на вход и на выход) и срабатывает только при попытке несанкционированного прохода.

(См. патент RU №2387782, Кл. МКИ: Е06В 11/08, дата публ. 11.02.2009).

Недостатком данного механизма является то, что демпфирование в нем, во-первых, осуществляется при повороте вала механизма на 120°, в то время как в калитке требуется демпфирование через 90° поворота вала створки; во-вторых, механизм турникета-трипода обеспечивает возврат в исходное положение преграждающей штанги только при повороте его вала на угол менее 60°, а в калитке створка должна вернуться в исходное положение «проход перекрыт» при открытии створки на угол 90°; в-третьих, в турникете-триподе демпфирование одинаково во всех трех исходных положениях преграждающих штанг трипода при их вращении в любую сторону, а в калитке должна быть обеспечена разная степень демпфирования створки для ее исходного положения «проход перекрыт» и для двух крайних положениях створки «открыто на 90° влево» и «открыто на 90° вправо».

Технический результат предлагаемого изобретения заключается в упрощении конструкции механизма демпфирования створки калитки и обеспечении демпфирования створки калитки в трех положениях - среднем закрытом и крайних открытых.

Поставленный технический результат достигается за счет того, что калитка включает механизм демпфирования, выполненный в виде жидкостной муфты, трехпозиционного мальтийского креста и трех толкателей, которые жестко закреплены посредством диска на поворотной оси створки калитки с возможностью вхождения в пазы мальтийского креста при условии приближения створки калитки к исходному положению «проход закрыт» или к крайним положениям «открыто на 90° вправо» и «открыто на 90° влево», а также с возможностью выхода из пазов мальтийского креста в остальных положениях створки калитки, при этом толкатели выполнены с возможностью регулировки в радиальном направлении для изменения усилия демпфирования.

В соответствии с изобретением углы γ между средним и крайними толкателями составляют 2α≤γ≤90°+α, где α=90°-β; соответствующие им три рабочих паза мальтийского креста выполнены с углами, равными 2β между средним и крайними пазами и составляющими 2arctg(R1/R2), где R1 и R2 - соответственно радиус расположения толкателей на ведущем диске и наружный радиус мальтийского креста, при этом пазы мальтийского креста снабжены заходными частями, выполненными с помощью двух радиусов, сопряженных друг с другом, а также с пазами и наружным диаметром мальтийского креста с целью плавного начала демпфирования.

Калитка с механизмом демпфирования створки поясняется чертежами:

На фиг. 1 представлен общий вид калитки с механизмом демпфирования;

На фиг. 2 - вид механизма демпфирования спереди и сверху в исходном положении створки калитки «проход закрыт»;

На фиг. 3 - кинематические параметры механизма демпфирования (положение створки калитки «проход закрыт»);

На фиг.4 - схема механизма в положении «начало демпфирования при приближении створки к положению «открыто на 90° влево» (против часовой стрелки)»;

На фиг.5 - схема механизма демпфирования в положении створки «открыта на 90° влево»;

На фиг.6 - схема механизма в начале демпфирования при возврате створки слева к исходному положению «проход закрыт».

Калитка состоит (фиг.1) из неподвижной стойки 1, на которой с помощью подшипниковых узлов 2 установлен вал 3. На валу 3 жестко закреплена створка 4 калитки. После открытия створки калитки и прохода человека створка под воздействием механизма 5 возврата и позиционирования створки возвращается в исходное положение «проход закрыт». Задачей механизма 6 демпфирования створки 4 калитки является плавное торможение ее в конце хода, чтобы обеспечить бесшумную и долговечную работу калитки, а также плавное торможение створки при подходе к крайним открытым положениям, чтобы избежать ударов створки по стене и другим ограждающим конструкциям. Остальные части калитки (стопорное устройство, датчик углового положения створки, индикаторы состояния калитки, контроллер, пульт дистанционного управления, считыватели карт пропуска) условно не показаны.

Механизм 6 демпфирования створки калитки включает, во-первых, жидкостную муфту, состоящую из двух поворачивающихся относительно друг друга частей, причем одна часть 7 соединена с корпусом калитки 1 и является неподвижной, а вторая часть (ротор) 8 жестко и соосно соединена с трехпозиционным мальтийским крестом 9 и может вращаться вместе с ним.

Во-вторых, механизм 6 демпфирования включает толкатели 10, в частном случае подшипники, сидящие на осях, жестко закрепленных на диске 11. Причем, диск 11 жестко закреплен на валу 3 и вращается одновременно со створкой калитки.

На фиг.2 показано соединение штифтом ротора жидкостной муфты с трехпозиционным мальтийским крестом 9, выполненным с пазами 12. Толкатели 10 установлены на диске 11, который жестко закреплен на валу 3 (на рисунке показано соединение шпонкой) и вращается одновременно со створкой калитки. Толкатели 10 могут устанавливаться на разном расстоянии от оси вала 3 в радиальных пазах 13 диска 11.

Обе части жидкостной муфты соединены таким образом, что между ними имеется полость, заполненная вязкой жидкостью, которая создает сопротивление вращению подвижной части 8 муфты. В предложенной конструкции механизма демпфирования используются жидкостная муфта и мальтийский крест 9, что дает следующие преимущества: не требуется изготовление кулачка сложного профиля; не нужны точные плунжерные пары; не нужны перепускные клапаны в демпфере; не требуется высокая степень герметизации демпфера; реализована кинематика с применением мальтийского креста 9, которая обеспечивает плавный безударный вход в зацепление ведущего звена - толкателей 10 с ведомым звеном - жидкостной муфтой с мальтийским крестом 9. Условиями плавного входа толкателей 10 в пазы 12 мальтийского креста является выполнение такого соотношения: угол между пазами мальтийского креста равен 2β, β=arctg(R1/R2), где R1 - радиус расположения толкателей 10 на диске 11, R2 - наружный радиус мальтийского креста. Угол γ между толкателями ведущего диска выполнен в пределах 2α≤γ≤90°+α, где α=90°-β - угол между линией, соединяющей центры диска 11 толкателей и мальтийского креста 9, и касательной, проведенной из центра мальтийского креста 9 к окружности расположения толкателей 10 на диске 11. С увеличением угла γ уменьшается степень демпфирования створки калитки в крайних открытых положениях; при γ<2α происходит заклинивание механизма, при γ>90°+α отсутствует демпфирование в крайних открытых на 90° положениях створки. Толкатели 10 на диске 11 установлены в радиальных пазах 13 диска, что дает возможность менять радиус R1 и, соответственно, передаточное отношение между диском 11 и мальтийским крестом 9, при этом меняется степень демпфирования во всех трех положениях створки - среднем закрытом и крайних открытых.

Кинематические связи механизма и взаимное расположение среднего толкателя 10 и мальтийского креста 9 в исходном положении створки 4 «проход закрыт» (исходное положение обеспечивается механизмом позиционирования) показаны на фиг.3. В этом положении средний толкатель 10 под номером 1 зацеплен с мальтийским крестом 9 и, соответственно, с жидкостной муфтой.

Как известно, жидкостная муфта имеет пропорциональную зависимость момента сопротивления вращению от угловой скорости ее вращения, что позволяет создать сильный момент сопротивления при возврате створки с большой скоростью и слабый момент сопротивления при возврате створки с малой скоростью.

Пазы мальтийского креста 9 имеют плавные заходные части для плавного начала демпфирования, выполненные, например, с помощью двух сопряженных друг с другом, а также с пазами и наружным диаметром мальтийского креста, радиусами r1 и r2.

Взаимное положение крайнего толкателя 10 под номером 2 и мальтийского креста 9 в начале демпфирования при движении к крайнему левому положению створки 4 (открытие против часовой стрелки относительно исходного положения) показано на фиг.4. В зацепление с жидкостной муфтой начинает входить толкатель 2, он поворачивает муфту, которая оказывает сопротивление (демпфирование).

На фиг.5 показан вид механизма демпфирования сверху в крайнем левом положении створки 4.

Вид механизма сверху в начале демпфирования при возврате створки слева к исходному положению «проход закрыт» показан на фиг.6. Под действием механизма возврата и позиционирования 5 створка 4 стремится занять исходное положение. При приближении к исходному положению толкатель 10 попадает в паз 12 мальтийского креста 9 и начинает вращать жидкостную муфту, сначала медленно, а затем по мере приближения створки к исходному положению «проход закрыт» быстрее, так как меняется передаточное отношение между валом 3 калитки и жидкостной муфтой. При этом жидкостная муфта поглощает кинетическую энергию створки 4 и замедляет ее скорость. В то же время жидкостная муфта не препятствует медленной доводке створки до исходного положения, так как при медленном вращении она не оказывает практически никакого сопротивления.

Похожие патенты RU2538518C1

название год авторы номер документа
ТУРНИКЕТ 2009
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2387782C1
ПОЛНОРОСТОВЫЙ ТУРНИКЕТ 2009
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2408773C1
КАЛИТКА АВТОМАТИЧЕСКАЯ 2013
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2530359C1
КАЛИТКА 2009
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2403365C1
КАЛИТКА 2009
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2404351C1
ПОЛНОРОСТОВОЙ ТУРНИКЕТ 2013
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2530368C1
ТУРНИКЕТ 2009
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2401375C1
ТУРНИКЕТ 2015
  • Андрианов Алексей Владимирович
  • Войцеховский Владимир Владимирович
  • Гадзиев Хачадур Мардиросович
  • Тарасов Сергей Данилович
RU2602057C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ТУРНИКЕТА 2015
  • Андрианов Алексей Владимирович
  • Войцеховский Владимир Владимирович
  • Гадзиев Хачадур Мардиросович
  • Тарасов Сергей Данилович
RU2611302C1
КАРТОПРИЕМНИК 2014
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2568279C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 538 518 C1

Реферат патента 2015 года КАЛИТКА

Предлагаемое изобретение относится к строительству, а именно к конструкциям калиток, используемых для пропуска людей на проходных различного назначения. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в упрощении конструкции механизма демпфирования створки калитки, улучшении его технологичности при изготовлении, повышении надежности работы при эксплуатации, обеспечении демпфирования створки калитки в трех положениях - среднем закрытом и крайних открытых. Калитка включает механизм демпфирования, выполненный в виде жидкостной муфты, трехпозиционного мальтийского креста и трех толкателей. Толкатели жестко закреплены посредством диска на поворотной оси створки калитки с возможностью вхождения в пазы мальтийского креста при условии приближения створки калитки к исходному положению «проход закрыт» или к крайним положениям «открыто на 90° вправо» и «открыто на 90° влево», а также с возможностью их выхода из пазов мальтийского креста в остальных положениях створки калитки. При этом толкатели выполнены с возможностью регулировки в радиальном направлении для изменения усилия демпфирования. Неподвижная часть муфты жестко соединена с неподвижным корпусом калитки. Количество рабочих пазов мальтийского креста равно трем, при этом углы 2β между средним и крайними пазами составляют 2arctg(R1/R2), где R1 и R2 - соответственно радиус расположения толкателей на ведущем диске и наружный радиус мальтийского креста. Количество толкателей на ведущем диске равно трем, при этом углы у между средним и крайними толкателями составляют 2α≤γ≤90°+α, где α=90°-β. Кроме того, для плавного начала демпфирования пазы мальтийского креста снабжены заходными частями, выполненными с помощью двух радиусов, сопряженных друг с другом, а также с пазами и наружным диаметром мальтийского креста. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 538 518 C1

Калитка, включающая механизм демпфирования, выполненный в виде жидкостной муфты, трехпозиционного мальтийского креста и трех толкателей, которые жестко закреплены посредством диска на поворотной оси створки калитки с возможностью вхождения в пазы мальтийского креста при условии приближения створки калитки к исходному положению «проход закрыт» или к крайним положениям «открыто на 90° вправо» и «открыто на 90° влево», а также с возможностью выхода из пазов мальтийского креста в остальных положениях створки калитки, при этом толкатели выполнены с возможностью регулировки в радиальном направлении для изменения усилия демпфирования, отличающаяся тем, что углы γ между средним и крайними толкателями составляют 2α≤γ≤90°+α, где α=90°-β; соответствующие им три рабочих паза мальтийского креста выполнены с углами, равными 2β между средним и крайними пазами и составляющими 2arctg(R1/R2), где R1 и R2 - соответственно радиус расположения толкателей на ведущем диске и наружный радиус мальтийского креста, при этом пазы мальтийского креста снабжены заходными частями, выполненными с помощью двух радиусов, сопряженных друг с другом, а также с пазами и наружным диаметром мальтийского креста с целью плавного начала демпфирования.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2538518C1

Способ проходки выработок круглого сечения 1947
  • Пикуль В.С.
SU84044A1
ПОЛНОРОСТОВЫЙ ТУРНИКЕТ 2009
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2408773C1
ТУРНИКЕТ 2009
  • Андрианов Алексей Владимирович
RU2387782C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ 1996
  • Райк Вольфганг
  • Эсли Норберт
RU2219077C2

RU 2 538 518 C1

Авторы

Андрианов Алексей Владимирович

Даты

2015-01-10Публикация

2013-06-13Подача