ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Российский патент 2015 года по МПК C10L1/08 C10L10/12 C10L1/14 

Описание патента на изобретение RU2538608C1

Изобретение относится к производству топливных композиций для дизельных двигателей с улучшенными эксплуатационными характеристиками и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности при производстве топлив для двигателей, соответствующих нормам ЕВРО-3 и выше.

Известен способ изготовления дизельного топлива с использованием добавки циклогексилнитрата в количестве 0,5-1,5% от объема конденсата (Заявка на изобретение RU 94035543 A1). Недостатком данного изобретения является использование циклогексилнитрата, приводящего к снижению температуры вспышки, что ограничивает содержание добавки в концентрациях меньших, эффективных с точки зрения повышения цетанового числа, значений. Кроме того, циклогексилнитрат также имеет низкую смазывающую способность [Данилов A.M. Применение присадок в топливах для автомобилей. - Справ. изд. - М.: Химия, 2000. - 232 с.].

Известно, что присадки на основе алкилнитратов заметно ухудшают смазывающую способность дизельного топлива, увеличивая диаметр пятна износа [Г.Н. Новацкий, С.В. Водолажский, Б.Г. Соколов. Современные методы улучшения качества дизельного топлива. // НефтьГазПромышленность. - 2004. - №1].

Это объясняется повышенной окислительной способностью данных присадок. Продукты окисления, попадая в зону трения, вызывают повышенный износ [Митусова Т.Н. Современное состояние производства дизельных топлив. Требования к качеству. // Мир нефтепродуктов. - 2009. - №9-10. - С.6-9].

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является дизельное топливо (авторское свидетельство SU 1113401, C10L 1/08). Для повышения качества топлива для дизеля и его удешевления используют фракцию парафиновых углеводородов C5-C9 в количестве 5-60 мас.%. Недостатком данного изобретения является применение парафиновых углеводородов, которые отрицательно влияют на низкотемпературные характеристики дизельного топлива, ограничивая тем самым их содержание в топливе.

Техническая задача предлагаемого изобретения заключается в улучшении пусковых свойств топливной композиции за счет использования присадки, полученной из побочных продуктов.

Поставленная задача достигается тем, что топливная композиция для дизельных двигателей, включающая среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, согласно изобретению в качестве присадки содержит алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена. Композиция содержит, мас.%: алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C - 0,01-1,00 и среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99. Целесообразно в качестве среднедистиллятного жидкого топлива использовать дизельное топливо.

Для приготовления топливной композиции присадку, представляющую собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, вводят в дизельное топливо в требуемой концентрации.

В таблице 1 приведены физико-химические показатели топливной композиции, содержащей в составе присадку в количестве 1,0 мас.% и дизельное топливо - 99,0 мас.%, а также приведены нормируемые значения по ГОСТ Р 52368-2005 (EN590: 2004).

Из таблицы 1 следует, что значения физико-химических показателей топливной композиции, содержащей в составе присадку в количестве 1,0 мас.% и 99,0 мас.% - дизельное топливо, находятся в диапазоне нормируемых значений.

На чертеже представлена зависимость цетанового числа от содержания присадки в составе топливной композиции.

Из представленной на чертеже зависимости следует, что при увеличении содержания присадки в топливной композиции повышается цетановое число. Так, например, при концентрации 0,5 мас.% присадки в топливной композиции значение цетанового числа по сравнению с исходным дизельным топливом повысилось на 5,2 ед. (10,2%). Введение присадки в топливную композицию практически не влияет на противоизносные свойства топливной композиции. Наблюдается незначительное снижение скорректированного диаметра пятна износа - до 10%.

Топливная композиция, содержащая небольшое количество повышающей цетановое число присадку, представляющую собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, и дизельное топливо, обладает высокими значениями цетанового числа, что приводит к улучшению эксплуатационных свойств. За счет использования доступного исходного сырья для производства присадки, а также невысокого ее удельного расхода снижается себестоимость предлагаемой топливной композиции.

Таблица 1 Физико-химические показатели топливной композиции № п/п Наименование показателя Нормируемое значение Фактическое значение 1. Цетановое число, не менее 51,0 58,5 2. Плотность при 15°C, кг/м3 820-845 833,2 3. Полициклические ароматические углеводороды, % (по массе), не более 8,0 4,0 4. Содержание серы, мг/кг, не более, для топлива: вид I 350 222

5. Температура вспышки в закрытом тигле, °C, выше 55 64 6. Коксуемость 10%-ного остатка разгонки, % (по массе), не более 0,30 0,05 7. Зольность, % (по массе), не более 0,010 0,005 8. Содержание воды, мг/кг, не более 200 14 9. Общее загрязнение, мг/кг, не более 24 4 10. Коррозия медной пластинки (3 ч. при 50°C), единицы по шкале Класс 1 Класс 1 11. Окислительная стабильность: общее количество осадка, г/м, не более 25 21 12. Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна износа при 60°C, мкм, не более 460 429 13. Кинематическая вязкость при 40°C, мм2 2,00-4,50 2,48 14. Фракционный состав: при t 250°C, % (по объему), менее 65 18 при t 350°C, % (по объему), не менее 85 96 95% (по объему) перегоняется при t, °C, не выше 360 350 15. Содержание метиловых эфиров жирных кислот, % (по объему), не более 7,0 - 16. Предельная температура фильтруемости, °C, не выше A 5 - B 0 - C -5 -8 D -10 - E -15 - F -20 -

Похожие патенты RU2538608C1

название год авторы номер документа
ПРИСАДКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЦЕТАНОВОГО ЧИСЛА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2013
  • Минибаева Лиана Камилевна
  • Усманов Рим Рамилевич
  • Баулин Олег Александрович
  • Янышев Валерий Владимирович
  • Рахимов Марат Наврузович
RU2525552C1
КОМПОЗИЦИЯ ЖИДКОГО ТОПЛИВА 2004
  • Рахимов М.Н.
  • Ишмияров М.Х.
  • Рахимов Х.Х.
  • Рогов М.Н.
  • Баулин О.А.
  • Чистов О.И.
RU2254357C1
БИФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРИСАДКА К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ 2014
  • Зиннатуллина Гульназ Мунировна
  • Баулин Олег Александрович
  • Рахимов Марат Наврузович
RU2568263C1
Присадка к дизельному топливу комплексного действия и способ ее получения 2018
  • Кузора Игорь Евгеньевич
  • Галимуллин Ренат Рашидович
  • Швалев Егор Евгеньевич
  • Дьячкова Светлана Георгиевна
  • Корняков Михаил Викторович
  • Заказов Александр Николаевич
  • Портнов Сергей Валерьевич
RU2680963C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2017
  • Федосова Марина Евгеньевна
  • Федосов Алексей Евгеньевич
  • Шишкин Алексей Игоревич
RU2652636C1
АРКТИЧЕСКОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО 2016
  • Береснева Екатерина Викторовна
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Середа Василий Александрович
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2618231C1
Топливная композиция дизельного топлива 2019
  • Аристов Андрей Вячеславович
RU2705093C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2015
  • Данов Сергей Михайлович
  • Федосова Марина Евгеньевна
  • Федосов Алексей Евгеньевич
  • Орехов Сергей Валерьевич
  • Шишкин Алексей Игоревич
RU2604061C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЦЕТАНОПОВЫШАЮЩИХ ПРИСАДОК К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ 2013
  • Данов Сергей Михайлович
  • Орехов Сергей Валерьевич
  • Федосов Алексей Евгеньевич
  • Федосова Марина Евгеньевна
  • Есипович Антон Львович
  • Белоусов Артем Сергеевич
  • Рогожин Антон Евгеньевич
RU2532663C1
ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО С УЛУЧШЕННЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ 2019
  • Шютце, Андреа
  • Редман, Ян-Хендрик
  • Пауэр, Вернер
  • Мориц, Ханс
  • Хелльвиг, Томас
RU2788009C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 538 608 C1

Реферат патента 2015 года ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Изобретение относится к топливной композиции для дизельных двигателей, включающей среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, при этом присадка представляет собой алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, при следующем соотношении компонентов, мас.%: алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена - 0,01-1,00 и среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99. Технический результат изобретения заключается в повышении цетанового числа и улучшении смазывающей способности топлив для дизельных двигателей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 538 608 C1

1. Топливная композиция для дизельных двигателей, включающая среднедистиллятное жидкое топливо и присадку, повышающую цетановое число, отличающаяся тем, что в качестве присадки содержит алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
- среднедистиллятное жидкое топливо - 99,00-99,99;
- алкилнитратсодержащий продукт нитрования фракции НК-195°C кубового остатка продукта процесса гидроформилирования пропилена - 0,01-1,00.

2. Топливная композиция по п.1, отличающаяся тем, что в качестве среднедистиллятного жидкого топлива используют дизельное топливо.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2538608C1

ЦЕТАНПОВЫШАЮЩАЯ ПРИСАДКА И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2002
  • Порублева Т.П.
  • Заказов А.Н.
  • Гусаров С.В.
  • Кузора И.Е.
  • Томин В.П.
  • А.И.
RU2235118C1
JP 3102934 B2 23.10.2000
ПРИСАДКА ДЛЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ТОПЛИВ 2002
  • Магарил Е.Р.
  • Афанасьев Е.П.
RU2231539C1
JP 11343489 A 14.12.1999
WO 2009105007 A1 27.08.2009

RU 2 538 608 C1

Авторы

Рахимов Марат Наврузович

Баулин Олег Александрович

Минибаева Лиана Камилевна

Усманов Рим Рамилевич

Янышев Валерий Владимирович

Даты

2015-01-10Публикация

2013-09-13Подача